Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя B.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, C.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, М.Б. Лобова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.А. Сивицкого,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы автономной некоммерческой организации "Институт права и публичной политики" к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Автономная некоммерческая организация "Институт права и публичной политики" (далее - АНО "Институт права и публичной политики") оспаривает конституционность части 1 статьи 19.34 КоАП Российской Федерации, которая в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2022 года N 622-ФЗ, предусматривала, что осуществление деятельности некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, не включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Как следует из представленных материалов, постановлением судьи Мещанского районного суда города Москвы от 23 декабря 2021 года, оставленным без изменения судьями вышестоящих судов, АНО "Институт права и публичной политики" была привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.34 КоАП Российской Федерации, и ей было назначено административное наказание в виде административного штрафа. Основанием для привлечения к административной ответственности послужило то, что АНО "Институт права и публичной политики" получала иностранное финансирование и осуществляла деятельность (участие в организации и проведении публичных мероприятий; организация и проведение публичных дебатов, дискуссий, выступлений; публичные обращения к органам публичной власти и их должностным лицам; влияние на деятельность этих органов путем действий, направленных на принятие, изменение, отмену нормативных актов; распространение мнений о решениях, принимаемых государственными органами), которая с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в Постановлении от 8 апреля 2014 года N 10-П, была квалифицирована как политическая, т.е. данная организация являлась некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, однако с заявлением о включении в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, не обратилась.
По мнению АНО "Институт права и публичной политики", оспариваемое законоположение не соответствует статьям 1 (часть 1), 19 (части 1 и 2), 30 (часть 1), 45 (часть 1), 46 (часть 1), 54, 55 (части 2 и 3) и 56 (часть 3) Конституции Российской Федерации, поскольку по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, позволяет в силу своей неопределенности и в отсутствие законодательного определения понятия "политическая деятельность" произвольно привлекать некоммерческую организацию, занимающуюся научной деятельностью, к административной ответственности до принятия уполномоченным органом решения о включении некоммерческой организации в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
В Постановлении от 8 апреля 2014 года N 10-П Конституционный Суд Российской Федерации признал взаимосвязанные положения пункта 6 статьи 2, абзаца второго пункта 7 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и части шестой статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку, выделяя некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, и устанавливая их обязанность до начала осуществления политической деятельности подать в уполномоченный орган заявление о включении в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, данные законоположения по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования:
направлены на обеспечение прозрачности (открытости) деятельности некоммерческих организаций, получающих денежные средства и иное имущество от иностранных источников и участвующих в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, в целях оказания воздействия - прямого или опосредованного (путем формирования общественного мнения) - на принимаемые государственными органами решения и проводимую ими государственную политику, не предполагают государственного вмешательства в определение предпочтительного содержания и приоритетов такой деятельности и не означают негативную законодательную оценку некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента;
устанавливают уведомительный порядок включения некоммерческих организаций в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, и не препятствуют некоммерческим организациям свободно изыскивать и получать денежные средства и иное имущество как от иностранных, так и от российских источников и использовать их для организации и проведения политической деятельности, в том числе в интересах иностранных источников;
исходят из презумпции законности и добросовестности деятельности некоммерческих организаций и не лишают их права на судебную защиту от необоснованных требований органов юстиции или прокуратуры о подаче заявления о включении в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, возлагая бремя доказывания необходимости подачи такого заявления на соответствующие государственные органы.
В названном Постановлении Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что некоммерческая организация - для того чтобы быть признанной выполняющей функции иностранного агента - должна:
быть российской некоммерческой организацией, что исключает отнесение к некоммерческим организациям, выполняющим функции иностранного агента, международных и иностранных организаций, включая их представительства (филиалы), открытые на территории Российской Федерации;
получать денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ). При этом ни временные (продолжительность, систематичность, однократность), ни количественные (размер, объем), ни видовые (пожертвования, гранты, премии и т.п.) характеристики получаемых некоммерческой организацией от иностранных источников денежных средств или иного имущества юридического значения не имеют, чем, по существу, блокируется возможность произвольного истолкования и применения указанных законоположений в части, относящейся к условиям получения иностранного финансирования. Вместе с тем важно учитывать, что соответствующие денежные средства и иное имущество должны быть не просто перечислены (направлены в адрес) некоммерческой организации, а приняты ею; если же она отказывается от их получения и возвращает иностранному источнику, тем более когда такие действия предпринимаются до начала участия в политической деятельности, объявления себя некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, не требуется. В противном случае некоммерческие организации были бы поставлены в положение, не согласующееся с презумпцией законности и добросовестности их деятельности и не позволяющее им определять приемлемые источники получаемых денежных средств и иного имущества и самостоятельно решать вопрос об их принятии;
участвовать в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, т.е. независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, участвовать (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях. Их формы могут быть самыми разнообразными: помимо собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования политические акции могут выражаться в предвыборной агитации и агитации по вопросам референдума, в публичных обращениях к органам государственной власти, в распространении, в том числе с использованием современных информационных технологий, своих оценок принимаемых государственными органами решений и проводимой ими политики, а также в других действиях, исчерпывающее законодательное установление перечня которых невозможно. При отнесении тех или иных мероприятий, к организации и проведению которых причастны некоммерческие организации, к политическим акциям, подпадающим под действие указанных законоположений, принципиальное значение должны иметь их направленность на воздействие - непосредственное или путем формирования общественного мнения - на принятие государственными органами решений и проводимую ими государственную политику, а также нацеленность на публичный резонанс и привлечение внимания со стороны государственного аппарата и (или) гражданского общества.
Осуществление же некоммерческой организацией деятельности в таких областях, как наука, культура, искусство, здравоохранение, профилактика и охрана здоровья граждан, социальная поддержка и защита граждан, защита материнства и детства, социальная поддержка инвалидов, пропаганда здорового образа жизни, физическая культура и спорт, защита растительного и животного мира, благотворительность, а также содействие благотворительности и добровольчество, не относится к политической деятельности, занятие которой может служить основанием для признания такой организации выполняющей функции иностранного агента, - даже если она имеет целью воздействие на принимаемые государственными органами решения и проводимую ими государственную политику, но при условии, что эти цели не выходят за пределы (рамки) соответствующей области деятельности.
Из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 8 апреля 2014 года N 10-П также следует, что в соответствии с положениями федеральных законов "О некоммерческих организациях" и "Об общественных объединениях" (в том числе в редакции, примененной судами в конкретном деле заявителя) обязанность официально принять на себя статус некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, посредством направления в уполномоченный орган заявления о своем включении в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, возникает у некоммерческой организации только тогда, когда она действительно намерена после получения денежных средств или иного имущества от иностранных источников принимать участие в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации. При этом в силу презумпции законности и добросовестности деятельности некоммерческих организаций данная обязанность должна реализовываться в уведомительном порядке - исходя из самостоятельной оценки некоммерческой организацией собственных намерений - до начала осуществления политической деятельности.
Соответственно, рассматриваемая во взаимосвязи с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации часть 1 статьи 19.34 КоАП Российской Федерации (в оспариваемой заявителем редакции), которая обеспечивает соблюдение приведенных требований законодательства, не предполагает - вопреки утверждениям АНО "Институт права и публичной политики" - произвольного привлечения некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента и не исполнившей обязанность подать заявление о включении в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, к административной ответственности. Напротив, в силу статей 26.1 и 26.2 данного Кодекса обстоятельства, имеющие отношение к делу об административном правонарушении, подлежат выяснению путем исследования доказательств, каковыми являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, а также виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, что с учетом объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного оспариваемым законоположением, предполагает при производстве по делу о соответствующем административном правонарушении установление, наряду с прочим, основания для включения некоммерческой организации в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 2018 года N 1689-О).
Таким образом, часть 1 статьи 19.34 КоАП Российской Федерации не может расцениваться как нарушающая конституционные права заявителя в указанном им аспекте.
Более того, АНО "Институт права и публичной политики" в своей жалобе, по существу, просит Конституционный Суд Российской Федерации квалифицировать осуществляемую этой некоммерческой организацией деятельность в качестве научной и подтвердить, что у заявителя отсутствовала обязанность подать заявление о включении в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, т.е. оценить принятые судами решения по вопросу о том, имелись ли основания для признания АНО "Институт права и публичной политики" некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента. Между тем разрешение такого рода вопросов, будучи связанным с исследованием доказательств и установлением фактических обстоятельств, не входит в полномочия Конституционного Суда Российской Федерации (статья 125 Конституции Российской Федерации и статья 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации").
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы автономной некоммерческой организации "Институт права и публичной политики", поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 февраля 2024 г. N 509-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы автономной некоммерческой организации "Институт права и публичной политики" на нарушение ее конституционных прав частью 1 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Опубликование:
сайт Конституционного Суда Российской Федерации (ksrf.ru)
-