г. Краснодар |
|
22 июля 2024 г. |
Дело N А63-6129/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 июля 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Прокофьевой Т.В. и Черных Л.А.,, в отсутствие в судебном заседании заявителя - публичного акционерного общества "Ставропольэнергосбыт", заинтересованного лица - Управления Ставропольского края - Государственной жилищной инспекции, третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - филиал публичного акционерного общества "Россети Северный Кавказ", извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Управления Ставропольского края - Государственной жилищной инспекции на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 11.10.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2024 по делу N А63-6129/2023, установил следующее.
Публичное акционерное общество "Ставропольэнергосбыт" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края к Управлению Ставропольского края - Государственной жилищной инспекции (далее - инспекция, административный орган) с заявлением о признании недействительным предписания от 10.01.2023 N 103334.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен филиал публичного акционерного общества "Россети Северный Кавказ".
Решением от 11.10.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 29.03.2024, суд удовлетворил заявленное обществом требование. Судебные инспекции указали, что общество, как гарантирующий поставщик электрической энергии не имеет фактической возможности исполнить предписание, организовав бесперебойное энергоснабжение потребителей. Инспекция не представила доказательства, подтверждающие превышение допустимой продолжительности перерыва в предоставлении коммунальной услуги (энергоснабжения) в жилые дома.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить обжалуемые судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленного требования. По мнению инспекции, суды не учли, что общество, как гарантирующий поставщик, несет ответственность за передачу электроэнергии и обеспечение условий её передачи в рамках установленных обязательственных отношений с потребителями, а именно в пределах своей ответственности отвечает перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и её качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями. Нарушения параметров качества электрической энергии указывают на то, что общество не приняло достаточные меры по содержанию, эксплуатации, ремонту и модернизации электросетевого хозяйства. В результате необеспечения обществом надежного и качественного электроснабжения потребителей, на потребителей энергии возложены необоснованные ограничения, связанные с невозможностью реализации принадлежащих им прав на качественное электроснабжение, в том числе без использования технических средств, позволяющих стабилизировать и нормализовать отклонения напряжения в сети.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела. По мнению заявителя, общество, не являясь собственником (владельцем) объектов электросетевого хозяйства, не имеет доступа к электрическим сетям, не несет бремя их содержания и не осуществляет обслуживание данных организаций. Внеплановые и аварийные ограничения электроснабжения направлены на восстановление повреждений в результате воздействия на объекты электросетевого хозяйства при неблагоприятных природных явлениях. Законодательством в сфере электроэнергетики предусмотрены основания для отключения электрической энергии, в том числе внерегламентные и сроки допустимой продолжительности перерыва предоставления коммунальных услуг в жилые дома. При отключении электроснабжения по основной схеме подключения, управляющая компания многоквартирного дома должна переключить питание на резервную схему, тем самым обеспечив бесперебойность электроснабжения потребителей, однако инспекцией не установлены причины не включения резервного питания управляющей МКД компанией. В данном случае отключения электрической энергии имели место в связи с необходимостью выполнения оперативных переключений и аварийно-восстановительных работ, связанных с неблагоприятными погодными условиями, поэтому возложение на общество обязательств по обеспечению бесперебойного электроснабжения потребителей незаконно.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует и судами установлено, что 15.12.2022 управлением принято решение N 00103334 о проведении в отношении общества внеплановой документарной проверки по обращениям граждан о перебоях в предоставлении коммунальной услуги по электроснабжению по следующим адресам, расположенным в г. Ставрополь, пр-д Юго-Западный, 8; ул. Доваторцев, 90 а; ул. Тюльпановая, 10/2 (далее - МКД).
10 января 2023 года управление составило акт документарной проверки N 103334, согласно которому в действиях общества выявлены нарушения обязательных требований, установленных муниципальными правовыми актами, в частности постановлением администрации города Ставрополя от 11.10.2022 N 2156 "О начале отопительного сезона". Инспекция, указав, что собственники помещений в жилых индивидуальных и многоквартирных домах с наступлением отопительного сезона в целях соблюдения требований и правил эксплуатации жилых помещений обязаны поддерживать нормативный уровень температуры воздуха, установленных пунктом 15 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), а именно в жилых помещениях - не ниже (+) 18 С (в угловых комнатах - (+) 20 С); перерыв в предоставлении коммунальной услуги по электроснабжению не допускается, так как в многоквартирных домах потребители имеют энергозависимое оборудование в целях приготовления коммунальной услуги по отоплению, обеспечивающие безопасные условия проживания граждан, пришла к выводу о том, что обществом не соблюдены Правила N 354 относительно бесперебойного предоставления коммунальных услуг по электроснабжению собственникам и пользователям помещений в МКД.
По результатам проверки обществу выдано предписание от 10.01.2023 N 103334, согласно которому в срок до 10.02.2023 общество обязано организовать бесперебойное электроснабжение потребителей и представить информацию в управление.
В целях защиты своих интересов, со ссылкой на пункт 12 статьи 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", общество направило в административный орган возражения на акт проверки и предписание.
По результатам рассмотрения которых, управление письмом от 08.02.2023 N 02-04/581 сообщило, что основания для признания предписания недействительным отсутствуют.
Не согласившись с предписанием, общество обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с настоящим заявлением.
Судебные инстанции установили фактические обстоятельства по делу, исследовали и оценили представленные в материалы дела доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и, руководствуясь частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", пунктами 2, 34, 47 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Правила N 442), пунктами 15, 150 Правил 354, пунктами 14 (1), 31 (6) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), пунктом 3.4.2 ГОСТ 22.0.03-97/ГОСТ Р 22.0.03-95 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения", статьями 3, 6, 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), пришли к правильному выводу об обоснованности заявленного обществом требования и признали недействительным предписание инспекции.
Приведенными нормами в сфере электроэнергетике прямо предусмотрены основания отключения электрической энергии, в том числе внерегламентные, в частности: ограничение режима потребления по обстоятельствам, не связанным с необходимостью проведения ремонтных работ на объектах электроэнергетики или с возникновением (угрозой возникновения) аварийных электроэнергетических режимов; введение ограничения режима потребления в целях проведения ремонтных работ на объектах электроэнергетики; введение ограничения режима потребления в целях предотвращения или ликвидации аварийных ситуаций.
При принятии оспариваемого предписания инспекция исходила из пункта 9 Приложения N 1 к Правилам N 354, согласно которому потребителю должно быть обеспечено бесперебойное круглосуточное электроснабжение в течение года, однако этой же нормой установлена допустимая продолжительность перерыва электроснабжения: 2 часа - при наличии двух независимых взаимно резервирующих источников питания и 24 часа - при наличии 1 источника питания.
Согласно подпункту "з" пункта 2 Правил N 442, ограничение режима потребления вводится при возникновении (угрозе возникновения) аварийных электроэнергетических режимов.
Суды установили, что 01.12.2011 общество (заказчик) и ОАО "МРСК Северного Кавказа" (исполнитель), изменивший наименование на ПАО "Россети Северный Кавказ", что подтверждается записью в ЕГРЮЛ от 24.03.2020 заключили договор N СЭ04454 на оказание услуг по передаче электрической энергии (далее - договор).
В соответствии с пунктом 2.1. договора исполнитель обязан оказывать услуги по передаче электрической энергии посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства, принадлежащие ПАО "Россети Северный Кавказ" на праве собственности или ином установленном федеральным законом основании, а также через технические устройства ТСО (территориальных сетевых организаций), а общество обязалось оплачивать ПАО "Россети Северный Кавказ" услуги в порядке, установленном договором.
Субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями (пункт 1 статьи 38 Закон N 35-ФЗ, пункт 15 Правил N 861).
Пунктами 4 и 12 Правил N 861 предусмотрено, что услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии, по которому сетевая организация обязуется осуществить комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, а потребитель услуг - оплатить их.
В силу подпункта "а" пункта 15 Правил N 861 при исполнении договора сетевая организация обязана обеспечить передачу электрической энергии в точке присоединения энергопринимающих устройств потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор) к электрической сети, качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам с соблюдением величин аварийной и технологической брони.
В соответствии с абзацем 3 пункта 30 Правил N 442, если энергопринимающее устройство потребителя технологически присоединено к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации опосредованно через энергопринимающие устройства, объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче, то гарантирующий поставщик и сетевая организация несут ответственность перед потребителем за надежность снабжения его электрической энергией и ее качество в пределах границ балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации.
Согласно пункту 4 Правил N 861 технологическое присоединение энергопринимающих устройств в целях обеспечения надежного их электроснабжения и качества электрической энергии может быть осуществлено по одной из трех категорий надежности.
Согласно пункту 31 (6) Правил N 861 общие принципы и порядок оказания услуг по передаче электрической энергии, содержание обязательств сетевой организации по обеспечению надежности снабжения электрической энергией энергопринимающих устройств, в отношении которых заключен договор, обуславливает категория надежности.
Для первой и второй категорий надежности допустимое число часов отключения в год и сроки восстановления энергоснабжения определяются сторонами в договоре в зависимости от параметров схемы электроснабжения, наличия резервных источников питания и особенностей технологического процесса осуществляемой потребителем услуг (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключен договор) деятельности, но не могут быть более величин, предусмотренных для третьей категории надежности. Для третьей категории надежности допустимое число часов отключения в год составляет 72 часа, но не более 24 часов подряд, включая срок восстановления электроснабжения, за исключением случаев, когда для производства ремонта объектов электросетевого хозяйства необходимы более длительные сроки, согласованные с федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Проанализировав представленное в материалы дела письмо сетевой организации от 22.12.2022 N МР8/СЭФ/зэс.01/1138, а также справку Ставропольского ЦГМС от 29.05.2023 N 314-11- 05-1144, согласно которой 30.11.2022 в г. Ставрополь зафиксирован ветер скоростью 19 м/с и информацию МЧС России по Ставропольскому краю, размещенную на сайте https://26.mchs.gov.ru в частности, согласно которой "_на 30 ноября 2022 на территории края из-за сильных порывов ветра 20-25 м/с существует вероятность возникновения происшествий, связанных с ухудшением условий и дорожного движения, увеличение количества ДТП, повреждением (обрывом) линий связи и ЛЭП, повреждение кровли, рекламных щитов и деревьев, нарушениями работы систем жизнеобеспечения, осложнением условий проведения аварийно-восстановительных работ_", судебные инстанции установили, что жилой дом по адресу: г. Ставрополь, ул. Юго-Западный проезд, 8 имеет двойное электроснабжение от двух трасформаторной ТП-11/173 2*630 кВА, что соответствует 2-ой категории надежности; МКД, расположенные по адресу ул. Доваторцев, 90а и ул. Тюльпановая, 10/2 подключены по 3-ей категории надежности; в период с 01.01.2022 по 05.12.2022 отключения электрической энергии спорных жилых домов вызваны оперативными переключениями и аварийно-восстановительными работами, связанными с неблагоприятными погодными явлениями, что подтверждается материалами дела и, как следует из кассационной жалобы, не оспаривается инспекцией.
В соответствии с требованиями пункта 3.4.2 ГОСТ 22.0.03-97/ГОСТ Р 22.0.03-95 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения" сильный ветер - движение воздуха относительно земной поверхности со скоростью или горизонтальной составляющей свыше 14 м/с относится к опасным метеорологическим явлениям. При этом в г. Ставрополе 30.11.2022 зафиксирован ветер скоростью 19 м/с, что свидетельствует о наличии чрезвычайных обстоятельств и обоснованно учтено судами.
Установив указанные обстоятельства, судебные инстанции обоснованно указали, что природные явления стихийного характера, имевшие место в данном случае, прогнозируемыми событиями не являются и, следовательно, должны рассматриваться в качестве непреодолимой силы, поскольку обладают признаками чрезвычайности, исключительности и объективной непреодолимости.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 115 Правил N 354 исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги без предварительно уведомления потребителя в случае возникновения стихийных бедствий и (или) чрезвычайных ситуаций, а также при необходимости их локализации и устранения последствий - с момента возникновения таких ситуаций, а также с момента возникновения такой необходимости.
Проанализировав акт документарной проверки общества от 10.01.2023 N 103334, согласно которому по спорным МКД отключения электрической энергии вызваны оперативными переключениями и аварийно-восстановительными работами, связанными с неблагоприятными погодными явлениями: 22.11.2022 с 10 часов 32 минут до 12 часов 00 минут (поиск повреждения, перевод на резерв); 22.11.2022 с 16 часов 29 минут до 17 часов 36 минут (монтаж перемычек для запитки Ф-182 ПС 110 кВ Южная, повреждение кабеля Ф-182); 30.11.2022 с 15 часов 02 минут до 15 часов 45 минут (поиск повреждения, устранение наброса на опоре N 68); 04.12.2022 с 16 часов 21 минута до 17 часов 11 минут (поиск повреждения, устранение наброса на опоре N 93); 05.12.2022 с 09 часов 54 минут до 16 часов 03 минут (поиск ОЗЗ); 05.12.2022 с 22 часов 43 минут до 23 часов 20 минут (устранение наброса), суды пришли к выводу о том, что перерыв в подаче электроэнергии был вызван аварийной ситуацией, при этом доказательства, превышения допустимой продолжительности перерыва предоставления коммунальной услуги акт документарной проверки не содержит и инспекцией в материалы дела не предоставлены.
Таким образом, установив, что перерыв в подаче электроэнергии обусловлен необходимостью принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварий в системе энергоснабжающей организации; в данном случае, отключены временно были объекты электросетевого хозяйства сетевой организации; инспекция не представила доказательства о нарушении обществом пункта 31(6) Правил N 861, выразившемся в превышении допустимого количества часов отключения электрической энергии в МКД, расположенных по адресу: г. Ставрополь, пр-д Юго-Западный, 8; ул. Доваторцев, 90 а; ул. Тюльпановая, 10/2, судебные инстанции обоснованно признали оспариваемое предписание инспекции недействительным. Документально данный вывод инспекция не опровергла.
При этом, заявляя о нарушении обществом пункта 15 Правил 354, инспекция не представила доказательства об отсутствии в спорных домах альтернативного способа отопления.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов, направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции установлены положениями статьи 286 данного Кодекса. Арбитражный суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по оценке (переоценке) и исследованию фактических обстоятельств дела, установленных в ходе его рассмотрения по существу.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 11.10.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2024 по делу N А63-6129/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Проанализировав акт документарной проверки общества от 10.01.2023 N 103334, согласно которому по спорным МКД отключения электрической энергии вызваны оперативными переключениями и аварийно-восстановительными работами, связанными с неблагоприятными погодными явлениями: 22.11.2022 с 10 часов 32 минут до 12 часов 00 минут (поиск повреждения, перевод на резерв); 22.11.2022 с 16 часов 29 минут до 17 часов 36 минут (монтаж перемычек для запитки Ф-182 ПС 110 кВ Южная, повреждение кабеля Ф-182); 30.11.2022 с 15 часов 02 минут до 15 часов 45 минут (поиск повреждения, устранение наброса на опоре N 68); 04.12.2022 с 16 часов 21 минута до 17 часов 11 минут (поиск повреждения, устранение наброса на опоре N 93); 05.12.2022 с 09 часов 54 минут до 16 часов 03 минут (поиск ОЗЗ); 05.12.2022 с 22 часов 43 минут до 23 часов 20 минут (устранение наброса), суды пришли к выводу о том, что перерыв в подаче электроэнергии был вызван аварийной ситуацией, при этом доказательства, превышения допустимой продолжительности перерыва предоставления коммунальной услуги акт документарной проверки не содержит и инспекцией в материалы дела не предоставлены.
Таким образом, установив, что перерыв в подаче электроэнергии обусловлен необходимостью принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварий в системе энергоснабжающей организации; в данном случае, отключены временно были объекты электросетевого хозяйства сетевой организации; инспекция не представила доказательства о нарушении обществом пункта 31(6) Правил N 861, выразившемся в превышении допустимого количества часов отключения электрической энергии в МКД, расположенных по адресу: г. Ставрополь, пр-д Юго-Западный, 8; ул. Доваторцев, 90 а; ул. Тюльпановая, 10/2, судебные инстанции обоснованно признали оспариваемое предписание инспекции недействительным. Документально данный вывод инспекция не опровергла."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 июля 2024 г. N Ф08-4835/24 по делу N А63-6129/2023