Я, Главный государственный санитарный врач по Саратовской области Павлов Н.Н., проанализировав ситуацию с прохождением паводка в 2023г., результаты федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора за деятельностью объектов по сбору и очистке, распределению воды, удалению сточных вод, качеством воды источников питьевого централизованного водоснабжения установил, что в период прохождения паводка в 2023 г. был подтоплен 1 населенный пункт - г. Петровск. В зоне подтопления находилось 620 приусадебных участков (из них 200 придомовых территорий без проживания людей), 48 жилых домов, с численностью населения 963 человека, в том числе 243 ребенка. В зону подтопления так же попали 1 разводящая система водоснабжения, 420 выгребных ям. Объекты социальной инфраструктуры, а также эпидемиологически значимые объекты в зоне подтопления не находились. Водозабор (8 артезианских скважин) в зону подтопления не попал. Всего на территории г. Петровска было организовано 4 пункта временного размещения.
С целью контроля качества питьевой воды из источников централизованного водоснабжения, разводящей сети, весь период подтопления осуществлялся отбор проб на лабораторные исследования воды по микробиологическим, вирусологическим, санитарно-химическим показателям. По результатам проведенных исследований все пробы питьевой воды соответствовали гигиеническим нормативам. Жителям подтопленных территорий администрацией Петровского муниципального района осуществлялся подвоз бутилированной воды. Кроме того, среди населения было распространено более 200 памяток по профилактике инфекционной заболеваемости и проведению дезинфекционных мероприятий в послепаводковый период.
В 2023 г. в целом по области отмечался рост заболеваемости населения острыми кишечными инфекциями (ОКИ) - на 14,3%. Уровень заболеваемости ОКИ в области ниже уровня среднероссийского показателя на 20,2% (РФ - 418,5).
Из числа ОКИ установленной этиологии 53% были вызваны вирусами, из них 52,8% приходилось на ротавирусную инфекцию, обладающей высокой контагиозностью и способностью поражать население разных возрастных групп. В относительных значениях наибольшее количество заболевших острыми кишечными инфекциями вирусной этиологии отмечалось в Балаковском (179,7 на 100 тысяч населения), Хвалынском (80,5 на 100 тысяч населения), Энгельсском (68,3 на 100 тысяч населения) районах и в г. Саратове (105,6 на 100 тысяч населения).
Среди ОКИ бактериальной этиологии в 2023 г. показатель заболеваемости выше аналогичного показателя прошлого года в 1,9 раза.
Показатель заболеваемости сальмонеллезами в области, с показателем 24,3 на 100 тысяч населения, в 2023 году находился на уровне среднероссийского показателя заболеваемости (РФ - 21,5). Наиболее высокие показатели заболеваемости сальмонеллёзом зарегистрированы в Аткарском (81,9 на 100 тысяч населения), Балаковском (48,4 на 100 тысяч населения) и Пугачевском (44,9 на 100 тысяч населения) районах.
В Саратовской области ежегодно регистрируются случаи заболевания острым вирусным гепатитом А (ВГА), в 2023 г. зарегистрирован 84 случая в 7 административных территориях, что на 39,7% выше показателя 2022 года. Уровень заболеваемости ВГА в 2023 г. в области выше показателя по Российской Федерации на 47% (РФ - 2,42). Превышение среднеобластных показателей зарегистрировано в Дергачевском (18,2 на 100 тысяч населения), Энгельсском (9,14 на 100 тысяч населения) и г. Саратове (5,66 на 100 тысяч населения).
Воду открытых водоемов для хозяйственно-питьевых целей используют 83,6% населения области. В условиях паводка возрастает риск распространения инфекций, реализация которых возможна при использовании некачественной питьевой воды (брюшной тиф, дизентерия, вирусный гепатит А, энтеровирусные инфекции, прочие кишечные инфекции вирусной и бактериальной этиологии, паразитарные заболевания). В целях недопущения возникновения и распространения инфекционных заболеваний среди населения, необходимо обеспечить своевременную иммунизацию лиц из групп риска против брюшного тифа, дизентерии, вирусного гепатита А.
В целом по Саратовской области в 2023 г. не соответствовало санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам 88,2% поверхностных источников питьевого водоснабжения, в том числе из-за отсутствия зон санитарной охраны 88,2%.
Доли проб воды из источников централизованного питьевого водоснабжения, не соответствовавших гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, в 13 муниципальных районах превышали среднеобластной показатель (29,2%) в 1,5 и более раз (Ивантеевский, Аркадакский, Краснокутский, Красноармейский, Самойловский, Петровский, Балашовский, Балтайский, Лысогорский, Духовницкий, Романовский, Федоровский, Ровенский); по микробиологическим (2,0%) в 3 районах (Красноармейский, Пугачевский, и МО "Город Саратов").
Среди водопроводов из поверхностных источников в 2023 г. не соответствовали требованиям законодательства 74,7%, в том числе из-за отсутствия необходимого комплекса очистных сооружений, обеззараживающих установок, эффективных технологий очистки и обеззараживания воды 61,9% в Ершовском, Федоровском, Дергачевском, Ивантеевском, Пугачевском, Перелюбском, Краснокутском, Питерском муниципальных районах.
С целью предотвращения ухудшения санитарно-эпидемиологической обстановки в период паводка 2024 г. и снижения угрозы здоровью населения, руководствуясь ст. 19, ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", постановляю:
1. Рекомендовать главам администраций муниципальных районов и городских округов области:
1.1. Разработать и утвердить до 10 марта 2024 года планы противопаводковых мероприятий, обратив особое внимание на состояние объектов водоснабжения и канализования, ливневой канализации и дренажных систем, кладбищ, скотомогильников, навозохранилищ, иловых площадок, складов ядохимикатов, пестицидов, ГСМ и нефтебаз, расположенных в зонах подтопления, в водоохранных зонах. Обеспечить контроль за их выполнением.
1.2. Рассмотреть на заседаниях санитарно-противоэпидемических комиссий вопросы о подготовке к паводку 2024 г., о минимизации эпидемиологических последствий паводков и готовности заинтересованных организаций и служб к работе в этот период.
1.3. Определить жилые территории, предположительно затопляемые или изолированные паводковыми водами в период затопления и число жителей, подлежащих эвакуации, в том числе детей и беременных женщин.
1.4. Провести проверку безопасности гидротехнических сооружений, находящихся на территории муниципальных районов, назначить ответственных лиц за их состояние и готовность к паводку.
1.5. Обеспечить контроль за безопасностью эпидемиологически значимых объектов водоснабжения, канализации, полигонов твердых бытовых отходов, животноводческих объектов, скотомогильников, выгребных ям, дворовых и общественных туалетов в предпаводковый и паводковый периоды.
1.6. Обеспечить необходимый запас дезинфицирующих средств для проведения дезинфекции территорий, помещений, надворных уборных и др., руководствуясь рекомендациями Роспотребнадзора по организации и проведению дезинфекции, дератизации и дезинсекции на территориях, вышедших из зоны подтопления, на объектах, представляющих наибольший риск распространения инфекций в период наводнения.
1.7. Для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия пострадавшего от паводка населения организовать пункты временного размещения с соответствующим водоснабжением, питанием, условиями для соблюдения личной гигиены.
1.8. Организовать доставку на жилые территории, изолированные паводковыми водами, питьевой воды из гарантированных водоисточников в специально приготовленных для этой цели емкостях, пищевых продуктов, не требующих особых условий хранения и транспортировки, а также при необходимости детского питания.
1.9. Активизировать работу административных комиссий по решению вопросов очистки и благоустройства территорий.
1.10. Обеспечить контроль за эксплуатацией водопроводных сооружений при достаточном количестве реагентов и обеззараживающих средств с учетом расхода реагентов в сутки.
1.11. Организовать контроль за обеспечением сельского населения качественной питьевой водой, за обеззараживанием воды децентрализованных систем водоснабжения (каптажи, общественные колодцы), благоустройством территорий.
2. Рекомендовать Министерству здравоохранения Саратовской области, руководителям медицинских организаций области:
2.1. Провести анализ и обеспечить готовность медицинских организаций области к приему больных, наличия средств диагностики, лечения, профилактики, дезинфицирующих средств.
2.2. Предусмотреть создание запаса вакцин по эпидемическим показаниям (против вирусного гепатита А, брюшного тифа, дизентерии, туляремии) и препаратов экстренной профилактики (бактериофагов, иммуноглобулинов, химиопрепаратов, противовирусных препаратов), препаратов экстренной профилактики (бактериофагов, иммуноглобулинов, химиопрепаратов), а также средств неспецифической профилактики в случае возникновения чрезвычайных ситуаций в период паводка.
2.3. Обеспечить соблюдение требований биологической безопасности в микробиологических лабораториях медицинских организаций, работающих с микроорганизмами II-IV групп патогенности.
3. Рекомендовать директорам МУПП "Саратовводоканал", ГУП СО "Облводоресурс", МУП "Энгельс-Водоканал", МУП "Петровское ЖКХ", МУП "Балашовское ЖКХ", начальнику Приволжской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", руководителям предприятий, имеющим на балансе водопроводы, в срок до 15 марта 2024 года обеспечить:
3.1. Все очистные водопроводные сооружения необходимым запасом коагулянта, флокулянта, хлора и хлорсодержащих реагентов.
3.2. Готовность водопроводных очистных сооружений, в том числе реагентного хозяйства, к работе в паводковый период.
3.3. Готовность водоразборных колонок к началу паводка.
3.4. Защиту источников централизованного и децентрализованного водоснабжения от загрязнения в период паводка, а также защиту насосно-силового оборудования на водопроводах от затопления.
3.5. Провести очистку и дезинфекцию резервуаров чистой воды и водонапорных башен, а также очистку зон санитарной охраны водоисточников, в том числе прилегающую территорию к децентрализованным источникам (колодцы, каптажи, родники).
3.6. На период паводка обеспечить проведение ежедневного лабораторного контроля качества воды, подаваемой водопроводными сооружениями населению, в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
3.7. Незамедлительно информировать Управление Роспотребнадзора по Саратовской области и территориальные отделы Управления об ухудшении качества питьевой воды, аварийных и других чрезвычайных ситуациях, влияющих на качество воды.
4. Начальникам территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по Саратовской области:
4.1. В период паводка усилить контроль за безопасностью эпидемиологически значимых объектов водоснабжения, водоотведения, кладбищ, полигонов ТКО, мест размещения твердых и жидких коммунальных объектов, полей фильтрации, ассенизации, выгребных ям, надворных и общественных туалетов, складов ГСМ, несанкционированных свалок (в том числе промышленных отходов), складов пестицидов и агрохимикатов, расположенных в водоохранных зонах.
4.2. При ухудшении качества воды в водоисточнике в случае затопления (подтопления) скважин, резервуаров и других водопроводных объектов, и прочих угрожающих ситуациях, потребовать от гарантирующий организаций, осуществляющий холодное водоснабжение введения режимов обеззараживания, гиперхлорирования воды, проведения дезинфекции сетей, резервуаров, колонок.
4.3. В случае получения неудовлетворительных результатов лабораторных исследований питьевой воды и других нарушений требований санитарного законодательства в период паводка в полной мере использовать полномочия, предоставленные Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ, в том числе использовать меры административного принуждения к виновным лицам. Обо всех случаях возникновения чрезвычайных ситуаций (паводковых, аварийных) немедленно информировать Управление Роспотребнадзора по Саратовской области.
4.4. При необходимости инициировать проведение заседаний санитарно-противоэпидемических комиссий администрациями муниципальных образований и городских округов: при ухудшении эпидемиологической ситуации, по вопросам дополнительной иммунизации населения по эпидпоказаниям (против гепатита А, дизентерии, брюшного тифа, туляремии, сибирской язвы и т.д.), проведения экстренной профилактики, по проблемным вопросам водоснабжения, водоотведения и санитарной очистки.
4.5. Обеспечить достоверный учёт численности и контроль за состоянием иммунизации декретированных контингентов, подлежащих вакцинации против гепатита А, дизентерии, брюшного тифа, сибирской язвы, туляремии в соответствии с приказом Минздрава России от 06.12.2021 N 1122н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок, календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям и порядка проведения профилактических прививок".
4.6. В период возникновения подтопления территории и введения режима "чрезвычайной ситуации" ввести ежедневный эпидемиологический мониторинг за инфекционной заболеваемостью и проведением противоэпидемических мероприятий в пострадавших населенных пунктах, организовать и обеспечить контроль за экстренной фагопрофилактикой и вакцинацией населения по эпидемическим показаниям против инфекционных заболеваний, имеющих высокий эпидемиологический потенциал распространения в условиях чрезвычайной ситуации (против вирусного гепатита А, дизентерии Зонне, сибирской язвы, туляремии). Информировать ежедневно Управление о проводимых мероприятиях по электронной почте vyatkin_in@64.rospotrebnadzor.ru
4.7. Обеспечить контроль за проведением дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных мероприятий, за проведением санитарной очистки территории, утилизацией твердых коммунальных отходов (некачественных пищевых продуктов, комбикормов и др.).
4.8. Активизировать работу по информированию населения о существующих угрозах, изменениях в обстановке, о состоянии хозяйственно-питьевых водопроводов, о результатах лабораторных исследований воды, местах дислокации пунктов подвоза питьевой воды, мерах по предупреждению возникновения и распространения инфекционных заболеваний, передающихся водным путем.
4.9. Обеспечить контроль за подготовкой зданий и помещений пунктов временного размещения эвакуированных из затопленных зон людей, а также за условиями их водоснабжения, питания, гигиенического обеспечения.
4.10. Под особый контроль взять условия доставки и реализации детского питания на изолированных паводком территориях.
4.11. Усилить контроль за состоянием опасных производственных объектов, находящихся в паводковых зонах, с целью недопущения попадания загрязнений с талыми водами в реки, водохранилища с водозаборных площадей и потенциально опасных объектов.
4.12. В период проведения восстановительных работ осуществлять контроль за восстановлением в кратчайшие сроки и устойчивым функционированием объектов жизнеобеспечения в пострадавших районах (источников водоснабжения, водопроводной сети, очистных сооружений, объектов удаления сточных вод).
4.13. Еженедельно от начала паводка каждый четверг с 9.00 до 18.00 ч. докладывать о ходе выполнения настоящего Постановления в Управление Роспотребнадзора по Саратовской области по телефону (8452) 22-83-20, электронной почте: communal@64.rospotrebnadzor.ru, vyatkin_in@64.rospotrebnadzor.ru. При ухудшении санитарно-эпидемиологической обстановки - докладывать немедленно по телефону (8452) 20-18-58, 22-83-20, 208-308.
5. Главному врачу ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области":
5.1 Обеспечить готовность лабораторной базы, нештатных формирований к работе в паводковый период, оказания практической и методической помощи в случае возникновения чрезвычайной ситуации.
5.2. Усилить лабораторный контроль за качеством воды централизованных и нецентрализованных систем водоснабжения, качеством воды водоисточников 1 категории.
5.3. Обеспечить лабораторный контроль за качеством питьевой воды в емкостях для транспортировки и хранения воды в местах эвакуации и на затопленных территориях.
5.4. Обеспечить на период паводка ежедневный мониторинг заболеваемости острыми кишечными инфекциями, при ухудшении эпидемиологической ситуации немедленно информировать начальников территориальных отделов для принятия управленческих решений.
5.5 Информировать руководителя Управления Роспотребнадзора по Саратовской области и начальников территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по Саратовской области о каждой пробе питьевой воды, не отвечающей гигиеническим нормативам.
5.6. Информировать Управление Роспотребнадзора по Саратовской области о готовности лабораторной базы к индикации возбудителей инфекционных и паразитарных болезней, специализированных формирований к работе в очагах инфекционных и паразитарных заболеваний в срок до 10.03.2024 г. (vyatkin_in@64.rospotrebnadzor.ru).
6. Ответственность за выполнением настоящего Постановления на местах возлагаю на начальников территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по Саратовской области.
7. Контроль за выполнением требований настоящего Постановления возлагаю на заместителя руководителя Мясникову И.В.
|
Н.Н.Павлов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Главного государственного санитарного врача по Саратовской области от 1 марта 2024 г. N 3 "Об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения области в период паводка 2024 г."
Вступает в силу с 1 марта 2024 г.
Опубликование:
сайт Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области (http://64.rospotrebnadzor.ru/421) 1 марта 2024 г.