г. Краснодар |
|
25 июля 2024 г. |
Дело N А32-12498/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 июля 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Ташу А.Х., судей Бабаевой О.В. и Тамахина А.В., при участии в судебном заседании от истца - общества с ограниченной ответственностью "Компас Телеком" (ИНН 2347024442, ОГРН 1162369050370) - директора Аведова Д.Н., представителя Коваленко И.М. (доверенность от 01.08.2023), от ответчика - акционерного общества "Электросети Кубани" (ИНН 2308139496, ОГРН 1072308013821) - Ткачевой Н.Я. (доверенность от 01.01.2024), после перерыва Болговой Н.В. (доверенность от 01.01.2024), в отсутствие третьего лица - Федеральной антимонопольной службы, надлежаще извещенного о времени и месте судебного разбирательства посредством размещения сведений в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Электросети Кубани" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.11.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2024 по делу N А32-12498/2022, установил следующее.
ООО "Компас Телеком" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к АО "Электросети Кубани" (далее - компания) о взыскании 10 133 458 рублей 33 копеек неосновательного обогащения по договору от 01.07.2021 N 869 НС-ДХ (305) на доступ к 74 опорам, договору от 07.04.2021 N 638 НС-ДХ (442) на доступ к 162 опорам, договору от 04.06.2021 N 639 НС ДХ (476) на доступ к 227 опорам, договору от 28.06.2021 N 637 НС ДХ (565) на доступ к 13 опорам, договору от 05.08.2019 N 391 НС-ДХ на доступ к 114 опорам, договору (соглашению) от 03.08.2017 N 400 НС-ДХ на доступ к 379 опорам, договору (соглашению) от 25.12.2014 N 657 НС-ДХ на доступ к 522 опорам, 1 462 966 рублей процентов за пользование чужими денежными средствами с 08.02.2022 по 14.08.2023, процентов, начиная с 15.08.2023 по дату фактического исполнения обязательств (уточненные требования).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена ФАС.
Решением от 17.11.2023, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 27.04.2024, с ответчика в пользу истца взыскано 10 133 458 рублей 33 копейки неосновательного обогащения, 894 937 рублей 07 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами с 08.02.2022 по 31.03.2022 и с 02.10.2022 по 14.08.2023, проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленные на сумму задолженности, начиная с 15.08.2023 по день фактического исполнения обязательств, исходя из ключевой ставки Банка России, действовавшей в соответствующие периоды, за каждый день просрочки, а также 70 450 рублей 08 копеек расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части иска отказано. С компании в доход федерального бюджета взыскано 6563 рубля 80 копеек государственной пошлины, с общества - 338 рублей 20 копеек.
В кассационной жалобе компания просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении иска. По мнению заявителя, правовые основания для взыскания с ответчика неосновательного обогащения отсутствуют. Истец выразил согласие на условия заключенных договоров, в том числе на установленную цену, оплачивал предусмотренную договорами сумму в добровольном порядке, ответчик также надлежащим образом исполнял обязанности по договорам, предоставив истцу доступ к опорам воздушных линий. Указанные договоры не расторгались, не оспаривались и не изменялись. Действия сторон при исполнении обязательств по договорам в течение длительного периода времени свидетельствуют о том, что сторонам выгодны условия заключенных договоров, которые не ущемляли прав и интересов общества, не являлись для него убыточными, наоборот, предоставляли возможность осуществлять предпринимательскую деятельность с целью извлечения прибыли, оказывая услуги связи потребителям. Истец не доказал совокупность обстоятельств, необходимых для взыскания неосновательного обогащения, кроме того, к спорным правоотношениям статья 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не применяется, учитывая, что обязательства из неосновательного обогащения являются отдельным видом обязательств, носящим внедоговорной характер, в то время как отношения сторон урегулированы подписанными соглашениями. Предъявленный обществом размер неосновательного обогащения не мог приниматься во внимание, так как данный вид деятельности компании не является регулируемым, а ФАС не выступает регулятором, в связи с чем у нее отсутствует законодательно закрепленная возможность устанавливать экономически обоснованную цену на услугу по подвесу воздушных линий. Суды неправомерно взыскали сумму, начиная с 01.01.2019, так как именно с 01.03.2020 в действиях компании выявлены нарушения, о чем говорится в письме ФАС от 24.05.2023 N ПИ/40295/23 в ответ на обращение ответчика о разъяснении решения от 27.12.2021. Суд апелляционной инстанции необоснованно отказал ответчику в удовлетворении ходатайства о назначении судебной экспертизы. Суды не приняли во внимание частичный пропуск истцом срока исковой давности даже с учетом полученной компанией 08.02.2022 претензии, начиная с 01.01.2019.
В отзыве общество просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Определением от 16.07.2024 в судебном заседании объявлен перерыв до 14 часов 30 минут 23.07.2024.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, общество и компания заключили договоры о предоставлении доступа к инфраструктуре в целях размещения линий связи:
от 01.07.2021 N 869 НС-ДХ (305) на доступ к 74 опорам; от 07.04.2021 N 638 НС-ДХ (442) на доступ к 162 опорам; от 04.06.2021 N 639 НС ДХ (476) на доступ к 227 опорам; от 28.06.2021 N 637 НС ДХ (565) на доступ к 13 опорам; от 05.08.2019 N 391 НС-ДХ на доступ к 114 опорам; от 03.08.2017 N 400 НС-ДХ на доступ к 379 опорам; от 25.12.2014 N 657 НС-ДХ на доступ к 522 опорам.
В ходе осуществления деятельности тариф на доступ к инфраструктуре в зависимости от вида используемых опор установлен компанией в следующем размере:
с 01.03.2020 по 01.08.2021 ВЛ 0,4 кВ за одну опору в месяц 297 рублей, ВЛ 6-10 кВ за одну опору в месяц 353 рубля; с 01.08.2021 по 01.02.2022 ВЛ 0,4 кВ за одну опору в месяц 250 рублей, ВЛ 6-10 кВ за одну опору в месяц 296 рублей.
По результатам рассмотрения дела N 11/01/10-20/2021 комиссия ФАС в действиях компании установила нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в установлении и поддержании монопольно высокой цены на услуги по предоставлению мест креплений на воздушных линиях электропередачи для размещения оптического кабеля.
В ходе рассмотрения указанного дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании анализа данных, представленных ответчиком, комиссия установила расчетный оценочный тариф на доступ к инфраструктуре в следующем размере: для опор ВЛ 0,4 кВ - 34 рубля 88 копеек в месяц за одну опору с НДС; для опор ВЛ 6-10 кВ - 36 рублей 34 копейки в месяц за одну опору с НДС.
Таким образом, как полагает истец, исходя из содержания пунктов 2, 30, 38 Правил недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 N 1284 (далее - Правила N 1284), обоснованный размер платы на доступ к инфраструктуре по данным договорам за рассматриваемый период не мог быть выше значений, установленных антимонопольным органом.
По утверждению общества, в результате нарушения требований пунктов 2, 30, 38 Правил N 1284 и необоснованного установления компанией монопольно высокой цены на доступ к инфраструктуре истец переплатил по необоснованно завышенному тарифу на доступ к инфраструктуре 10 133 458 рублей 33 копейки с 01.01.2019 по 31.12.2021.
Поскольку компания не выплатила спорную сумму в добровольном порядке, общество обратилось в арбитражный суд с иском.
Возражая против удовлетворения иска, ответчик указал, что спорные договоры заключены истцом без принуждения, общество выразило согласие на условия договоров, в том числе на установленную цену. ФАС в решении от 27.12.2021 по делу N 11/01/10-20/2021 высказалась об установлении с 01.03.2020 и с 01.08.2021 необоснованной цены на услугу по предоставлению доступа к инфраструктуре, вместе с тем экономически обоснованную цену антимонопольный орган не указал. Приведенная примерная оценочная калькуляция тарифа на услугу не является экономически обоснованной и обязательной для установления ответчиком, а носит примерный, промежуточный характер. Истцом не заявлены ни требования о признании необоснованной цены, установленной договорами, ни требования об определении обоснованного тарифа. Кроме того, в решении ФАС указано на установление монопольно высокой цены услуги с 01.03.2020 и с 01.08.2021, что не соответствует периоду, за который истец просит взыскать с ответчика убытки (с 01.01.2019 по 31.12.2021). Также обществом пропущен срок исковой давности, поскольку с исковым заявлением оно обратилось лишь 21.03.2022, в то время как требования о взыскании убытков заявлены с 01.01.2019 по 31.12.2021.
Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались положениями статей 11, 12, 426, 452, 453, 779, 781, 1102, 1109 Кодекса, пунктами 2, 30, 38 Правил N 1284, письмом Минфина России от 08.07.2019 N 03-03-06/1/50124 и, квалифицировав спорные требования, как требования о взыскании неосновательного обогащения (требование о взыскании излишне уплаченных денежных средств не связано с целью возместить какие-либо расходы истца на восстановление нарушенного права (реальный ущерб) либо с целью возместить неполученный доход (упущенную выгоду); истец просит возвратить излишне уплаченные ответчику денежные средства в размере, превышающем размер экономически обоснованного тарифа на доступ к инфраструктуре, то есть возвратить денежные средства, необоснованно полученные ответчиком), исходили из того, что заключенные сторонами договоры по своей правовой природе являются публичными, в связи с чем их условия должны соответствовать требованиям законодательства. Компания при осуществлении предпринимательской деятельности по предоставлению доступа к инфраструктуре для целей размещения линий связи не может в произвольной форме определять размер такой платы, а обязана производить ее исчисление с учетом требований Правил N 1284.
Решением ФАС от 27.12.2021 по делу N 11/01/10-20/2021 в действиях компании выявлено нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в виде установления и поддержания монопольно высокой цены услуги - установления с 01.03.2020 цены (тарифов) на услугу по предоставлению доступа к инфраструктуре для размещения линий связи.
В ходе рассмотрения указанного дела на основании анализа данных, представленных ответчиком, комиссия ФАС установила расчетный оценочный тариф на доступ к инфраструктуре в следующем размере: для опор ВЛ 0,4 кВ - 34 рубля 88 копеек в месяц за одну опору с НДС; для опор ВЛ 6-10 кВ - 36 рублей 34 копейки в месяц за одну опору с НДС.
В рамках дела N А40-64076/2022 рассматривалось заявление компании к ФАС о признании незаконными решения и предписания от 27.12.2021 по делу N 11/01/10-20/2021. Определением Арбитражного суда города Москвы от 22.06.2022 по делу N А40-64076/2022 принят отказ компании от заявленных требований, производство по делу прекращено.
В ходе рассмотрения дела N 11/01/10-20/2021 о нарушении антимонопольного законодательства по результатам анализа бухгалтерской отчетности ответчика комиссия ФАС установила следующее:
1) по результатам анализа доходов и расходов ответчика с 2017 по 2020 годы установлено, что расходы по услуге в составе бухгалтерской отчетности в составе прочих расходов не формировались, то есть равны нулю. Анализ расшифровки строки 2350 "Прочие расходы" отчета о финансовых результатах с 2017 по 2020 годы также показал, что фактически понесенные расходы, связанные с осуществлением временного подвеса кабеля ВОЛС, в строке 2350 "прочие расходы" отсутствуют;
2) затраты, связанные с размещением ВОЛС, учитываются в полном объеме в составе регулируемых услуг (передача электрической энергии) без распределения на услугу, что подтверждается данными бухгалтерской отчетности. Услуга оказывается с использованием тех же объектов инфраструктуры, что и услуга по передаче электрической энергии. Затраты, учтенные в составе тарифа на услугу в соответствии с технологической картой, учитываются дважды: в составе регулируемых услуг и в составе услуги, что является экономически необоснованным.
Учитывая отсутствие в бухгалтерской отчетности компании сведений об учете экономически обоснованных расходов, относимых на предоставление доступа к инфраструктуре, в целях расчета экономически обоснованного тарифа антимонопольным органом применен коэффициент долевого участия 0,2 от размера прямых расходов, учтенных в тарифе на передачу электроэнергии. Доля косвенных расходов определена как отношение косвенных расходов к прямым расходам. В качестве показателя рентабельности использовалось среднеотраслевое значение в целом по отрасли электроэнергетики - 16%.
В ходе рассмотрения дела ответчик не представил доказательства, опровергающие указанные выводы антимонопольного органа. На предложение суда первой инстанции о проведении судебной экспертизы с целью определения экономически обоснованного тарифа ходатайство о таковой в суде первой инстанции не заявил.
С учетом произведенного истцом расчета неосновательное обогащение составило 10 133 458 рублей 33 копейки. Ответчик арифметическую и методологическую правильность произведенного истцом расчета неосновательного обогащения не оспорил.
Суды отклонили доводы компании о том, что до 01.03.2020 цена, установленная владельцем инфраструктуры в размере 300 рублей в месяц за одну опору, не признана монопольно высокой и необоснованной, ФАС в решении от 27.12.2021 по делу N 11/01/10-20/2021 высказалась об установлении необоснованной цены лишь с 01.03.2020 и 01.08.2021.
Так, решением комиссии Краснодарского УФАС от 15.02.2019 по делу N 205/2018 в отношении компании установлено нарушение антимонопольного законодательства при установлении стоимости предоставления доступа оператору связи для размещения одного волоконно-оптического кабеля на одной опоре линий электропередачи в размере 300 рублей в месяц (без НДС).
Как следует из постановления Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.01.2020 по делу N А32-23248/2019 по заявлению компании о признании недействительным данного решения комиссии, ежемесячная рыночная стоимость пользования линией электропередачи определена заявителем на основании отчета ООО "Бюро экспертиз и оценки "Финэкс"" N 174/17. Определенная отчетом стоимость с учетом указания на то, что рассматриваемый подход обычно приводит к объективным результатам, носит вероятностный характер. Экономически обоснованные затраты компании по данному виду деятельности в названном отчете не приведены. Компания в материалы дела также представила отчеты Союза "Торгово-промышленная палата Краснодарского края" от 25.06.20.2018 N 01/1/2018/125 "Об оценке рыночной стоимости права пользования конструктивной частью одной опоры в составе воздушных линий электропередачи для временного подвеса одного волокно-оптического кабеля, одного самонесущего изолированного провода, одной рекламной конструкции за один месяц" и ООО "Аудиторская фирма "Фабер Лекс"". В отчете Союза "Торгово-промышленная палата Краснодарского края" указано, что рыночная стоимость права пользования конструктивной частью одной опоры в составе воздушных линий электропередачи для временного подвеса одного волокно-оптического кабеля, одного самонесущего изолированного провода, одной рекламной конструкции за один месяц составляет 300 рублей, полученная величина итоговой рыночной стоимости носит вероятный характер с определенными параметрами рассеивания. Данная рыночная стоимость не является экономически обоснованной ценой, а является вероятной. Согласно отчету ООО "Аудиторская фирма "Фабер Лекс"" стоимость предоставления доступа оператору связи для размещения одного волоконно-оптического кабеля на одной опоре линий электропередачи компании составляет 300 рублей исходя из договоров, то есть данная стоимость взята из условий заключенных договоров между компанией и операторами связи, а не исходя из экономически обоснованных затрат ответчика по данному виду деятельности. В названном отчете учитывались фактические показатели бухгалтерской отчетности компании за 2017 год, при этом в отчете отсутствует конкретный вывод об экономической обоснованности затрат, подтверждающих обоснованность установленной компанией стоимости предоставления доступа оператору связи для размещения одного волоконно-оптического кабеля на одной опоре линий электропередачи. Таким образом, представленные компанией отчеты не содержат выводы об экономически обоснованных затратах, учтенных при установлении стоимости в размере 300 рублей, поэтому данная стоимость не соответствует требованиям, указанным в Правилах N 1284, а в действиях ответчика имеется нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
То есть размер тарифа к инфраструктуре на уровне 300 рублей за одну опору в месяц, действовавший до 01.03.2020, также признан в установленном порядке монопольно высоким и необоснованным.
Утверждение ответчика о пропуске истцом срока исковой давности не принято во внимание. Суды сочли обоснованными пояснения общества о том, что обстоятельства, с которыми оно связывает факт нарушения своего права на установление экономически обоснованного тарифа в соответствии с Правилами N 1284, определены антимонопольным органом в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства N 11/01/10-20/2021. До момента установления ФАС факта отсутствия у ответчика фактически понесенных расходов, исходя из размера которых формируется тариф на доступ к инфраструктуре, у истца отсутствовали основания полагать, что его права нарушены недобросовестными действиями ответчика.
Возможность самостоятельно истребовать, проанализировать бухгалтерскую отчетность ответчика, рассчитать размер тарифа и на основании этих данных установить нарушение антимонопольного законодательства, у истца отсутствовала.
Проверив представленный обществом расчет процентов за пользование чужими денежными средствами с 08.02.2022 по 14.08.2023, суды признали его неверным, поскольку истец не учел период моратория, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами". Произведя перерасчет, суды признали также обоснованными требования о взыскании 894 937 рублей 07 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами с 08.02.2022 по 31.03.2022 и с 02.10.2022 по 14.08.2023 и процентов, начиная с 15.08.2023 по день фактического исполнения обязательств.
Доводы заявителя кассационной жалобы, по которым он не согласен с оспариваемыми судебными актами, направлены на переоценку обстоятельств, установленных нижестоящими судами, что исходя из положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации недопустимо при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции.
При изложенных обстоятельствах основания для отмены или изменения решения и постановления по доводам жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.11.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2024 по делу N А32-12498/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Х. Ташу |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из постановления Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.01.2020 по делу N А32-23248/2019 по заявлению компании о признании недействительным данного решения комиссии, ежемесячная рыночная стоимость пользования линией электропередачи определена заявителем на основании отчета ООО "Бюро экспертиз и оценки "Финэкс"" N 174/17. Определенная отчетом стоимость с учетом указания на то, что рассматриваемый подход обычно приводит к объективным результатам, носит вероятностный характер. Экономически обоснованные затраты компании по данному виду деятельности в названном отчете не приведены. Компания в материалы дела также представила отчеты Союза "Торгово-промышленная палата Краснодарского края" от 25.06.20.2018 N 01/1/2018/125 "Об оценке рыночной стоимости права пользования конструктивной частью одной опоры в составе воздушных линий электропередачи для временного подвеса одного волокно-оптического кабеля, одного самонесущего изолированного провода, одной рекламной конструкции за один месяц" и ООО "Аудиторская фирма "Фабер Лекс"". В отчете Союза "Торгово-промышленная палата Краснодарского края" указано, что рыночная стоимость права пользования конструктивной частью одной опоры в составе воздушных линий электропередачи для временного подвеса одного волокно-оптического кабеля, одного самонесущего изолированного провода, одной рекламной конструкции за один месяц составляет 300 рублей, полученная величина итоговой рыночной стоимости носит вероятный характер с определенными параметрами рассеивания. Данная рыночная стоимость не является экономически обоснованной ценой, а является вероятной. Согласно отчету ООО "Аудиторская фирма "Фабер Лекс"" стоимость предоставления доступа оператору связи для размещения одного волоконно-оптического кабеля на одной опоре линий электропередачи компании составляет 300 рублей исходя из договоров, то есть данная стоимость взята из условий заключенных договоров между компанией и операторами связи, а не исходя из экономически обоснованных затрат ответчика по данному виду деятельности. В названном отчете учитывались фактические показатели бухгалтерской отчетности компании за 2017 год, при этом в отчете отсутствует конкретный вывод об экономической обоснованности затрат, подтверждающих обоснованность установленной компанией стоимости предоставления доступа оператору связи для размещения одного волоконно-оптического кабеля на одной опоре линий электропередачи. Таким образом, представленные компанией отчеты не содержат выводы об экономически обоснованных затратах, учтенных при установлении стоимости в размере 300 рублей, поэтому данная стоимость не соответствует требованиям, указанным в Правилах N 1284, а в действиях ответчика имеется нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
...
Проверив представленный обществом расчет процентов за пользование чужими денежными средствами с 08.02.2022 по 14.08.2023, суды признали его неверным, поскольку истец не учел период моратория, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами". Произведя перерасчет, суды признали также обоснованными требования о взыскании 894 937 рублей 07 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами с 08.02.2022 по 31.03.2022 и с 02.10.2022 по 14.08.2023 и процентов, начиная с 15.08.2023 по день фактического исполнения обязательств."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 июля 2024 г. N Ф08-5263/24 по делу N А32-12498/2022
Хронология рассмотрения дела:
25.07.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5263/2024
27.04.2024 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-20958/2023
17.11.2023 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-12498/2022
17.03.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1257/2023
27.12.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-22171/2022