г. Краснодар |
|
25 июля 2024 г. |
Дело N А32-41605/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 июля 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Прокофьевой Т.В. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - акционерного общества "Родина" - Площадней Е.В. (доверенность от 24.01.2024), в отсутствие заинтересованного лица - Южного межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Родина" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.10.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2024 по делу N А32-41605/2023, установил следующее.
АО "Родина" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным предписания Южного межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее - управление) от 05.05.2023 N 181.
Решением от 30.10.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 01.02.2024, суд отказал в удовлетворении заявленного обществом требования. Судебные акты мотивированы тем, что оспариваемое предписание выдано в соответствии с действующим законодательством, исполнимо и направлено на прекращение и устранение выявленного нарушения.
В кассационной жалобе общество просит отменить обжалуемые судебные акты и принять по делу новое решение об удовлетворении требования. Общество полагает, что обжалуемые судебные акты приняты с нарушением материального и процессуального права, без учета фактических обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела. По мнению общества, представленные в материалы дела доказательства о допущенных обществом нарушениях не позволяют однозначно установить их относимость к земельному участку с кадастровым номером 23:111:0702000:70; агромелиорация не содержит такого вида мелиорации как комплекс мероприятий, направленных на уничтожение завалов поломанных деревьев и веток, зарастание порослей деревьев и кустарниковой растительностью.
Отзыв на кассационную жалобу суду кассационной инстанции не представлен.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителя общества, проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит, по следующим основаниям.
Из материалов дела следует и установлено судами, что главным государственным инспектором отдела земельного надзора управления Ивахно М.В. в отношении общества проведена внеплановая документарная проверки соблюдения требований земельного законодательства Российской Федерации, по результатам которой обществу выдано предписание от 05.05.2023 N 181 об устранении допущенного нарушения.
В предписании указано "В результате проведения внеплановой документарной проверки соблюдения требований земельного законодательства Российской Федерации установлено, что общество своими действиями (бездействием) допустило на земельном участке с кадастровым номером 23:11:07023000:70 общей площадью 4370000 кв. м. повреждение мелиоративной системы, а равно защитного лесного насаждения. Тем самым признаки выявленных нарушений в своей совокупности подпадают под абзац 1 статьи 29.1 Федерального закона от 10.01.1996 N 4 "О мелиорации земель", пункта 9, 13 приказа Минсельхоза России от 30.06.2020 N 367 "Правила содержания мелиоративных защитных лесных насаждений и особенности проведения мероприятий по их содержанию". Обществу предписано провести на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:11:0702000:70 общей площадью 4370000 кв. м, расположенном по адресу: Краснодарский край, Каневской район, с/п Челбасское, комплекс мероприятий, направленных на уничтожение завалов поломанных деревьев и веток, зарастание порослей деревьев и кустарниковой растительностью на основании разработанного проекта мелиорации земель.
25 мая 2023 года общество обратилось в управление с жалобой на предписание от 05.05.2023N 181, в удовлетворении которой управление отказало.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судебные инстанции установили фактические обстоятельства по делу, исследовали и оценили представленные в материалы дела доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и, руководствуясь Положением о федеральном государственном земельном контроле (надзоре), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1081, статьями 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), статьями 1, 2, 25 Федерального закона от 10.01.1996 N 4-ФЗ "О мелиорации земель" (далее - Закон о мелиорации), пунктом 2 Правил содержания мелиоративных защитных лесных насаждений и особенностей проведения мероприятий по их сохранению, утвержденных приказом Минсельхоза России от 30.06.2020 N 367, пунктом 3 Порядка разработки, согласования и утверждения проектов мелиорации земель, утвержденного приказом Минсельхоза России от 15.05.2019 N 255, пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля", статьями 29, 66, 90 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного обществом требования.
Действия должностных лиц управления при проведении контрольных (надзорных) мероприятий регламентируются Положением о федеральном государственном земельном контроле (надзоре), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1081 "О федеральном государственном земельном контроле (надзоре)".
Судебные инстанции установили, что 27.02.2023 должностным лицом управления на основании задания на проведение в рамках федерального государственного земельного контроля (надзора) выездного обследования от 17.02.2023 N 134 и имеющихся сведений из государственного фонда данных, поступивших с письмом начальника межмуниципального отдела по Брюховецкому и Каневскому районах Управления Росреестра по Краснодарскому краю Е.В. Андреенко от 29.06.2022 N 11/24-31/22-371/18, проведено контрольное (надзорное) мероприятие без взаимодействия с контролируемым лицом - выездное обследование в отношении земельного участка сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 23:11:0702000:70, общей площадью 437,0 га. В ходе визуального осмотра указанного земельного участка выявлены признаки нарушений обязательных требований: на территории вышеуказанного земельного участка, расположенного по адресу: Краснодарский край, Каневский р-н, с/п Челбасское, АО "Родина", сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования - лесополосы, выявлены завалы поломанных деревьев и веток, допущено зарастание порослью деревьев и кустарниковой растительностью. В результате ненадлежащего содержания и эксплуатации защитного лесного насаждения его почвозащитные функции по охране почв и плодородия земельного участка с/х назначения не выполняются. Нарушается оптимальное обеспечение воздушного, водного и теплового режимов почв. В результате повреждения деревьев защитного лесного насаждения ухудшаются его лесомелиоративные функции, утрачивается продуваемость защитного лесного насаждения.
Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
В период с 07.04.2023 по 05.05.2023 на основании решения заместителя руководителя управления от 29.03.2023 N 181ДП, по согласованию с прокурором Краснодарского края, проведена внеплановая документарная проверка общества, в ходе которой установлено, что АО "Родина" своими действиями (бездействием) допустило на земельном участке с кадастровым номером 23:11:0702000:70 общей площадью 4370000 кв. м повреждение мелиоративной системы, а равно защитного лесного насаждения, не предприняв всех зависящих от него достаточных мер по соблюдению требований законодательства и предотвращения правонарушения. По факту выявленного нарушения земельного законодательства должностным лицом управления, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 90 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" обществу выдано предписание, которым АО "Родина" предписано устранить выявленное нарушение в установленном законодательством Российской Федерации порядке в срок до "06" ноября 2023 года и провести на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:11:0702000:70 общей площадью 4370000 кв. м, расположенном по адресу: Краснодарский край, Каневский район, с/п Челбасское, ЗАО "Родина" комплекс мероприятий, направленных на уничтожение завалов поломанных деревьев и веток, зарастание порослей деревьев и кустарниковой растительностью на основании разработанного проекта мелиорации земель. Суды обоснованно указали, что в данном случае, установленная законом мера в виде выдачи предписания носит защитный и обеспечительный характер, и является мерой по предотвращению причинения вреда жизни или здоровью граждан при использовании продукции либо угрозы причинения такого вреда.
Судебные инстанции оценили доводы общества, в том числе о том, что представленные управлением доказательства не позволяют однозначно установить их относимость к земельному участку с кадастровым номером 23:11:0702000:70 и дали ему соответствующую правовую оценку, с учетом установленных по данному делу обстоятельств, в том числе, фиксации должностным лицом управления доказательств нарушений обязательных требований, указав, что результаты проведения фотосъемки с указанием кадастрового номера земельного участка, карта-схема земельного участка с кадастровым номером 23:11:0702000:70, приложенные к акту проверки от 05.05.2023 N 181 ДП, позволяют с точностью определить местоположение указанного земельного участка. Суды также указали, что представленные в ходе проверки рабочие проекты на проведение рубок ухода в конкретных полезащитных лесных полосах (не согласованные с уполномоченными органами Министерства сельского хозяйства) в сочетании с информацией государственного фонда данных, полученной в Управлении Росреестра по Краснодарскому краю, также позволяют с достаточной точностью определить место совершения нарушения. Доказательства обратного, а также то, что на используемом обществом земельном участке с кадастровым номером 23:11:0702000:70 отсутствует установленное управление нарушение, общество не представило.
Судебные инстанции оценили довод общества о том, что предписание должно быть реально исполнимо и направлено на прекращение и устранение выявленного нарушения, тогда как агромелиорация не содержит такого вида мелиорации как комплекс мероприятий, направленных на уничтожение завалов поломанных деревьев и веток, соответственно, проект на проведение таких видов работ выполнен и согласован быть не может, в связи с чем, выданное предписание об устранении нарушений является неисполнимым и обоснованно отклонили его, установив, что предписание должностного лица управления содержит законные требования, конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. При этом общество не представило документальные доказательства, объективно препятствующие обществу исполнить требования предписания.
Суды установили, что оспариваемое предписание соответствует закону и не нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Доказательства обратного общество не представило.
При таких обстоятельствах, вывод судебных инстанции о том, что выданное обществу предписание является законным и обоснованным, является правильным.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов, направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции установлены положениями статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Арбитражный суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по оценке (переоценке) и исследованию фактических обстоятельств дела, установленных в ходе его рассмотрения по существу.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.10.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2024 по делу N А32-41605/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судебные инстанции установили фактические обстоятельства по делу, исследовали и оценили представленные в материалы дела доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и, руководствуясь Положением о федеральном государственном земельном контроле (надзоре), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1081, статьями 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), статьями 1, 2, 25 Федерального закона от 10.01.1996 N 4-ФЗ "О мелиорации земель" (далее - Закон о мелиорации), пунктом 2 Правил содержания мелиоративных защитных лесных насаждений и особенностей проведения мероприятий по их сохранению, утвержденных приказом Минсельхоза России от 30.06.2020 N 367, пунктом 3 Порядка разработки, согласования и утверждения проектов мелиорации земель, утвержденного приказом Минсельхоза России от 15.05.2019 N 255, пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля", статьями 29, 66, 90 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного обществом требования.
Действия должностных лиц управления при проведении контрольных (надзорных) мероприятий регламентируются Положением о федеральном государственном земельном контроле (надзоре), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1081 "О федеральном государственном земельном контроле (надзоре)".
...
Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений, сохранению достигнутого уровня мелиорации."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 июля 2024 г. N Ф08-3526/24 по делу N А32-41605/2023