В соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и в целях реализации решения комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Астраханской области от 28.09.2023
Администрация муниципального образования "Харабалинский муниципальный район Астраханской области"
постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение об оценке коррупционных рисков в деятельности подведомственных учреждений администрации муниципального образования "Харабалинский муниципальный район Астраханской области".
2. Подведомственным учреждениям администрации муниципального образования "Харабалинский муниципальный район Астраханской области", руководствоваться настоящим постановлением при разработке и принятии локальных актов о порядке оценки коррупционных рисков в деятельности муниципальных организаций (учреждений) и мерах по их устранению (минимизации).
3. Признать утратившим силу постановление администрации муниципального образования "Харабалинский муниципальный района Астраханской области" от 26.12.2023 N 1406 "Об утверждении Положения об оценке коррупционных рисков в деятельности муниципальных казенных (бюджетных) учреждениях, подведомственных администрации муниципального образования "Харабалинский муниципальный район Астраханской области".
4. Аппарату администрации муниципального образования "Харабалинский район" (Калиниченко Е.В.) опубликовать настоящее постановление в Сборнике правовых актов Харабалинского района.
5. Отделу по информатизации и вопросам межведомственного взаимодействия администрации муниципального образования "Харабалинский район" (Аншакова Н.П.) разместить настоящее постановление в сети Интернет на официальном сайте администрации муниципального образования "Харабалинский район" https://harabaly.astrobl.ru.
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы администрации муниципального образования "Харабалинский район" по социальной политике Двухвацкую А.В.
7. Настоящее постановление вступает в силу со дня опубликования
Глава администрации |
А.В. Штонда |
УТВЕРЖДЕНО
постановлением администрации
муниципального образования
"Харабалинский муниципальный
район Астраханской области"
от 27 марта 2024 г. N 243
Положение
об оценке коррупционных рисков в деятельности подведомственных учреждений администрации муниципального образования "Харабалинский муниципальный район Астраханской области"
1. Общие положения
1.1. Положение об оценке коррупционных рисков в деятельности, подведомственных учреждений администрации муниципального образования "Харабалинский муниципальный район Астраханской области", (далее - Положение) разработано с целью формирования единого подхода к обеспечению работы по проведению оценки коррупционных рисков в соответствующих муниципальных учреждениях района (далее - учреждения) в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и нормативными правовыми актами Российской Федерации и Астраханской области в области противодействия коррупции.
1.2. В целях реализации настоящего Положения используются следующие основные понятия:
коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
коррупционные риски:
- обстоятельства, факторы и явления, возникающие в процессе функционирования организаций и осуществления служебной деятельности сотрудников, создающие ситуацию возможного совершения коррупционного правонарушения;
- вероятность (возможность) проявлений коррупции и наступления неблагоприятных последствий, вызванных ими.
1.3. Оценка коррупционных рисков позволяет определить те процессы и операции в деятельности учреждения, при реализации которых наиболее высока вероятность совершения работниками учреждения коррупционных правонарушений как в целях получения личной выгоды, так и в целях получения выгоды учреждением.
Коррупционный риск |
|
Коррупционное правонарушение |
|
Негативные последствия |
|
|
Процедура оценки коррупционных рисков состоит из нескольких последовательных этапов.
Оценку коррупционных рисков осуществляет должностное лицо учреждения, ответственное за работу по профилактике коррупционных правонарушений, ежегодно.
Решение о проведении оценки коррупционных рисков принимается руководителем учреждения и оформляется его приказом.
Доклады об оценке коррупционных рисках и принятых решениях предоставляется учреждениями в структурное подразделение администрации муниципального образования "Харабалинский муниципальный район Астраханской области", ответственного за работу по профилактике коррупционных правонарушений ежегодно до 1 июня.
2. Определение перечня функций, при реализации которых наиболее вероятно возникновение коррупции
Определение перечня функций, при реализации которых наиболее вероятно возникновение коррупции (далее - коррупционно-опасные функции) рекомендуется осуществлять посредством выделения тех функций, при реализации которых существуют предпосылки для возникновения коррупции.
К коррупционно-опасным функциям может быть отнесено осуществление функций по контролю и надзору, управлению муниципальным имуществом, оказанию муниципальных услуг, организационно-распорядительные, административно-хозяйственные, а также разрешительные, регистрационные функций.
В этой связи при определении перечня коррупционно-опасных функций рекомендуется обратить внимание на функции, предусматривающие:
- размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для муниципальных нужд;
- организацию продажи имущества;
- предоставление права на заключение договоров аренды земельных участков, других объектов недвижимого имущества;
- выдача разрешений на отдельные виды работ и иные аналогичные действия;
- проведение экспертизы и выдачу заключений;
- проведение расследований причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, аварий, несчастных случаев на производстве, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний людей, животных и растений, причинения вреда окружающей среде, имуществу граждан и юридических лиц;
- регистрацию имущества и ведение баз данных имущества;
- предоставление муниципальных услуг гражданам и организациям;
- хранение и распределение материально-технических ресурсов.
Данный перечень не является исчерпывающим и носит рекомендательный характер для определения коррупционно-опасных функций в конкретном учреждении.
Информация о том, что при реализации той или иной функции возникают коррупционные риски (т. е. функция является коррупционно-опасной) может быть выявлена:
- в ходе заседания комиссии, рассмотрению на которой подлежат вопросы, связанные с соблюдением локальных правовых актов по противодействию коррупции;
- в ходе изучения статистических данных, в том числе в данных о состоянии преступности в Российской Федерации,
по результатам рассмотрения:
- обращений граждан, содержащих информацию о коррупционных правонарушениях, в том числе обращений, поступивших по "горячей линии", "электронной приемной" и т. д.;
- уведомлений работодателя о фактах обращения в целях склонения работника учреждения к совершению коррупционных правонарушений;
- сообщений в СМИ о коррупционных правонарушениях или фактах несоблюдения работниками учреждения требований к служебному поведению;
- материалов, представленных правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления; постоянно действующими руководящими органами и т. д.
По итогам реализации вышеизложенных мероприятий учреждением формируются и утверждаются перечни коррупционно-опасных функций.
Перечень коррупционно-опасных функций формируется ответственным лицом за работу по профилактике коррупционных правонарушений и утверждается руководителем учреждения посредством оформления грифа "Утверждаю".
3. Формирование перечня должностей, связанных с высоким коррупционным риском
Должности в учреждении, которые связанны с высоким коррупционным риском, определяются с учетом степени свободы принятия решений, вызванной спецификой служебной (трудовой) деятельности, интенсивности контактов с гражданами и организациями и иными обстоятельствами.
Признаками, характеризующими коррупционное поведение должностного лица при осуществлении коррупционно-опасных функций, могут служить:
- необоснованное затягивание решения вопроса сверх установленных сроков при принятии решений, связанных с реализацией прав граждан или юридических лиц, решение вопроса во внеочередном порядке в отношении отдельного физического или юридического лица при наличии значительного числа очередных обращений;
- использование своих служебных (трудовых) полномочий при решении личных вопросов, связанных с удовлетворением материальных потребностей должностного лица либо его родственников;
- представление не предусмотренных законом преимуществ для поступления на работу в учреждение;
- оказание предпочтения физическим лицам, индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам в предоставлении публичных услуг, а также содействие в осуществлении предпринимательской деятельности;
- использование в личных или групповых интересах информации, полученной при выполнении служебных (трудовых) обязанностей, если такая информация не подлежит официальному распространению;
- требование от физических и юридических лиц информации, представление которой не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
а также сведения о:
- нарушении должностными лицами требований нормативных правовых, ведомственных, локальных актов, регламентирующих вопросы организации, планирования и проведения мероприятий, предусмотренных должностными (трудовыми) обязанностями;
- искажении, сокрытии или представлении заведомо ложных сведений в служебных учетных и отчетных документах, являющихся существенным элементом служебной (трудовой) деятельности;
- попытках несанкционированного доступа к информационным ресурсам;
- действиях распорядительного характера, превышающих или не относящихся к должностным (трудовым) полномочиям;
- бездействии в случаях, требующих принятия решений в соответствии со служебными (трудовыми) обязанностями;
- получении должностным лицом, его супругой (супругом), близкими родственниками необоснованно высокого вознаграждения за создание произведений литературы, науки, искусства;
- получении должностным лицом, его супругой (супругом), близкими родственниками кредитов или займов на необоснованно длительные сроки или по необоснованно низким ставкам, равно как и предоставление необоснованно высоких ставок по банковским вкладам (депозитам) указанных лиц;
- - совершении частых или крупных следок с субъектами предпринимательской деятельности, владельцами которых или руководящие должности в которых замещают родственники должностных лиц;
- совершении финансово-хозяйственных операций с очевидными (даже не для специалиста) нарушениями действующего законодательства и т. д.
Данный перечень не является исчерпывающим и носит рекомендательный характер для определения перечня должностей, связанных с высоким коррупционным риском в конкретном учреждении
Перечень должностей, связанных с высоким коррупционным риском, формируется ответственным лицом за работу по профилактике коррупционных правонарушений и утверждается руководителем учреждения посредством оформления грифа "Утверждаю".
4. Идентификация типовых ситуаций, возникающих при реализации коррупционно-опасных функций
4.1. Идентифицируем (сравниваем) типовые ситуации, возникающие при реализации коррупционно-опасных функций, и должностей в учреждении, исполнение обязанностей по которым предполагает участие работника учреждения в реализации функций, включенных в перечень (далее - идентификация). Идентификация проводится на основании:
- анализа поступивших в учреждение обращений граждан и юридических лиц, содержащих информацию о фактах коррупции;
- анализа материалов о фактах коррупции в учреждении, размещенных в средствах массовой информации;
- результатов работы по выявлению случаев возникновения конфликта интересов, одной из сторон которого являются работники учреждения, и принятых мерах по их предотвращению;
- результатов рассмотрения вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) должностных лиц учреждения, и принятых мерах.
4.2. Идентификация должна учитывать ситуации, события, комбинации обстоятельств, которые могут повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение работником учреждения должностных (служебных) обязанностей.
4.3. Результатом идентификации является:
- определение перечня ситуаций, событий, комбинаций обстоятельств, которые могут повлиять па надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение работником учреждения должностных (служебных) обязанностей;
- описание факторов риска, условий возникновения ситуаций, событий, комбинаций обстоятельств, которые могут повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение работником учреждения должностных (служебных) обязанностей;
- определение перечня должностей в учреждении, исполнение обязанностей по которым предполагает участие работника учреждения в реализации функций, включенных в перечень;
- предварительная оценка риска.
4.4. Результаты идентификации заносятся в карту коррупционных рисков.
5. Разработка карты коррупционных рисков
5.1. Карта коррупционных рисков (далее - Карта) разрабатывается должностным лицом, ответственным за профилактику коррупционных правонарушений в учреждении, в соответствии с формой, указанной в приложении N 1 к настоящему Положению, и утверждается руководителем учреждения.
5.2. Карта подлежит корректировке:
- по результатам ежегодного проведения оценки коррупционных рисков в учреждении;
- в случае внесения изменений в учредительные документы учреждения или в должностные инструкции работников учреждения (далее - внесение изменений в документы), должности которых указаны в Карте;
- в случае выявления фактов коррупции в учреждении.
Внесение корректировки в Карту, предусмотренных абзацами 3, 4 настоящего пункта, осуществляется не позднее двух месяцев со дня внесений изменений в документы, выявления фактов коррупции. Ответственность за своевременность внесение корректировки в Карту несет должностное лицо учреждения, ответственное за профилактику коррупционных нарушений в учреждении.
Пример заполнения Карты приведен в приложении N 2 к настоящему Положению.
6. Проведение мероприятий по управлению коррупционными рисками, направленными на минимизацию (устранение) коррупционных рисков
6.1. Мероприятия по управлению коррупционными рисками, направленными на минимизацию (устранение) коррупционных рисков, подразделяются на правовые и организационные.
6.2. Правовые мероприятия по управлению коррупционными рисками включают в себя разработку и принятие локальных нормативных актов, устанавливающих порядок исполнения функций, включенных в перечень коррупционно опасных функций.
6.3. Организационные мероприятия по управлению коррупционными рисками включают в себя: изменение порядка исполнения функции, включенной в перечень коррупционно-опасных функций; ограничение круга работников учреждения, замещающих должности в учреждении, исполнение обязанностей по которым предполагает участие работника учреждения в реализации функций, включенных в перечень коррупционно-опасных; антикоррупционное обучение, просвещение и переподготовку работников, замещающих должности в учреждении, исполнение обязанностей по которым предполагает участие работника в реализации функций, включенных в перечень коррупционно-опасных, согласование с органом местного самоуправления, осуществляющим функции учредителя, решений по отдельным вопросам перед их принятием; создание форм отчетности по результатам принятых решений (например, ежегодный отчет о деятельности, о реализации программы и т. д.); внедрение систем электронного взаимодействия с гражданами и организациями; осуществление внутреннего контроля за исполнением работниками учреждения своих обязанностей (проверочные мероприятия на основании поступившей информации о проявлениях коррупции); регламентация сроков и порядка реализации подпроцессов с повышенным уровнем коррупционной уязвимости; использование видео- и звукозаписывающих устройств в местах приема граждан и представителей организаций, а также иные меры.
Приложение N 1
к Положению об оценке коррупционных
рисков в деятельности подведомственных
учреждений администрации муниципального
образования "Харабалинский муниципальный
район Астраханской области", утвержденному
постановлением администрации муниципального
образования "Харабалинский муниципальный район
Астраханской области" от 27 марта 2024 г. N 243
Карта коррупционных рисков
1 |
2 |
3 |
4 |
Зоны повышенного коррупционного риска (коррупционно-опасные функции и полномочия) |
Перечень должностей Учреждения |
Типовые ситуации |
Меры по устранению |
|
|
|
|
Представленная карта коррупционных рисков носит справочный характер, в ней представлены типовые коррупционно-опасные функции и возможные меры по минимизации (устранению) коррупционных рисков. В учреждениях формирование карты коррупционных рисков осуществляется с учетом исполняемых учреждением функций и решаемых задач:
1. Указать функции, входящие в перечень функций учреждения, при реализации которых наиболее вероятно возникновение коррупции (далее - перечень).
2. Указываются должности в учреждении, исполнение обязанностей по которым предполагает участие работника учреждения в реализации функций, включенных в перечень.
3. Типовые ситуации выявляются в результате декомпозиции реализуемых Учреждением функций, в ходе которых наиболее вероятно возникновение коррупции типовые ситуации, характеризующие выгоды или преимущества, которые могут быть получены отдельными работниками при совершении коррупционного правонарушения.
4. Указываются конкретные мероприятия, направленные на минимизацию (устранение) коррупционного риска при реализации функций, включенных в перечень.
Приложение N 2
к Положению об оценке коррупционных
рисков в деятельности подведомственных
учреждений администрации муниципального
образования "Харабалинский муниципальный
район Астраханской области", утвержденному
постановлением администрации муниципального
образования "Харабалинский муниципальный район
Астраханской области" от 27 марта 2024 г. N 243
Пример карты коррупционных рисков
1 |
2 |
3 |
4 |
Зоны повышенного коррупционного риска (коррупционно-опасные функции и полномочия) |
Перечень должностей учреждения |
Типовые ситуации |
Меры по устранению |
Подготовка проектов локальных нормативных актов |
Руководитель подразделения учреждения |
Разработка и согласование проектов локальных нормативных актов, содержащих коррупциогенные факторы |
Нормативное регулирование порядка, способа и сроков совершения действий работником учреждения при осуществлении коррупционно-опасной функции; Привлечение к разработке проектов локальных нормативных актов институтов гражданского общества в формах обсуждения, создания совместных рабочих групп; Разъяснение работникам учреждения: - обязанности незамедлительно сообщить представителю нанимателя о склонении его к совершению коррупционного правонарушения; - ответственности за совершение коррупционных правонарушений; - обязанности сообщать работодателю о личной заинтересованности при исполнении служебных (трудовых) обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта |
Осуществление функций государственного заказчика, осуществляющего закупки товаров, работ, услуг для муниципальных нужд |
|
В ходе разработки и составления технической документации, подготовки проектов муниципальных контрактов установление необоснованных преимуществ для отдельных участников закупки |
Нормативное регулирование порядка, способа и сроков совершения действий работником учреждения при осуществлении коррупционно-опасной функции; Проведение антикоррупционной экспертизы проектов муниципальных контрактов, договоров либо технических заданий к ним; Разъяснение работникам учреждения: - обязанности незамедлительно сообщить представителю нанимателя о склонении его к совершению коррупционного правонарушения; - ответственности за совершение коррупционных правонарушений |
Проведение аттестации работников |
Заместитель начальника учреждения, руководители структурных подразделений учреждения, специалист по кадрам учреждения |
Необъективная оценка деятельности работников учреждения, завышение либо занижение результативности труда и уровня профессиональной компетентности |
Коллегиальное принятие решения об аттестации, отказе в аттестации |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление администрации муниципального образования "Харабалинский муниципальный район Астраханской области" от 27 марта 2024 г. N 243 "Об утверждении Положения об оценке коррупционных рисков в деятельности подведомственных учреждений администрации муниципального образования "Харабалинский муниципальный район Астраханской области"
Вступает в силу с 29 марта 2024 г.
Опубликование:
официальный сайт администрации МО "Харабалинский район" (https://harabaly.astrobl.ru) 29 марта 2024 г.