Постановление Собрания муниципального образования городской округ "Долинский" Сахалинской области от 25 марта 2024 г. N 21
"Об утверждении Памятки по вопросам противодействия коррупции муниципальных служащих Собрания муниципального образования городской округ "Долинский" Сахалинской области Российской Федерации"
В целях обеспечения соблюдения должностными лицами Собрания муниципального образования городской округ "Долинский" Сахалинской области Российской Федерации запретов и принципов служебного поведения в связи с исполнением ими должностных обязанностей, а также повышения правового сознания руководствуясь Федеральным законом от 02.03.2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", Федеральным законом от 25.12.2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Закона Сахалинской области от 06.07.2007 г. N 78-ЗО "Об отдельных вопросах муниципальной службы в Сахалинской области", руководствуясь статьями 25 и 29 Устава муниципального образования городской округ "Долинский" Сахалинской области Российской Федерации
постановляю:
1. Утвердить текст Памятки по вопросам противодействия коррупции муниципальных служащих Собрания муниципального образования городской округ "Долинский" Сахалинской области Российской Федерации (прилагается).
2. Опубликовать настоящее постановление в газете "Долинская правда" и разместить на официальном интернет-сайте администрации муниципального образования городской округ "Долинский".
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на председателя Собрания муниципального образования городской округ "Долинский" Сахалинской области Российской Федерации (Дворянинову Г.С.).
Председатель Собрания |
Г.С. Дворянинова |
УТВЕРЖДЕНО
постановлением председателя
Собрания муниципального
образования городской округ "Долинский"
Сахалинской области Российской Федерации
от 25.03.2024 г. N 21
Памятка
по вопросам противодействия коррупции муниципальных служащих Собрания муниципального образования городской округ "Долинский" Сахалинской области Российской Федерации
Данная памятка разработана в целях исключения и профилактики проявлений коррупционного характера в отношении муниципальных служащих при осуществлении ими своих должностных обязанностей.
1. Недопустимость коррупционного поведения на муниципальной службе и совершения коррупционных правонарушений
Под коррупцией на муниципальной службе понимается незаконное использование муниципальным служащим своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.
Коррупционное правонарушение рассматривается действующим законодательством как отдельное проявление коррупции, влекущее за собой дисциплинарную, административную, уголовную или иную ответственность.
Коррупционным поведением муниципального служащего считается такое действие или бездействие муниципального служащего, которое в ситуации конфликта интересов создает условия для получения им доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.
Коррупционной является любая ситуация в профессиональной деятельности муниципального служащего, создающая возможность нарушения запретов, ограничений и обязанностей, направленных на предупреждение коррупции (антикоррупционных стандартов).
Муниципальному служащему независимо от занимаемой должности муниципальной службы следует принимать меры антикоррупционной защиты, состоящие в предотвращении коррупционных ситуаций и их последствий.
Законодательство о противодействии коррупции и профессиональный долг обязывают муниципального служащего уведомить представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры и другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.
У муниципального служащего должны быть сформированы навыки антикоррупционного поведения путем сознательного восприятия им нравственных принципов - ценностей муниципальной службы. Служение государству и обществу, законопослушность, верность, профессиональный долг составляют основу профессионально-этического стандарта муниципального служащего.
2. Действия муниципального служащего при возникновении конфликта интересов
Основные требования об урегулировании конфликта интересов предусмотрены как законодательством о муниципальной службе Российской Федерации, так и законодательством о противодействии коррупции.
Профессионально-этическое содержание конфликта интересов на муниципальной службе состоит в противоречии между профессиональным долгом и личной заинтересованностью муниципального служащего, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей.
Под личной заинтересованностью муниципального служащего, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей, понимается возможность получения муниципальным служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.
Для предотвращения и урегулирования конфликта интересов на муниципальной службе нормы профессиональной этики обязывают муниципального служащего:
а) сообщать непосредственному руководителю о личной заинтересованности при исполнении должностных (служебных) обязанностей, которая может привести к конфликту интересов;
б) принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов;
в) уведомить своего непосредственного руководителя о возникшем конфликте интересов или возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно;
г) принять меры по урегулированию возникшего конфликта интересов самостоятельно или по согласованию с непосредственным руководителем;
д) заявить самоотвод в случаях и порядке, установленных действующим законодательством;
е) передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции в доверительное управление в соответствии с действующим законодательством.
Муниципальный служащий вправе с предварительным письменным уведомлением представителя нанимателя (работодателя) выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов и, если иное не предусмотрено Федеральным законом "О муниципальной службе в Российской Федерации".
Конфликт интересов, связанный с осуществлением муниципальным служащим его должностных обязанностей, может выражаться в следующем:
а) подготовка в пределах компетенции муниципального служащего проектов правовых актов по вопросам регулирования, финансирования, контроля и надзора в соответствующей сфере с целью получения доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц;
б) нарушение муниципальным служащим требований законодательства, прав и законных интересов граждан, организаций, общества, Российской Федерации, субъекта РФ или муниципалитета при осуществлении надзорных и контрольных полномочий с целью получения доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц;
в) использование служебной информации, не являющейся общедоступной, в том числе передача ее третьим лицам для получения указанной выгоды для себя или третьих лиц.
Уклонение муниципального служащего от обязанности представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений являются условием возникновения конфликта интересов на муниципальной службе.
Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного (служебного) положения муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.
Представитель нанимателя (работодатель) обязан принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в случае, когда ему стало известно о личной заинтересованности муниципального служащего, которая может привести к конфликту интересов. В целях исполнения данного требования об урегулировании конфликта интересов представитель нанимателя вправе:
а) усилить контроль за исполнением муниципальным служащим его должностных обязанностей;
б) исключить возможность участия муниципального служащего в принятии решений по вопросам, с которыми связан конфликт интересов;
в) отстранить муниципального служащего от замещаемой должности на период урегулирования конфликта интересов с сохранением денежного содержания;
г) принять иные меры по предложению муниципального служащего или комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
3. Порядок уведомления работодателя о фактах обращения в целях склонения муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений
Муниципальный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях непосредственного обращения к нему каких-либо лиц с целью склонения его к совершению коррупционных правонарушений, злоупотреблению служебным положением, даче или получению взятки, злоупотреблению полномочиями, коммерческому подкупу, либо иному незаконному использованию своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконного предоставления такой выгоды указанным лицам другими физическими лицами.
Уведомление заполняется и передается ответственному лицу Собрания муниципального образования городской округ "Долинский" Сахалинской области Российской Федерации, наделенному функциями по профилактике коррупционных и иных правонарушений, не позднее окончания рабочего дня, когда муниципальному служащему стало известно о фактах склонения его к совершению коррупционного правонарушения.
При нахождении муниципального служащего не при исполнении служебных обязанностей и вне пределов места работы о факте склонения его к совершению коррупционного правонарушения и других фактах коррупционной направленности, он обязан уведомить представителя нанимателя (работодателя) по любым доступным средствам связи, а по прибытии к месту службы оформить соответствующее уведомление в письменной форме в течение рабочего дня. Отказ в принятии уведомления ответственным лицом, наделенным функциями по профилактике коррупционных и иных правонарушений, недопустим.
Невыполнение муниципальным служащим должностной (служебной) обязанности уведомлять представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений является правонарушением, влекущим его увольнение с муниципальной службы либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на принципе признания, обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина.
Совершая коррупционное правонарушение, муниципальный служащий нарушает нравственные принципы - ценности муниципальной службы и нормы профессиональной этики: утрачивает доброе имя и честь, уважение и доверие со стороны граждан, дискредитирует органы местного самоуправления.
Муниципальный служащий в случае обвинения его в совершении коррупционных правонарушений имеет право опровергнуть эти обвинения в порядке, установленном действующим законодательством.
4. Отношение муниципального служащего к исполнению неправомерного поручения
Профессиональная этика обязывает муниципального служащего не исполнять данное ему неправомерное поручение руководителя.
Исполнение неправомерного поручения руководителя муниципальным служащим может создавать ситуации этической неопределенности и способствовать возникновению конфликта интересов на муниципальной службе.
Неправомерным поручением следует считать такое поручение, исполнение которого влечет нарушение положений законодательства Российской Федерации.
Муниципальный служащий при получении неправомерного поручения руководителя (устного, письменного) должен представить в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений законодательства Российской Федерации, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме.
Муниципальный служащий, исполнивший неправомерное поручение руководителя, несет дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством.
5. Отношение муниципального служащего к подаркам и иным знакам внимания со стороны третьих лиц
Получение муниципальным служащим в связи с исполнением должностных (служебных) обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, ссуды, услуги, оплата развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения) может создавать ситуации этической неопределенности и способствовать возникновению конфликта интересов на муниципальной службе.
Муниципальный служащий не должен просить и принимать подарки, предназначенные для него или его родственников и близких, способные повлиять или создать видимость влияния на его беспристрастность, стать вознаграждением или создать видимость вознаграждения, имеющего отношение к выполняемым должностным (служебным) обязанностям.
Муниципальный служащий может принимать подарки в связи с исполнением должностных (служебных) обязанностей, если это является частью протокольного или другого официального мероприятия, в связи с командировкой.
Подарки, полученные муниципальным служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются муниципальной собственностью и передаются муниципальным служащим по акту в орган местного самоуправления, в котором он замещает должность муниципальной службы, за исключением случаев, установленных в следующем абзаце.
Обычные подарки, полученные муниципальным служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, стоимость которых не превышает 3000 рублей, могут быть возвращены муниципальному служащему по его заявлению (по акту приема-передачи).
Общепринятое гостеприимство по признакам родства, землячества, дружеских отношений и получаемые в связи с этим подарки не должны создавать конфликта интересов на муниципальной службе.
В случае нарушения правил получения подарков муниципальный служащий попадает в реальную или мнимую зависимость от дарителя, что противоречит нормам профессионально-этического стандарта антикоррупционного поведения.
6. Что нужно знать о взяточничестве
Одним из серьезнейших преступлений против государственной власти и интересов муниципальной службы является взяточничество, включающее в себя получение (ст. 290 УК РФ) и дачу взятки (ст. 291 УК РФ), является тяжким преступлением, дестабилизирующим деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и муниципальных служащих, подрывающим государственную дисциплину, нарушающим охраняемые законом права и интересы граждан.
Предметом взятки могут быть любые материальные ценности: деньги, в том числе иностранная валюта, иные валютные ценности (например, чеки, аккредитивы), ценные бумаги (акции, облигации, складские свидетельства), драгоценные металлы (золото, серебро, платина) и драгоценные камни (алмазы, изумруды, сапфиры, рубины и др.), продовольственные и промышленные товары, недвижимое имущество, а также различного рода услуги имущественного характера, оказываемые взяткополучателю безвозмездно, хотя в принципе они подлежат оплате, или по явно заниженной стоимости. Это может быть предоставление санаторных или туристических путевок, проездных билетов, оплата расходов и развлечений должностного лица, производство ремонтных, строительных и других работ и т.д.
Взятка может быть завуалирована в виде банковской ссуды либо получения денег в долг или под видом погашения несуществующего долга лица посредством продажи-покупки ценных вещей за бесценок, по явно заниженной цене или, напротив, путем покупки-продажи вещи по явно завышенной цене.
Взятка может осуществляться путем заключения фиктивных трудовых соглашений и выплаты по ним взяткополучателю, его родственникам или иным доверенным лицам заработной платы или премии за якобы произведенную ими работу, оказанную техническую помощь, либо в виде завышенных гонораров за лекционную деятельность и литературные работы.
Получение взятки - одно из самых опасных должностных преступлений, особенно если оно совершается группой лиц или сопровождается вымогательством, которое заключается в получении должностным лицом преимуществ и выгод за законные или незаконные действия (бездействие).
Дача взятки - преступление, направленное на склонение должностного лица к совершению законных или незаконных действий (бездействия), либо предоставлению, получению каких-либо преимуществ в пользу дающего, в том числе за общее покровительство или попустительство по службе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление председателя Собрания муниципального образования городской округ "Долинский" Сахалинской области от 25 марта 2024 г. N 21 "Об утверждении Памятки по вопросам противодействия коррупции муниципальных служащих Собрания муниципального образования городской округ "Долинский" Сахалинской области Российской Федерации"
Вступает в силу с 30 марта 2024 г.
Опубликование:
Долинская правда, 29 марта 2024 г. N 13 (спецвыпуск)