г. Краснодар |
|
30 июля 2024 г. |
Дело N А32-27344/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 июля 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Прокофьевой Т.В. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании, от заявителя - акционерного общества "Краснодаргоргаз" - Яровой А.Н. (доверенность от 01.08.2023), Цыкало Е.Г. (доверенность от 08.02.2024), от заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю - Войченко Е.Г. (доверенность от 19.01.2024), в отсутствие третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Ткаченко Маргариты Сергеевны, надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Краснодаргоргаз" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.12.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2024 по делу N А32-27344/2023, установил следующее.
АО "Краснодаргоргаз" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - управление) о признании незаконным и отмене постановления от 26.04.2023 по делу об административном правонарушении N 023/04/9.21- 1247/2023 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Ткаченко М.С.
Решением от 22.12.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 26.02.2024, суд отказал в удовлетворении заявленного требования. Судебные акты мотивированы наличием в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения, соблюдением административным органом порядка и срока привлечения общества к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса, отсутствием оснований для применения статей 2.9, 3.4, 4.1.1, 4.1.2 Кодекса.
В кассационной жалобе общество просит отменить указанные судебные акты и принять новое решение об удовлетворении требования. По мнению общества, судебные инстанции при принятии обжалуемых судебных актов недостаточно исследовали фактические обстоятельства по делу и сделали неверный вывод относительно представленных в дело доказательств. Суды не учли, что подключение объекта Ткаченко М.С. должно осуществляется ООО "Газ Инжиниринг", а заявка абонента ошибочно перенаправлена единым оператором газификации в АО "Краснодаргоргаз".
В нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации управление не представило отзыв на кассационную жалобу.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 16.02.2023 Ткаченко М.С. подала единому оператору газификации ООО "Газпром газификация" заявку о заключении договора о подключении в рамках догазификации газоиспользующего оборудования, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, ст. Старокорсунская, ул. 4-я Викторианская, д. 16. Заявка зарегистрирована 16.02.2023 за N 23-01-0078918.
Порядок рассмотрения заявки в рамках догазификации регламентируется Правилами подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2021 года N 1547 (далее - Правила N 1547).
Заявка о подключении, направляется заявителем единому оператору газификации, региональному оператору газификации или исполнителю с приложением документов, предусмотренных пунктом 16 Правил N 1547.
Единый оператор газификации по результатам рассмотрения заявки о подключении, но не позднее одного рабочего дня со дня регистрации такой заявки направляет заявителю уведомление о принятии в работу заявки через многофункциональный центр, личный кабинет заявителя на официальном сайте единого оператора газификации, посредством единого портала, а исполнителю - заявку о подключении и приложенные к ней документы и сведения.
Поскольку получив заявку Ткаченко М.С., общество не исполнило обязанность по направлению заявителю подписанного со своей стороны проекта договора о подключении в срок до 15.03.2023, Ткаченко М.С. обратилась с жалобой в управление.
По результатам рассмотрения жалобы Ткаченко М.С. антимонопольный орган установил в действиях общества нарушение подпункта "в" пункта 28 Правил N 1547, которым установлен срок направления заявителю подписанного проекта договора о подключении - в течение 30 дней со дня получения заявки, а также общий порядок рассмотрения заявки.
В связи с выявленным нарушением уполномоченным должностным лицом управления в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 12.04.2023 N 023/04/9.21-1247/2023 по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса.
Постановлением от 26.04.2023 по делу N 023/04/9.21-1247/2023 антимонопольным органом общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса.
Не согласившись с постановлением управления, общество обратилось в Арбитражный суд с настоящим заявлением.
Судебные инстанции установили фактические обстоятельства по делу, исследовали и оценили представленные в материалы дела доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и, руководствуясь пунктами 9, 11, 12, 16, 28, 29 постановления Правительства Российской Федерации от 13.09.2021 N 1547 "Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", Кодексом, пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса.
Согласно части 2 статьи 9.21 Кодекса повторное нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, магистральным газопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Согласно пункту 28 Правил N 1547 при представлении заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 11 и 16 Правил N 1547, в полном объеме исполнитель направляет заявителю подписанный со своей стороны проект договора о подключении в 3-х экземплярах любым доступным способом (почтовое отправление, электронное сообщение на адрес электронной почты заявителя (при наличии), личный кабинет заявителя): а) в течение 5-ти рабочих дней со дня получения заявки о подключении в случае, если сеть газораспределения проходит в границах земельного участка, на котором расположен подключаемый объект капитального строительства, и отсутствует необходимость строительства исполнителем сети газораспределения до границ земельного участка заявителя; б) в течение 30-ти рабочих дней со дня получения заявки о подключении, если при выполнении исполнителем мероприятий по подключению (технологическому присоединению) требуется направление третьим лицам запроса о согласовании пересечения строящейся (реконструируемой) сети газораспределения с принадлежащими таким лицам объектами инфраструктуры (инженерными коммуникациями) или согласовании строительства сети газораспределения сетей на земельных участках, принадлежащих третьим лицам на праве собственности или на ином предусмотренном законом праве и не находящихся в государственной и муниципальной собственности. При этом исполнитель в течение 15-ти рабочих дней со дня получения заявки о подключении уведомляет заявителя о необходимости получения исполнителем согласований, указанных в данном подпункте, с приложением документов, подтверждающих направление запроса о согласовании; в) в течение 30-ти дней со дня получения заявки о подключении для случая, указанного в пункте 12 Правил N 1547, а также для случаев подключения в рамках раздела VII Правил N 1547; г) в течение 15-ти рабочих дней со дня получения заявки о подключении, за исключением случаев, указанных в подпунктах "а"-"в" данного пункта.
Судебные инстанции установили, что 16.02.2023 Ткаченко М.С. направила единому оператору газификации - ООО "Газпром газификация" заявку в рамках догазификации, который распределил электронную заявку Ткаченко М.С. на исполнителя - АО "Краснодаргоргаз". Заявка зарегистрирована 16.02.2023 N 23-01-0078918. Следовательно, общество должно было в течение 30 дней со дня получения заявки о подключении для случая, указанного в пункте 12 Правил N 1547, а также для случаев подключения в рамках раздела VII Правил N 1547, направить заявителю подписанный со своей стороны проект договора о подключении в 3-х экземплярах любым доступным способом (почтовое отправление, электронное сообщение на адрес электронной почты заявителя (при наличии), личный кабинет заявителя).
Согласно пункту 29 Правил N 1547 основанием для отказа от заключения договора о подключении является отсутствие технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя.
Судебные инстанции установили, что в нарушение Правил 1547 в установленный срок общество не направило Ткаченко М.С. проект договора о подключении, а также не представило доказательства того, что им были приняты все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения правонарушения, посягающего на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере газоснабжения населения.
Суд апелляционной инстанции исследовал доводы общества о том, что по адресу, указанному в заявке Ткаченко М.С. газификация объектов заявителя осуществляется через сети газораспределения, принадлежащие АО "Газпром-Газорапределение Краснодар", ООО "Техно Сети", а также доводы, исходящие из обстоятельств расположения спорного домовладения внутри границ СНТ (ДНТ, НСТ) населенного пункта и, установив, что в районе территориального расположения объекта (жилого дома) Ткаченко М.С. и её соседки Зенченковой В.А. (собственник жилого дома с кадастровым номером 23:43:0433009:2924) отсутствуют сети в зоне эксплуатационной ответственности ООО "Техно Сети"; Арбитражным судом Республики Коми рассмотрено дело N А29-13204/2023 по заявлению Зейченковой В.А. к Краснодарскому УФАС России, в рамках которого уполномоченным органом местного самоуправления представлена информация, опровергающая довод АО "Краснодаргоргаз" о расположении домовладения Зенченковой В.А. в границах ДНТ "Виктория", которая в равной степени относится и в домовладению Ткаченко М.С.; в судебном порядке установлена обязанность АО "Краснодаргоргаз" по догазификации домовладения Емельянова Р.Л. (собственник жилого дома с кадастровым номером 23:43:0433009:2922, сосед Ткаченко М.С.), что в равной степени может быть применено к домовладению Ткаченко М.С., признал необоснованным направленное обществом в адрес заявителя уведомление от 20.02.2023 N ИП/1331-05/2023/2383 о несоответствии критериям социальной газификации (догазификации) со ссылкой на нормы статей 93, 95, 126 Правил N 1547 и разъяснения ФАС России от 23.11.2021 N ВК/99450/21 "О разъяснении законодательства".
Судебная коллегия отмечает, что из доводов общества следует, что заявитель не отрицает факт нахождения в непосредственной близости домовладений Ткаченко М.С., Емельянова Р.Л. и Зенченковой В.А., что также подтверждается сведениями из открытого общедоступного источника в сети Интернет "Яндекс Карты" (https://yandex.ru/maps).
Материалы дела свидетельствуют и судами установлено, что заявка о догазификации подана Ткаченко М.С. единому оператору газификации - ООО "Газпром газификация" 16.02.2023.
Согласно пункту 21 Правил N 1547, в редакции, действовавшей на момент подачи заявки Ткаченко М.С., единый оператор газификации по результатам рассмотрения полученной заявки о подключении, но не позднее одного рабочего дня со дня регистрации такой заявки направляет заявителю уведомление о принятии в работу заявки через многофункциональный центр, личный кабинет заявителя на официальном сайте единого оператора газификации, посредством единого портала, а исполнителю - заявку о подключении и приложенные к ней документы и сведения.
Как установили судебные инстанции, и следует из материалов дела, во исполнение пункта 21 Правил N 1547 единый оператор газификации, получив заявку Ткаченко М.С., направил её и приложенные к ней документы обществу. Доказательства того, что в указанном периоде газораспределительной организацией, осуществляющей деятельность по подключению потребителей на территории населенного пункта ст. Старокорсунская общество не являлось, а также того, что в спорном периоде имелась иная газораспределительная организация, сети которой на территории ст. Старокорсунской находились ближе сетей общества к объектам капитального строительства Ткаченко М.С. (Зенченковой В.А., Емельянова Р.А.), общество не представило. Кроме того, общество не представило, а суды не установили доказательства того, что принадлежащее Ткаченко М.С. домовладение находится на территории СНТ.
Таким образом, установив, что получив от единого оператора газификации заявку Ткаченко М.С., общество, в соответствии с действовавшим в спорном периоде законодательством, не исполнило обязанность по направлению заявителю подписанного со своей стороны проекта договора о подключении в установленный срок, пришли к выводу об обоснованном привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса. Судебные инстанции учли, что ранее общество привлекалось к административной ответственности на основании частей 1, 2 статьи 9.21 Кодекса (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2022 по делу N А32-36693/2021).
Основания для применения статей 2.9, 4.1, 4.1.1 Кодекса суды не установили. Суд кассационной инстанции принимает во внимание, что возможность применения статей 2.9, 4.1, 4.1.1 Кодекса является оценочной категорией и подлежит установлению применительно к обстоятельствам каждого конкретного рассматриваемого дела. Оценка вывода судебных инстанций о наличии или отсутствии обстоятельств, совокупности юридически значимых обстоятельств, позволяющих применить в рассматриваемом случае положения указанных статей, с учетом положений статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Доводы общества исследованы судами и получили соответствующую правовую оценку.
То обстоятельство, что в судебном акте не названы какие-либо из имеющихся в деле доказательств либо доводы, не свидетельствует о том, что данные доказательства и доводы судом не оценены (определение Верховного Суда Российской Федерации от 01.02.2016 N 308-КГ15-18261, от 06.10.2017 N 305-КГ17-13953).
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Иная оценка заявителем кассационной жалобы установленных судами обстоятельств, а также иное толкование закона, не свидетельствуют о нарушении судами норм права и не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Нормы права применены судами правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.12.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2024 по делу N А32-27344/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как установили судебные инстанции, и следует из материалов дела, во исполнение пункта 21 Правил N 1547 единый оператор газификации, получив заявку Ткаченко М.С., направил её и приложенные к ней документы обществу. Доказательства того, что в указанном периоде газораспределительной организацией, осуществляющей деятельность по подключению потребителей на территории населенного пункта ст. Старокорсунская общество не являлось, а также того, что в спорном периоде имелась иная газораспределительная организация, сети которой на территории ст. Старокорсунской находились ближе сетей общества к объектам капитального строительства Ткаченко М.С. (Зенченковой В.А., Емельянова Р.А.), общество не представило. Кроме того, общество не представило, а суды не установили доказательства того, что принадлежащее Ткаченко М.С. домовладение находится на территории СНТ.
Таким образом, установив, что получив от единого оператора газификации заявку Ткаченко М.С., общество, в соответствии с действовавшим в спорном периоде законодательством, не исполнило обязанность по направлению заявителю подписанного со своей стороны проекта договора о подключении в установленный срок, пришли к выводу об обоснованном привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса. Судебные инстанции учли, что ранее общество привлекалось к административной ответственности на основании частей 1, 2 статьи 9.21 Кодекса (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2022 по делу N А32-36693/2021).
...
То обстоятельство, что в судебном акте не названы какие-либо из имеющихся в деле доказательств либо доводы, не свидетельствует о том, что данные доказательства и доводы судом не оценены (определение Верховного Суда Российской Федерации от 01.02.2016 N 308-КГ15-18261, от 06.10.2017 N 305-КГ17-13953)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30 июля 2024 г. N Ф08-4511/24 по делу N А32-27344/2023