г. Краснодар |
|
30 июля 2024 г. |
Дело N А32-40016/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 июля 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Гиданкиной А.В., судей Воловик Л.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - акционерного общества "Электросети Кубани" (ИНН 2308139496, ОГРН 1072308013821) - Коваленко Л.В. (доверенность от 01.01.2024), от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - акционерного общества "Черномортранснефть" - Мардановой Д.Т. (доверенность от 01.12.2023), в отсутствие иных участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Электросети Кубани" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.02.2024 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2024 по делу N А32-40016/2023, установил следующее.
АО "Электросети Кубани" (далее - общество, сетевая организация) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - управление, антимонопольный орган) о признании незаконным постановления от 22.02.2023 по делу об административном правонарушении N 023/04/9.21-50/2023 о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде 600 тыс. рублей штрафа.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено АО "Черномортранснефть".
Решением суда от 08.02.2024, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 16.04.2024, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы наличием в действиях общества состава вмененного правонарушения, соблюдением порядка привлечения к административной ответственности. Отсутствием оснований для применения статей 2.9, 3.4, 4.1.1, 4.1.2 КоАП РФ.
В кассационной жалобе общество просит принятые судебные акты отменить в части отказа в признании незаконным постановления управления от 22.02.2023 N 023/04/9.21-50/2023 Ф; принять по делу новый судебный акт, признав незаконным постановление управления от 22.02.2023 N 023/04/9.21-50/2023 в части назначения обществу наказания в виде 600 тыс. рублей штрафа по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ. Податель жалобы полагает, что суды не учли все обстоятельства спора, не дали оценку всем доводам общества. По мнению подателя жалобы, в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ. Общество полагает, что сетевая организация подлежит привлечению к ответственности как за совершение одного административного правонарушения, учитывая обстоятельства дела N А32-40012/2023.
В отзыве на кассационную жалобу АО "Черномортранснефть" просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
В судебном заседании представители участвующих в деле лиц поддержали доводы жалобы и отзыва. Представитель общества пояснил, что состав правонарушения общество не оспаривает, однако считает, что административный орган по одной проверке дважды привлек общество к административной ответственности.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, заслушав участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что обжалуемые судебные акты надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, АО "Черномортранснефть" в письме от 19.05.2022 N ЧТН-01-23-03/12593 подало в общество заявку на технологическое присоединение (далее - ТП) проектируемого энергопринимающего устройства узла запорной арматуры с электроприводной задвижкой на 190-2 км магистрального нефтепровода "Тихорецк-Туапсе-1" (кадастровый номер 23:02:0504000:17) по уровню напряжения 0,4 кВ и первой категории надежности электроснабжения.
Сетевая организация в письме от 19.08.2022 N 12.2.НС-08/7033 сообщила об аннулировании заявки на ТП в связи с непредоставлением заявителем документов, предусмотренных пунктом 10 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), а именно правоустанавливающего документа на объект технологического присоединения и плана расположения энергопринимающих устройств.
АО "Черномортранснефть" обратилось в управление с заявлением на неправомерные действия сетевой организации (вх. от 06.12.2022 N 27444/22).
Антимонопольный орган по результатам рассмотрения материалов административного дела установил, что сетевая организация неправомерно требовала предоставление правоустанавливающего документа на объект технологического присоединения, а также плана расположения энергопринимающих устройств, и пришел к выводу о том, что сетевая организация нарушила срок рассмотрения заявки, предусмотренный абзацем 2 пункта 15 Правил N 861.
В связи с выявленными нарушениями уполномоченным должностным лицом управления в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 08.02.2023 N 023/04/9.21-50/2023 по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Постановлением от 22.02.2023 по делу об административном правонарушении N 023/04/9.21-50/2023 общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 600 тыс. рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды руководствовались статьями 71, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), статьями 2.1, 4.5, 9.21 КоАП РФ, статьей 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Правилами N 861.
Суды установили, что на требование сетевой организации, выраженное в письме от 16.06.2022 N 12.2-НС-08/5087, АО "Черномортранснефть" в письме от 07.07.2022 N ЧТН-01-23-03/17170 сообщило, что в соответствии с заявками на технологическое присоединение планировало выполнить новое строительство проектируемого узла запорной арматуры с электроприводными задвижками 190-2 км магистрального нефтепровода "Тихорецк-Туапсе", следовательно, документы, подтверждающие право собственности на указанные энергопринимающие устройства, отсутствуют, и требование представить запрашиваемые документы является необоснованным.
Документ на земельный участок, на котором будет располагаться проектируемый УЗА 190-2 км - это договор субаренды части земельного участка несельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности от 07.07.2017 N 0200006598/21601118/0088Д. Указанный договор приобщен к заявке на ТП, направленной в письме от 19.05.2022 N ЧТН-01-23-03/12593.
В соответствии с пунктами "а", "г" пункта 10 Правил N 861 АО "Черномортранснефть" к заявке на ТП приложен план расположения присоединяемых энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации (приложение N 1 к заявке на ТП) и перечень и мощность энергопринимающих устройств (приложение N 2 к заявке на ТП). Кроме того, к заявке на ТП приложена схема границ земельного участка с кадастровым номером 23:02:0504000:17 на кадастровом плане территории (приложение N 8 копия договора от 07.07.2017 N 0200006598/21601118/0088Д к заявке на ТП).
В письме в сетевую организацию от 07.07.2022 N ЧТН-01-23-03/17170 АО "Черномортранснефть" указало, что Правила N 861 не содержат определенных критериев к плану расположения, в связи с чем приложенный к заявке план расположения энергопринимающих устройств в совокупности с прилагаемой в составе заявки схемой границ земельного участка с кадастровым номером 23:02:0504000:17 на кадастровом плане территории должен был быть принят сетевой организацией.
По результатам рассмотрения представленных сведений сетевая организация в письме от 25.07.2022 N 12.2.НС-08/6202 (вх. от 29.07.2022 N 28899) повторно направила первоначальные замечания.
АО "Черномортранснефть" в письме от 15.08.2022 N ЧТН-01-23-03/20475 повторно направило в сетевую организацию разъяснения к заявке на технологическое присоединение.
С учетом изложенного, суды сделали правильный вывод о том, что АО "Черномортранснефть" представило в сетевую организацию вместе с заявкой документы, предусмотренные подпунктом "а" и подпунктом "г" пункта 10 Правил N 861; представленный в сетевую организацию план расположения энергопринимающих устройств содержал в себе все необходимые данные, позволяющие сетевой организации иметь четкое представление о месте нахождения энергопринимающих устройств, которые будут располагаться на земельном участке.
Суды признали верными выводы антимонопольного органа о том, что сетевой организацией неправомерно инициирована переписка с требованиями о предоставлении правоустанавливающего документа на объект технологического присоединения, а также предоставлении плана расположения энергопринимающих устройств.
Учитывая дату поступления всех необходимых сведений и документов, сетевая организация должна была направить в адрес общества для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2-х экземплярах и подписанные технические условия как неотъемлемое приложение к договору не позднее 08.07.2022.
Сетевая организация не выполнила мероприятия, подтверждающие соблюдение пункта 15 Правил N 861 при выполнении своих обязанностей по рассмотрению заявки на технологическое присоединение спорного объекта.
Событие вменяемого обществу административного правонарушения подтверждается представленными доказательствами: протоколом об административном правонарушении, другими материалами административного дела.
Материалами дела подтверждается наличие в деянии общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Суды установили, что процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено. Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ годичный срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения оспариваемого постановления не истек, учитывая совершение правонарушения 11.07.2022 (следующая дата за датой, в которую общество должно было направить проект договора).
При назначении административного наказания учтено, что общество ранее было привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ (вступившее в законную силу постановление Пятнадцатого апелляционного суда от 06.12.2021 по делу N А32-38417/2021, оплачено 03.02.2022).
Основания для применения статей 2.9, 3.4, 4.1.1, 4.1.2 КоАП РФ суды не установили. Суд кассационной инстанции принимает во внимание, что возможность применения названных норм является оценочной категорией и подлежит установлению применительно к обстоятельствам каждого конкретного рассматриваемого дела. Оценка вывода судебных инстанций о наличии или отсутствии обстоятельств, совокупности юридически значимых обстоятельств, позволяющих применить в рассматриваемом случае положения указанных статей, с учетом положений статей 286, 287 Кодекса не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Апелляционный суд правомерно отклонил доводы общества о необходимости применения части 5 статьи 4.4 КоАП РФ в связи со следующим. В деле N А32-40012/2023 рассматривался вопрос о законности постановления, принятого в одну дату с постановлением, рассматриваемым в рамках настоящего дела 22.02.2023, по делу об административном правонарушении N 023/04/9.21-49/2023 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ. Основанием привлечения к административной ответственности по настоящему делу и по делу N А32-40012/2023 послужили аналогичные, но самостоятельные жалобы по разным заявкам на технологическое подключение различных объектов, что обоснованно повлекло возбуждение самостоятельных административных дел антимонопольным органом.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований.
Доводы, изложенные в жалобе, не влияют на обоснованность обжалуемых судебных актов и не опровергают выводы судов, по существу сводятся к несогласию общества с оценкой судами обстоятельств дела. Между тем иная оценка заявителем кассационной жалобы установленных судами обстоятельств, а также иное толкование закона не свидетельствуют о нарушении судами норм права и не могут служить основанием для отмены судебных актов.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.02.2024 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2024 по делу N А32-40016/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Гиданкина |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Основания для применения статей 2.9, 3.4, 4.1.1, 4.1.2 КоАП РФ суды не установили. Суд кассационной инстанции принимает во внимание, что возможность применения названных норм является оценочной категорией и подлежит установлению применительно к обстоятельствам каждого конкретного рассматриваемого дела. Оценка вывода судебных инстанций о наличии или отсутствии обстоятельств, совокупности юридически значимых обстоятельств, позволяющих применить в рассматриваемом случае положения указанных статей, с учетом положений статей 286, 287 Кодекса не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Апелляционный суд правомерно отклонил доводы общества о необходимости применения части 5 статьи 4.4 КоАП РФ в связи со следующим. В деле N А32-40012/2023 рассматривался вопрос о законности постановления, принятого в одну дату с постановлением, рассматриваемым в рамках настоящего дела 22.02.2023, по делу об административном правонарушении N 023/04/9.21-49/2023 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ. Основанием привлечения к административной ответственности по настоящему делу и по делу N А32-40012/2023 послужили аналогичные, но самостоятельные жалобы по разным заявкам на технологическое подключение различных объектов, что обоснованно повлекло возбуждение самостоятельных административных дел антимонопольным органом.
...
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30 июля 2024 г. N Ф08-5164/24 по делу N А32-40016/2023