г. Краснодар |
|
29 июля 2024 г. |
Дело N А61-3138/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 июля 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Мещерина А.И., судей Анциферова В.А. и Сидоровой И.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Агроторг"" (ИНН 7704537299, ОГРН 1047796863916), органа, осуществляющего публичные полномочия - территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Северная Осетия - Алания (ИНН 1516620419, ОГРН 1091516001708), третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Северная Осетия - Алания, Кумалагова Руслана Махарбековича, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Северная Осетия - Алания на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 27.12.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2024 по делу N А61-3138/2023, установил следующее.
ООО "Торговый дом "Агроторг"" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Северная Осетия - Алания (далее - управление) о признании незаконными действий, выразившихся в возвращении уведомления управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Северная Осетия - Алания (далее - служба судебных приставов) от 24.04.2023 N 55 о готовности к реализации имущества, формализованные в письме от 25.04.2023 N 15-3Б/934, а также о возложении на управление обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем принятия уведомления о готовности к реализации имущества и осуществления мер по реализации данного имущества на публичных торгах единым лотом в составе 32 объектов. Общество также просило взыскать 10 000 рублей за каждый день неисполнения решения суда, начиная со дня, следующего за днем его вступления в законную силу
Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 27.12.2023, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2024, заявление удовлетворено частично. Признаны незаконными действия управления, выразившиеся в возвращении уведомления службы судебных приставов от 24.04.2023 N 55 о готовности к реализации имущества (письмо от 25.04.2023 N 15-3Б/934). На управление возложена обязанность устранить допущенные нарушения путем принятия уведомления о готовности к реализации имущества и осуществления мер по его реализации на публичных торгах единым лотом в составе 32 объектов. С управления в пользу общества взыскана судебная неустойка в размере 1 тыс. рублей за каждый день неисполнения судебного акта. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе управление, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, а также на несоответствие сделанных судами выводов представленным в дело доказательствам, просит отменить решение и постановление, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления. Податель жалобы указывает, что в ЕГРН отсутствуют сведения о регистрации спорных объектов как единого недвижимого комплекса. Основания для признания действий управления незаконными у судов отсутствовали. Управление не участвовало в деле N 2-281/2015. Руководствуясь нормами действующего законодательства, управление возвратило представленный пакет документов без исполнения и предложило судебному приставу - исполнителю обратиться в суд с заявлением о разъяснении порядка исполнения судебного акта в части формирования лотов в целях организации публичных торгов.
Участвующие в деле лица представителей в суд округа не направили, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно правилам части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Изучив материалы дела и доводы жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение и апелляционное постановление следует оставить без изменения.
Судебные инстанции установили, что решением Пригородного районного суда Республики Северная Осетия - Алания от 24.06.2015 по делу N 2-281/2015 с ООО "Виктимус", Таугазовой Н.В., Козаевой И.Т. в пользу АО "Россельхозбанк" солидарно взыскана задолженность по кредитному договору от 10.12.2010 N 102601/0185, обращено взыскание на заложенное имущество ООО "Петрол", Кумалагова Р.М. (далее - должник).
Пригородный районный суд 07.12.2015 выдал исполнительные листы, в том числе в отношении Кумалагова Р.М. исполнительный лист серии ФС N 007288884.
В отношении данного должника 27.01.2016 возбуждено исполнительное производство.
Определением Пригородного районного суда от 27.02.2017 по делу N 2-281/2015 произведена замена взыскателя (АО "Россельхозбанк") на общество.
Определением Пригородного районного суда от 09.12.2022 по делу N 2-281/2015 изменен порядок исполнения решения Пригородного районного суда от 24.06.2015 по делу N 2-281/2015: начальная продажная цена имущества установлена в размере 6 785 000 рублей, определено, что имущество подлежит реализации на публичных торгах единым лотом в составе 32 объектов (приведены в судебном акте).
Судебный пристав-исполнитель 17.04.2023 вынес постановление о передаче арестованного имущества на торги; имущество подлежало передаче в управление на реализацию на открытых торгах, проводимых в форме аукциона, в составе единого лота.
В рамках исполнительного производства N 29289/21/15006-ИП служба судебных приставов направила в адрес управления уведомление от 24.04.2023 N 55 о готовности к реализации арестованного имущества.
Письмом от 25.04.2023 N 15-ЗБ/934 управление возвратило службе судебных приставов уведомление от 24.04.2023 N 55, указав, что продажа движимого и недвижимого имущества единым лотом невозможна, поскольку положениями статей 350.2, 448 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) и пункта 3 статьи 57 Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (далее - Закон N 102-ФЗ) установлены различные сроки опубликования организатором торгов извещений о предстоящих торгах: в срок не позднее, чем за 10 дней, но не ранее чем за 30 дней до их проведения при проведении торгов заложенным недвижимым имуществом; не позднее, чем за 30 дней до их проведения при проведении торгов движимым имуществом.
Общество, полагая, что возврат уведомления о готовности передачи на реализацию арестованного имущества, не соответствует закону, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Законность судебных актов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Согласно части 1 статьи 198 Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для удовлетворения такого заявления является наличие двух условий: несоответствие оспариваемых акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 198, 200 и 201 Кодекса).
Согласно части 6 статьи 87 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) судебный пристав-исполнитель не ранее десяти и не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления об оценке имущества должника выносит постановление о передаче имущества должника на реализацию.
Часть 7 статьи 87 Закона N 229-ФЗ предусматривает, что судебный пристав-исполнитель обязан передать специализированной организации, а специализированная организация обязана принять от судебного пристава-исполнителя для реализации имущество должника в течение десяти дней со дня вынесения постановления о передаче имущества должника на реализацию. Передача специализированной организации имущества должника для реализации осуществляется судебным приставом-исполнителем по акту приема-передачи.
В силу части 1 статьи 89 Закона N 229-ФЗ реализация на торгах имущества должника, в том числе имущественных прав, производится организацией или лицом, имеющими, в соответствии с законодательством Российской Федерации право проводить торги по соответствующему виду имущества (далее - организатор торгов).
Согласно части 8 статьи 89 Закона N 229-ФЗ при передаче для реализации недвижимого имущества к постановлению судебного пристава-исполнителя и акту приема-передачи прилагаются: 1) копия акта о наложении ареста на имущество должника; 2) правоустанавливающие документы и документы, характеризующие объект недвижимости; 3) копии документов, подтверждающих право на земельный участок, в случае продажи отдельно стоящего здания; 4) документы, подтверждающие внесение объекта недвижимого имущества в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или документы, подтверждающие отнесение недвижимого имущества к объекту культурного наследия, включенному в реестр, выявленному объекту культурного наследия, охранное обязательство на объект культурного наследия, включенный в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или иной охранный документ, предусмотренный пунктом 8 статьи 48 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Статья 90 Закона N 229-ФЗ устанавливает сроки и порядок проведения торгов. Торги должны быть проведены в двухмесячный срок со дня получения организатором торгов имущества для реализации (часть 1).
Порядок проведения торгов устанавливается Гражданским кодексом, данным Законом, иными федеральными законами и постановлениями Правительства Российской Федерации (часть 2).
Согласно пункту 1 статьи 449.1 Гражданского кодекса под публичными торгами понимаются торги, проводимые в целях исполнения решения суда или исполнительных документов в порядке исполнительного производства, а также в иных случаях, установленных законом. Правила, предусмотренные статьями 448 и 449 данного Кодекса, применяются к публичным торгам, если иное не установлено этим Кодексом и процессуальным законодательством.
Организатором публичных торгов выступает лицо, уполномоченное в соответствии с законом или иным правовым актом отчуждать имущество в порядке исполнительного производства, а также государственный орган или орган местного самоуправления в случаях, установленных законом (пункт 2 статьи 449.1 Гражданского кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 57 Закона N 102-ФЗ публичные торги по продаже заложенного имущества организуются и проводятся органами, на которые в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации возлагается исполнение судебных решений, если иное не установлено Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 57 Закона N 102-ФЗ организатор публичных торгов извещает о предстоящих публичных торгах не позднее, чем за 10 дней, но не ранее чем за 30 дней до их проведения в периодическом издании, являющемся официальным информационным органом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, по месту нахождения недвижимого имущества, а также направляет соответствующую информацию для размещения в сети "Интернет" в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В извещении указываются дата, время и место проведения публичных торгов, характер продаваемого имущества и его начальная продажная цена.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее Положение N 432), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в частности, функции по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество.
Пунктом 5.5 Положения N 432 предусмотрено, что Росимущество организует в установленном порядке реализацию, в том числе выступает продавцом, имущества (в том числе имущественных прав), арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество.
Согласно пункту 2.1 соглашения ФССП России N 0001/13, Росимущества N 01-12/65 от 30.04.2015 "О взаимодействии Федеральной службы судебных приставов и Федерального агентства по управлению государственным имуществом по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество" территориальный орган ФССП России не позднее следующего рабочего дня после вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о передаче имущества должника на реализацию, в котором в качестве организатора реализации арестованного имущества указывается Росимущество (его территориальный орган), передает в Росимущество (его территориальный орган) уведомление о готовности к реализации арестованного имущества и его местонахождении с приложением копии такого постановления и копий правоустанавливающих и подтверждающих право документов.
Росимущество (его территориальный орган) не позднее семи рабочих дней со дня вынесения постановления о передаче имущества должника на реализацию принимает решение о самостоятельной реализации арестованного имущества либо о привлечении специализированных организаций, о чем не позднее следующего рабочего дня письменно извещает территориальный орган ФССП России.
Судебные инстанции, исследовав представленные в дело доказательства, установили, что все объекты недвижимости и движимое имущество (оборудование), подлежащее реализации на публичных торгах, принадлежат на праве собственности одному лицу - должнику (Кумалагову Р.М.) и относятся к АЗС (нефтебазе). В состав имущества, переданного судебным приставом-исполнителем на торги, включены 32 объекта, из которых 27 являются объектами недвижимости (нежилые сооружения), а 5 объектов являются движимым имуществом (оборудование), а именно: насос 1 ФСВН-80-А, насос 1 Д200-9065А, трансформаторная подстанция, система полива АСП-5, генератор ГСФ-100 БК. С учетом физических характеристик и назначения имущества суды сделали вывод о том, что переданные на реализацию объекты связаны функционально и технологически, спорное оборудование предназначено для обеспечения производственного цикла нефтебазы и конструктивно связано с объектами недвижимости (т. 1, л. д. 73 - 77). Реализация взаимосвязанных составных частей нефтебазы (объектов недвижимости и оборудования) разными лотами приведет к фактической невозможности самостоятельной продажи оборудования, предназначенного для эксплуатации в составе единого комплекса нефтебазы, конструктивно тесно связанного с объектами недвижимости. Законодательство не содержит запрета на реализацию такого имущества в составе единого лота. В силу статьи 134 Гражданского кодекса в случаях, когда разнородные вещи образуют единое целое, предполагающее использование их по общему назначению, они рассматриваются как одна вещь (сложная вещь).
С учетом установленных обстоятельств судебные инстанции пришли к верному выводу о том, что оспариваемый возврат уведомления о готовности имущества к реализации не соответствует положениям Закона N 229-ФЗ и нарушает права взыскателя (общества).
Суд апелляционной инстанции, отклоняя доводы управления, правомерно указал следующее. Вступившим в законную силу определением Пригородного районного суда Республики Северная Осетия - Алания от 09.12.2022 по делу N 2-281/2015 предписано выставить спорные объекты на публичные торги единым лотом (в составе 32 объектов). При определении начальной продажной стоимости всех объектов суд руководствовался правилами Закона N 102-ФЗ (т. 1, л. д. 17, 18).
Доводы кассационной жалобы управления не принимаются, поскольку сделаны без учета вступившего в законную силу судебного акта (часть 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также физических и правовых характеристик спорных объектов, допускающих их реализацию единым лотом с применением правил Закона N 102-ФЗ.
Требование общества о взыскании судебной неустойки разрешено судом с учетом правил части 4 статьи 174 Кодекса, статьи 308.3 Гражданского кодекса, а также разъяснений, приведенных в пункте 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации". В данном случае незаконные действия уполномоченного органа нарушают имущественные права общества (взыскателя по исполнительному производству). Исполнение возложенной судом на управление обязанности по устранению последствий допущенных нарушений направлено на создание определенности в отношении гражданских прав заявителя, возможности заявителя беспрепятственно осуществлять свои гражданские права. Размер судебной неустойки определен судом исходя из совокупности конкретных обстоятельств дела, предмета спора, характера действий, которые должен совершить уполномоченный орган, необходимости обеспечения баланса интересов сторон.
При рассмотрении спора имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы судами по правилам, предусмотренным статьями 67, 68 Кодекса, им дана надлежащая правовая оценка согласно статье 71 данного Кодекса. Фактические обстоятельства дела суды установили в полном объеме, выводы, приведенные в решении и постановлении, соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела, и нормам действующего законодательства.
В соответствии с положениями статьи 286, части 2 статьи 287 Кодекса суд кассационной инстанции не вправе пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Доводы управления, изложенные в кассационной жалобе, отклоняются, поскольку направлены на переоценку собранных по делу доказательств и сделанных на их основании выводов судов о фактических обстоятельствах, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции. Нарушения норм процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 288 Кодекса безусловными основаниями для отмены судебных актов, суд кассационной инстанции не установил.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
От уплаты государственной пошлины по кассационной жалобе управление освобождено.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 27.12.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2024 по делу N А61-3138/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Мещерин |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Требование общества о взыскании судебной неустойки разрешено судом с учетом правил части 4 статьи 174 Кодекса, статьи 308.3 Гражданского кодекса, а также разъяснений, приведенных в пункте 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации". В данном случае незаконные действия уполномоченного органа нарушают имущественные права общества (взыскателя по исполнительному производству). Исполнение возложенной судом на управление обязанности по устранению последствий допущенных нарушений направлено на создание определенности в отношении гражданских прав заявителя, возможности заявителя беспрепятственно осуществлять свои гражданские права. Размер судебной неустойки определен судом исходя из совокупности конкретных обстоятельств дела, предмета спора, характера действий, которые должен совершить уполномоченный орган, необходимости обеспечения баланса интересов сторон."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29 июля 2024 г. N Ф08-4537/24 по делу N А61-3138/2023