г. Краснодар |
|
30 июля 2024 г. |
Дело N А32-49203/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июля 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Прокофьевой Т.В. и Черных Л.А., в отсутствие в судебном заседании заявителя - Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и заинтересованного лица - индивидуального предпринимателя Козменко Дмитрия Владимировича, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.12.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2024 по делу N А32-49203/2023, установил следующее.
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее - министерство) обратилось в арбитражный суд с заявлением к индивидуальному предпринимателю Козменко Дмитрию Владимировичу (далее - предприниматель) о взыскании задолженности в размере 13 587 рублей 64 копеек по уплате обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания за 2 квартал 2019 года и 4 квартал 2022 года, пени за несвоевременную оплату обязательных отчислений в размере 312 рублей 24 копеек за период с 31.07.2019 по 20.04.2023, пени за несвоевременную оплату обязательных отчислений за период с 21.04.2023 по дату фактической уплаты задолженности.
Решением от 21.12.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 12.03.2024, суд взыскал с предпринимателя в пользу министерства пени за несвоевременную уплату обязательных отчислений в размере 718 рублей 33 копеек за период с 31.03.2023 по 14.08.2023. В удовлетворении остальной части заявленного требования суд отказал.
В кассационной жалобе министерство просит отменить принятые по делу судебные акты в части отказа во взыскании задолженности по уплате отчислений, пени за несвоевременную уплату отчислений, пени начисленных на сумму задолженности, исходя из 1/300 ключевой ставки Банка России, действующей в соответствующем периоде времени, начиная с 21.04.2023 по дату фактической уплаты и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного министерством требования в полном объеме. По мнению подателя жалобы, судебные акты приняты с нарушением норм материального права, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела. Министерство не могло узнать о наличии у предпринимателя задолженности по уплате отчислений за названные периоды ранее, чем 13.10.2021.
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела. В дополнении к отзыву предприниматель пояснил, что им полностью погашена задолженность по уплате обязательных отчислений (неналоговых платежей) в сумме 13 587 рублей 64 копеек, что подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями, в том числе с дополнением к отзыву.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 16.07.2024 до 15 часов 50 минут 18.07.2024.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, основным видом экономической деятельности предпринимателя является деятельность по предоставлению услуг телефонной связи (ОКВЭД 61.10.1). Являясь оператором сети связи общего пользования, предприниматель осуществляет свою деятельность на основании лицензий, выданных Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
В соответствии с пунктом 1 статьи 59 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон N 126-ФЗ) в целях финансового обеспечения оказания универсальных услуг связи, а также финансирования создания и функционирования базы данных, перенесенных абонентских номеров, формируется резерв универсального обслуживания.
Источниками формирования резерва универсального обслуживания являются обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования, пени за несвоевременную или неполную уплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) операторами сети связи общего пользования, а также иные не запрещенные законом источники (пункт 1 статьи 60 Закона N 126-ФЗ).
Пунктом 5 статьи 60 Закона N 126-ФЗ предусмотрено, что операторы сети связи общего пользования не позднее тридцати дней со дня окончания квартала, в котором получены доходы, обязаны осуществлять обязательные отчисления (неналоговые платежи) в резерв универсального обслуживания. Отчет кварталов ведется с начала календарного года.
Указом Президента Российской Федерации от 20.11.2020 N 719 "О совершенствовании государственного управления в сфере цифрового развития, связи и массовых коммуникаций" Федеральное агентство связи упразднено, его функции переданы министерству.
Министерство осуществляет свою деятельность в рамках полномочий, предусмотренных Положением о Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 N 418 (далее - Положение N 418).
В соответствии с абзацем 4 пункта 1 Положения N 418 министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере электросвязи и почтовой связи, в том числе в области создания, развития и использования сетей связи, спутниковых систем связи, систем телевизионного вещания и радиовещания.
Пунктом 6 статьи 60 Закона N 126-ФЗ предусмотрено, что в случае, если обязательные отчисления (неналоговые платежи) оператором сети связи общего пользования в резерв универсального обслуживания не осуществлены в установленные сроки или осуществлены в неполном объеме, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере электросвязи и почтовой связи, в том числе в области создания, развития и использования сетей, спутниковых систем связи, систем телевизионного вещания и радиовещания, вправе обратиться в суд с иском о взыскании обязательных отчислений (неналоговых платежей) и пеней за несвоевременную или неполную уплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания.
Судебные инстанции установили фактические обстоятельства по делу, исследовали и оценили представленные в материалы дела доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и, руководствуясь статьями 195, 196, 197, 199, 200, 203, 207 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), положениями Закона N 126, Порядком предоставления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания, утвержденного приказом Минкомсвязи России от 16.09.2008 N 41, разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлении от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" (постановление N 43), пришли к выводу об отсутствии оснований для взыскания с общества основного долга в связи с его уплатой 14.08.2023 и обоснованности заявленного министерством требования в части взыскания пени, начисленной на сумму задолженности за 4 квартал 2022 года в размере 271 рубля 75 копеек за период с 31.01.2023 по 20.04.2023 и, начиная с 21.04.2023 по день фактической уплаты долга в размере 446 рублей 58 копеек (13 587 рублей 64 копейки х 116 х 1/300 х 8,5%).
Судебные инстанции установили, что предприниматель 14.08.2023 уплатил основной долг в размере 13 587 рублей 58 копеек по обязательным отчислениям в резерв универсального обслуживания за 2 квартал 2019 года и за 4 квартал 2022 года, что подтверждается платежным поручением от 14.08.2023 N 1117. Установив, что обязательные отчисления в резерв универсального обслуживания за 2 квартал 2019 года уплачены предпринимателем по истечении трехлетнего срока исковой давности (после 30.07.2022 года), суды указали на пропуск министерством срока исковой давности по требованию об уплате пени за неуплату обязательных отчислений в резерв универсального обслуживания за 2 квартал 2019 года за период с 31.07.2019 по 20.04.2023 в размере 40 рублей 49 копеек.
Учитывая пропуск срока исковой давности по требованию о взыскании обязательных отчислений (неналоговых платежей) за 2 квартал 2019 года, сославшись на статью 207 Гражданского кодекса, суды обоснованно исходили из того, что с истечением срока исковой давности по главному требованию истекает срок исковой давности и по дополнительным требованиям.
Основания для восстановления срока исковой давности суды не установили.
В соответствии с пунктом 2 статьи 199 Гражданского кодекса течение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в удовлетворении требования.
Согласно части 1 статьи 196 Гражданского кодекса общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 Гражданского кодекса, согласно которой течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 12 постановления от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" разъяснил, что по смыслу норм пункта 3 статьи 23, статьи 205 Гражданского кодекса срок исковой давности, пропущенный юридическим лицом, а также гражданином - индивидуальным предпринимателем по требованиям, связанным с осуществлением им предпринимательской деятельности, не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.
В части требования о взыскании пени, начисленной за 4 квартал 2022 года в размере 271 рублей 75 копеек за период с 31.01.2023 по 20.04.2023 и начиная с 21.04.2023 по день фактической уплаты долга, судебные инстанции, проверив представленный министерством расчет пени (исходя из задолженности в сумме 13 587 рублей 64 копеек), самостоятельно произведя расчет пени с 21.04.2023 по день фактической уплаты долга (14.08.2023), обоснованно пришли к выводу об удовлетворении заявления в данной части. Установив, что задолженность предпринимателем уплачена 14.08.2023, что подтверждается платежным поручением, суды исходили из того, что с предпринимателя за период с 21.04.2023 по 14.08.2023 подлежит взысканию пени в размере 446 рублей 58 копеек (13 587,64 116
1/300
8.5%). На основании изложенного, суды признали обоснованным требование министерства в части взыскания пени, начисленной за 4 квартал 2022 года в размере 271 рубля 75 копеек за период с 31.01.2023 по 20.04.2023 и с 21.04.2023 по 14.08.2023 в размере 446 рублей 58 копеек, а всего в размере 718 рублей 33 копейки, что предпринимателем не оспаривается. Доказательства того, что расчет пени за названные периоды произведен неверно, министерство не представило.
Судебные инстанции проверили довод министерства о недобросовестном поведения предпринимателя, а также о том, что министерство не могло узнать о наличии у предпринимателя задолженности ранее 13.10.2021 в связи с ликвидацией Федерального агентства связи, правопреемником которого является министерство, и признали его несостоятельным.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 6 постановления N 43 разъяснил, что по смыслу статьи 201 Гражданского кодекса Российской Федерации переход прав в порядке универсального или сингулярного правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица, переход права собственности на вещь, уступка права требования и пр.), а также передача полномочий одного органа публично-правового образования другому органу не влияют на начало течения срока исковой давности и порядок его исчисления. В этом случае срок исковой давности начинает течь в порядке, установленном статьей 200 Гражданского кодекса Российской Федерации со дня, когда первоначальный обладатель права узнал или должен был узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Судебные инстанции правильно указали, что упразднение Федерального агентства связи и передача министерству его функций согласно пунктам 1 и 2 Указа Президента Российской Федерации от 20.11.2020 N 719 "О совершенствовании государственного управления в сфере цифрового развития, связи и массовых коммуникаций", не является основанием для изменения порядка исчисления сроков исковой давности.
Доводы министерства исследованы судебными инстанциями и получили соответствующую правовую оценку.
Суд кассационной инстанции учитывает, что задолженность в сумме 13 587 рублей 64 копеек уплачена предпринимателем (платежное поручение от 14.08.2023 N 1117, платежное поручение от 17.07.2024 N 720), пени исчислены с суммы задолженности 13 587 рублей 64 копеек.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судебных инстанций, направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции установлены положениями статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Арбитражный суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по оценке (переоценке) и исследованию фактических обстоятельств дела, выявленных в ходе его рассмотрения по существу.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.12.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2024 по делу N А32-49203/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 6 постановления N 43 разъяснил, что по смыслу статьи 201 Гражданского кодекса Российской Федерации переход прав в порядке универсального или сингулярного правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица, переход права собственности на вещь, уступка права требования и пр.), а также передача полномочий одного органа публично-правового образования другому органу не влияют на начало течения срока исковой давности и порядок его исчисления. В этом случае срок исковой давности начинает течь в порядке, установленном статьей 200 Гражданского кодекса Российской Федерации со дня, когда первоначальный обладатель права узнал или должен был узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Судебные инстанции правильно указали, что упразднение Федерального агентства связи и передача министерству его функций согласно пунктам 1 и 2 Указа Президента Российской Федерации от 20.11.2020 N 719 "О совершенствовании государственного управления в сфере цифрового развития, связи и массовых коммуникаций", не является основанием для изменения порядка исчисления сроков исковой давности."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30 июля 2024 г. N Ф08-5029/24 по делу N А32-49203/2023