г. Краснодар |
|
05 августа 2024 г. |
Дело N А32-3573/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 августа 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Мещерина А.И. и Сидоровой И.В. при участии в судебном заседании от органа, осуществляющего публичные полномочия, - государственной жилищной инспекции Краснодарского края (ИНН 2308124796, ОГРН 1062308033700) - Языджана А.И. (доверенность от 14.09.2023), в отсутствие представителей заявителя - товарищества собственников жилья "Наш дом" (ИНН 2325021840, ОГРН 1112368000029), органов, осуществляющих публичные полномочия: администрации муниципального образования Апшеронский район (ИНН 2325006961, ОГРН 1022303448155), администрации Апшеронского городского поселения Апшеронского района (ИНН 2325017699, ОГРН 1052314218220), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу государственной жилищной инспекции Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.12.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2024 по делу N А32-3573/2022, установил следующее.
Товарищество собственников жилья "Наш дом" (далее - товарищество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к администрации муниципального образования Апшеронский район, администрации Апшеронского городского поселения Апшеронского района, государственной жилищной инспекции Краснодарского края (далее - администрация района, администрация поселения, жилищная инспекция) о признании незаконными действий по уведомлению органа местного самоуправления о необходимости принятия решения о формировании фонда капитального ремонта в отношении многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Апшеронск, ул. Пролетарская, д. 196, (далее - многоквартирный дом) на счете регионального оператора и пункта 146 реестра многоквартирных домов, расположенных на территории Апшеронского городского поселения Апшеронского района, для организации проведения капитального ремонта, утвержденного постановлением администрации поселения от 16.07.2014 N 401 в редакции постановления от 15.10.2021 N 842, о понуждении к исключению многоквартирного дома из названного реестра (с учетом изменения предмета заявления в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Арбитражный процессуальный кодекс).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 07.10.2022, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2022, в удовлетворении заявления отказано со следующей мотивировкой. Жилищная инспекция надлежащим образом уведомила администрацию поселения и собственников помещений многоквартирного дома о необходимости погашения долга по взносам на капитальный ремонт. Собственники помещений в многоквартирном доме не исполнили обязанность по аккумулированию взносов на капитальный ремонт этого дома на специальном счете, открытом в публичном акционерном обществе "Сбербанк России" (далее - банк), а товарищество, как владелец специального счета, - по осуществлению сбора соответствующих денежных средств. Оспариваемые действие жилищной инспекции и акт администрации поселения законны и обоснованны.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30.03.2023 решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.10.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2022 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Суд кассационной инстанции указал на необходимость оценки доводов товарищества о том, что собственники помещений обеспечили выполнение предусмотренного региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Для такой оценки необходимо установление мероприятий, предусмотренных региональной программой капитального ремонта многоквартирного дома на спорный период, исследование представленной обществом первичной документации на выполнение соответствующих работ (оказание услуг) в запланированном объеме, определение направленности этих работ (услуг) на обеспечение сохранности общего имущества в многоквартирном доме и его безопасной эксплуатации, а также на предотвращение повреждения и разрушения многоквартирного дома.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 12.12.2023, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2024, заявление удовлетворено. Суды исходили из того, что собственники помещений за свой счет обеспечили проведение ремонтных работ капитального характера в отношении общего имущества в многоквартирном доме. Общая стоимость таких работ, помимо прочего по капитальному ремонту крыши и подвала, составила 1 571 480 рублей 78 копеек, что подтверждено первичными документами (сметой, содержащей перечень приобретенных товаров и выполненных работ, товарными и кассовыми чеками, квитанциями, товарными накладными, договорами розничной купли-продажи, счетами на оплату). Проведенный в спорный период в отношении общего имущества в многоквартирном доме капитальный ремонт соответствует работам, предусмотренным региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Действия собственников помещений многоквартирного дома были направлены исключительно на улучшение общего имущества в этом доме, обеспечение его сохранности и безопасной эксплуатации, предотвращение повреждений и разрушений. Названные собственники фактически исполнили обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома.
Жилищная инспекция, обжаловав решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.12.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2024 в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса, привела следующие основания проверки законности судебных актов. Фонд капитального ремонта многоквартирного дома на специальном счете не формируется. Расходование денежных средств с данного специального счета должно носить целевой характер. Собственники помещений в многоквартирном доме при наличии соответствующего решения могут осуществлять сбор денежных средств на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на расчетном счете товарищества.
Соответствующие платежные документы не представлены, что не позволяет оценить полноту и правомерность взимания денежных средств с собственников помещений в многоквартирном доме, а также их расходования. Сбор денежных средств в виде взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме товариществом как владельцем специального счета не производится. Контроль за целевым расходованием средств, затраченных на капитальный ремонт общедомового имущества, банком не осуществлялся. Обжалуемыми судебными актами нарушены права и законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании, результаты которого оформлены в виде протокола от 18.08.2015 N 2, изменили формирование фонда капитального ремонта многоквартирного дома на счете регионального оператора на формирование этого фонда на открытом в банке специальном счете многоквартирного дома. Владельцем специального счета определено товарищество. Размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт определен в размере 5 рублей 32 копеек за 1 кв. м общей площади помещения.
Из представленной банком выписки от 27.01.2021 N 379700 по операциям на специальном банковском счете следует, что с момента его открытия 26.09.2014 по 26.01.2021 по этому счету было совершено четыре операции. Региональный оператор 30.12.2015 перечислил на специальный счет 411 рублей 45 копеек в связи с изменением способа формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома. Двумя операциями на общую сумму 411 рублей 45 копеек со специального счета произведено списание денежных средств за обслуживание и комиссию. На специальный счет многоквартирного дома 29.03.2018 поступило 3000 рублей. Иные операции по специальному счету с 29.03.2018 по 26.01.2021 не производились. В данный период специальный счет многоквартирного дома, открытый в целях формирования фонда капитального ремонта, являлся действующим. Сведения об изменении собственниками способа формирования фонда капитального ремонта на формирование его на счете регионального оператора в жилищную инспекцию не поступали.
Жилищная инспекция пришла к выводам о том, что фонд капитального ремонта на специальном счете многоквартирного дома не формируется, а ежеквартально предоставляемые товариществом сведения являются недостоверными. Вступившими в законную силу постановлениями мирового судьи судебного участка N 252 Апшеронского района от 28.12.2021 по делу N 5-367/2021, от 26.01.2022 по делу N 1212/2022 товарищество привлечено к административной ответственности за предоставление жилищной инспекции недостоверных сведений о сумме собранных на специальном счете денежных средств.
По данным жилищной инспекции региональной программой с 2026 по 2028 годы в многоквартирном доме запланирован капитальный ремонт фасада, крыши, систем электроснабжения, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, теплоснабжения. При этом денежные средства в виде взносов на предстоящий капитальный ремонт общего имущества в фонд капитального ремонта многоквартирного дома на специальный счет не поступают. У собственников помещений образовалась задолженность свыше 50 % по взносам на капитальный ремонт (на декабрь 2020 года) в размере 930 354 рублей 20 копеек.
Письмом от 10.03.2021 N 75-07-13-2568/21 (уведомлением N 01-04-2020) жилищная инспекция уведомила товарищество о необходимости информирования собственников помещений в многоквартирном доме о наличии задолженности по ежемесячным взносам на капитальный ремонт многоквартирного дома, о необходимости погашения такой задолженности и о предусмотренных законодательством последствиях непогашения задолженности в установленный срок.
В пятимесячный срок с даты получения товариществом уведомления (с 16.03.2021 по 16.08.2021) задолженность по ежемесячным взносам на капитальный ремонт многоквартирного дома собственники помещений не погасили. Инспекция уведомила об этом администрацию поселения.
Постановлением администрации поселения от 15.10.2021 N 842 внесены изменения в ее постановление от 16.07.2014 N 401. Многоквартирный дом включен в утвержденный этим постановлением реестр многоквартирных домов, расположенных на территории Апшеронского городского поселения Апшеронского района, для организации проведения капитального ремонта (пункт 146). Администрацией поселения фактически принято решение о формировании фонда капитального ремонта многоквартирного дома на счете регионального оператора.
Названные обстоятельства послужили основаниями обращения товарищества в арбитражный суд. Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
По смыслу положений главы 24 Арбитражного процессуального кодекса удовлетворение требования о признании решения органа, осуществляющего публичные полномочия, незаконным возможно при установлении несоответствия этого решения нормативному правовому акту и нарушения им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200).
Положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) установлено, что собственник помещения в многоквартирном доме должен участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме, соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт (статья 158).
Собственники помещений обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен региональным законом, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом (статья 169).
Фонд капитального ремонта образуется из различных взносов (штрафов, займов и т.д.), уплаченных собственниками помещений. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе формировать фонд капитального ремонта на специальном счете в банке или на счете регионального оператора. Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме не позднее истечения шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом (части 1, 3, 5 статьи 170 Жилищного кодекса). В случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете взносы на капитальный ремонт уплачиваются на такой специальный счет в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 2 статьи 171 Жилищного кодекса).
Статья 173 Жилищного кодекса предусматривает изменение способа формирования фонда капитального ремонта. По общему правилу способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (часть 1). Если размер фактических поступлений взносов на капитальный ремонт составляет менее чем пятьдесят процентов от размера начисленных взносов на капитальный ремонт, орган государственного жилищного надзора уведомляет владельца специального счета о необходимости информирования собственников помещений в многоквартирном доме о наличии задолженности и о необходимости погашения такой задолженности в течение пяти месяцев с момента поступления уведомления (часть 8). Владелец специального счета в течение пяти дней с момента получения уведомления информирует собственников помещений в многоквартирном доме о необходимости погашения задолженности и предпринимает направленные на ее погашение меры. При наличии такой задолженности за два месяца до истечения названного пятимесячного срока владелец специального счета обязан инициировать проведение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в целях принятия решения о порядке погашения задолженности (часть 9), а по истечении этого срока - уведомляет об этом орган местного самоуправления, который в течение месяца принимает решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и направляет такое решение владельцу специального счета (часть 10).
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 12.04.2016 N 10-П сформулировал правовую позицию, согласно которой принятие органом местного самоуправления в отношении многоквартирного дома решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора возможно лишь при условии, что собственники помещений в многоквартирном доме по тем или иным причинам - как зависящим, так и не зависящим от их воли - не исполняют возложенную на них обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, в том числе не формируют фонд капитального ремонта на специальном счете, не обеспечивают оказание услуг и (или) выполнение работ в соответствии с региональной программой капитального ремонта, что со временем приводит к ухудшению состояния самого дома.
Выполняя указания суда кассационной инстанции, суды первой и апелляционной инстанции при новом рассмотрении дела установили, что собственники помещений в многоквартирном доме с 2015 по 2020 года приняли решения, на основании которых за счет их средств в отношении общего имущества в многоквартирном доме проведены ремонтные работы капитального характера. Общая стоимость таких работ, в том числе требующих значительных затрат на ремонт крыши, подвала, составила 1 571 480 рублей 78 копеек, что подтверждено представленными в материалы дела доказательствами (сметой, содержащей перечень приобретенных товаров и выполненных работ, товарными и кассовыми чеками, квитанциями, товарными накладными, договорами розничной купли-продажи, счетами на оплату). Расходы на замену крыши в многоквартирном доме (без учета расходов на обслуживание и ремонт канализации, водоотведения, теплоснабжения, ремонт фасада, пола в местах общего пользования, техническое обслуживание холодного и горячего водоснабжения, кладовой для хранения общего инвентаря, установку дверей входа в подвал, ремонт и обслуживание энергоснабжения) полностью покрыли обязательства собственников помещений по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Проведенный в 2015-2020 годах в отношении общего имущества в многоквартирном доме капитальный ремонт соответствует мероприятиям, предусмотренным региональной программой капитального ремонта многоквартирного дома.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса имеющиеся в деле доказательства, правильно применив приведенные нормативные положения и разъяснения высшей судебной инстанции, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно заключили о следующем. Товарищество и собственники помещений в многоквартирном доме исполнили обязанности по содержанию общего имущества в многоквартирном доме. Обеспечив выполнение работ по капитальному ремонту этого имущества в соответствии с региональной программой капитального ремонта, товарищество и собственники помещений не допустили ухудшения состояния многоквартирного дома.
При таких обстоятельствах у жилищной инспекции не имелось законных оснований для уведомления администрации поселения и собственников помещений многоквартирного дома о необходимости погашения долга по взносам на капитальный ремонт на открытом в банке специальном счете, у товарищества как владельца специального счета - для осуществления дополнительного (повторного) сбора денежных средств на эти же цели, а у администрации поселения - для включения многоквартирного дома в реестр многоквартирных домов, расположенных на территории Апшеронского городского поселения Апшеронского района, формирование фонда капитального ремонта которых осуществляется на счете регионального оператора.
Доводы кассационной жалобы названные выводы не опровергают и направлены на установление обстоятельств, не установленных судами первой и апелляционной инстанций или отвергнутых ими как не подтвержденных доказательствами. Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, то есть приведение иных по сравнению со сделанными судами первой и апелляционной инстанций выводов относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, не допускается (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
Соответствие выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность ее удовлетворения.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.12.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2024 по делу N А32-3573/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Анциферов |
Судьи |
А.И. Мещерин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 12.04.2016 N 10-П сформулировал правовую позицию, согласно которой принятие органом местного самоуправления в отношении многоквартирного дома решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора возможно лишь при условии, что собственники помещений в многоквартирном доме по тем или иным причинам - как зависящим, так и не зависящим от их воли - не исполняют возложенную на них обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, в том числе не формируют фонд капитального ремонта на специальном счете, не обеспечивают оказание услуг и (или) выполнение работ в соответствии с региональной программой капитального ремонта, что со временем приводит к ухудшению состояния самого дома.
...
Доводы кассационной жалобы названные выводы не опровергают и направлены на установление обстоятельств, не установленных судами первой и апелляционной инстанций или отвергнутых ими как не подтвержденных доказательствами. Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, то есть приведение иных по сравнению со сделанными судами первой и апелляционной инстанций выводов относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, не допускается (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции")."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 5 августа 2024 г. N Ф08-4904/24 по делу N А32-3573/2022
Хронология рассмотрения дела:
05.08.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4904/2024
28.02.2024 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-721/2024
12.12.2023 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-3573/2022
30.03.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-872/2023
27.12.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-20870/2022
07.10.2022 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-3573/2022