г. Краснодар |
|
06 августа 2024 г. |
Дело N А15-6425/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 августа 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Артамкиной Е.В., судей Афониной Е.И. и Твердого А.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Николюк О.В., при участии в судебном заседании, проводимом с использованием системы веб-конференции, от истца - общества с ограниченной ответственностью "Группа Ермак" (ИНН 6670364212, ОГРН 1116670033699) - Мацневой В.В. (доверенность от 20.07.2023), в отсутствие ответчика - министерства здравоохранения Республики Дагестан (ИНН 0562044550, ОГРН 1020502624669), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу министерства здравоохранения Республики Дагестан на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 24.05.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2024 по делу N А15-6425/2022, установил следующее.
ООО "Группа Ермак" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с исковым заявлением к министерству здравоохранения Республики Дагестан (далее - министерство) о признании решения от 31.10.2022 об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта от 28.09.2021 N Е/8/2021 недействительным.
Решением от 24.05.2023, оставленным без изменения апелляционным постановлением от 12.02.2024, исковое заявление общества удовлетворено.
Суд признал недействительным односторонний отказ министерства, оформленный решением от 31.10.2022, от исполнения государственного контракта от 28.09.2021 N Е/8/2021; взыскал с министерства в пользу общества 6 тыс. рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины по иску.
Не согласившись с принятыми судебными актами, министерство обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.
В обоснование кассационной жалобы министерство указывает, что судебные акты приняты с нарушением норм материального права, а выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Министерство указывает, что общество не исполнило обязательства по контракту в полном объеме ни в предусмотренный контрактом срок, ни в гарантированный самим обществом срок, ни на дату принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта. Министерство также настаивает на том, что после расторжения спорного контракта заключило контракт от 06.12.2022 с ООО "Родник-2" на поставку и монтаж 8 ФАПов, которые были поставлены министерству в декабре 2022 года, то есть обязательства по поставке 8 ФАПов были исполнены другим лицом, а не ООО "Группа Ермак". Податель жалобы считает, что поскольку ООО "Группа Ермак" не исполнило обязательства по контракту в полном объеме, у министерства имелись основания для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на основании пункта 2 статьи 715 Гражданского кодекса.
В отзыве на кассационную жалобу конкурсный управляющий ООО "Группа Ермак" указывает, что большинство фельдшерско-акушерских пунктов на дату принятия заказчиком оспариваемого решения были готовы и общество могло исполнить контракт в полном объеме до истечения срока действия контракта: 31.12.2022. Общество считает, что не нарушило условие о сроках исполнения государственного контракта, поскольку стороны продлили срок действия контракта до 31.12.2022, и настаивает на том, что если бы заказчик не расторг контракт, то общество бы поставило оставшиеся ФАПы. Общество считает принятые по делу судебные акты законными, просит оставить их без изменения.
В судебном заседании представитель истца возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя истца, проверив законность обжалуемых судебных актов, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает их подлежащими отмене.
Как установили суды, министерство (заказчик) на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заключило государственный контракт от 28.09.2021 N Е/8/2021 с единственным поставщиком - ООО "Группа Ермак" (поставщик) на поставку, установку и монтаж фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП) на основе модульных конструкций (ИКЗ 212056204455005720100105000032511414).
По условиям контракта поставщик обязался осуществить поставку и сборку (монтаж, установка) модульных фельдшерско-акушерских пунктов заказчику на условиях, в порядке и в сроки, определяемые в контракте, а заказчик обязался обеспечить приемку и оплату поставленного товара (пункт 1.1 контракта).
Согласно пункту 2.1 контракта номенклатура товара и его количество определяются спецификацией (приложение N 1 к контракту), технические показатели - в соответствии с техническими требованиями (приложение N2).
Цена контракта составляет 148 155 170 рублей, в том числе НДС (ставка 20%) - 24 692 528 рублей 33 копейки, является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, включает в себя стоимость товара, упаковки, маркировки, доставки, разгрузки, сборки, монтажа, наладки, оснащения, а также все расходы на страхование, уплату налогов, пошлин, сборов, подготовку площадки для поставки, сборки, установки, монтажа, наладки, оснащение модуля и другие обязательные платежи, которые поставщик должен выплатить в связи с выполнением обязательств по контракту в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункты 2.2 - 2.4 контракта).
Пунктом 3.1 контракта установлены обязанности поставщика: поставить товар в строгом соответствии с условиями контракта в полном объеме, надлежащего качества и в установленные сроки; осуществить поставку, сборку, монтаж, наладку, оснащение товара в месте эксплуатации товара, с учетом требований безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации; оснастить фельдшерско-акушерский пункт согласно стандарту оснащения врачебной амбулатории (фельдшерско-акушерского пункта, фельдшерского здравпункта) приложение N 14 к положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.05.2012 N 543 н; предоставить регистрационное удостоверение Министерства здравоохранения Российской Федерации (Росздравнадзора) на входящие в комплект поставки в соответствии с пунктом 3.1.4 медицинские изделия (в соответствии с Правилами государственной регистрации медицинских изделий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416)" согласно требованию статьи 38 Федеральный закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"; обеспечить соответствие поставляемого товара требованиям качества, безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации; незамедлительно информировать заказчика обо всех обстоятельствах, препятствующих исполнению контракта; своими силами и за свой счет устранять допущенные недостатки при поставке товара; выполнять свои обязательства, предусмотренные положениями контракта; обеспечивать гарантии на товар в соответствии с разделом 8 контракта.
В соответствии с пунктом 5.1 контракта поставка, сборка, монтаж, наладка, оснащение и передача всех товаров заказчику осуществляется поставщиком в места доставки с даты заключения контракта до 20.12.2021.
Поставляемые товары должны быть новыми товарами (товарами, которые не были в употреблении, не прошли ремонт, в том числе восстановление, замену составных частей, восстановление потребительских свойств).
Качество и комплектность передаваемого поставщиком товара должны соответствовать нормативно-техническим требованиям и стандартам для такого товара. Одновременно с передачей товара приемочной комиссии заказчика, заказчику должны быть переданы паспорт на товар, иные документы, предусмотренные приложением N 2 контракту, а также надлежаще оформленные товарная накладная, акт приема-передачи товара, счет, счет-фактура (при наличии), гарантийный талон (пункт 5.2 контракта).
Согласно пункту 7.1 контракта поставщик гарантирует, что товар, поставленный в соответствии с контрактом, является новым, неиспользованным.
В соответствии с пунктом 5.5 контракта передача товара производится путем подписания товарной накладной и акта приема-передачи товара. Товарная накладная, акт приема-передачи товара подписываются приемочной комиссией заказчика, заказчиком по результатам приемки товара.
Пунктом 5.6 контракта определено, что приемка товара, оформление ее результатов производится приемочной комиссией по факту поставки каждой единицы товара согласно спецификации (приложение 1) в полном объеме, сборки, установки, монтажа, наладки, оснащения товара в течение 14 дней следующим образом:
- приемка по количеству осуществляется самостоятельно приемочной комиссией заказчика в соответствии с количеством, согласованным в контракте и указанным в товарной накладной и акте приема-передачи товара при присутствии уполномоченного представителя поставщика в месте проведения приемки товара. В случае неявки представителя поставщика на приемку товара, заказчик вправе осуществить такую приемку товара самостоятельно в соответствии с условиями контракта (пункт 5.6.1 контракта);
- в случае обнаружения несоответствия товара и (или) его части требованиям качества, приемочной комиссией заказчика с участием представителя поставщика составляется акт об обнаруженных недостатках оборудования с указанием сроков устранения таких недостатков в течение 2 рабочих дней с даты обнаружения таких недостатков и в этот же срок подписывается заказчиком. Указанный порядок составления акта об обнаруженных недостатках товара применяется и при обнаружении недостатка в течение гарантийного срока товара, который установлен в пункте 4.3. раздела 4 контракта. Поставщик обязан устранить все нарушения за свой счет, в сроки, указанные в акте об обнаруженных недостатках. Минимальный срок устранения недостатков - 3 рабочих дня (пункт 5.6.2 контракта).
После устранения недостатков, послуживших основанием для неподписания, указанных документов в пункте 5.5 контракта, поставщик и заказчик подписывают акт приема-передачи товара (приложение N 4 к контракту) в порядке и сроки, предусмотренные пунктом 5.6 контракта (пункт 5.7 контракта).
После приемки товара приемочной комиссией заказчика документы о приемке товара в течение одного рабочего дня с момента приемки товара подписываются членами приемочной комиссии заказчика. Заказчик утверждает результат приемки (товарная накладная и акт приема-передачи товара) в течение одного рабочего дня от даты подписания документов о приемке товара приемочной комиссией заказчика (пункт 5.8 контракта).
Пунктом 5.18 контракта предусмотрено, что поставщик в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, предусмотренные контрактом, при этом заказчик обязан обеспечить приемку поставленного товара в соответствии с условиями контракта.
В соответствии с пунктом 6.3 контракта по окончании сборки, монтажа, наладки, оснащения товара получатель и поставщик подписывают акт сборки, монтажа, наладки, оснащения модульного ФАПа (акт N 5 к контракту).
Получатель в течение 15 рабочих дней со дня получения от поставщика акта сборки, монтажа, наладки, оснащения товара направляет поставщику подписанный акт сборки, монтажа, наладки, оснащения товара, или мотивированный отказ от подписания, в котором указываются недостатки и сроки их устранения (пункт 6.4 контракта).
Пунктом 11.1 контракта определен срок действия государственного контракта: начало - с момента подписания контракта, окончание - 31.12.2021.
Дополнительным соглашением от 12.05.2022 N 1 к контракту стороны продлили срок действия контракта до 31.12.2022.
В силу пункта 10.1 контракта за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий контракта стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 11.3 контракта расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствий с гражданским законодательством.
Пунктом 11.4 контракта предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
В пункте 11.7 контракта согласовано, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика, указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику. Выполнение заказчиком требований данного пункта считается надлежащим уведомлением поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика по его адресу, указанному в контракте.
При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
В соответствии с пунктом 11.8 контракта решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно пункту 11.9 контракта заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с пунктом 11.5 контракта. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Суды установили следующие обстоятельства. В письме от 14.01.2022 N 3785/ГЕ общество сообщило министерству о направлении приемо-сдаточной документации по фельдшерско-акушерским пунктам, а также повторно просило определить состав приемочной комиссии и назначить даты приемки всех 17 модульных фельдшерско-акушерских пунктов. В письме от 17.05.2022 N 15-45 общество проинформировало министерство о ходе исполнения обязательств по контракту в части состояния модульных фельдшерско-акушерских пунктов, гарантировало осуществить сдачу товаров в установленный срок. 20.05.2022 министерство приняло решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта от 28.09.2021 N Е/8/2021, указав, что на 20.05.2022 поставка товара была осуществлена только по четырем адресам: с. Щара и с. Хурхи Лакского района, с. Куштиль Хивского района, с. Сумбатль Кулинского района, что подтверждается товарными накладными N 16/08-13, 16/08-15, 16/08-16, 16/08-17 от 22.04.2022, актами сборки, монтажа, наладки и оснащения фельдшерско-акушерских пунктов, актами ввода товара в эксплуатацию, а также актами приема-передачи товара, то есть фактической датой поставки являлось 22.04.2022. По мнению министерства, поставщик нарушил предусмотренные договором сроки поставки товаров. На основании части 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и пункта 11.4 контракта заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В ответном письме от 31.05.2022 N 17-41 поставщик указал, что из 17 фельдшерско-акушерских пунктов 4 фельдшерско-акушерских пункта (с. Джепель, с. Киче, с. Зизик, с. Старое Тамазатюбе) были готовы к сдаче еще 20.12.2021, о чем поставщик уведомлял заказчика, однако тот в течение периода с декабря 2021 года по апрель 2022 года не осуществил своевременно приемку товаров и препятствовал исполнению государственного контракта поставщиком. Поставщик пояснил заказчику, что еще 8 фельдшерско-акушерских пунктов были готовы к сдаче по состоянию на 20.05.2022, о чем заказчик также извещался, но не были приняты заказчиком. На 31.05.2022 не были готовы к сдаче заказчику только 4 фельдшерско-акушерских пункта (с. Камилух, с. Генеколоб, с. Бедюк, с. Куруш). Письмом от 06.06.2022 N ЕМ001 поставщик сообщил заказчику, что гарантирует своевременность производства работ и полную сдачу всех товаров в установленный срок. Общество предложило организовать министерству выезд эксперта для приемки. 08.06.2022 министерство приняло решение об отмене решения от 20.05.2022 об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта от 28.09.2021 N Е/8/2021. Письмом от 19.06.2022 N РД-007 поставщик уведомил заказчика о том, что на дату направления письма 3 фельдшерско-акушерских пункта (с. Камилух, с. Генеколоб, с. Бедюк) продолжают находиться вне транспортной доступности, однако заверил заказчика о том, что угрозы нарушения сроков финальной сдачи работ государственному заказчику не наблюдается. 31.10.2022 министерство приняло решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта от 28.09.2021 N Е/8/2021, указав, что поставщик письмом от 06.06.2022 N ЕМ001 гарантировал полную сдачу товаров до 30.07.2022, однако по состоянию на 31.10.2022 поставщик не исполнил обязательство по поставке 8 фельдшерско-акушерских пунктов в установленный контрактом срок. 01.11.2022 заказчик направил уведомление об одностороннем отказе от исполнения контракта N 7/17-22-144. В ответном письме от 02.11.2022 поставщик указал, что на момент направления письма 6 фельдшерско-акушерских пунктов готовы к сдаче и ожидают приемки в течение нескольких месяцев, однако заказчик уклоняется от приемки товаров, а также указало, что строительство фельдшерско-акушерского пункта в с. Генеколоб невозможно, поскольку для этих целей не выделен земельный участок, а монтажные работы в отношении фельдшерско-акушерского пункта в с. Бедюк производятся.
По мнению поставщика основания для одностороннего отказа заказчика от исполнения государственного контракта отсутствуют. Полагая, что односторонний отказ от контракта принят заказчиком необоснованно, общество обратилось в суд с иском.
Разрешая спор, суды руководствовались следующим.
Правоотношения сторон по государственному контракту от 28.09.2021 N Е/8/2021 являются смешанными и регулируются нормами глав 30, 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) и нормами Закона N 44-ФЗ.
В силу части 1 статьи 2 Закона N 44-ФЗ, части 1 статьи 307.1 Гражданского кодекса к договорным обязательствам, возникшим из государственного (муниципального) контракта, применяются, в первую очередь, нормы Закона N 44-ФЗ, которые являются специальными по отношению к нормам Гражданского кодекса.
В соответствии со статьей 72 Бюджетного кодекса размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.
В силу пункта 1 статьи 8 Закона N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В силу пункта 8 статьи 3 Закона N 44-ФЗ под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
В силу абзаца 4 преамбулы Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017), поскольку в силу части 1 статьи 2 Закона N 44-ФЗ законодательство о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, при разрешении споров, вытекающих из государственных (муниципальных) контрактов, суды руководствуются нормами Закона о контрактной системе, толкуемыми во взаимосвязи с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, а при отсутствии специальных норм - непосредственно нормами Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 525 Гражданского кодекса поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 530 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд (поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров (статья 526 Гражданского кодекса).
В соответствии со статьей 523 Гражданского кодекса односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 740 Гражданского кодекса по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
В соответствии с пунктом 1 статьи 763 Гражданского кодекса подрядные строительные работы (статья 740 Гражданского кодекса Российской Федерации), проектные и изыскательские работы (статья 758 Гражданского кодекса Российской Федерации), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (пункт 2 статьи 763 Гражданского кодекса).
Пунктом 1 статьи 766 Гражданского кодекса предусмотрено, что государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
В пункте 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.2016 N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении" (далее - постановление от 22.11.2016 N 54) разъяснено, что по общему правилу право на односторонний отказ от исполнения обязательства либо на изменение его условий должно быть предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами и иными правовыми актами (пункт 1 статьи 310 Гражданского кодекса).
Право заказчика отказаться от договора подряда в одностороннем порядке предусмотрено статьями 715 и 717 Гражданского кодекса.
Право заказчика отказаться от договора в одностороннем порядке предусмотрено пунктом 2 статьи 715 Гражданского кодекса (если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным), а также статьей 717 Гражданского кодекса Российской Федерации (в любое время до сдачи ему результата работы без указания оснований).
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу части 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданского кодекса Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Таким образом, Закон N 44-ФЗ указывает лишь на необходимость закрепить в контракте саму возможность расторжения контракта в одностороннем порядке по правилам гражданского законодательства.
Следовательно, основания для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от договора установлены в Гражданском кодексе Российской Федерации и подлежат применению. Неуказание в контракте какого-либо конкретного существенного нарушения обязательства, являющегося основанием для заявления одностороннего отказа, не может свидетельствовать об отсутствии у стороны такого права при наличии соответствующего основания в Гражданском кодексе Российской Федерации ("Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).
Частью 12 статьи 95 Закона N 44-ФЗ установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте.
При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (часть 13 статьи 95 Закона N 44-ФЗ).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к выводу, что заказчик документально не подтвердил правомерность одностороннего отказа от исполнения контракта по основаниям, указанным в решении от 31.10.2022. Свои выводы суды мотивировали следующим. Стороны продлили срок действия государственного контракта до 31.12.2022. В настоящее время 9 фельдшерско-акушерских пунктов сданы истцом ответчику, 6 фельдшерско-акушерских пунктов готовы к сдаче, однако, как указывает истец, ответчик не осуществляет приемку данных шести товаров в течение более чем полугода. Работы по установке фельдшерско-акушерского пункта в с. Бедюк в настоящее время производятся истцом, а сборка (монтаж, установка) фельдшерско-акушерского пункта в с. Генеколоб не представляется возможным в силу отсутствия выделенного для его строительства земельного участка. 04.07.2022 Министерство здравоохранения Республики Дагестан направило письмо N 05-08/7116/22 в адрес главы МО "Тляратинский район" М.М. Абдулаеву с просьбой выделить земельный участок для строительства фельдшерско-акушерского пункта в с. Генеколоб. Таким образом, из 17 фельдшерско-акушерских пунктов, поставка и сборка (монтаж, установка) которых предусмотрены контрактом, лишь 2 не готовы к сдаче, поставка одного из которых невозможна по независящим от истца причинам. Суды пришли к выводу, что министерство не обосновало факт принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, в связи с чем, признали решение заказчика от 31.10.2022 об одностороннем отказе от исполнения контракта недействительным.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции установил основания их отмены, поскольку разрешая настоящий спор, суды не учли следующее.
Из системного толкования статей 314 и 425 Гражданского кодекса следует, что срок действия договора и срок исполнения обязательства не являются тождественными понятиями и могут не совпадать.
В пункте 5.1 контракта стороны согласовали срок исполнения подрядчиком (поставщиком) обязательств, в соответствии с которым: поставка, сборка, монтаж, наладка, оснащение и передача всех товаров заказчику осуществляется поставщиком в места доставки с даты заключения контракта до 20.12.2021.
Срок исполнения подрядчиком (поставщиком) обязательств по контракту в установленном Законом N 44-ФЗ порядке не менялся. Дополнительного соглашения, продлевающего срок поставки, сборки, монтажа, наладки, оснащения и передачи всех товаров заказчику, стороны контракта не заключали.
Из материалов дела следует, что 20.05.2022 министерство приняло решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта от 28.09.2021 N Е/8/2021, мотивированное тем, что общество к установленному контрактом сроку не исполнило обязательства по контракту (Картотека арбитражных дел: материалы электронного дела от 20.01.2023).
Письмом от 06.06.2022 N ЕМ001 поставщик, не оспаривая факт нарушения им обязательств по контракту, но ссылаясь на сдачу заказчику 4 ФАПов из 17, предусмотренных контрактом, гарантировал заказчику полную сдачу всех объектов не позже 30.07.2022 (т. 1, л. д. 48 - оборот).
Решением от 08.06.2022 заказчик отменил ранее принятое им решение от 20.05.2022 об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта от 28.09.2021 N Е/8/2021, ссылаясь на письмо общества от 06.06.2022 N ЕМ001, которым поставщик гарантировал, что исполнит все обязательства до 30.07.2022.
31 октября 2022 года заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта от 28.09.2021 N Е/8/2021, мотивированное тем, что по состоянию на 31.10.2022 (дату принятия соответствующего решения) поставщик обязательства по контракту в полном объеме так и не исполнил (т. 1, л. д. 29 - 30).
То обстоятельство, что ни к установленному контрактом сроку (20.12.2021), ни на дату принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (31.10.2022) обязательства поставщика по контракту не были исполнены в полном объеме (17 ФАПов), обществом не оспаривалось и подтверждалось им самим в иске.
Положения статей 309 и 310 Гражданского кодекса определяют, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Частью 14 статьи 34 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 статьи 95 названного Закона.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Частью 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Так, пунктами 11.3 и 11.4 контракта предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
В пункте 14 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, указано, что отсутствие в государственном (муниципальном) контракте упоминания о каком-либо конкретном существенном нарушении обязательств, являющемся основанием для одностороннего отказа, не может свидетельствовать об отсутствии у стороны такого права, если в контракте содержится общее указание на право стороны на односторонний отказ.
Как уже было указано правоотношения сторон по государственному контракту от 28.09.2021 N Е/8/2021 являются смешанными и регулируются нормами глав 30, 37 Гражданского кодекса и нормами Закона N 44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 523 Гражданского кодекса односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац 4 пункта 2 статьи 450), то есть существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях: поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров (пункт 2 статьи 523 Гражданского кодекса).
Согласно статье 715 Гражданского кодекса заказчик вправе во всякое время проверять ход и качество работы, выполняемой подрядчиком, не вмешиваясь в его деятельность. Если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков (пункт 2). Если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков (пункт 3).
В рассматриваемом случае общество приняло на себя обязательство не только поставить 17 ФАПов в строгом соответствии с условиями контракта в полном объеме, надлежащего качества и в установленные сроки, но и осуществить поставку, сборку, монтаж, наладку, оснащение товара в месте эксплуатации товара, с учетом требований безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации; оснастить фельдшерско-акушерский пункт согласно стандарту оснащения врачебной амбулатории (фельдшерско-акушерского пункта, фельдшерского здравпункта) приложение N 14 к положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.05.2012 N 543 н; предоставить регистрационное удостоверение Министерства здравоохранения Российской Федерации (Росздравнадзора) на входящие в комплект поставки в соответствии с пунктом 3.1.4 медицинские изделия (в соответствии с Правилами государственной регистрации медицинских изделий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416)" согласно требованию статьи 38 Федеральный закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Поскольку установленный пунктом 5.1 контракта срок поставки, сборки, монтажа, наладки, оснащения и передачи всех товаров заказчику (20.12.2021) в установленном Законом N 44-ФЗ порядке не менялся, и поскольку ни к установленному контрактом сроку: 20.12.2021, ни к гарантированному самим обществом сроку: 30.07.2022, ни на дату принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта: 31.10.2022 обязательства по контракту не были исполнены обществом в полном объеме (17 ФАПов), и доказательств обратного в материалы дела не представлено, выводы судов об отсутствии у заказчика правовых оснований для приятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта - преждевременны.
В рамках дела N А15-5054/2024 ООО "Группа Ермак" обратилось с иском к министерству здравоохранения Республики Дагестан о взыскании 43 575 050 рублей задолженности по спорному государственному контракту от 28.09.2021 N Е/8/2021, в котором само общество указало, что на момент одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта им были выполнены работы по 13 ФАПам из 17.
Таким образом, как в рамках настоящего дела, так и в рамках дела N А15-5054/2024 само общество подтверждает то обстоятельство, что на дату приятия заказником решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (31.10.2022) обязательства в полном объеме исполнены подрядчиком не были. При этом само же общество указывает, что по независящим от него причинам не смогло исполнить обязательство только по одному ФАПу, в то время, как приняло обязательство в отношении 17 ФАПов. Доказательств того, что исполнить контракт в полном объеме общество не смогло по независящим от него причинам или по вине заказчика, в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, выводы судов о неправомерности принятого заказчиком решения от 31.10.2022 об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта от 28.09.2021 N Е/8/2021 сделаны без учет вышеизложенных обстоятельств.
Кроме того, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что без внимания судов осталось и то обстоятельство, что спорный государственный контракт от 28.09.2021 N Е/8/2021 с ценой контракта в 148 155 170 рублей заключен министерством на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" с единственным поставщиком - ООО "Группа Ермак".
В силу статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.
Порядок заключения муниципального контракта определен императивными положениями статьи 48 Закона N 44-ФЗ.
Закон N 44-ФЗ регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, в том числе, устанавливая единый порядок размещения таких заказов (статья 1 Закона N 44-ФЗ).
Целями регулирования отношений, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд являются: обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (статья 1 Закона N 44-ФЗ).
Согласно пункту 8 статьи 3 Закона N 44-ФЗ под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт) или муниципального образования (муниципальный контракт) заказчиком для обеспечения соответственно государственных, муниципальных нужд.
В силу статьи 6 Закона N 44-ФЗ открытость, прозрачность информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечение конкуренции отнесены к принципам контрактной системы в сфере закупок. При этом согласно статье 8 Закона N 44-ФЗ под принципом обеспечения конкуренции понимается создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок, при которых любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). К созданию равных условий при выявлении лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг относится запрет на совершение заказчиками, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям данного Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 24 Закона N 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
В силу части 5 статьи 24 Закона N 44-ФЗ заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 данного закона. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Закупка у единственного поставщика не относится к конкурентным способам закупки, а, следовательно, применение такого метода закупок должно осуществляться исключительно в случаях, установленных законом.
Случаи, когда возможно осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) без использования конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотрены статьей 93 Федерального закона N 44-ФЗ.
Согласно статье 11 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" в пункт 9 части 1 статьи 93 N 44-ФЗ внесены изменения и указанный пункт изложен в следующей редакции: осуществления закупок товаров, работ, услуг при необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи. При этом заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги в количестве, объеме, которые необходимы для оказания такой медицинской помощи либо вследствие таких аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи, если применение конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно.
Согласно положениям пункта 1 статьи 168 Гражданского кодекса по общему правилу сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой. В то же время сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима, или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 Гражданского кодекса). Посягающей на публичные интересы является в том числе сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом (соответствующая правовая позиция содержится в пункте 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации).
Частью 2 статьи 8 Закона N 44-ФЗ установлен такой законодательный запрет: запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона N 44-ФЗ, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В рассматриваемом случае суды не проверили наличие совокупности условий, предусматривающих возможность проведения закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, и не учли, что такая закупка должна находиться в причинно-следственной связи с мерами, предпринимаемыми в целях предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации, минимизации ее последствий, непосредственно служить достижению данных целей.
С учетом изложенного в настоящем постановлении, судебные акты нельзя признать законными, мотивированными и обоснованными.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимаемые арбитражным судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Согласно пункту 2 части 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в мотивировочной части решения должны быть указаны доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения; мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле.
Ограничение предмета доказывания при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, повлекшее принятие ошибочных судебных актов, может являться основанием для направления дела на новое рассмотрение (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.05.2010 N 16112/2009, от 16.11.2010 N 8467/10).
В соответствии с частью 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции по результатам рассмотрения кассационной жалобы вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, решение, постановление которого отменено или изменено, если выводы, содержащиеся в обжалуемых решении, постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.
Поскольку, разрешая спор, суды не установили все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, и не дали надлежащей правовой оценки всем доводам участвующих в деле лиц и представленным в материалы дела доказательствам, судебные акты подлежат отмене, с направлением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду надлежит учесть изложенное, установить и исследовать все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие значение для правильного разрешения спора, правильно распределить бремя доказывания, дать надлежащую правовую оценку доводам сторон, проверить правомерность заключения государственного контракта от 28.09.2021 N Е/8/2021 с единственным поставщиком на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", после чего разрешить спор в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 24.05.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2024 по делу N А15-6425/2022 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Дагестан.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Артамкина |
Судьи |
Е.И. Афонина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В рассматриваемом случае суды не проверили наличие совокупности условий, предусматривающих возможность проведения закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, и не учли, что такая закупка должна находиться в причинно-следственной связи с мерами, предпринимаемыми в целях предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации, минимизации ее последствий, непосредственно служить достижению данных целей.
...
При новом рассмотрении дела суду надлежит учесть изложенное, установить и исследовать все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие значение для правильного разрешения спора, правильно распределить бремя доказывания, дать надлежащую правовую оценку доводам сторон, проверить правомерность заключения государственного контракта от 28.09.2021 N Е/8/2021 с единственным поставщиком на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", после чего разрешить спор в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 6 августа 2024 г. N Ф08-5045/24 по делу N А15-6425/2022