г. Краснодар |
|
08 августа 2024 г. |
Дело N А32-39052/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 августа 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Аваряскина В.В., судей Коржинек Е.Л. и Садовникова А.В., при участии в судебном заседании от истца - Прокуратуры Краснодарского края (ИНН 2309054252, ОГРН 1032304930020) - Рябоконева А.В. (удостоверение), в отсутствие ответчиков: государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Темрюкская центральная районная больница" министерства здравоохранения Краснодарского края (ИНН 2352007298, ОГРН 1022304750324) и общества с ограниченной ответственностью "Фармсервис" (ИНН 2312178145, ОГРН 1112312000393), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фармсервис" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.02.2024 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2024 по делу N А32-39052/2023, установил следующее.
Прокурор Краснодарского края (далее - прокурор) обратился в арбитражный суд с иском в защиту неопределенного круга лиц и министерства здравоохранения Краснодарского края к ГБУЗ "Темрюкская центральная районная больница" министерства здравоохранения Краснодарского края (далее - учреждение) и ООО "Фармсервис" (далее - общество) о признании недействительным (ничтожным) государственного контракта от 19.07.2022 N 0318300183922000089; применении последствий недействительности сделки путем возложения на общество обязанности возвратить учреждению денежные средства в размере 150 640 рублей.
Решением суда от 29.02.2024, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 27.05.2024, признан недействительным (ничтожным) контракт от 19.07.2022 N 0318300183922000089 на поставку лекарственного препарата (МНН: Натрия хлорид), заключенный учреждением и обществом. Применены последствия недействительности сделки в виде взыскания с общества в пользу учреждения денежных средств в размере 150 640 рублей. В удовлетворении ходатайств общества о приостановлении производства по делу, об отложении судебного заседания, о привлечении специалиста отказано. С общества в доход федерального бюджета взыскано 3 тыс. рублей государственной пошлины.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение и постановление, принять по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы указывает, что общество считается привлеченным к административной ответственности с момента вступления постановления мирового судьи в законную силу, а именно - с 11.07.2022; срок ограничения на участие в закупках исчисляется с указанной даты и заканчивается 11.07.2024. Судом сделаны ошибочные выводы о предоставлении обществом конкурсной комиссии недостоверной информации о соответствии требованиям, предусмотренным пунктом 7.1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ). Комиссия по осуществлению закупок не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям. Суды не дали надлежащей оценки следующим обстоятельствам. С учетом того, что неизвестно, при каких обстоятельствах оператор электронной площадки производил оценку соответствия общества требованиям к участнику государственных закупок, на каком этапе и каким образом не допустив нарушения Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ участник закупки, который не имеет права общаться с заказчиком до момента подписания государственного контракта, должен был уведомить заказчика о том, что в отношении него ведется судебное разбирательство; на основании какой нормы права участник государственных закупок, признанный победителем, должен был уклониться от заключения государственного контракта, хотя указанное запрещено Законом N 44-ФЗ. Не может быть признан недействительным контракт, заключенный в результате проведения государственной закупки, в процедуре которой не было обнаружено нарушений. Учитывая, что в результате рассмотрения дела процедура проведения торгов не была признана несоответствующей требованиям законодательства, вывод суда о признании государственного контракта недействительным, заключенного в результате этой процедуры, нельзя признать обоснованным и законным.
Представитель общества заявил ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи с невозможностью явки в судебное заседание.
Суд кассационной инстанции рассмотрел доводы ходатайства и не установил оснований для отложения судебного разбирательства.
В силу части 4 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) суд может отложить судебное разбирательство по ходатайству лица, участвующего в деле в связи с неявкой в судебное заседание его представителя по уважительной причине. Арбитражный суд также может отложить судебное разбирательство, если признает, что оно не может быть рассмотрено в данном судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, других участников арбитражного процесса (часть 5 статьи 158 Кодекса).
Согласно части 3 статьи 284 Кодекса неявка в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции лица, подавшего кассационную жалобу, и других лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.
Общество извещено о времени и месте судебного заседания, что подтверждается содержанием его ходатайства. Обязательное личное участие представителя общества в судебном заседании суда кассационной инстанции не требуется, поскольку окружной суд проверяет правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдения норм процессуального права, а также соответствие сделанных ими выводов фактическим обстоятельствам спора и имеющимся в деле доказательствам (статья 286 Кодекса). Представление в суд кассационной инстанции новых доказательств нормами Кодекса не предусмотрено.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителя прокуратуры, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела видно и судами установлено, что 21.06.2022 учреждение на официальном сайте zakupki.gov.ru разместило извещение N 0318300183922000089 о проведении аукциона в электронной форме на заключение государственного контракта, предметом которого является поставка лекарственного препарата (МНН: Натрия хлорид).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 594 тыс. рублей. Дата начала подачи заявок - 21.06.2022, дата окончания - 29.06.2022.
Общество для участия в указанном электронном аукционе подало заявку.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 01.07.2022 N 0318300183922000089 заявка общества признана соответствующей требованиям Федерального закона и документации электронного аукциона.
19 июля 2022 года учреждение (заказчик) и общество (поставщик) заключили контракт N 0318300183922000089, по условиям которого поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные контрактом, осуществить поставку лекарственного препарата (натрия хлорид) (код ОКПД2 - 21.20.10.134) в соответствии со спецификацией (приложение N 1 к контракту), а заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные контрактом, принять и оплатить поставленный товар.
Согласно пункту 2.2 контракта цена контракта составляет 593 992 рубля 27 копеек.
В силу пункта 9.5 контракта оплата по контракту осуществляется по факту поставки товара по каждому этапу поставки в течение не более чем 10 рабочих дней с даты подписания заказчиком структурированного документа о приемке и на основании документов, предусмотренных пунктом 5.3 контракта.
Товар по контракту получен заказчиком в несколько этапов и оплачен на сумму 150 640 рублей 23.09.2022 и 25.10.2022, что подтверждается платежными поручениями N 680106 и 927385.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в составе заявки общества на участие в электронном аукционе указаны данные о том, что юридическое лицо в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (далее - Закон N 195-ФЗ).
Вместе с тем общество до даты подачи заявки на участие в закупке постановлением мирового судьи судебного участка N 1 города Кызыла Республики Тыва от 26.05.2022 по делу N 5-206/2022, оставленным без изменения решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 11.07.2022, привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 19.28 Закона N 195-ФЗ.
Информация о привлечении общества к административной ответственности отображена в Едином реестре участников закупок (https://zakupki. gov.ru).
Полагая, что спорный контракт, который заключен с лицом, не соответствующим требованиям, установленным части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, нарушает законодательный запрет, установленный частью 9 статьи 31 названного закона, посягает на публичные интересы, прокурор обратился с рассматриваемым иском в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 2 Кодекса и пункту 1 статьи 1 Гражданского кодекса (далее - Гражданский кодекс) основной задачей судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
В силу пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокуроры участвуют в рассмотрении дел арбитражными судами в соответствии с процессуальным законодательством.
Частью 1 статьи 52 Кодекса установлено, что прокурор вправе обратиться в арбитражный суд: с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований; с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.
Прокурор, обратившийся в арбитражный суд, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности истца (часть 3 указанной статьи).
Таким образом, обращение прокурора в суд с рассматриваемым иском осуществлено в пределах предоставленных ему полномочий.
Торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов (пункт 1 статьи 449 Гражданского кодекса). Согласно пункту 2 этой статьи признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 названного Кодекса.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться иные последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 Гражданского кодекса).
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 74 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - постановление Пленума N 25), договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность.
Применительно к статьям 166 и 168 Гражданского кодекса под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы (пункт 75 постановления Пленума N 25).
В части 2 статьи 8 Закона N 44-ФЗ содержится явно выраженный законодательный запрет на совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям данного Закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
К целям контрактной системы в силу статей 1, 6 и 8 Закона N 44-ФЗ отнесены повышение эффективности, результативность осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращение коррупции и других злоупотреблений, создание равных условий для участников. Согласно пунктам 3, 4 статьи 1 Гражданского кодекса при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно; никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
При осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (пункт 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ).
Из пункта 5 Обзора судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о применении пункта 9 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.09.2016 следует, что участник закупки должен соответствовать требованиям, предусмотренным Законом N 44-ФЗ, с момента подачи им заявки на участие в электронном аукционе и до момента выявления победителя.
Участником закупки может быть лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Закона N 195-ФЗ (пункт 7.1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ).
В силу правовой позиции, изложенной в абзаце восьмом пункта 10 Обзора судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о применении пункта 9 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.09.2016, нарушение требований части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ влечет ничтожность государственного контракта на основании пункта 2 статьи 168 Гражданского кодекса.
Согласно части 9 статьи 31 Закона N 44-ФЗ отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) названной статьи, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.
Таким образом, отстранения участника от закупок может быть произведено в любой момент до заключения контракта.
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства в соответствии со статьей 71 Кодекса в их совокупности и взаимосвязи, доводы и возражения участвующих в деле лиц, суды исходили из того, что вступившим в законную силу 11.07.2022 постановлением мирового судьи судебного участка N 1 города Кызыла Республики Тыва от 26.05.2022 по делу N 5-206/2022 общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 19.28 Закона N 195-ФЗ, спорный контракт заключен сторонами позднее - 19.07.2022, в связи с чем пришли к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований прокурора.
Отклоняя доводы общества о том, что оператор электронной площадки не выявил факт наличия сведений в отношении общества о привлечении к административной ответственности, суд апелляционной инстанции верно указал, что указанные обстоятельства не свидетельствуют о возможности заключения государственного контракта с лицом, не соответствующим требованиям, установленным статьей 31 Закона N 44-ФЗ.
Довод общества о том, что не может быть признан недействительным контракт, заключенный в результате проведения государственной закупки, в процедуре которой не было обнаружено нарушений, суд округа отклоняет.
Суды установили, что спорный контракт не отвечает требованиям, предъявляемым к участникам закупки для государственных нужд, противоречит существу законодательного регулирования и посягает на интересы неопределенного круга лиц.
Признание государственного контракта ничтожной сделкой свидетельствует о поставке обществом товара в отсутствие государственного контракта.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2013 N 18045/12, а также приведенной в пункте 20 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, поставка товаров, выполнение работ или оказание услуг в целях удовлетворения государственных или муниципальных нужд, в отсутствие государственного или муниципального контракта не порождает у исполнителя право требовать оплаты соответствующего предоставления. Применение иного подхода позволило бы исполнителю контракта получить имущественное удовлетворение из своего незаконного поведения.
С учетом установленных судами нижестоящих инстанций обстоятельств по делу, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для несогласия с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам апелляционной жалобы, проверены судом кассационной инстанции в полном объеме, однако не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права или нарушении норм процессуального права, являются позицией заявителя и направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судами обстоятельств, что не входит в круг полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, перечисленных в статьях 286 и 287 Кодекса.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
ходатайство об отложении судебного разбирательства оставить без удовлетворения.
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.02.2024 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2024 по делу N А32-39052/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Аваряскин |
Судьи |
Е.Л. Коржинек |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал недействительным государственный контракт на поставку лекарственного препарата, заключенный между учреждением и обществом, поскольку последнее было привлечено к административной ответственности до подачи заявки на участие в аукционе. Применены последствия недействительности сделки, включая возврат денежных средств в пользу учреждения. Кассационная жалоба общества отклонена, доводы о законности контракта не нашли поддержки.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 8 августа 2024 г. N Ф08-6154/24 по делу N А32-39052/2023