г. Краснодар |
|
16 августа 2024 г. |
Дело N А32-14160/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 августа 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Аваряскина В.В., судей Калуцких Р.Г. и Коржинек Е.Л., при участии в судебном заседании от истца - общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ - Кубаньэнерго" (ИНН 2312159262, ОГРН 1092312001540) - Орловой О.А. (доверенность от 01.01.2024), в отсутствие ответчика - межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (ИНН 2308171570, ОГРН 1102308008330), третьих лиц: администрации муниципального образования город Краснодар, департамента имущественных отношений Краснодарского края, департамента городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации муниципального образования город Краснодар, Федерального агентства по управлению государственным имуществом, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ - Кубаньэнерго" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.02.2024 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2024 по делу N А32-14160/2022, установил следующее.
ООО "ЛУКОЙЛ - Кубаньэнерго" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея о признании права собственности на следующие объекты:
- скважины: (литеры 5128/9, 5128/10 и 5128/11), расположенные по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Трамвайная, 13, территория общества - Краснодарская ТЭЦ;
- золоотвал с каналом и золопроводами (литера 8010), площадь сооружения 163 тыс. м2, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Почтовая, 82-126.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация муниципального образования город Краснодар, департамент имущественных отношений Краснодарского края, департамент городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации муниципального образования город Краснодар, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Решением суда от 07.02.2024, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 16.04.2024, в удовлетворении исковых требований отказано.
С общества в пользу ООО "Южная оценочная компания "Эксперт"" взысканы 180 тыс. рублей расходов по оплате судебной экспертизы.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение и постановление. Податель жалобы указывает, что судами не приняты во внимание доводы, изложенные в пояснениях к делу от 06.09.2023, и приобщенные в материалы дела дополнительные документы. Кассационное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2023 N 25-КАД23-10-К4 подтверждает позицию общества, что объекты вспомогательного использования также являются объектами недвижимости в соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), подлежат постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации. Скважины находятся в насосной станции, которая является капитальным объектом. По объекту шламонакопитель (золоотвал) судом ранее в деле N А32-3592/2018 определено, что данный объект является недвижимым имуществом. Судебной экспертизой также установлено, что шламонакопитель (золоотвал) с каналом и золопроводами являются объектами капитального строительства. Судами не исследовались обстоятельства, связанные с приватизацией Краснодарской ТЭЦ, и не были применены подлежащие применению нормы права о приватизации, в то время как одним из оснований для регистрации права общества на спорные сооружения являлась именно приватизация Краснодарской ТЭЦ и последующий переход права собственности на скважины в составе Краснодарской ТЭЦ к обществу.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителя общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и судами установлено, что во владении общества находятся 3 скважины (акт приема-передачи основных средств от 01.06.2015: литеры 5128/9, 5128/10 и 5128/11) и золоотвал с каналом и золопроводами (литера 8010).
Скважина (литера 5128/9) имеет номер паспорта скважины 72911/1, глубина скважины - 305 м, введена в эксплуатацию 05.03.1991, расположена по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Трамвайная, 13, территория общества - Краснодарская ТЭЦ, что подтверждается паспортом скважины N 72911/1 от 1991 года, техническим планом сооружения от 31.05.2021, актом приема-передачи основных средств от 01.06.2015.
Скважина (литера 5128/10) имеет номер паспорта скважины 72913/2, глубина скважины - 212 м, введена в эксплуатацию 19.03.1991, расположена по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Трамвайная, 13, территория общества - Краснодарская ТЭЦ, что подтверждается паспортом скважины N 72913/2 от 1991 года, техническим планом сооружения от 31.05.2021, актом приема-передачи основных средств от 01.06.2015.
Скважина (литера 5128/11) имеет номер паспорта скважины 72912/3, глубина скважины 143 м, введена в эксплуатацию 16.02.1991, расположена по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Трамвайная, 13, территория общества - Краснодарская ТЭЦ, что подтверждается паспортом скважины N 72912/3 от 1991 года, техническим планом сооружения от 31.05.2021, актом приема-передачи основных средств от 01.06.2015.
Золоотвал с каналом и золопроводами (литера 8010), площадь сооружения 163 тыс. м2, расположен по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Почтовая, 82-126, что подтверждается техническим планом сооружения от 06.12.2021, техническим паспортом от 06.04.2006, актом приема-передачи основных средств от 01.06.2015.
Земельный участок, на котором находятся артезианские скважины, принадлежит обществу - Краснодарская ТЭЦ (правопреемник ОАО "Кубанская генерирующая компания") на основании договора аренды от 27.09.2012 N 7700002725; кадастровый номер 23:43:0403024:351.
Местоположение земельного участка: Краснодарский край, г. Краснодар, Карасунский внутригородской округ, ул. Трамвайная, с разрешенным видом использования - "для эксплуатации базовой электростанции".
Земельный участок, на котором расположен золоотвал с каналом и золопроводами принадлежит обществу - Краснодарская ТЭЦ на основании договора аренды от 19.10.2018 N 0709/3716 земельного участка с кадастровым номером 23:43:0428016:1, находящегося в федеральной собственности.
Местоположение земельного участка: Краснодарский край, г. Краснодар, Карасунский внутригородской округ, ул. Почтовая, 82-126, с видом разрешенного использования - "для эксплуатации золоотвала".
Право собственности на спорные сооружения не зарегистрировано.
В 2006 году ОАО "Кубаньэнерго" передало ОАО "Кубанская генерирующая компания" (правопредшественник общества) основные средства по акту приема-передачи основных средств от 01.07.2006, в том числе: скважина N 9 (литера 5128/9) площадью 6 м2; скважина N 10 (литера 5128/10) площадью 6 м2, 1995 год выпуска (постройки); скважина N 11 (литера 5128/11) площадью 6 м2, 1995 года выпуска (постройки); золоотвал с каналом и золопроводы (литера 8010), длина 240 м, ширина 63 м, высота 2,8 м, золопроводы протяженностью 4 тыс. км, 1954 года выпуска (постройки).
Согласно инвентарным карточкам учета объекта основных средств - скважины и золоотвал состоят на балансе общества с 01.06.2015.
Факт добросовестного несения обществом бремени содержания имущества (скважин и золоотвала) подтверждается налоговыми декларациями по водному налогу общества с момента его создания и ранее от ОАО "Кубанской генерирующей компании" в 2006 году.
Общество получило лицензию на пользование недрами выданную департаментом по недропользованию по Южному федеральному округу от 04.09.2015, серия КРД N 05199 ВЭ, а также разработало программу производственного контроля качества питьевой воды, согласованную с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю 19.04.2021.
По отношению к указанным сооружениям контрольными органами периодически проводятся проверки.
С учетом изложенного общество подало заявления в Управление Росреестра по Краснодарскому краю о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество: скважин N 72911/1, 72913/2 и 72912/3, а также золоотвала с каналом и золотопроводами (заявления от 02.06.2021 и 08.12.2021).
7 сентября 2021 года общество в связи с отсутствием разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства получило отказ в государственном кадастровом учете скважины N 72913/2; 08.09.2021 - отказ в государственном кадастровом учете скважины N 72912/3; 09.09.2021 - отказ в государственном кадастровом учете скважины N 72911/1; 16.03.2022 - отказ в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права на золоотвал с каналом и золопроводами.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в суд с иском о признании права собственности на скважины и золоотвал с каналом и золопроводами.
Основания приобретения права собственности на имущество предусмотрены статьей 218 Гражданского кодекса.
В силу пункта 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Согласно пункту 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление Пленума N 10/22) граждане, юридические лица являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретенного от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества, а также перешедшего по наследству или в порядке реорганизации (статья 218 Гражданского кодекса).
Исходя из разъяснений, изложенных в пункте 59 постановления Пленума N 10/22, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворен в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса.
При рассмотрении дела суд первой инстанции назначил строительно-техническую экспертизу.
По результатам ее проведения эксперты пришли к следующим выводам.
Спорные объекты - разведочно-эксплуатационная скважина на воду N 72911/1 (литера 5128/9), глубиной 305 м; разведочно-эксплуатационная скважина на воду N 72912/3 (литера 5128/11), глубиной 143 м; разведочно-эксплуатационная скважина на воду N 72913/2 (литера 5128/10), глубиной 212 м (далее - скважины), расположены по адресному ориентиру: Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Трамвайная, 13 и находятся в границах земельного участка с кадастровым номером 23:43:0403024:351.
Шламонакопитель (золоотвал) с каналом и золопроводами (литера 8010) расположен по адресному ориентиру: Краснодарский край, Карасунский округ, ул. Почтовая N 82-126 и находится в границах земельного участка с кадастровым номером 23:43:0428016:1.
Разведочно-эксплуатационные скважины на воду и золоотвал (шламонакопитель) с каналом и золопроводами находятся в границах земельных участков, функционируют и эксплуатируются по назначению. Скважины N 72911/1 и 72913/2 находятся в рабочем состоянии и эксплуатируются, скважина N 72912/3 имеет резервное назначение. Скважины предназначены для подачи воды на насосную станцию, потребителям и на случай пожара на станции и в поселке ТЭЦ.
Золоотвал (шламонакопитель) с каналом и золопроводом эксплуатируется для размещения шлама (отходов), образующихся при подготовке природной воды из р. Кубань для технологических целей Краснодарской ТЭЦ.
Технологически взаимосвязь с ресурсоснабжающими организациями не предполагается. Коммунальные ресурсы для эксплуатации спорных объектов не требуются.
В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс), градостроительными и строительными нормами и правилами, основываясь на результатах проведенного сопоставления по признакам капитальности, приведенных в таблицах N 11 и 12 эксперты пришли к выводу, что шламонакопитель (золоотвал) с каналом и золопроводами, разведочно-эксплуатационные скважины являются объектами капитального строительства, поскольку объекты имеют прочную связь с землей и их перемещение невозможно без причинения несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик объектов.
Фактически установленные насосы, смонтированные на разведочно-эксплуатационные скважины, не соответствуют насосам, указанным в рабочем проекте и актах сдачи-приемки, однако, в соответствии с актами генеральной проверки состояния водозабора подземных вод суммарный среднесуточный водосбор по каждой скважине не превышает значений, заявленных в лицензии. Фактическая глубина скважин согласно актам сдачи-приемки соответствует проектным решениям. Диаметры фильтровых колонн, определенные на основании актов на скрытые работы и цементаж скважин, соответствуют проектной документации.
Шламонакопитель (золоотвал) с каналом и золопроводом соответствует технической и проектной документации, актам на ввод в эксплуатацию.
Разведочно-эксплуатационные скважины на воду соответствуют санитарно-эпидемиологическим и экологическим нормам.
Экспертами также установлено, что скважины находятся в работоспособном состоянии; рекомендации, указанные в акте генеральной проверки состояния водозабора подземных вод, не ограничивают возможность эксплуатации скважины и предполагают выполнение плановых мероприятий по ремонту скважины.
Шламонакопитель (золоотвал) с каналом и золопроводами соответствует санитарно-эпидемиологическим и экологическим нормам.
Основываясь на информации, имеющейся в материалах дела, и учитывая, что спорные объекты введены в эксплуатацию, эксперты пришли к выводу, что разведочно-эксплуатационные скважины на воду (N 72911/1, 72912/3, 72913/2), шламонакопитель (золоотвал) с каналом и золопроводом соответствуют требованиям противопожарных норм и нормам в части обеспечения сейсмобезопасности.
Спорные объекты соответствуют требованиям расположения относительно соседних объектов недвижимости, градостроительному регламенту, требованиям "Правил землепользования и застройки территории муниципального образования город Краснодар" и проекту планировки муниципального образования город Краснодар.
Спорные объекты соответствуют технической, проектной документации и актам на ввод в эксплуатацию, находятся в рабочем состоянии и функционируют по своему назначению, дефектов и нарушений работы не выявлено.
Эксперты также пришли к выводу, что качество выполненных строительно-монтажных работ в спорных объектах соответствует нормативной документации, применявшейся на момент возведения спорных объектов. Строительно-техническое состояние объектов исследования не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Суды указали, что экспертное заключение не содержит противоречий, отвечает на поставленные судом вопросы, выводы эксперта являются полными и обоснованными, в связи с чем приняли его в качестве надлежащего доказательства по делу.
Вместе с тем суды критически отнеслись к выводу экспертизы о капитальности спорных объектов, отметив, что такой вывод не лишает суд права иначе оценить правовой режим спорных объектов.
Исходя из положений части 2 статьи 71 Кодекса арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (статья 65 Кодекса).
В силу пункта 10 статьи 1 Градостроительного кодекса под объектом капитального строительства понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства (пункт 1 статьи 130 Гражданского кодекса).
При разрешении вопроса о признании вещи недвижимостью, независимо от осуществления государственной регистрации права собственности на нее, следует устанавливать наличие у нее признаков, способных относить ее в силу природных свойств к недвижимым объектам (определение Верховного Суда Российской Федерации от 30.09.2015 N 303-ЭС15-5520).
Согласно пункту 23 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" сооружение - это результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
Согласно статье 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" к числу гидротехнических сооружений отнесены плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Суды указали, что согласно пункту 13 ГОСТа 25151-82 водозаборная скважина - это скважина для забора подземных вод, которая оборудуется обсадными трубами и фильтром. То есть она является объектом капитального строительства. При этом водозаборная скважина выполняет лишь обслуживающую функцию по отношению к участку, зданиям и не имеет самостоятельного назначения.
В соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008), принятому и введенному в действие приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2018-ст, а также к Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1 скважина водозаборная по коду 220.42.21.13.110 относится к сооружениям со сроком полезного использования свыше 10 лет до 15 лет включительно.
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства в соответствии со статьей 71 Кодекса в их совокупности и взаимосвязи, доводы и возражения участвующих в деле лиц, суды исходили из того, что общество не представило документальных доказательств создания спорных объектов в качестве объектов недвижимого имущества в установленном законом порядке с получением необходимой разрешительной документации, а также с соблюдением градостроительных норм и правил, в связи с чем пришли к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований общества.
Довод заявителя жалобы о том, что объекты вспомогательного использования также являются объектами недвижимости, является несостоятельным.
Отнесение объекта к недвижимости, прежде всего, носит правовую квалификацию, основанную на технических характеристиках.
Согласно письму Роснедр от 10.08.2021 N ОК-03-31/12369 "О необходимости оформления лицензии на пользования недрами для целей эксплуатации наблюдательных скважин на объекте размещения отходов" отдельные объекты горных работ, в частности буровые скважины, в зависимости от своих технологических и конструктивных характеристик могут являться или не являться объектами недвижимости и объектами капитального строительства. При этом в каждом конкретном случае данный вопрос решается исходя из содержания проектной технической документации на такой объект.
Суды обоснованно исходили из того, что имущество для отнесения его к недвижимому должно иметь самостоятельное функциональное назначение, наличие отдельных элементов, обеспечивающих связь этого сооружения с соответствующим земельным участком, которое не является достаточным основанием для признания его объектом капитального строительства и недвижимым имуществом.
В пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств, либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей.
Градостроительным кодексом Российской Федерации объектом капитального строительства признается здание, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка, в том числе замощение, покрытие и другие (пункт 10 статьи 1). Выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства объектов, не являющихся объектами капитального строительства (пункт 17 статьи 51).
Понятие "объект недвижимости" не тождественно понятию "объект капитального строительства". Термин "объект капитального строительства" является специальным понятием градостроительного законодательства, поэтому им нельзя подменять правовую категорию "объект недвижимого имущества", имеющую иные отраслевую принадлежность, объем и содержание.
Согласно правовым позициям Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в постановлениях от 16.12.2008 N 9626/08, от 02.03.2010 N 14971/09, от 20.10.2010 N 6200/10, критерием отнесения к объектам недвижимости является возможность их самостоятельного хозяйственного использования либо при отсутствии такового - вхождение в состав комплекса имущества, для обслуживания которого данные объекты предназначены.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.01.2010 N 11052/09, суд при рассмотрении спора должен дать квалификацию объекту, основываясь на установленных фактических обстоятельствах, определить, имеется ли самостоятельный объект недвижимого имущества, отвечающий признакам, указанным в пункте 1 статьи 130 Гражданского кодекса. Наличие у объектов признаков капитальности (фундамента) само по себе не означает наличие признаков недвижимого имущества.
Поскольку понятие объекта недвижимости является правовой категорией, именно суд, исходя из имеющихся в деле доказательств, оценив их в совокупности, может дать оценку тому, отвечает ли объект признакам объекта недвижимости.
Вместе с тем общество не представило достаточные доказательства, позволяющие утверждать, что объекты, в отношении которых заявлено требование о признании права собственности, по своим физическим характеристикам могут быть отнесены к недвижимому имуществу, а не представляют собой часть земельного участка и потому не подлежит кадастровому учету как самостоятельный объект.
Соответственно, рассматриваемые объекты (скважины и золоотвал), исходя из их технологических и конструктивных характеристик не являются объектами недвижимости, судами установлено, что общество осуществляет свою деятельность по эксплуатации спорных объектов на основании лицензии на пользование недрами выданной департаментом по недропользованию по Южному федеральному округу от 04.09.2015, серия КРД N 05199 ВЭ, указанное является основанием к отнесению этих объектов к части недр.
Суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права. Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
С учетом изложенного основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 18.04.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2023 по делу N А32-14160/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Аваряскин |
Судьи |
Р.Г. Калуцких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд отказал в удовлетворении иска о признании права собственности на скважины и золоотвал, указав на отсутствие достаточных доказательств их статуса как объектов недвижимости. Судебная экспертиза подтвердила капитальность объектов, однако суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что истец не представил документы, подтверждающие создание объектов в установленном порядке.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 августа 2024 г. N Ф08-6308/24 по делу N А32-14160/2022