г. Краснодар |
|
19 августа 2024 г. |
Дело N А53-32239/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 августа 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Герасименко А.Н. и Гиданкиной А.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Антоновым А.Г., при участии в судебном заседании, проводимом с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ростовской области (судья Лебедева Ю.В.), от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Карат" - Золотухина А.И. (доверенность от 12.02.2024), от заинтересованного лица - Министерства финансов Ростовской области - Дудко Г.В. (доверенность от 09.01.2024), в отсутствие третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерства труда и социальной политики Ростовской области, Администрации города Ростова-на-Дону, муниципального унитарного предприятия "Муниципальная транспортная компания "Ростовпассажиртранс", Департамента транспорта города Ростова-на-Дону, Департамента социальной защиты населения города Ростова-на-Дону, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Карат" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.01.2024 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2024 по делу N А53-32239/2021, установил следующее.
ООО "Карат" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Министерству финансов Ростовской области (далее - Министерство финансов) о взыскании убытков, в виде неполученной платы за предоставленный проезд в городском пассажирском транспорте общего пользования льготным пассажирам, включенным в федеральный регистр, за 2019 год в размере 5 019 765 рублей 98 копеек, за 2020 год - 5 033 171 рублей 15 копеек, за январь - июнь 2021 года в размере 2 185 516 рублей 51 копейки (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация города Ростов-на-Дону (далее - администрация), Муниципальное унитарное предприятие "Муниципальная транспортная компания "Ростовпассажиртранс" (далее - МУП МТК "Ростовпассажиртранс"), Департамент транспорта города Ростов-на-Дону (далее - департамент), Министерство труда и социального развития Ростовской области (далее - Министерство труда), Департамент социальной защиты населения города Ростова-на-Дону (далее - департамент СЗН).
Решением от 26.01.2024, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 05.04.2024, суд отказал в удовлетворении требования.
Судебные акты мотивированы тем, что понесенные обществом расходы на перевозку льготной категории граждан федерального регистра в спорном периоде (2019 - 2020 годы, январь - июнь 2021 года) возмещены обществу в соответствии с постановлением Правительства Ростовской области от 15.12.2011 N 232 "О расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их предоставления" (далее - постановление N 232) и условиями договоров, заключенных обществом.
В кассационной жалобе общество просит отменить указанные судебные акты и принять новое решение об удовлетворении заявленного требования. По мнению подателя жалобы, порядок и методика расчета компенсации убытков в виде не полученной платы за проезд федеральных льготников, на территории Ростовской области не определены, следовательно, основания для отказа в возмещении, возникающих у перевозчика убытков, отсутствуют. Общество надлежащим образом исполнило обязательства, предусмотренные заключенными договорами по перевозке, в том числе предоставило бесплатный проезд в общественном городском транспорте федеральным льготникам, соответственно, понесло в полном объеме расходы на перевозку граждан льготных категорий, исходя из установленных тарифов и фактического количества поездок, однако плату, компенсацию расходов по перевозке льготных категорий граждан, отнесенных к федеральному регистру, общество получило исходя из стоимости единого социального проездного билета (далее - ЕСПБ), установленной постановлением N 232 в размере 265 рублей, с учетом доли заявителя в общем объеме перевозок соответствующих пассажиров, безотносительно к фактическим расходам общества на перевозку.
Отзывы на кассационную жалобу суду кассационной инстанции не представлены.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей общества и министерства финансов Ростовской области, проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судами, общество, являясь коммерческим транспортным предприятием, осуществляет деятельность по перевозке пассажиров и багажа городским транспортом (автобусами) по тарифам, установленным органами местного самоуправления.
В период с 2019 по 2021 годы общество осуществляло пассажирские перевозки автобусами на территории города Ростова-на-Дону по маршрутам на основании: муниципального контракта от 08.10.2018 на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту N 50 Лендворец - филиал часового завода "Витязь", заключенного обществом (транспортное предприятие) и муниципальным унитарным предприятием "Муниципальная Транспортная Компания "Ростовпассажиртранс" (уполномоченная организация); муниципального контракта от 08.10.2018 на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту N 19 ул. Стартовая - пл. К. Маркса-ул. Стартовая, заключенного обществом (транспортное предприятие) и муниципальным унитарным предприятием "Муниципальная Транспортная Компания "Ростовпассажиртранс" (уполномоченная организация); муниципального контракта от 30.04.2020 N 30/20, заключенного обществом (транспортное предприятие) и муниципальным унитарным предприятием "Муниципальная Транспортная Компания "Ростовпассажиртранс" (уполномоченная организация) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автобусами по регулируемым тарифам, маршруты N 44 и N 50; договора от 27.02.2019 N 9, заключенного обществом (транспортное предприятие) и муниципальным унитарным предприятием "Муниципальная Транспортная Компания "Ростовпассажиртранс" (уполномоченная организация), предметом которого является распределение вырученных от реализации единых социальных проездных билетов, между транспортными организациями, осуществляющими перевозку пассажиров на маршрутах г. Ростов-на-Дону в городском сообщении.
Наряду с перевозкой пассажиров, осуществляющих полную оплату за проезд по тарифам, установленным администрацией, в общественном городском транспорте, общество оказывало услуги по перевозке и отдельным категориям граждан, имеющим право на бесплатный или частично оплачиваемый проезд в общественном городском транспорте в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации
В соответствии с постановлением Администрации города Ростов-на-Дону от 18.09.2014 N 1058 "Об определении уполномоченной организации, реализующей мероприятия по обеспечению проезда на городских маршрутах отдельным категориям граждан" (в редакции постановления от 23.05.2016 N 622) и договором от 27.02.2019 N 9, заключенным обществом (транспортное предприятие) и МУП МТК "Ростовпассажиртранс" (уполномоченная организация), общество обеспечивает перевозку федеральных льготников по ЕСПБ, а уполномоченная организация осуществляет распределение сумм, вырученных от реализации ЕСПБ между транспортными организациями, осуществляющими перевозку пассажиров на маршрутах г. Ростов-на-Дону в городском сообщении, и перечисление денежных средств за представленные транспортные услуги по перевозке граждан, включенных в федеральный регистр, в городском пассажирском транспорте (кроме такси) на маршрутах города Ростов-на-Дону в городском сообщении в пределах поступивших на счет уполномоченной организации средств, вырученных от реализации ЕСПБ, с учетом выполненных рейсов.
Согласно пунктами 3.1, 3.2 договора от 27.02.2019 N 9 расчет сумм, причитающихся обществу, производится на основании данных обследования пассажиропотока, проведенного департаментом в соответствии с утвержденным администрацией порядком распределения финансирования на покрытие убытков транспортных предприятий г. Ростов-на-Дону от перевозки пассажиров льготных категорий; на основании акта предоставленных услуг по перевозке федеральных льготников по ЕСПБ в городском пассажирском транспорте уполномоченная организация перечисляет на расчетный счет общества, приходящиеся на его долю денежные средства.
При этом объем возмещения затрат не может превышать стоимость общего количества проданных ЕСПБ.
Судебные инстанции установили, что выполнение обществом обязательств по перевозке граждан льготной категории подтверждается отчетами, ежемесячно подписываемыми обществом и МУП МТК "Ростовпассажиртранс"; понесенные обществом расходы на перевозку льготных категорий граждан федерального регистра в спорном периоде возмещены обществу в соответствии с действовавшими в спорном периоде постановлением N 232 и условиями договоров, с которыми при их заключении согласилось общество.
Полагая, что указанное возмещение расходов не компенсирует затраты общества, понесенные на перевозку федеральных льготников в полном объеме; расходы, связанные с предоставлением обществом льготного проезда при осуществлении перевозок льготной категории граждан, не возмещены сверх установленного договором размера, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании убытков за 2019, 2020 и январь - июнь 2021 года в размере 12 238 453 рублей 60 копеек.
Судебные инстанции установили фактические обстоятельства по делу, исследовали и оценили представленные в материалы дела доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и, руководствуясь статьями 16, 790, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлении от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", статьей 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ), постановлением N 232, пунктом 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", постановлением Администрации города Ростов-на-Дону от 18.09.2014 N 1058 "Об определении уполномоченной организации, реализующей мероприятия по обеспечению проезда на городских маршрутах отдельным категориям граждан", правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 28.06.2023 N 308-ЭС23-2251, сделали правильный вывод о том, что понесенные обществом расходы на перевозку льготной категории граждан федерального регистра в спорном периоде возмещены обществу в соответствии с постановлением N 232 и условиями договора, на основании представленных обществом отчетов.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
При осуществлении правового регулирования такого вида предпринимательской деятельности, как оказание услуг по перевозке пассажиров общим принципом регулирования правоотношений в названной сфере является необходимость соблюдения баланса между интересами пассажиров как экономически более слабой стороны в этих правоотношениях, которым должна быть обеспечена равнодоступность предлагаемых услуг, и интересами перевозчиков, эффективное функционирование которых предполагает возмещение им затрат на оказание таких услуг; пункт 5 статьи 790 Гражданского кодекса, закрепляющий возмещение транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета расходов, понесенных в связи с установлением на основании закона или иного правового акта льгот и преимуществ по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, направлен на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов; при этом все элементы правового механизма, обеспечивающего возмещение потерь в доходах перевозчика, в том числе порядок их возмещения, определяются соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.09.2022 N 2101-О).
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.
Постановлением N 232 утверждено приложение N 3 "Положение о расходовании средств областного бюджета на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Ростовской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки, которым относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и условиях обеспечения им равной доступности услуг общественного транспорта". Равная доступность услуг общественного транспорта в части реализации права на льготный проезд на общественном транспорте по городским и внутрирайонным маршрутам в спорном периоде обеспечивалась путем приобретения федеральными льготниками ЕСПБ по стоимости, определенной действующим в спорном периоде, указанным нормативным правовым актом.
Судебные инстанции установили, что понесенные обществом расходы на перевозку льготной категории граждан федерального регистра в спорном периоде возмещены обществу в соответствии с постановлением N 232 и условиями договора (с которыми при заключении договора согласилось общество), на основании представленных обществом отчетов; доказательства принятия мер для заключения дополнительных соглашений к договору относительно возмещения расходов за предоставленный бесплатный проезд льготной категории граждан федерального регистра, помимо предусмотренных договором, общество не представило. Документально данный вывод общество не опровергло.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 12 постановления от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснил, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации). Такие доказательства, как установили судебные инстанции, общество не представило.
С учетом изложенного судебные инстанции, в данном случае, сделали правильный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного обществом требования.
Доводы общества, в том числе со ссылкой на судебные акты по иным делам, исследованы судами и получили соответствующую правовую оценку.
При рассмотрении данного дела суды обоснованно учли правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 28.06.2023 N 308-ЭС23-2251.
То обстоятельство, что в судебном акте не названы какие-либо из имеющихся в деле доказательств либо доводы, не свидетельствует о том, что данные доказательства и доводы судом не оценены (определение Верховного Суда Российской Федерации от 01.02.2016 N 308-КГ15-18261, от 06.10.2017 N 305-КГ17-13953).
Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права, не влияют на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены судебными инстанциями правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.01.2024 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2024 по делу N А53-32239/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд отклонил требования о взыскании убытков за неполученную плату за проезд льготных пассажиров, установив, что расходы на перевозку были возмещены согласно действующим нормативным актам и условиям договоров. Судебные инстанции пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска, так как истец не представил доказательства, подтверждающие наличие убытков и нарушения обязательств со стороны ответчика.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 августа 2024 г. N Ф08-5989/24 по делу N А53-32239/2021