г. Краснодар |
|
19 августа 2024 г. |
Дело N А63-15979/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 августа 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Мещерина А.И., судей Анциферова В.А. и Калуцких Р.Г., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Титаренко Ю.Н., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Новоселицкие семена" (ИНН 2616009893, ОГРН 1232600009399) - Решетняк Ю.В. (доверенность от 22.08.2023), от органа, осуществляющего публичные полномочия - территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае (ИНН 2635134160, ОГРН 1102635006462) - Гейко Э.Р. (доверенность от 24.05.2024), от прокурора Ставропольского края - Иванченко А.А. (доверенность от 22.03.2024), от третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Федерального государственного бюджетного научного учреждения "Северо-Кавказский федеральный научный аграрный центр" - Кожевникова С.В. (доверенность от 18.07.2024; участие обеспечено посредством сервиса "Онлайн-заседание"), Министерства науки и высшего образования Российской Федерации - Карповой А.С. (доверенность от 09.01.2024; участие обеспечено посредством сервиса "Онлайн-заседание"), в отсутствие третьего лица - Федерального агентства по управлению государственным имуществом, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Новоселицкие семена" на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2024 по делу N А63-15979/2023, установил следующее.
ООО "Новоселицкие семена" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае (далее - управление), в котором просило признать незаконным приведенный в письме от 15.08.2023 N 26-ВК-04/5043 отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка, возложить на управление обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем утверждения приложенной к заявлению от 08.08.2023 N 26-9092 схемы расположения земельного участка площадью 100 000 017 кв. м, расположенного по адресу: Ставропольский край, Новоселицкий район, и принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - агентство), Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Северо-Кавказский федеральный научный аграрный центр" (далее - учреждение), Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (далее - министерство).
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 04.12.2023 заявление удовлетворено. Признан незаконным приведенный в письме от 15.08.2023 N 26-ВК-04/5043 отказ управления в предварительном согласовании предоставления земельного участка, на управление возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем утверждения приобщенной к заявлению от 08.08.2023 N 26-9092 схемы расположения земельного участка, а также принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов. Суд пришел к выводу о том, что заявитель имеет право требовать предоставления земельного участка на основании подпункта "б" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 09.04.2022 N 629 "Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах, а также о случаях установления льготной арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в федеральной собственности, и размере такой платы" (далее - постановление N 629).
Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2024 решение от 04.12.2023 отменено, по делу принят новый судебный акт. В удовлетворении заявления общества отказано. Судебный акт апелляционного суда мотивирован следующим. На момент обращения общества с заявлением в управление в отношении спорного земельного участка осуществлялась процедура предоставления на праве постоянного (бессрочного) пользования учреждению. Расторжение договора аренды земельного участка с ФГБУ "Опытная станция Рассвет-Ставрополье" не свидетельствует об изъятии участка и обусловлено переоформлением прав и приведением правоотношений в соответствие с пунктом 9 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях". Вывод суда первой инстанции о наличии у общества предусмотренного подпунктом "б" пункта 1 постановления N 629 права на приобретение участка в аренду без проведения торгов ошибочен. Материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих, что общество обладает экономической возможностью освоить испрашиваемый им земельный участок.
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, а также на несоответствие сделанных апелляционным судом выводов представленным в дело доказательствам, просит отменить постановление от 27.04.2024 и оставить в силе решение от 04.12.2023. Податель жалобы указывает, что действующее законодательство не предусматривает обязанности лица, претендующего на получение в аренду земельного участка на основании подпункта "б" пункта 1 постановления N 629, доказывать способность использования земельного участка по целевому назначению. Гарантия использования такого земельного участка непосредственно в целях его предоставления обеспечена положениями пункта 2 постановления N 629. Общество вправе претендовать на предоставление в аренду спорного земельного участка в соответствии с постановлением N 629. Согласно сведениям ЕГРН на момент обращения заявителя в уполномоченный орган испрашиваемый земельный участок являлся свободным от прав третьих лиц. Договор аренды с правопредшественником учреждения расторгнут. Распоряжение о предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование отменено на основании протеста прокурора.
Министерство, управление, прокурор и учреждение представили отзывы, в которых указали на отсутствие оснований для отмены апелляционного постановления.
Заседание суда округа проведено с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ставропольского края (статья 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс).
В судебном заседании представитель общества на удовлетворении кассационной жалобы настаивал. Представители управления, министерства, учреждения и прокурор поддержали доводы отзывов.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзывов на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что апелляционное постановление следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела, 13.07.2023 в ЕГРЮЛ внесены сведения о создании общества, с основным видом деятельности - выращивание зерновых (кроме риса), зернобобовых культур и семян масличных культур (т. 1, л. д. 22 - 28).
08 августа 2023 года общество обратилось в управление с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, подлежащего образованию из земельного участка с кадастровым номером 26:19:000000:585. Образованный земельный участок заявитель просил предоставить в аренду на 49 лет без проведения торгов. В качестве нормативного основания для предоставления земельного участка заявитель указал подпункт "б" пункта 1 постановления N 629 (т. 1, л. д. 71 - 97).
Письмом 15.08.2023 N 26-ВК-04/5043 оформлен отказ управления в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка (т. 1, л. д. 114, 115).
Общество, полагая, что отказ управления не основан на нормах действующего законодательства, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Законность судебных актов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Споры публично-правового характера, возникающие из административных, налоговых, финансовых и иных публичных правоотношений, в которых стороны находятся в отношениях власти и подчинения рассматриваются арбитражным судом по правилам главы 24 Кодекса. При этом суд проверяет законность акта или действий органа, наделенного властными полномочиями.
В силу части 1 статьи 198 Кодекса граждане и юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для удовлетворения такого заявления необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 2 статьи 201 Кодекса).
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в том числе на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
В силу пункта 1 статьи 39.6 Земельного кодекса договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 14.03.2022 N 58-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Правительство Российской Федерации установило, что в 2022 и 2023 годы наряду со случаями, предусмотренными Земельным кодексом, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам Российской Федерации или российским юридическим лицам в аренду без проведения торгов в целях осуществления деятельности по производству продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения в условиях введенных ограничительных мер иностранных государств и международных организаций, перечень которой устанавливается решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт "б" пункта 1 постановления N 629).
Согласно пункту 1 статьи 39.14 Земельного кодекса предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов включает в себя, в том числе подготовку схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Законом о государственной регистрации недвижимости.
Статьей 39.15 Земельного кодекса регламентирована процедура предварительного согласования предоставления земельного участка. Пункт 8 статьи 39.15 Земельного кодекса устанавливает, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 данного Кодекса; земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 этого Кодекса; земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 данного Кодекса.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным) (подпункт 2 пункта 2 статьи 39.9 Земельного кодекса).
При этом в пункте 4 статьи 39.9 Земельного кодекса указано, что не допускается предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, названным в данной статье лицам на других правах, кроме права постоянного (бессрочного) пользования, если иное не предусмотрено статьями 39.10 и 39.20 этого Кодекса.
Подпунктом 2 статьи 39.16 Земельного кодекса предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 данного Кодекса.
В силу подпункта 22 статьи 39.16 Земельного кодекса уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек, и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось иное не указанное в этом решении лицо.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Кодекса представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции установил, что испрашиваемый земельный участок подлежал образованию за счет территории земельного участка с кадастровым номером 26:19:000000:585. Земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 26:19:000000:585 принадлежит на праве собственности Российской Федерации, длительно и непрерывно используется научным учреждением (его правопредшественником). Ранее заключенный договор аренды в отношении названного земельного участка расторгнут в целях последующего предоставления на праве постоянного (бессрочного) пользования. Решение о предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка с кадастровым номером 26:19:000000:585 принято 13.03.2023 в соответствии с поручением агентства (т. 2, л. д. 24 - 46, 52, 53). Последующая отмена решения о предоставлении участка учреждению обусловлена исключительно необходимостью выполнения обязательных требований земельного законодательства к образуемым земельным участкам (т. 2, л. д. 47 - 67). На момент обращения общества процедура оформления права учреждения на участок не завершена, в то же время данное обстоятельство не свидетельствует о том, что данный земельный участок являлся свободным от прав учреждения и мог быть согласован к предоставлению в аренду заявителю.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявления общества (пункт 3 статьи 201 Кодекса).
В обжалуемом судебном акте приведены мотивы, по которым апелляционный суд пришел к таким выводам, с указанием на определенные доказательства, исследованные и оцененные в их совокупности по правилам статьи 71 Кодекса. Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Кодекса).
Доводы кассационной жалобы общества не свидетельствуют о нарушении судом апелляционной инстанции норм материального или процессуального права, а направлены на переоценку исследованных им обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статьи 286 Кодекса не относится к полномочиям суда кассационной инстанции.
Нарушений судом апелляционной инстанции норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 Кодекса, являющихся самостоятельными основаниями для безусловной отмены принятого по делу судебного акта, суд округа не установил.
Расходы по уплате государственной пошлины при подаче кассационной жалобы относятся на общество по правилам статьи 110 Кодекса.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2024 по делу N А63-15979/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Мещерин |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал законным отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка, так как на момент обращения заявителя участок находился в процессе оформления прав за другим учреждением. Суд указал на отсутствие доказательств, подтверждающих возможность освоения участка заявителем, что не соответствует требованиям законодательства.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 августа 2024 г. N Ф08-5590/24 по делу N А63-15979/2023
Хронология рассмотрения дела:
19.08.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5590/2024
27.04.2024 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3869/2023
05.12.2023 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3869/2023
04.12.2023 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-15979/2023