В соответствии со статьей 47 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1098 "О федеральном государственном лесном контроле (надзоре)", руководствуясь Положением о Главном управлении лесами Челябинской области, утвержденным постановлением Правительства Челябинской области от 22.12.2006 г. N 385 приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Доклад по итогам обобщения правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Главного управления лесами Челябинской области за 2023 год.
2. Отделу информационного обеспечения и делопроизводства (Рязанов С.А.) обеспечить размещение настоящего приказа на официальном сайте Главного управления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3. Организацию выполнения настоящего приказа возложить на заместителя начальника Главного управления Золотухина Ю.В.
Исполняющий обязанности начальника |
В.Н. Нигматуллин |
Утвержден
приказом Главного управления
лесами Челябинской области
от 27.03.2024 г. N 188
Доклад по итогам обобщения
правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Главного управления лесами Челябинской области за 2023 год
Настоящее обобщение правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Главного управления лесами Челябинской области проведено и доклад подготовлен в соответствии со статьей 47 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ).
I. Общие положения
1. Законодательные основы организации и осуществления вида государственного контроля (надзора).
В соответствии с законодательством Российской Федерации Главное управление лесами Челябинской области (далее - Главное управление) непосредственно и через свое подведомственное учреждение Государственное казенное учреждение "Управление лесничествами Челябинской области" исполняет государственную функцию по осуществлению федерального государственного лесного контроля (надзора).
В 2023 году Главным управлением в соответствии с Федеральным законом N 248-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1098 "О федеральном государственном лесном контроле (надзоре)" осуществлялся федеральный государственный лесной контроль (надзор) на территории лесного фонда в границах Челябинской области.
Обязательные требования, ранее составлявшие предмет федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и предметы федерального государственного пожарного надзора в лесах и государственного надзора в области семеноводства в отношении семян лесных растений, осуществляемых при осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), объединены в предмет федерального государственного лесного контроля (надзора).
Согласно части 1 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации предметом федерального государственного лесного контроля (надзора) является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований, установленных Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и лесоразведения (в том числе в области пожарной безопасности в лесах), в области семеноводства в отношении семян лесных растений, за исключением обязательных требований в сфере транспортировки, хранения древесины, производства продукции переработки древесины и учета сделок с ними.
Организация и осуществление федерального государственного лесного контроля (надзора) регулируются Федеральным законом N 248-ФЗ, Положением о федеральном государственном лесном контроле (надзоре), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1098 и Положением о Главном управлении, утвержденным постановлением Правительства Челябинской области от 22.12.2006 г. N 385.
2. Организационная структура осуществления вида государственного контроля (надзора).
Постановлением Правительства Челябинской области от 21.12.2006 г. N 385 Главное управление определено уполномоченным органом на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах на территории Челябинской области.
Согласно статьи 97 Лесного кодекса Российской Федерации федеральный государственный пожарный надзор в лесах осуществляется в рамках федерального государственного лесного надзора.
Непосредственную деятельность по осуществлению федерального государственного лесного контроля (надзора) осуществляет отдел федерального государственного лесного контроля (надзора) Главного управления и Государственное казенное учреждение "Управление лесничествами Челябинской области". При осуществлении федерального государственного лесного контроля (надзора) проводятся:
мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (рейдовые осмотры(обследования) лесных участков);
административные расследования;
производство по делам об административных правонарушениях
Кроме того проводятся следующие профилактические мероприятия:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
3) объявление предостережения;
4) консультирование;
5) профилактический визит.
3. Лица, в отношении которых осуществляется вид государственного контроля (надзора).
С 1 июля 2021 года в соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона N 248-ФЗ при осуществлении государственного лесного контроля используется термин "контролируемые лица", под которыми понимаются граждане и организации, осуществляющие профессиональную приносящую доход деятельность, в отношении которых федеральными законами предусмотрено осуществление государственного контроля (надзора) (далее - контролируемые лица).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление N 336) на 2023 год были установлены особые условия осуществления федерального государственного лесного контроля (надзора).
В соответствии с требованиями Федерального закона N 248-ФЗ план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2023 год Главным управлением не утверждался.
Работа проводилась в рамках лесной охраны, в соответствии со статьей 98.2 Лесного кодекса Российской Федерации и приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 15.12.2021 г. N 955 "Об утверждении Порядка и Нормативов осуществления лесной охраны".
II. Организация и осуществление вида государственного контроля (надзора), меры государственного реагирования по его результатам
4. Организация и проведение контрольных (надзорных) мероприятий. Проведены следующие мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями:
- 207 выездных обследований;
- 13032 патрулирование лесов (в рамках лесной охраны);
По результатам патрулирования лесных участков было выявлено 344 случая нарушений требований лесного законодательства, из них:
- 194 случая незаконной рубки лесных насаждений, объем незаконной рубки составил 4,9 тыс.м 3, что ниже по количеству на 29 случаев и выше уровня прошлого года по объему незаконных рубок на 19%. Ущерб от незаконной рубки составил 103,5 млн. рублей;
- 13 случаев нарушения правил санитарной безопасности в лесах;
- 29 случаев самовольного использования лесов;
- 108 случаев прочих нарушений лесного законодательства (нарушение порядка заготовки древесины, самовольное использование лесов и другие).
Из общего количества выявленных нарушений 180 нарушений совершено установленными лицами, 134 случая зарегистрировано на арендованных лесных участках.
Общий размер вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, составляет 168,6 млн. рублей.
В целях повышения информатизации осуществления государственного лесного контроля в течение 2023 года эксплуатировалась государственная информационная система "Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий" и государственная информационная система "Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности".
5. Производство по делам об административных правонарушениях.
За 2023 год Главным управлением совместно с Государственным казенным учреждением "Управление лесничествами Челябинской области", правоохранительными органами и органами прокуратуры возбуждено 634 административных дела.
Всего рассмотрено 578 дел об административном правонарушении (с учетом переходящих дел).
К административной ответственности привлечено 493 нарушителя, из них по 267 делам вынесены предупреждения, по 226 делам вынесены постановления о наложении административных штрафов на общую сумму 2 347,2 тыс. рублей:
- на граждан 222 штрафа на сумму 2 244,2 тыс. рублей;
- на должностных лиц 3 штрафа на сумму 100 тыс. рублей;
- на юридических лиц 1 штраф на сумму 3 тыс. рублей.
Сумма наложенных административных штрафов уменьшилась в сравнении с 2022 годом почти в 2 раза.
На 31 декабря 2023 года взыскано 127 административных штрафов на общую сумму 1 128,5 тыс. рублей, что составляет 48 процентов от общего количества наложенных административных штрафов.
По видам составов административных правонарушений, предусмотренных КоАП РФ, из общего числа лиц, привлеченных к административной ответственности в 2023 году, приходится 1,4 процентов на самовольное использование лесов (статья 7.9 КоАП РФ), 4,7 процентов на незаконную рубку лесных насаждений (статья 8.28 КоАП РФ), 59,4 процентов на нарушения правил пожарной безопасности в лесах (статья 8.32 КоАП РФ), 1,2 процентов на нарушения правил санитарной безопасности в лесах (статья 8.31 КоАП РФ), 13,2 процентов на нарушения правил использования лесов (статья 8.25 КоАП РФ). Оставшиеся 20,1 процентов приходятся на прочие административные правонарушения (не предоставление сведений, информации отчетов - 19,7; неоплата штрафа - 20,25; невыполнение предписания - 19,5).
6. Направление материалов о нарушениях лесного законодательства в правоохранительные органы и возмещение вреда (ущерба), причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства.
В правоохранительные органы направлено 175 материалов по нарушениям, содержащим признаки уголовного преступления, из них: 175 - по фактам незаконной рубки лесных насаждений (статья 260 Уголовного кодекса Российской Федерации, далее - УК РФ);
Отказано в возбуждении уголовного дела по 4 материалам, (с учетом ранее направленных).
Возбуждено 153 уголовных дела по статье 260 УК РФ.
К уголовной ответственности в 2023 году привлечено 33 человека по статье 260 УК РФ.
В 2023 году предъявлено 147 требований о возмещении вреда в досудебном порядке на общую сумму 5,9 млн. рублей.
Уплачено вреда добровольно по 113 предъявленным в досудебном порядке требованиям на общую сумму 2,6 млн. рублей.
Направлено в суды 23 иска о возмещении вреда на общую сумму 3,2 млн. рублей.
Удовлетворено по решению суда 21 иск (в том числе из ранее предъявленных) на общую сумму 2,8 млн. рублей.
Взыскано вреда по решению суда на общую сумму 9,9 млн. рублей.
7. Соблюдение обязательных требований, профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Главным управлением на системной основе ведется работа по анализу совокупности обязательных требований, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного лесного контроля, на предмет возможности исполнения обязательных требований их адресатами, а также возможности оценки соблюдения обязательных требований в ходе проведения контрольных (надзорных) мероприятий.
Проведены публичные обсуждения правоприменительной практики 23.03.2022 г.
Система профилактики правонарушений согласно Федеральному закону N 248-ФЗ и Положению о государственном лесном контроле состоит из:
- информирования;
- обобщения правоприменительной практики;
- объявления предостережения;
- консультирования;
- профилактического визита.
В 2023 году проведено 42 обязательных профилактических визита, выдано 92 предостережения.
III. Выводы и цели на предстоящий период
По итогам проведенного анализа приоритетными задачами на 2024 год являются:
- дальнейшее увеличение количества профилактических мероприятий и повышения доли контролируемых лиц, в отношении которых проведены профилактические мероприятия, от общего числа контролируемых лиц;
- достижение целевого значения ключевого показателя результативности и эффективности государственного лесного контроля;
- повышение уровня информатизации и цифровизации организации и осуществления государственного лесного контроля (надзора);
- обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике путем их публикации для сведения подконтрольных субъектов;
- снижение количества нарушений обязательных требований и повышение уровня защищенности охраняемых законом ценностей за счет обеспечения информированности подконтрольных субъектов о практике применения обязательных требований;
- совершенствование нормативных правовых актов для устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, устранения избыточных контрольно-надзорных функций.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Главного управления лесами Челябинской области от 27 марта 2024 г. N 188 "Об итогах обобщения правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Главного управления лесами Челябинской области за 2023 год"
Опубликование:
-