г. Краснодар |
|
22 августа 2024 г. |
Дело N А53-26363/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 августа 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Герасименко А.Н. и Гиданкиной А.В., при участии в судебном заседании от заявителя - публичного акционерного общества "Россети Кубань" - Салий Л.М. (доверенность от 01.01.2024), в отсутствие заинтересованных лиц - Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области, Федеральной антимонопольной службы, третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Витковского Павла Вячеславовича, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Юг" на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2024 по делу N А53-26363/2023, установил следующее.
ПАО "Россети Юг" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным решения Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России) от 22.06.2023 о рассмотрении жалобы общества на постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - управление) от 24.03.2022 по делу N 061/04/9.21-499/2022 об административном правонарушении; о признании незаконным постановления управления от 24.03.2022 о назначении административного наказания по делу N 061/04/9.21-499/2022 об административном правонарушении; о прекращении производство по делу N061/04/9.21-499/2022 об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения; о признании недействительным представления управления от 24.03.2023 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, выданного на основании постановления по делу N061/04/9.21-499/2022 (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Витковский Павел Вячеславович (далее - Витковский П.В.).
Решением от 17.01.2024 суд признал недействительными решение ФАС России от 22.06.2023 по делу N 061/04/9.21-499/2022, постановление управления от 24.03.2022 о назначении административного наказания по делу N 061/04/9.21-499/2022 об административном правонарушении, представление управления от 24.03.2023 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, выданное на основании постановления по делу N 061/04/9.21-499/2022, как несоответствующие действующему законодательству Российской Федерации. Решение мотивировано тем, что Витковский П.В. не может быть отнесен к категории заявителей, указанных в пункте 14 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), в связи с чем общество в договоре правильно указало срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению продолжительностью один год и включило в технологические условия обязанность Витковского П.В. получить разрешение Ростехнадзора на допуск электроустановки в эксплуатацию.
Дополнительным решением от 08.02.2024 суд прекратил производство по делу N А53-26363/23 в части требования общества о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Данное решение суда не обжалуется.
Постановлением от 19.04.2024 суд апелляционной инстанции отменил решение Арбитражного суда Ростовской области от 17.01.2024 и отказал в удовлетворении заявленных обществом требований.
Постановление суда апелляционной инстанции мотивировано тем, что общество допустило нарушение требований подпункта "б" пункта 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее Правила N 861), установив в договоре от 03.08.2021 N 61-1-21-00592133 срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающего устройства Витковского П.В. (заявка на которое подана последним как физическим лицом и содержала сведения о технологическом подключении энергопринимающих устройств как потребителя), продолжительностью один год, а также обязанность Витковского П.В. по получению разрешения Ростехнадзора на допуск в эксплуатацию объекта заявителя.
В кассационной жалобе общество просит отменить постановление апелляционной инстанции, оставить в силе решение суда. По мнению общества, суд апелляционной инстанции недостаточно исследовал обстоятельства данного дела и не учел, что поскольку заявка подана в сетевую организацию физическим лицом в целях присоединения объекта, предназначенного не для бытовых нужд (выписка из ЕГРИП в перечне приложений к заявке отсутствует), заявитель (Витковский П.В.) не относится к категориям заявителей, указанным в пункте 12.1 и 14 Правил N 861, срок выполнения мероприятий по договору составляет один год. Так как Витковский П.В. не относится к категории заявителей, указанных в пунктах 12.1 и 14 Правил N 861, а также в пункте 12 (заявители - юридические лица или индивидуальные предпринимателя, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет свыше 150 кВт и менее 670 кВт), на него не распространяются исключения, установленные в подпункте "г" пункта 7 Правил N 861, освобождающие заявителей от обязанности получения разрешения Ростехнадзора.
В отзыве на кассационную жалобу ФАС России просит оставить без изменения постановление апелляционной инстанции, полагая, что оно принято в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
Иные отзывы суду кассационной инстанции не представлены.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, выслушав представителя общества, проверив законность и обоснованность постановления суда апелляционной инстанции, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции Витковский П.В., как физическое лицо, обратился в сетевую организацию (общество) с заявкой от 21.07.2021 на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, в которой указал, что максимальная мощность энергопринимающего устройства составляет 15 кВт, при напряжении 0,4 кВ, категория энергопринимающего устройства по надежности электросбережения III (по одному источнику электроснабжения), присоединяемый объект - объект туристической отрасли (гостиница, база отдыха, гостевой дом, прочее).
03 августа 2021 года обществом и Витковским П.В. заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям N 61-1-21-00592133, согласно пункту 1.3 которого срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет один год со дня заключения договора.
Пунктом 11.5 договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям N 61-1-21-00592133 на Витковского П.В. возложена обязанность получения разрешения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный энергетический надзор.
В управление поступило обращение Витковского П.В. о неправомерных действиях общества, выразившихся в нарушении процедуры осуществления технологического присоединения по договору от 03.08.2021 N 61-1-21-00592133.
В связи с выявленными нарушениями постановлением от 24.03.2022 по делу N 061/04/9.21-499/2022 об административном правонарушении, общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде административного штрафа в размере 600 тыс. рублей.
24 марта 2022 года управление выдало обществу представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Решением от 22.06.2023 ФАС России отказала обществу в удовлетворении жалобы на постановление управления от 24.03.2022 по делу N 061/04/9.21-499/2022 об административном правонарушении.
Не согласившись с указанными ненормативными актами антимонопольных органов, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
При повторном рассмотрении дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции установил фактические обстоятельства, исследовал и оценил представленные в материалы дела доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и, руководствуясь Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Правилами N 861, Кодексом, пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований.
Частью 1 статьи 9.21 Кодекса предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.
Повторное совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса, влечет административную ответственность в соответствии с частью 2 статьи 9.21 Кодекса.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии устанавливает Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 26 Закона N 35-ФЗ технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Правилами N 861, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, определен порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
Нормы, изложенные в Правилах N 861, являются нормами о регулировании доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии, и их применение находится в сфере антимонопольного регулирования и контроля.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению.
Согласно пункту 6 Правил N 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные Правилами N 861.
В силу абзацев 7 - 10 подпункта "б" пункта 16 Правил N 861 при несоблюдении любого из условий, предусмотренных абзацами вторым - шестым настоящего подпункта, в случае осуществления технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, при этом расстояние от существующих электрических сетей до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности и от сетевой организации не требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы сетевых организаций (в том числе смежных сетевых организаций), и (или) объектов по производству электрической энергии, за исключением работ по строительству объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики: 15 рабочих дней (если в заявке не указан более продолжительный срок) для осуществления мероприятий по технологическому присоединению, отнесенных к обязанностям сетевой организации, - при временном технологическом присоединении; 4 месяца - для заявителей (в том числе указанных в пунктах 13(3), 13(5) и 13(6) настоящих Правил), максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 670 кВт включительно; 1 год - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет свыше 670 кВт.
В случаях, не предусмотренных абзацами вторым - десятым подпункта "б" пункта 16 Правил N 861: 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(3), 13(5), 14 и 34 Правил N 861, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности (абзацы 11, 13 подпункта "б" пункта 16 Правил N 861).
Проанализировав положения пунктов 12, 12 (1), 13, 14, 13(3), 13(5), 13(6), подпункта "б" пункта 16 Правил N 861, учитывая установленные по данному делу конкретные обстоятельства, суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что Правила N 861 не содержат положений, позволяющих сетевой организации в одностороннем порядке увеличивать предельный срок технологического присоединения к электрическим сетям для данной категории потребителей и сделал правильный вывод об отсутствии в данном случае у общества оснований для установления годичного срока для технологического присоединения объекта Витковского П.В.
Процедура технологического присоединения установлена пунктом 7 Правил N 861.
Согласно подпункту "г" пункта 7 Правил N 861 (в редакции, действовавшей в спорном периоде), в случае технологического присоединения объектов лиц, указанных в пункте 12 Правил N 861, технологическое присоединение которых осуществляется по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, объектов лиц, указанных в пунктах 12(1), 13, 13(2) - 13(5) и 14 Правил N 861, а также в отношении объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций классом напряжения до 20 кВ включительно, построенных (реконструированных) в рамках исполнения технических условий в целях осуществления технологического присоединения заявителя, получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора в соответствии с Правилами выдачи разрешений на допуск в эксплуатацию энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2021 года N 85 "Об утверждении Правил выдачи разрешений на допуск в эксплуатацию энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" с учетом положений пунктов 18(1) - 18(4) Правил N 861 не требуется.
С учетом установленных по данному делу обстоятельств, указанных в заявке Витковского П.В максимальной мощности оборудования 15 кВт, при напряжении 0,4 кВ, категории энергопринимающего устройства по надежности электросбережения Ш (по одному источнику электроснабжения), характеристики объекта; положений пункта 7 Правил N 861, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из того, что Витковский П.В. относится к лицам, которым, в данном случае не требуется получение разрешения Ростехнадзора, в связи с чем общество необоснованно в пункт 11.5 договора об осуществлении технологического присоединения включило условие, содержащее обязанность получения Витковским П.С. разрешения Ростехнадзора.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о наличии в действиях общества события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.21 Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства невозможности соблюдения обществом требований Правил N 861 в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия обществом необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции обоснованно сделал вывод о наличии в действиях (бездействии) общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса (с учетом повторности привлечения общества к административной ответственности по статье 9.21 Кодекса) и, в связи с этим, законности оспариваемых обществом ненормативных актов антимонопольных органов, в том числе, выданного обществу представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. Повторность совершения правонарушения по статье 9.21 Кодекса общество не оспаривает, что подтверждено представителем общества в судебном заседании кассационной инстанции.
Административным органом соблюден порядок и срок привлечения общества к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 для данной категории дел. Доказательства обратного общество не представило.
Каких-либо процессуальных нарушений, допущенных в ходе производства по делу об административном правонарушении административным органом, суд апелляционной инстанции не установил, как не установил и исключительных обстоятельств для признания совершенного правонарушения в качестве малозначительного (статья 2.9 Кодекса), а также применения статей 4.1.1, 4.1 Кодекса.
Наказание назначено обществу в соответствии с частью 2 статьи 9.21 Кодекса в виде штрафа в размере 600 тыс. рублей, то есть в минимальном размере, предусмотренном частью 2 статьи 9.21 Кодекса.
С учетом установленных по данному делу фактических обстоятельств, суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод об избрании управлением в отношении общества той меры ответственности, которая, не утрачивая своего предназначения, наиболее соразмерна характеру совершенного правонарушения, степени вины нарушителя, наступившим последствиям, а также соответствует принципам юридической ответственности.
Доводы общества исследованы судом и получили соответствующую правовую оценку. То обстоятельство, что в судебных актах не названы какие-либо из имеющихся в деле доказательств либо доводы, не свидетельствует о том, что данные доказательства и доводы судом не оценены (определение Верховного Суда Российской Федерации от 01.02.2016 N 308-КГ15-18261).
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы суда апелляционной инстанции, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судом апелляционной инстанции. Несогласие общества с оценкой судом апелляционной инстанции имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального права к установленным фактическим обстоятельствам дела и (или) нарушении требований процессуального законодательства.
Пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции установлены положениями статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Арбитражный суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по оценке (переоценке) и исследованию фактических обстоятельств дела, выявленных в ходе его рассмотрения по существу.
Нормы права при рассмотрении дела применены судом апелляционной инстанции правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемого судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2024 по делу N А53-26363/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал, что решение антимонопольного органа о привлечении к административной ответственности за нарушение правил технологического присоединения к электрическим сетям является законным, поскольку заявитель не выполнил установленные требования. Апелляционный суд подтвердил наличие правонарушения и обоснованность наложенного штрафа, отклонив доводы о неправомерности действий антимонопольных органов.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 августа 2024 г. N Ф08-5766/24 по делу N А53-26363/2023
Хронология рассмотрения дела:
22.08.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5766/2024
19.04.2024 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-1988/2024
08.02.2024 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-26363/2023
17.01.2024 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-26363/2023