г. Краснодар |
|
26 августа 2024 г. |
Дело N А32-20282/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 августа 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., в отсутствие в судебном заседании истца - администрации муниципального образования город Новороссийск (ИНН 2315061988, ОГРН 1032309077635), ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Холдинговая Компания "Юг-Агро"" (ИНН 2310074221, ОГРН 1022301436860) и третьих лиц - общества с ограниченной ответственностью "Альянс-Пром" (ИНН 9704002096, ОГРН 1197746582813), общества с ограниченной ответственностью "Новтрансавто" (ИНН 2632801739, ОГРН 1112651021350), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования город Новороссийск на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.12.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2024 по делу N А32-20282/2023, установил следующее.
Администрация муниципального образования город Новороссийск (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением о возложении на общество с ограниченной ответственностью "Холдинговая Компания "Юг-Агро"" (далее - общество) обязанности использовать земельный участок с кадастровым номером 23:47:0208011:3 площадью 33 778 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, Сухумское шоссе, д. 90 (далее - спорный участок), в соответствии с видом его разрешенного использования, указанного в сведениях Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) - "Склад"; о запрете обществу использовать спорный участок для размещения и хранения контейнеров на открытом воздухе; в случае неисполнения обществом решения суда в тридцатидневный срок, о взыскании с общества судебной неустойки в размере 10 тыс. рублей за каждый день просрочки исполнения решения суда с момента вступления судебного акта в законную силу и до его фактического исполнения (уточненные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены ООО "Альянс-Пром" и ООО "Новтрансавто".
Решением суда от 28.12.2023, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 03.04.2024, в удовлетворении исковых требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что администрация избрала ненадлежащий способ защиты права и не учла, что использование земельного участка не в соответствии с видом его разрешенного использования и в нарушение требований земельного законодательства влечет предусмотренную законодательством административную ответственность.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась администрация с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований администрации в полном объеме. По мнению подателя жалобы, суды не в полном объеме выяснили имеющие значение для дела обстоятельства и не учли, что в соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) принципом земельного законодательства правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. Согласно статье 42 Земельного кодекса собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту. Использование обществом спорного участка не в соответствии с видом его разрешенного использования затрагивает интересы администрации, поэтому обращение в суд является единственным способом восстановления нарушенного права.
В нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество и третьи лица не представили в суд отзывы на кассационную жалобу.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Спорный участок принадлежит обществу на праве собственности (регистрационная запись от 11.04.2008 N 23-23-47/010/2008-060).
В соответствии со статьей 76 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", на основании задания от 21.03.2023 N 22-МЗК-БД администрация (контрольно-ревизионное управление) провела осмотр спорного участка, который относится к категории земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - под цехом подсобного производства предприятия по выпуску асфальтобетона и других строительных материалов.
По результатам осмотра составлен акт от 29.03.2023 N 16-МЗК-БД и протокол от 29.03.2023, где зафиксировано следующее: на спорном участке организовано складирование и размещение грузовых морских контейнеров, что не входит в установленный вид разрешенного использования спорного участка.
Согласно Правилам землепользования и застройки городского округа муниципального образования город Новороссийск, утвержденным решением Городской Думы муниципального образования город Новороссийск от 23.12.2014 N 439 (далее - ПЗЗ), спорный участок расположен в зоне предприятий, производств и объектов II класса опасности С33-500 м - П-2.
В соответствии с решением Городской Думы муниципального образования город Новороссийск Краснодарского края от 22.11.2011 N 158 "Об утверждении генерального плана городского округа муниципального образования город Новороссийск" (в редакции от 24.11.2020 N 44) спорный участок расположен в границах населенного пункта и отнесен к категории - земли населенных пунктов.
Администрация направила акт от 29.03.2023 N 16-МЗК-БД в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю (филиал в г. Новороссийске; далее - управление) для рассмотрения и принятия мер в рамках его компетенции.
Постановлением от 12.04.2023 управление отказало в возбуждении дела об административном правонарушении со ссылкой на внесенные в постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" изменения о продлении моратория на проведение плановых проверок соблюдения земельного законодательства по материалам контрольных (надзорных) мероприятий.
Администрация направила копию акта от 29.03.2023 N 16-МЗК-БД в адрес общества с требованием об устранении выявленных нарушений земельного законодательства.
Поскольку общество не устранило выявленные в ходе осмотра и зафиксированные в акте от 29.03.2023 N 16-МЗК-БД нарушения использования спорного участка, администрация обратилась в арбитражный суд с иском.
Суды обоснованно отказали администрации в удовлетворении исковых требований, верно указав что защита гражданских прав осуществляется способами, закрепленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса).
Как предусмотрено пунктами 1 - 3 статьи 209 Гражданского кодекса, право пользования, владения и распоряжения имуществом принадлежит его собственнику. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц (статья 129 Гражданского кодекса).
К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа земельных участков для муниципальных нужд, установление, с учетом требований законодательства Российской Федерации, правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель (часть 1 статьи 11 Земельного кодекса).
В ведении органов местного самоуправления находится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения (подпункт 20 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; далее - Закон N 131-ФЗ).
К вопросам местного значения городского округа отнесены утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель городского округа (пункт 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс), подпункт 26 пункта 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ).
В силу статьи 72 Земельного кодекса органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами на территории муниципального образования осуществляется муниципальный земельный контроль за использованием земель, а в силу пункта 1 статьи 37 Закона N 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения.
Таким образом, в границах муниципального образования, независимо от форм собственности и целевого назначения земель, контроль за использованием земель осуществляет соответствующий орган местного самоуправления.
Согласно пункту 1 статьи 7 Земельного кодекса земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса указанные в пункте 1 статьи 7 Земельного кодекса земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Как предусмотрено пунктом 1 статьи 83 Земельного кодекса, землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
Согласно пункту 1 статьи 85 Земельного кодекса в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.
Пунктом 9 статьи 1 Градостроительного кодекса определено, что градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (пункт 1 статьи 36 Градостроительного кодекса).
Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом: фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон; требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов (пункт 2 статьи 36 Градостроительного кодекса).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки (пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса).
Согласно подпунктам 1 - 3 пункта 1 статьи 37 Градостроительного кодекса разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 2 статьи 37 Градостроительного кодекса).
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требовании градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту (статья 42 Земельного кодекса).
По утверждению администрации, для спорного участка установлен вид разрешенного использования "Склад" (код 6.9), однако установленный вид разрешенного использования не соответствует фактическому использованию обществом спорного участка.
Согласно Классификатору земельный участок с видом разрешенного использования "Склады" (код 6.9) помимо размещения грузов на земельном участке предусматривает размещение сооружений, имеющих назначение по временному хранению, распределению и перевалке грузов, а именно: промышленные базы, склады, погрузочные терминалы и доки, нефтехранилища и нефтеналивные станции, газовые хранилища и обслуживающие их газоконденсатные и газоперекачивающие станции, элеваторы и продовольственные склады.
На спорном участке организовано складирование морских контейнеров, что соответствует виду разрешенного использования спорного участка "Складские площадки" (код 6.9.1) "Временное хранение, распределение и перевалка грузов (за исключением хранения стратегических запасов) на открытом воздухе".
В настоящее время виды разрешенного использования земельных участков в соответствии с действующей редакцией Классификатора "Склады" (код 6.9) и "Складские площадки" (код 6.9.1) являются самостоятельными видами разрешенного использования земельных участков.
Согласно ПЗЗ земельные участки категории земель - земли населенных пунктов и находящиеся в зоне предприятий (П-1, П-2, П-3, П-4, П-5) на территории муниципального образования город Новороссийск не имеют вида разрешенного использования "Складские площадки" (код 6.9.1), соответственно, размещение контейнеров непосредственно на земельном участке на территории муниципального образования не предусмотрено.
Отклонив доводы администрации, суды правильно указали, что по смыслу пункта 8 статьи 36 Градостроительного кодекса и пункта 4 статьи 85 Земельного кодекса, земельные участки, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства не опасно для жизни или здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия.
Исходя из приведенных норм Земельного кодекса и Градостроительного кодекса, совокупности установленных по делу обстоятельств и представленных в материалы дела доказательств, суды верно указали, что администрация документально не подтвердила нарушение обществом требований экологических, санитарно- гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов при размещении грузовых морских контейнеров на спорном участке.
Документально выводы судов администрация не опровергла.
Суды правильно отметили, что использование земель не по целевому назначению влечет административную ответственность по части 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о применении которой может быть заявлено уполномоченным лицом.
Нормами гражданского, земельного законодательства не предусмотрено право муниципального образования требовать от собственников земельных участков использовать эти участки определенным образом, в том числе ограничивать использование земельных участков, обязывать осуществлять использование земельных участков определенным образом.
Суды верно заключили, что в данном случае администрация избрала неправильный способ защиты нарушенного права, заявив о возложении на общество обязанности использовать спорный участок в соответствии с видом его разрешенного использования, указанного в сведениях ЕГРН, и о запрете обществу использовать спорный участок для размещения и хранения морских контейнеров непосредственно на спорном участке.
Применительно к установленным по делу обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам суды обоснованно отказали администрации в удовлетворении исковых требований.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению. Правильность выводов судов по существу спора администрация не опровергла, несогласие с ними не может служить основанием, достаточным для отмены или изменения судебных актов.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы администрации отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.12.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2024 по делу N А32-20282/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд отклонил иск администрации о возложении на общество обязанности использовать земельный участок в соответствии с разрешенным использованием, указав на ненадлежащий способ защиты права и отсутствие документальных подтверждений нарушения экологических норм. Суды установили, что использование участка не опасно для окружающей среды, а административная ответственность за нецелевое использование может быть применена уполномоченными органами.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 августа 2024 г. N Ф08-5278/24 по делу N А32-20282/2023