Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 12 марта 2024 г. N 551-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Искандарова Булата Искандеровича на нарушение его конституционных прав статьей 53 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"

 

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, М.Б. Лобова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.А. Сивицкого,

заслушав заключение судьи С.П. Маврина, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы гражданина Б.И. Искандарова,

установил:

1. Гражданин Б.И. Искандаров оспаривает конституционность статьи 53 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (в редакции Федерального закона от 2 апреля 2014 года N 64-ФЗ), а фактически - ее пунктов 1 и 3, в соответствии с которыми граждане, пребывающие в запасе, подразделяются на три разряда: солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики и мичманы: первый разряд - до 35 лет; второй разряд - до 45 лет; третий разряд - до 50 лет; младшие офицеры: первый разряд - до 50 лет; второй разряд - до 55 лет; третий разряд - до 60 лет; майоры, капитаны 3 ранга, подполковники, капитаны 2 ранга: первый разряд - до 55 лет; второй разряд - до 60 лет; третий разряд - до 65 лет; полковники, капитаны 1 ранга: первый разряд - до 60 лет; второй разряд - до 65 лет; высшие офицеры: первый разряд - 65 лет; второй разряд - до 70 лет (пункт 1); гражданин, пребывающий в запасе и достигший предельного возраста пребывания в запасе или признанный в установленном данным Федеральным законом порядке не годным к военной службе по состоянию здоровья, переводится военным комиссариатом либо иным органом, осуществляющим воинский учет, в отставку и снимается с воинского учета (пункт 3).

Как следует из представленных материалов, Б.И. Искандаров, проходивший военную службу в должности заместителя командира по воспитательной работе и в воинском звании "майор", 22 апреля 2004 года был уволен с военной службы в запас по истечении срока контракта и с 19 июня 2004 года исключен из списков личного состава воинской части с постановкой на учет в военном комиссариате города Симферополя Республики Крым. 26 сентября 2022 года призывной комиссией по мобилизации граждан заявитель, достигший на тот момент возраста 51 год, призван на военную службу и назначен на воинскую должность начальника штаба - заместителя командира воинской части. 17 и 18 октября 2022 года Б.И. Искандаров обратился к командованию с рапортами об увольнении с военной службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе, после чего, с учетом решения аттестационной комиссии воинской части, был представлен к увольнению с военной службы по соответствующему основанию. Однако письмом начальника Управления кадров Черноморского флота от 7 ноября 2022 года командиру воинской части сообщено об отсутствии оснований для увольнения заявителя с военной службы в связи с недостижением им предельного возраста пребывания в запасе.

Решением Крымского гарнизонного военного суда от 29 ноября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда от 10 марта 2023 года, отказано в удовлетворении административного искового заявления Б.И. Искандарова об оспаривании бездействия командующего Черноморским флотом и обязании уволить заявителя с военной службы в связи с достижением им предельного возраста пребывания на военной службе. По мнению судов, при решении вопроса о возможности увольнения с военной службы по возрасту в период мобилизации следует исходить из того, достиг ли военнослужащий предельного возраста пребывания в запасе, установленного статьей 53 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и составляющего для майоров, относящихся к первому разряду - 55 лет, ко второму разряду - 60 лет, к третьему разряду - 65 лет; поскольку Б.И. Искандаров данного возраста не достиг, оснований для увольнения его с военной службы по возрасту не имеется.

Указанные судебные акты оставлены без изменения кассационным определением Кассационного военного суда от 16 мая 2023 года. В передаче кассационной жалобы заявителя для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации отказано определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 11 августа 2023 года.

По мнению Б.И. Искандарова, статья 53 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" не соответствует статьям 19 (части 1 и 2), 45 (часть 1) и 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации в той мере, в какой она - по смыслу, придаваемому ей правоприменительной практикой, - предоставляет судам и иным правоприменительным органам широкие пределы усмотрения при применении закона либо возможность необоснованного применения исключений из общих правил, в том числе при решении вопроса об увольнении военнослужащего, призванного по мобилизации, а именно возможность использования в качестве критерия (основания) для увольнения мобилизованного по подпункту "а" пункта 5 Указа Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 года N 647 "Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации" не предельного возраста нахождения на военной службе, предусмотренного статьей 49 названного Федерального закона, а предельного возраста пребывания в запасе, установленного оспариваемыми законоположениями.

2. Согласно статье 59 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации; гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

Таким законом в настоящее время является Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе", согласно статье 1 которого воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает воинский учет, обязательную подготовку к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе; кроме того, граждане вправе исполнять конституционный долг по защите Отечества путем добровольного поступления на военную службу в порядке, установленном данным Федеральным законом (пункты 1 и 4). Вместе с тем в период мобилизации воинская обязанность граждан определяется федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и также предусматривает, в частности, призыв на военную службу по мобилизации и прохождение военной службы в период мобилизации (пункт 2).

Тем самым предполагается установление специального правового регулирования отношений по реализации воинской обязанности и прохождению военной службы в период мобилизации, которое - исходя из конституционно значимых целей обеспечения обороны страны и безопасности государства - должно учитывать в первую очередь необходимость поддержания такого уровня комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации кадрами, который обеспечивал бы сохранение боеспособности воинских подразделений в конкретных исторических условиях и возможность эффективного выполнения стоящих перед ними задач.

Одним из таких специальных законодательных актов является Федеральный закон от 26 февраля 1997 года N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации", который, определяя мобилизацию как комплекс мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени и допуская как общую, так и частичную мобилизацию (пункт 2 статьи 1), содержит, в числе прочего, и ряд положений, касающихся призыва на военную службу по мобилизации (раздел V). В частности, согласно статье 17 данного Федерального закона призыв граждан на военную службу по мобилизации проводится в соответствии с федеральными законами; призыву на военную службу по мобилизации подлежат граждане, пребывающие в запасе, не имеющие права на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации; военнослужащие при объявлении мобилизации продолжают проходить военную службу; военнослужащие женского пола, которые имеют одного ребенка и более в возрасте до 16 лет или срок беременности которых составляет не менее 22 недель, имеют право на досрочное увольнение с военной службы (пункты 1, 2 и 5).

Таким образом, при объявлении мобилизации допускаются исключения из правил, установленных для обычных условий прохождения военной службы и касающихся в том числе сроков прохождения указанной службы и оснований увольнения с нее, что обеспечивает достижение целей и задач мобилизации и само по себе не может рассматриваться как не согласующееся с конституционно значимыми целями ограничение прав военнослужащих.

3. Указом Президента Российской Федерации "Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации" с 21 сентября 2022 года в Российской Федерации объявлена частичная мобилизация (пункт 1). Данный Указ установил, что граждане Российской Федерации, призванные на военную службу по мобилизации, имеют статус военнослужащих, проходящих военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации по контракту (пункт 2); контракты о прохождении военной службы, заключенные военнослужащими, продолжают свое действие до окончания периода частичной мобилизации, за исключением случаев увольнения военнослужащих с военной службы по основаниям, установленным названным Указом (пункт 4).

В частности, в период частичной мобилизации установлены следующие основания увольнения с военной службы военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, а также граждан Российской Федерации, призванных на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации: а) по возрасту - по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе; б) по состоянию здоровья - в связи с признанием их военно-врачебной комиссией не годными к военной службе, за исключением военнослужащих, изъявивших желание продолжить военную службу на воинских должностях, которые могут замещаться указанными военнослужащими; в) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении наказания в виде лишения свободы (пункт 5 данного Указа).

Таким образом, Указ Президента Российской Федерации "Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации" допускает увольнение в период частичной мобилизации как военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, так и граждан Российской Федерации, призванных на военную службу по мобилизации, по отдельным основаниям, в основе которых лежат объективные факторы, позволяющие презюмировать невозможность дальнейшего исполнения гражданином воинской обязанности либо прохождения военной службы по контракту именно в период частичной мобилизации. В качестве одного из таких оснований признается достижение предельного возраста пребывания на военной службе.

4. Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе", регулируя обычные условия прохождения военной службы по контракту и исполнения воинской обязанности, предусматривает, что по общему правилу предельный возраст пребывания на военной службе составляет: для Маршала Российской Федерации, генерала армии, адмирала флота, генерал-полковника, адмирала - 65 лет; для генерал-лейтенанта, вице-адмирала, генерал-майора, контр-адмирала - 60 лет; для полковника, капитана 1 ранга - 55 лет; для военнослужащего, имеющего иное воинское звание, - 50 лет; при этом для отдельных категорий военнослужащих, проходящих военную службу, другими федеральными законами может быть установлен иной, чем предусмотренный данной статьей, предельный возраст пребывания на военной службе (пункты 1 и 2.1 статьи 49).

Кроме того, регулируя отношения, связанные с увольнением с военной службы (в том числе в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе), и устанавливая, что по общему правилу военнослужащие увольняются с военной службы в запас (пункт 2 статьи 50), данный Федеральный закон содержит и положения о запасе Вооруженных Сил Российской Федерации (раздел VIII). В частности, он предусматривает, что запас Вооруженных Сил Российской Федерации создается для мобилизационного развертывания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и предназначен для укомплектования соединений, воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также специальных формирований в период мобилизации, приведения их в боевую готовность и в военное время (пункт 1 статьи 51.2); запас Вооруженных Сил Российской Федерации создается в том числе из числа граждан, уволенных с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил Российской Федерации (абзац второй пункта 1 статьи 52).

В свою очередь, оспариваемые заявителем положения статьи 53 названного Федерального закона определяют состав запаса и правовые последствия достижения гражданином, пребывающим в запасе, установленного пунктом 1 данной статьи предельного возраста пребывания в запасе, т.е. возраста, по достижении которого - по смыслу данного Федерального закона - недопустимо в обычных условиях требовать от гражданина исполнения воинской обязанности и прохождения военной службы.

Между тем, как было отмечено ранее, действующее законодательство исходит из необходимости специального регулирования отношений, связанных с исполнением воинской обязанности и прохождением военной службы по контракту в период мобилизации, и не предполагает безусловного распространения на соответствующие правоотношения регулирования, установленного для обычных условий исполнения воинской обязанности и прохождения военной службы по контракту.

5. Формально оспаривая конституционность положений статьи 53 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", заявитель, по существу, подвергает сомнению правильность их применения судами общей юрисдикции в его конкретном деле с учетом действующего правового режима частичной мобилизации, полагая, что в данном случае следует руководствоваться положениями статьи 49 данного Федерального закона, устанавливающими предельный возраст пребывания на военной службе для обычных условий прохождения данной службы.

Однако проверка законности и обоснованности вынесенных судебных постановлений, с которыми, как следует из доводов жалобы, Б.И. Искандаров выражает несогласие, в том числе с точки зрения правильности выбора и толкования нормы, подлежащей применению с учетом фактических обстоятельств дела в период частичной мобилизации, не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Искандарова Булата Искандеровича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

 

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации

В.Д. Зорькин

 

Военный в звании майора был уволен в запас по истечении срока контракта. Позднее его призвали по частичной мобилизации. На тот момент гражданину исполнился 51 год. Впоследствии на основании рапорта его представили к увольнению в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе. Однако в увольнении было отказано в связи с недостижением предельного возраста пребывания в запасе. Военный не согласился с отказом.

Конституционный Суд РФ разъяснил, что граждане, пребывающие в запасе, подразделяются на три разряда. Для каждого установлен предельный возраст пребывания в запасе. Например, для майора - от 55 до 65 лет. В обычных условиях предельный возраст пребывания на военной службе составляет 50 лет "для военнослужащего, имеющего иное воинское звание". При этом для отдельных категорий военнослужащих другими федеральными законами может быть установлен иной предельный возраст. При объявлении мобилизации допускаются исключения из правил, касающихся в т. ч. сроков прохождения службы и оснований увольнения с нее. Это обеспечивает достижение целей и задач мобилизации и само по себе не может рассматриваться как ограничение прав военнослужащих.

 

Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 12 марта 2024 г. N 551-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Искандарова Булата Искандеровича на нарушение его конституционных прав статьей 53 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"

 

Опубликование:

сайт Конституционного Суда Российской Федерации (ksrf.ru)

-