г. Краснодар |
|
07 октября 2024 г. |
Дело N А32-17770/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 октября 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Епифанова В.Е. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от заявителя - закрытого акционерного общества "Международный коммерческий центр "Кристалл"" (ИНН 2310096352, ОГРН 1042305705837) - Никитина С.И. (доверенность от 14.06.2023), от заинтересованного лица - Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар (ИНН 2310095359, ОГРН 1042305701954) - Скиба Н.С. (доверенность от 23.09.2024), в отсутствие третьего лица - прокурора города Краснодара, надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Международный коммерческий центр "Кристалл"" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.02.2024 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2024 по делу N А32-17770/2023, установил следующее.
ЗАО "Международный коммерческий центр "Кристалл"" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий к Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар (далее - департамент) по выдаче градостроительного плана от 20.02.2023 N РФ-23-2-06-0-00-2023-0293 земельного участка площадью 1162 кв. м с кадастровым номером 23:43:0302037:36, расположенного по адресу: г. Краснодар, Центральный внутригородской округ, ул. Новокузнечная, 48/1 (далее - спорный участок), без указания места допустимого размещения объекта капитального строительства: информации о минимальных отступах от границ земельного участка, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства, а также границ, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства, установленные с учетом минимальных отступов от границ земельного участка (пятно застройки) (далее - спорный ГП); об обязании департамента выдать обществу градостроительный план спорного участка с указанием минимальных отступов от границ земельного участка в целях определения места допустимого размещения объекта капитального строительства, за пределами которых запрещено строительство, и места допустимого размещения объекта капитального строительства (пятно застройки).
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле привлечен прокурор города Краснодара (далее - прокурор).
Решением суда от 29.02.2024, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 24.05.2024, в удовлетворении заявленных требований отказано со ссылкой на то, что выданный обществу спорный ГП соответствует действующему законодательству Российской Федерации. Для возможности отображения в границах, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства, на чертеже генерального плана спорного участка необходимо привести вид разрешенного использования земельного участка в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленными градостроительным регламентом.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось общество с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что выданный обществу спорный ГП в части отображения на чертежах минимальных отступов от границ земельного участка, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства, не отвечает требованиям Порядка заполнения формы градостроительного плана земельного участка, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации 25.04.2017 N 741/пр (далее - Порядок N 741/пр). При отсутствии указания в спорном ГП границ, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства, общество лишено возможности осуществлять проектирование объекта капитального строительства в границах спорного участка, что существенно нарушает его право на использование принадлежащего ему на праве собственности земельного участка. Выдача уполномоченным лицом спорного ГП, не соответствующего требованиям градостроительного законодательства, свидетельствует о наличии в спорном ГП недостоверных сведений, которые в дальнейшем повлекут препятствия для использования спорного участка, исключающие любое строительство, чем нарушаются права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности. Неуказание в спорном ГП границ, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства, фактически налагает не предусмотренное законом ограничение на использование спорного участка для строительства.
В нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации департамент и прокурор не представили в суд отзывы на кассационную жалобу.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы, представитель департамента просил оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что решение суда и постановление суда апелляционной инстанции надлежит отменить, заявление общества - удовлетворить по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, принадлежащий обществу на праве собственности спорный участок имеет вид разрешенного использования - многоэтажные и среднеэтажные жилые дома, в том числе со встроенно-пристроенными на первом этаже помещениями общественного назначения.
В целях освоения принадлежащего обществу спорного участка общество обратилось в департамент с заявлением о выдаче градостроительного плана.
Согласно выданному департаментом спорному ГП на чертеже градостроительного плана земельного участка отсутствует зона допустимого размещения зданий, строений. В качестве примечания указано следующее: в соответствии с картой (схемой) функционального зонирования генерального плана муниципального образования город Краснодар, утвержденного решением городской Думы Краснодара от 02.09.2020 N 100 пункта 1 "О генеральном плане муниципального образования город Краснодар", земельный участок расположен в зоне застройки малоэтажными жилыми домами (до 4 этажей, включая мансардный).
В соответствии с проектом планировки территории, утвержденным постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 18.03.2009 N 815 "Об утверждении проекта планировки центральной части города Краснодара", спорный участок расположен в зоне многоэтажной жилой застройки выше 10 этажей; в соответствии с Правилами землепользования и застройки, утвержденными решением городской Думы Краснодара от 30.01.2007 N 17 пункта 6 "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар", спорный участок расположен в зоне Ж-2 (зона застройки малоэтажными жилыми домами); согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости по состоянию на 07.02.2023 N КУВИ-001/2023-29582692 спорный участок имеет вид разрешенного использования: многоэтажные и среднеэтажные жилые дома, в том числе со встроенно-пристроенными на первом этаже помещениями общественного назначения, в связи с чем границы, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства, отсутствуют.
Общество обратилось в департамент с претензией от 14.03.2023, которой потребовало указать на чертеже градостроительного плана спорного участка информацию о минимальных отступах от границ земельного участка, в пределах которой разрешается строительство объектов капитального строительства, а также границ, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства, устанавливаемые с учетом минимальных отступов от границ земельного участка (пятно застройки).
В ответе на претензию общества (письмо от 27.03.2023 N 29/4878-1) департамент указал, что генеральный план спорного участка выдан в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и для возможности отображения границ, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства, на чертеже генерального плана спорного участка необходимо привести вид разрешенного использования земельного участка в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленными градостроительным регламентом.
В соответствии со статьями 197 и 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество оспорило действия департамента в арбитражном суде.
Суды отказали обществу в удовлетворении требований, однако не учли следующее.
Выдача органом местного самоуправления градостроительного плана земельного участка является муниципальной услугой, под которой понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, осуществляемая по запросам заявителей в пределах полномочий этого органа (часть 2 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг").
Нормативным правовым актом, регулирующим отношения, возникающие в связи с предоставлением услуги по выдаче градостроительного плана земельного участка, является Градостроительный кодекс Российской Федерации.
Градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка (часть 1 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу части 11 статьи 48, пункта 2 части 1 статьи 48.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации наличие градостроительного плана земельного участка является обязательным условием для проведения строительства и реконструкции объекта капитального строительства, на основе которого осуществляется подготовка проектной документации (за исключением проектной документации объекта капитального строительства, подготовленной в целях неоднократного применения при архитектурно-строительном проектировании объектов капитального строительства и получившей положительное заключение государственной экспертизы проектной документации), а также для получения разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Согласно Порядку N 741/пр форма градостроительного плана заполняется в трех экземплярах, после регистрации которых первый и второй экземпляры на бумажном и (или) электронном носителе, заверенные усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица, передаются заявителю, а третий экземпляр остается на хранении в органе, выдавшем градостроительный план земельного участка. Копия градостроительного плана после его регистрации передается в орган, уполномоченный на ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования.
Частью 3 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлена информация, которая должна содержаться в градостроительном плане, включает сведения о границах земельного участка и о кадастровом номере земельного участка (при его наличии) или в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.2 статьи 57.3 Кодекса, о границах образуемого земельного участка, указанных в утвержденной схеме расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, о границах зоны планируемого размещения объекта капитального строительства в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (при его наличии), о минимальных отступах от границ земельного участка, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства, об основных, условно разрешенных и вспомогательных видах разрешенного использования земельного участка, установленных в соответствии с Кодексом, иным федеральным законом, о предельных параметрах разрешенного строительства (реконструкции) объекта капитального строительства, о требованиях к архитектурно-градостроительному облику объекта капитального строительства (при наличии).
Для получения градостроительного плана правообладатель земельного участка обращается с заявлением в орган местного самоуправления по месту нахождения соответствующего земельного участка, который в течение 14 рабочих дней после получения заявления осуществляет подготовку, регистрацию и выдачу заявителю градостроительного плана.
Как указано в части 4 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации и разъяснено в письме Минстроя России от 11.08.2017 N 28588-ХМ/08, в выдаче градостроительного плана может быть отказано, если заявитель не является правообладателем земельного участка, отсутствует утвержденная документация по планировке территории, если в соответствии с Кодексом размещение объекта капитального строительства не допускается при отсутствии такой документации. Для земельного участка, расположенного в границах территории, в отношении которой принято решение о комплексном развитии территории, выдача градостроительного плана допускается лишь при наличии документации по планировке территории, утвержденной в соответствии с договором о комплексном развитии территории (за исключением случаев самостоятельной реализации Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием решения о комплексном развитии территории или реализации такого решения юридическим лицом, определенным в соответствии с Кодексом или субъектом Российской Федерации).
Согласно части 10 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации указанная в градостроительном плане земельного участка информация, за исключением информации, предусмотренной пунктом 15 части 3 статьи 57.3 Кодекса, может быть использована для подготовки проектной документации, для получения разрешения на строительство в течение трех лет со дня его выдачи.
Источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в ЕГРН, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (часть 2 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Состав информации, содержащейся в градостроительном плане земельного участка, закреплен в части 3 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В нем, в частности, должна содержаться информация о границах зоны планируемого размещения объекта капитального строительства в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (при его наличии); о минимальных отступах от границ земельного участка, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства; о предельных параметрах разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок.
В пункте 26 Порядка N 741/пр указано, что на чертеже градостроительного плана отображаются, в том числе, минимальные отступы от границ земельного участка, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства.
В графе 7 "Минимальные отступы от границы земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений" указывается расстояние от границы земельного участка до места допустимого размещения зданий, строений, сооружений в метрах (пункт 59 Порядка N 741/пр ).
Сведения, содержащиеся в градостроительном плане, позволяют идентифицировать земельный участок, а также определить его месторасположение по отношению к другим земельным участкам, объектам капитального строительства, объектам недвижимости, линейным объектам и другим объектам и зонам. При этом в градостроительном плане не определяются конкретные места размещения объектов капитального строительства. В нем отмечаются места возможного и допустимого размещения таких объектов (с учетом нормативных технических документов в сфере градостроительства, а также противопожарных требований, требований освещенности, охраны окружающей среды и т. д.). Фактически градостроительный план земельного участка является информационным документом, который содержит в себе все необходимые данные и сведения, необходимые для проектирования и строительства объекта капитального строительства.
Такое основание для отказа в отображении на чертеже градостроительного плана земельного участка границ, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства, как неприведение вида разрешенного использования этого земельного участка в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленными градостроительным регламентом, Градостроительный кодекс Российской Федерации не предусматривает.
Выдав обществу спорный ГП без указания места допустимого размещения объекта капитального строительства (информации о минимальных отступах от границ земельного участка, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства, а также границ, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства, установленные с учетом минимальных отступов от границ земельного участка (пятно застройки)), департамент нарушил требования Градостроительного кодекса Российской Федерации, с чем неправомерно согласились суды.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права либо законность решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций повторно проверяется арбитражным судом кассационной инстанции при отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 3 части 1 статьи 287 Кодекса.
Поскольку обстоятельства дела установлены судами в полном объеме, но неправильно применены нормы материального права, суд кассационной инстанции на основании пункта 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции по настоящему делу и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт о признании незаконными действий департамента по выдаче спорного ГП без указания на чертеже градостроительного плана земельного участка зоны допустимого размещения зданий, строений, и обязать департамент повторно рассмотреть заявление общества о выдаче градостроительного плана спорного участка.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.02.2024 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2024 по делу N А32-17770/2023 отменить.
Признать незаконными действия Департамента архитектуры и градостроительства муниципального образования город Краснодар по выдаче градостроительного плана от 20.02.2023 N РФ-23-2-06-0-002023-0293 без указания на чертеже градостроительного плана земельного участка зоны допустимого размещения зданий, строений.
Обязать Департамент архитектуры и градостроительства муниципального образования город Краснодар повторно рассмотреть заявление закрытого акционерного общества "Международный коммерческий центр "Кристалл"" о выдаче градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу: г. Краснодар, Центральный внутригородской округ, ул. Новокузнечная, 48/1.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал действия органа местного самоуправления по выдаче градостроительного плана земельного участка незаконными, поскольку в нем отсутствовали сведения о допустимых границах строительства и минимальных отступах от границ земельного участка. Обязанность повторного рассмотрения заявления о выдаче градостроительного плана возложена на департамент архитектуры и градостроительства.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 7 октября 2024 г. N Ф08-7043/24 по делу N А32-17770/2023