7 мая 1995 года Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон "Об улучшении пенсионного обеспечения участников Великой Отечественной войны и вдов военнослужащих, погибших в Великую Отечественную войну, получающих пенсии по Закону РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР"*.
Данный Федеральный закон вступил в силу с 1 мая 1995 года и предусматривает:
предоставление участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), права на получение двух пенсий: по старости (или за выслугу лет) и по инвалидности;
установление дополнительных надбавок к пенсиям участникам Великой Отечественной войны, не получающим одновременно с пенсией по старости (за выслугу лет) пенсию по инвалидности;
предоставление вдовам военнослужащих, погибших в Великую Отечественную войну, не вступившим в новый брак, права на получение двух пенсий в соответствии с Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР"**, одна из которых - пенсия по случаю потери кормильца за погибшего мужа.
В связи с этим внесены соответствующие изменения в статьи 5, 21, 38 и 110 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года, а также этот Закон дополнен статьей 86-1.
При применении Федерального закона от 7 мая 1995 года Министерство предлагает руководствоваться следующим:
I. Улучшение пенсионного обеспечения участников Великой Отечественной войны
Об отказе в признании недействительным пункта 1.1 настоящего Указания см. Решение Верховного Суда РФ от 29 декабря 1999 г. N ГКПИ 99-1017
1. К участникам Великой Отечественной войны, на которых распространяется действие Федерального закона от 7 мая 1995 года, относятся лица, указанные в подпунктах "а"-"ж" пункта 1 части второй статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", проходившие военную службу или выполнявшие иные государственные задачи в периоды войн, боевых действий и при обороне городов, предусмотренных в разделах I и II Приложения к Федеральному закону "О ветеранах" (прилагается).
2. Право участников Великой Отечественной войны на вторую пенсию.
2.1. В соответствии с пунктом "а" части второй статьи 5 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года (в редакции Федерального закона от 7 мая 1995 года) участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья, профессионального заболевания, заболевания, полученного в период военной службы, могут устанавливаться одновременно две пенсии: по старости (или за выслугу лет) и по инвалидности.
При этом пенсия по инвалидности назначается по правилам, условиям и нормам, предусмотренным Законом РСФСР от 20 ноября 1990 года для соответствующей причины и группы инвалидности.
Так, пенсия по инвалидности I и II групп исчисляется в размере 75% заработка с применением статей 32 и 33 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года, то есть минимальный и максимальный размер пенсии подлежит увеличению с учетом продолжительности общего трудового стажа.
2.2. Вторая пенсия исчисляется из заработка, из которого выплачивается первая пенсия; однако, по желанию пенсионера, вторая пенсия может исчисляться из заработка, определяемого за периоды перед обращением за этой пенсией, предусмотренные статьями 102 и 103 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года.
2.3. Вторая пенсия назначается со сроков, установленных статьей 119 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года, но не ранее чем с 1 мая 1995 года и не ранее дня возникновения права на нее.
Если органы социальной защиты населения Российской Федерации располагают по состоянию на 1 мая 1995 года необходимыми документами для назначения второй пенсии, она устанавливается без истребования заявления от пенсионера (в автоматическом режиме).
В тех случаях, когда для назначения второй пенсии требуется представление дополнительных документов, новая пенсия назначается по заявлению пенсионера.
2.4. При наличии у инвалида вследствие военной травмы трудового стажа и заработка, дающих право на пенсию по инвалидности вследствие общего заболевания в более высоком размере, ему устанавливается пенсия в размере пенсии по инвалидности вследствие общего заболевания.
3. Право участников Великой Отечественной войны на дополнительную надбавку.
3.1. Федеральный закон от 7 мая 1995 года предусматривает дифференцированные размеры надбавок участникам Великой Отечественной войны в зависимости от степени нетрудоспособности:
- достигшим возраста 80 лет или являющимся инвалидами I и II групп - две минимальные пенсии по старости;
- остальным участникам Великой Отечественной войны - одна минимальная пенсия по старости.
3.2. Указанные надбавки устанавливаются к следующим видам трудовых пенсий:
- по старости;
- по инвалидности;
- за выслугу лет.
К пенсиям по случаю потери кормильца и к социальным пенсиям эти надбавки не начисляются.
3.3. Надбавки начисляются участникам Великой Отечественной войны, включая инвалидов вследствие военной травмы, которые получают только одну пенсию.
3.4. В тех районах, где к заработной плате установлены районные коэффициенты, размеры надбавок определяются с их применением.
3.5. Надбавки начисляются наряду с повышением по пункту "г" статьи 110 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года.
3.6. С 1 мая 1995 года надбавки начисляются к пенсиям участников Великой Отечественной войны по имеющимся в пенсионном деле документам. При представлении дополнительных документов, дающих право на надбавку, а также при возникновении обстоятельств, влекущих более высокий размер надбавки в связи с установлением или изменением группы инвалидности, достижением 80-летнего возраста и др., перерасчет пенсии производится со сроков, указанных в статье 121 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года.
4. При реализации Федерального закона от 7 мая 1995 года определяется наиболее выгодный вариант: либо назначаются две пенсии, либо начисляется надбавка (выбор оптимального решения производится в автоматическом режиме).
Пример 1. Участнику войны, являющемуся инвалидом I группы вследствие общего заболевания и получающему пенсию по старости в максимальном размере с учетом 45-летнего трудового стажа, с 1 мая 1995 года выгоднее установить две пенсии - по старости и по инвалидности:
157460 руб. - пенсия по старости в максимальном размере
157460 руб. - пенсия по инвалидности I группы в максимальном размере
43739 руб. - надбавка на уход
43739 руб. - повышение как участнику войны
39360 руб. - компенсационная выплата
Общая сумма пенсий - 441758 руб.:
Пример 2. Участник войны, достигший 80 лет, получает пенсию по старости в максимальном размере при 45-летнем стаже работы. Является инвалидом III группы вследствие общего заболевания.
а) Его две пенсии составят:
157460 руб. - пенсия по старости в максимальном размере
43739 руб. - надбавка на уход (как пенсионеру, достигшему 80 лет)
43739 руб. - повышение как участнику войны
43739 руб. - пенсия по инвалидности III группы в максимальном размере.
39360 руб. - компенсационная выплата
Общая сумма пенсий - 328037 руб.
б) Его одна пенсия по старости составит:
157460 руб. - пенсия по старости в максимальном размере
43739 руб. - надбавка на уход (как пенсионеру, достигшему 80 лет)
87478 руб. - надбавка как участнику войны, достигшему 80-летнего возраста
43739 руб. - повышение как участнику войны
39360 руб. - компенсационная выплата
Общая сумма пенсии - 371776 руб.
Таким образом, в приведенном примере выгоднее установление надбавки, как участнику войны, достигшему 80-летнего возраста.
5. Инвалид вследствие военной травмы вправе взамен второй пенсии получать более высокую надбавку.
Пример. Инвалид вследствие военной травмы II группы получает пенсию по старости в максимальном размере и пенсию по инвалидности.
а) При сохранении двух пенсий он получил бы:
43739 руб. - пенсия по старости в максимальном размере
43739 руб. - повышение как участнику войны
39360 руб. - компенсационная выплата к пенсии по старости
131217 руб. - пенсия по инвалидности вследствие военной травмы II группы
39360 руб. - компенсационная выплата к пенсии по инвалидности
Итого - 297415 руб.
б) При начислении надбавки взамен пенсии по старости пенсия составит:
131217 руб. - пенсия по инвалидности вследствие военной травмы II группы
87478 руб. - надбавка как участнику войны, достигшему 80-летнего возраста
43739 руб. - повышение как участнику войны
39360 руб. - компенсационная выплата
Итого - 301794 руб.
Поэтому инвалиду следует установить надбавку вместо второй пенсии.
6. При назначении второй пенсии все материалы брошюруются в одно пенсионное дело.
II. Улучшение пенсионного обеспечения вдов военнослужащих, погибших в Великую Отечественную войну
7. Право на получение двух пенсий предоставлено с 1 мая 1995 года вдовам военнослужащих при соблюдении следующих условий:
- если военнослужащий погиб в Великую Отечественную войну;
- если жена погибшего не вступила в новый брак.
8. Вдовам погибших военнослужащих могут быть установлены две пенсии, одна из этих пенсий по случаю потери кормильца за погибшего мужа, вторая - по старости (или за выслугу лет) или по инвалидности, либо социальная. Две пенсии по случаю потери кормильца не назначаются.
Пенсия по случаю потери кормильца за погибшего мужа назначается в максимальном размере, предусмотренном статьей 68 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года.
9. Вдова погибшего имеет право на две пенсии, назначенные только по Закону РСФСР от 20 ноября 1990 года.
Вдова, получающая пенсию от Министерства обороны Российской Федерации или иного ведомства, может в установленном порядке перейти на пенсионное обеспечение по Закону РСФСР от 20 ноября 1990 года, если ей выгоднее назначить две пенсии.
10. Право на получение двух пенсий предоставляется вдовам военнослужащих, которые погибли в годы Великой Отечественной войны, то есть в период с 22 июня 1941 г. по 9-11 мая 1945 года.
Этот порядок распространяется на вдов военнослужащих, умерших в указанный период вследствие ранения, увечья или заболевания, связанного с пребыванием на фронте, в том числе и в период пребывания в плену***, а также пропавших без вести в годы войны.
11. При назначении двух пенсий вдовам погибших военнослужащих наряду с другими документами представляются:
- извещение о гибели или иной документ, подтверждающий смерть военнослужащего в годы Великой Отечественной войны;
- свидетельство о браке (решение суда о признании фактических брачных отношений).
При отсутствии свидетельства о браке в подтверждение брачных отношений с погибшим принимаются:
- свидетельство о рождении детей, в котором заявительница и погибший значатся родителями;
- извещение о гибели, адресованное жене военнослужащего;
- пенсионное дело, из которого усматривается, что заявительница является женой погибшего.
Вступление супруги погибшего военнослужащего в новый брак лишает ее права на получение двух пенсий.
Отсутствие в паспорте соответствующей отметки является достаточным основанием для того, чтобы данная вдова считалась не вступившей в новый брак.
12. Назначение второй пенсии вдовам военнослужащих, погибших в Великую Отечественную войну производится по их заявлению с соблюдением правил, указанных в абзаце первом пункта 2.3 и пункте 6 настоящего Указания.
При назначении второй пенсии по старости или инвалидности заработок определяется за периоды перед обращением за второй пенсией, предусмотренные статьями 102 и 103 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года.
13. Вдовам погибших, являющимся участниками Великой Отечественной войны, надбавка как участнику войны начисляется к пенсии по старости или за выслугу лет, по инвалидности независимо от того, что она получает вторую пенсию за погибшего мужа.
III. Правила установления компенсационной выплаты
14. Применительно к Разъяснению о порядке применения отдельных статей Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденному Постановлением Верховного Совета РСФСР от 19 апреля 1991 года, участникам войны и вдовам погибших военнослужащих, получающим две пенсии по Закону РСФСР от 20 ноября 1990 года, выплачивается одна компенсационная сумма, установленная в связи с ростом стоимости жизни.
О компенсационных выплатах, обусловленных ростом стоимости жизни, см. письмо Правления ПФР от 22 января 1998 г. N ЕВ-06-10/473
Министр |
Л.Ф. Безлепкина |
Министерство юстиции Российской Федерации
Зарегистрировано 25 мая 1995 г.
регистрационный N 858
----------------------------
* В дальнейшем именуется Федеральный закон от 7 мая 1995 года.
** В дальнейшем именуется Закон РСФСР от 20 ноября 1990 года.
*** За исключением тех случаев, когда погибший совершил в этот период преступления против Отечества.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Указание Минсоцзащиты РФ от 22 мая 1995 г. N 1-5-у "О порядке применения Федерального закона "Об улучшении пенсионного обеспечения участников Великой Отечественной войны и вдов военнослужащих, погибших в Великую Отечественную войну, получающих пенсии по Закону РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 мая 1995 г.
Регистрационный N 858
Настоящее Указание вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст Указания опубликован в газете "Российские вести" от 29 июня 1995 г. N 119, в Бюллетене нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации, август 1995 г. N 8
Постановлением Минтруда РФ от 4 апреля 2003 г. N 16 настоящее Указание признано утратившим силу
Согласно решению СК Верховного Суда РФ от 22 ноября 1996 г. пункт 14 настоящих Указаний признан незаконным и недействующим
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Минтруда РФ от 28 октября 1997 г. N 56
Изменения вступают в силу с 22 ноября 1996 г.
Указание Минсоцзащиты РФ от 20 мая 1996 г. N 1-4-У
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного указания