Имеют ли право законодательные (представительные) органы власти субъектов Российской Федерации при отмене с 1 января 2004 года налога с продаж ввести на территории субъекта местные налоги и сборы, предусмотренные ст.20 и 21 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (далее - Закон N 2118-1) (например, сбор на нужды образовательных учреждений)?
Согласно ст.3 Федерального закона от 27.11.2001 N 148-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"" с введением в действие на территории соответствующего субъекта Российской Федерации налога с продаж не взимаются следующие налоги и сборы, предусмотренные:
- подпунктом "г" п.1 ст.20 Закона N 2118-1 - сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц;
- подпунктом "г" п.1 ст.21 Закона N 2118-1 - налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;
- подпунктом "е" п.1 ст.21 Закона N 2118-1 - сбор за право торговли;
- подпунктом "и" п.1 ст.21 Закона N 2118-1 - налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники, персональных компьютеров;
- подпунктом "к" п.1 ст.214 Закона N 2118-1 - сбор с владельцев собак;
- подпунктом "л" п.1 ст.21 Закона N 2118-1 - лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями;
- подпунктом "м" п.1 ст.21 Закона N 2118-1 - лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей;
- подпунктом "н" п.1 ст.21 Закона N 2118-1 - сбор за выдачу ордера на квартиру;
- подпунктом "о" п.1 ст.21 Закона N 2118-1 - сбор за парковку автотранспорта;
- подпунктом "п" п.1 ст.21 Закона N 2118-1 - сбор за право использования местной символики;
- подпунктом "р" п.1 ст.21 Закона N 2118-1 - сбор за участие в бегах на ипподромах;
- подпунктом "с" п.1 ст.21 Закона N 2118-1 - сбор за выигрыш на бегах;
- подпунктом "т" п.1 ст.21 Закона N 2118-1 - сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме;
- подпунктом "у" п.1 ст.21 Закона N 2118-1 - сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок, предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами;
- подпунктом "ф" п.1 ст.21 Закона N 2118-1 - сбор за право проведения кино- и телесъемок;
- подпунктом "х" п.1 ст.21 Закона N 2118-1 - сбор за уборку территорий населенных пунктов;
- подпунктом "ц" п.1 ст.21 Закона N 2118-1 - сбор за открытие игорного бизнеса (установка игровых автоматов и другого оборудования с вещевым или денежным выигрышем, карточных столов, рулетки и иных средств для игры).
Согласно ст.4 вышеназванного Федерального закона глава 27 "Налог с продаж" части второй НК РФ действует с 1 января 2002 года до 1 января 2004 года.
Таким образом, согласно вышеуказанным нормам законодательных актов с 1 января 2004 года в связи с отменой налога с продаж на территории субъектов Российской Федерации могут взиматься вышеперечисленные налоги и сборы, предусмотренные ст.20 и 21 Закона N 2118-1, взамен которых был введен налог с продаж.
Однако следует иметь в виду, что в настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе Российской Федерации находится проект закона "О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации, внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации".
Так, согласно данному законопроекту вносятся изменения и в ст.20 и 21 Закона N 2118-1. В частности, законопроектом предусматривается отмена практически всех вышеперечисленных налогов и сборов. При этом часть сборов (например, курортный сбор, сбор за выдачу ордера на квартиру и др.) будут учтены при внесении изменений в главу "Государственная пошлина" НК РФ.
Учитывая вышеизложенное, с отменой с 1 января 2004 года налога с продаж вопрос о введении на территории субъектов Российской Федерации вышеперечисленных местных налогов и сборов (в том числе сбора на нужды образовательных учреждений) целесообразно рассмотреть после окончательного принятия вышеуказанного законопроекта.
М.Н. Хромова,
главный специалист Департамента налоговой политики Минфина России
1 ноября 2003 г.
"Налоговый вестник", N 11, ноябрь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1