Региональная юстиция
Сегодняшний выпуск "Судебного приложения" подготовлен по материалам Всероссийской научно-практической конференции "Конституционные основы судебной власти", проходившей 23 октября 2003 г. в Российской Академии Правосудия.
Конституционные (уставные) суды вносят весомый вклад в поддержание единого правового пространства. Тем не менее нормы действующего законодательства, к сожалению, тормозят и без того проблемное развитие конституционной юстиции в регионах.
Процесс формирования региональной конституционной юстиции идет крайне медленно. За 7 лет после принятия ФКЗ "О судебной системе РФ", легализовавшего право субъектов РФ создавать конституционные (уставные) суды, они были образованы лишь в 7 субъектах. Не обеспечивается разграничение компетенции данных судов с федеральными судами. Указанная проблема обострилась с принятием ГПК РФ и АПК РФ, где юрисдикция конституционных (уставных) судов не учитывается, а федеральный судья наделен правомочием единолично решать судьбу нормативного акта, принятого в специальной процедуре законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ. Остаются вопросы, связанные с финансированием данных судов, нет ясности относительно статуса их судей, особенно в части социальных гарантий. В целом, можно было бы предложить субъектам законодательной инициативы в качестве неотложной меры выступить за изменение и дополнение некоторых федеральных законов.
Во-первых, в ФКЗ "О судебной системе РФ" необходимо указать, что:
субъекты РФ создают конституционные (уставные) суды;
финансирование и материально-техническое обеспечение деятельности конституционных (уставных) судов осуществляются по схеме, применяемой к мировым судьям, то есть зарплата судей и социальные выплаты производятся из федерального бюджета, а иные расходы компенсируются из бюджета субъекта РФ.
Конституционные (уставные) суды, кроме названных в законе, наделяются полномочиями:
применять конституцию или устав субъекта РФ, если они не противоречат Конституции РФ, а в случае сомнения ставить вопросы перед региональным законодателем и КС РФ;
осуществлять проверку НПА субъекта РФ, изданных в сфере совместного ведения, на соответствие не только своим конституциям (уставам), но и федеральным законам, принятым в данной сфере;
в первоочередном порядке (как условие, позволяющее в последующем обращаться в КС РФ) рассматривать споры о компетенции между органами субъекта РФ и по жалобам граждан на нарушение конституционных прав и свобод, закрепленных в основном законе субъекта;
в порядке предварительного урегулирования до рассмотрения в КС РФ осуществлять проверку федеральных законов, принятых с нарушением сферы исключительного ведения субъекта РФ, а также совместного ведения;
обращаться в КС РФ с запросом о проверке конституционности федеральных законов при осуществлении не только конкретного, но и абстрактного нормоконтроля;
на основе закона субъекта РФ осуществлять иные полномочия, если эти полномочия соответствуют юридической природе и предназначению данных судов в качестве судебных органов конституционного (уставного) контроля и касаются вопросов, относящихся к ведению субъектов РФ.
Во-вторых, в ГПК РФ и АПК РФ указать, что конституционные (уставные) суды в первичном порядке рассматривают дела о конституционности законов и иных нормативных актов субъектов РФ, а также нормативных актов органов местного самоуправления; если возникает конкуренция в разрешении спора, суд общей юрисдикции или арбитражный суд приостанавливает рассмотрение дела до завершения процедуры в конституционном (уставном) суде (аналогичные нормы можно было бы предусмотреть и при осуществлении административного судопроизводства).
В-третьих, определить конкретные социальные гарантии судей конституционных (уставных) судов в Законе РФ "О статусе судей РФ", определив социальные гарантии. Имеет смысл сформировать рабочую группу для подготовки названных изменений и дополнений федерального законодательства, а также для подготовки федерального закона, регулирующего основы конституционного правосудия в субъектах РФ, в котором бы последовательно проводилась идея специализированного регионального нормоконтроля на всей территории России с позиций единых принципов построения и деятельности конституционных (уставных) судов.
В. Кряжков,
д.ю.н., профессор
"эж-ЮРИСТ", N 49, декабрь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Издание: Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"
Учредитель: ЗАО ИД "Экономическая газета"
Подписные индексы:
41019 - для индивидуальных подписчиков
41020 - для предприятий и организаций
Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14
Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Информация о подписке: (095) 152-0330
E-mail: lawyer@ekonomika.ru
Internet: www.akdi.ru