Конституционное закрепление основ правосудия
- Конституция РФ (ст.10) закрепила основные принципы осуществления государственной власти в Российской Федерации на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, тем самым создав прочную правовую базу для дальнейшего развития судебной реформы.
В соответствии со ст.118 Конституции РФ исключительное право на осуществление правосудия в РФ предоставлено судам. Судьи выступают как защитники гарантированных законами и международными договорами прав и свобод граждан, защищают основы конституционного строя, обеспечивают охрану экономических интересов участников гражданского оборота, разрешают споры между другими органами государственной власти. В части 2 статьи 118 закреплены четыре формы осуществления судебной власти в виде конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, которые базируются на единых принципах.
- Конституция РФ закрепляет главное условие существования самостоятельной и авторитетной судебной власти, способной объективно и беспристрастно осуществлять правосудие, - независимость судей, их подчинение только Конституции РФ и федеральному закону. В свою очередь, независимость судей обеспечивается их несменяемостью и неприкосновенностью.
Конституция РФ также обеспечивает демократические принципы осуществления судопроизводства на основе свободного доступа граждан к правосудию, открытости (публичности), если иное не оговорено федеральным законом, состязательности и равноправия сторон. Кроме того, Конституция РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (ст.46), защиту от произвола властей и право на получение квалифицированной юридической помощи (ст.48).
- Конституция РФ стала первым документом, который законодательно закрепил процесс превращения судов РФ в единую систему судебной власти обновленной России. В ней заложены основные принципы функционирования самостоятельной судебной власти.
- Современное состояние правовой базы, обеспечивающей проведение судебной реформы, позволяет говорить, что достигнуты серьезные результаты по концептуальным направлениям, отвечающие требованиям правового государства:
судебная власть утвердилась как самостоятельная и независимая в своей деятельности от законодательной и исполнительной властей, конституционно определена ее компетенция;
решены основные вопросы независимости судей;
создана единая система судебной власти Российской Федерации, закреплена структура федеральных судов и судов субъектов Российской Федерации;
создан Конституционный Суд, органы конституционного правосудия субъектов Российской Федерации и система арбитражных судов;
учреждены институты мировых судей, присяжных заседателей, судебных приставов, усилены гарантии независимости судей военных судов от командования и органов исполнительной власти;
обеспечена система гарантий самостоятельности судов, сформированы органы судейского сообщества - съезды и советы судей, квалификационные коллегии судей;
реализован принцип финансирования судов из федерального бюджета;
обеспечена государственная защита судей при исполнении ими полномочий и создана система материальных и социальных гарантий судей.
- Важной вехой в развитии системы арбитражных судов стало ее закрепление Конституцией РФ, в соответствии с которой были приняты в 1995 г. ФКЗ "Об арбитражных судах в РФ" и Арбитражный процессуальный кодекс.
Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в РФ" установил, что все арбитражные суды в РФ являются федеральными судами и входят в судебную систему РФ. Чрезвычайно важно, что арбитражные суды были отнесены к судам федеральным, ибо этого требовал предмет их деятельности, характер и масштабы рассматриваемых споров, участниками которых зачастую выступают стороны, расположенные в разных субъектах РФ. Федеральная природа арбитражных судов стала важным фактором их независимости в отправлении правосудия. Законом была определена новая трехзвенная система арбитражных судов, что принципиально отличало ее от прежней, двухзвенной системы. Появилось "среднее" звено в этой системе, которое представляют 10 федеральных арбитражных судов округов, призванных осуществлять проверку судебных актов арбитражных судов в кассационном порядке. Они стали промежуточной инстанцией между арбитражными судами субъектов РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ.
- Созданные в качестве органов по осуществлению правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности арбитражные суды образовали самостоятельную ветвь судебной власти, со своей, присущей только им компетенцией, пределы которой определяются разрешением споров, возникающих в области экономической деятельности.
К основным задачам арбитражных судов относятся защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов юридических лиц и иных организаций, индивидуальных предпринимателей, а также содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Тем самым определено назначение арбитражных судов как органов судебного контроля в сфере экономической деятельности.
Арбитражные суды не только разрешают гражданско-правовые споры между предпринимателями, но и обеспечивают защиту предпринимателей в их взаимоотношениях с государством. При этом число административных споров с каждым годом возрастало значительно быстрее, чем гражданско-правовых споров. Сейчас административные споры составляют половину всех дел, рассматриваемых арбитражными судами.
- В условиях рыночной экономики система арбитражных судов играет особую роль, их значимость и ответственность возрастают. Осуществляемое арбитражными судами правосудие позволяет установить жесткую дисциплину договорных отношений, пресечь экономический произвол чиновников, цивилизованно осуществлять процесс банкротства.
- Работа по совершенствованию законодательства о деятельности судов, в том числе арбитражных, продолжается.
В 2002 году принят и введен в действие новый АПК РФ, который значительно расширил круг задач судопроизводства в арбитражных судах. Они направлены на обеспечение судебной защиты как конечной цели правосудия и результата функционирования судебной системы. Это логично вытекает из ст.18 Конституции РФ, где правосудие названо условием, обеспечивающим непосредственное действие прав и свобод человека и гражданина.
- Президентом РФ 4 июля 2003 года подписан ФКЗ "О внесении изменений и дополнений в ФКЗ "Об арбитражных судах в РФ", положения которого направлены на реализацию концепции совершенствования законодательства о судебной системе, дальнейшее развитие арбитражных судов в РФ, их оптимизацию, приближение к месту нахождения лиц, судебную защиту которых обеспечивают арбитражные суды, а также на унификацию законодательства, регулирующего вопросы статуса судей.
С принятием Закона в системе арбитражных судов появилось еще одно звено - арбитражные апелляционные суды, занимающие промежуточное место между федеральными арбитражными судами округов и арбитражными судами субъектов РФ. Теперь суды каждого уровня в системе арбитражных судов выполняют только им присущие процессуальные полномочия.
При этом в суде, принявшем решение, не будет рассматриваться жалоба на это решение, что является важной гарантией доверия к суду.
- Несмотря на всю важность принятых законодательных актов, необходимо отметить, что правовая база, которая обеспечивала бы в полной мере отправление правосудия в соответствии с Конституцией РФ и общепризнанными нормами международного права, еще не создана в полной мере.
Так, довольно остро стоит проблема реальной ответственности за неуважение к суду, в том числе за неисполнение его решений.
Еще не в полном объеме реализуются законы, в которых так нуждается судебная система, из-за отсутствия необходимого финансового обеспечения.
Требуется принятие нормативных правовых актов, которые будут способствовать реальному укреплению социального статуса судей и работников аппаратов судов, повышению престижности работы в судебной системе, авторитета судебной власти и обеспечению личной безопасности судей.
Загруженность судов - это одна из проблем, которая вышла за рамки сферы арбитражных судов и связана с деятельностью законодателя. Практика свидетельствует о том, что во многих случаях судьи перегружены делами.
Отсюда возникают и волокита, и судебные ошибки.
Важными проблемами являются обеспечение свободного и равного доступа гражданина к суду, а также длительность судопроизводства.
Расширению свободного доступа к правосудию способствует развитие специфических квазисудебных форм, таких как примирение сторон и посредничество, третейский суд и коммерческий арбитраж; компьютеризация судебной системы как единого информационного пространства.
- Поэтапная реализация судебной реформы протекает сложно и не всегда успешно. Создание качественно нового законодательства не предполагает категорического отказа от многолетней законодательной практики России. Появление новых правовых институтов и механизмов органически связано с сохранением всех прежних оправдавших себя и способных эффективно действовать в новых условиях юридических условий и норм. Преемственность становится непременным качеством правовой системы России.
Российские суды, в частности арбитражные, исходят из необходимости сближения российской правовой системы с правовыми системами других стран. На практике при рассмотрении споров применяется не только российское законодательство, но и международно-правовые нормы. Арбитражные суды в своей деятельности взаимодействуют с судьями других стран, используя накопленный ими опыт работы в условиях рыночной экономики.
Качество и сроки осуществления судебной реформы будут зависеть как от финансовой, политической и социальной поддержки реформаторских устремлений, так и от повышения авторитета судебной власти, профессионализма и моральных качеств судейского корпуса, развития правовой культуры общества. Это обеспечит устойчивое функционирование судебной системы и облегчит доступ к правосудию.
В.Ф. Яковлев,
председатель ВАС РФ,
д.ю.н., профессор
"эж-ЮРИСТ", N 49, декабрь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Издание: Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"
Учредитель: ЗАО ИД "Экономическая газета"
Подписные индексы:
41019 - для индивидуальных подписчиков
41020 - для предприятий и организаций
Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14
Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Информация о подписке: (095) 152-0330
E-mail: lawyer@ekonomika.ru
Internet: www.akdi.ru