Ведущая роль
Интерес к налогам огромен, и это не случайно. История гласит, что парламент, один из основных атрибутов демократии, появился в результате борьбы за право устанавливать налоги.
Этот и многие другие примеры показывают, насколько велика роль налогов в жизни общества (порой больше чем хотелось бы). Налоги затрагивают интересы всех и каждого, именно поэтому КС РФ за прошедшие 10 лет пришлось принять немало решений по налоговым вопросам. Так, из 196 постановлений КС РФ налогам посвящено 26, то есть 13 процентов, а из 384 опубликованных Определений КС РФ - 86 (22 процента).
Как следует из этих документов, много жалоб подается на нормы Налогового кодекса, причем как его первой части, так и второй. Это означает, что с введением Налогового кодекса вопросов по налоговому праву меньше не стало и работы у КС РФ не убавится. Скорее наоборот - многие спорные моменты, которые были урегулированы на уровне инструкций и других подзаконных актов, "перекочевали" в Налоговый кодекс, а значит, разрешать их предстоит в окончательном виде именно КС РФ.
За многие годы применения конституционных норм КС РФ был сформулирован ряд принципиальнейших выводов, непосредственно влияющих на налоговые правоотношения:
1) уплата налога - конституционная обязанность каждого;
2) налогообложение всегда означает ограничения права собственности;
3) уплачиваться должны только законно установленные налоги;
4) под установлением следует понимать прямое определение в законе элементов налога, установление налогов исполнительной властью недопустимо;
5) ответственность за нарушения налогового законодательства может наступать только при наличии налогового правонарушения, то есть виновного деяния;
6) при установлении налога необходимо учитывать его экономическую природу, обеспечивать равенство налогового бремени, сохранять стабильность налогового законодательства, стремиться к балансу публичных и частных интересов в налоговой сфере, соблюдать другие принципы налогообложения, известные со времен Адама (Смита) и предусмотренные ч.3 ст.75 Конституции России.
Правовые позиции КС РФ по вопросам налогообложения выражают объективно существующие закономерности развития общественной жизни в сфере налогов. Ведь деятельность КС РФ складывается не только из деятельности судей и сотрудников аппарата Суда, но и заявителей и их представителей, судов и государственных органов, обращающихся с запросами.
Выводы и заключения, к которым приходит КС РФ, формируются с учетом имеющихся публикаций, мнений экспертов и специалистов и т.д. Законодательство о КС РФ построено таким образом, чтобы исключить волюнтаризм при принятии столь важных решений.
Поэтому решения, которые принимаются КС РФ, учитывают состояние общественного и профессионального мнений, существующих на тот момент.
Принципы налогообложения - это не застывшие догмы, а отражение сложившихся в обществе представлений и ожиданий. Например, в постановлении КС РФ от 17.12.96 N 20-П пришел к выводу о том, что штрафы за совершение налоговых правонарушений могут взыскиваться только в судебном порядке. Но жизнь не стоит на месте - развиваются наука и практика, выявляются новые важные обстоятельства, изменяются сами общественные отношения.
После вступления в силу части первой Налогового кодекса стало ясно, что нет необходимости перегружать судебную систему исками о взыскании с налогоплательщиков незначительных штрафов в тех случаях, когда налогоплательщики не возражают против этого.
Вместе с тем логично прийти к выводу, что если налогоплательщик не согласен с решением налоговой инспекции о взыскании налогов и пеней, то, следовательно, есть спор, а если есть спор, то не может быть и бесспорного порядка взыскания. Ведь бесспорный порядок взыскания (когда между лицами нет спора), не следует путать с безакцептным порядком, когда взыскание возможно без выраженного согласия лица. Поэтому законодатель вправе внести соответствующие изменения в первую часть Налогового кодекса, предусмотрев судебный порядок взыскания налогов, пеней и штрафов в тех случаях, когда налогоплательщики выразили свое несогласие с решением налогового органа.
Существует ряд очевидных проблем, препятствующих дальнейшему развитию судебного конституционного контроля за налоговым законотворчеством. На первой встрече Налогового клуба выступающими было отмечено, что срок действия неконституционного налогового закона определяется КС РФ произвольно по своему усмотрению.
Нередко действие неконституционного закона сохраняется до конца года, хотя было бы правильнее говорить о том, что такой закон признается не имеющим юридической силы с момента его принятия. Кроме того, серьезной проблемой реализации решений КС РФ остается их игнорирование законодателем и правоприменителем в ряде случаев, а также противоречивость правовых позиций КС РФ по некоторым вопросам. Перечисленные проблемы, безусловно, необходимо учесть при постановке первоочередных задач деятельности КС РФ, других органов власти, общественных институтов.
В. Зарипов,
налоговый адвокат
"эж-ЮРИСТ", N 49, декабрь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Издание: Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"
Учредитель: ЗАО ИД "Экономическая газета"
Подписные индексы:
41019 - для индивидуальных подписчиков
41020 - для предприятий и организаций
Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14
Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Информация о подписке: (095) 152-0330
E-mail: lawyer@ekonomika.ru
Internet: www.akdi.ru