"Пройден большой путь в осуществлении налоговой реформы, но предстоит еще многое сделать"
(интервью с Г.В. Боосом, заместителем председателя Госдумы третьего созыва)
Государственная Дума третьего созыва завершила свою работу. Подвести итоги деятельности своих коллег за прошедшие четыре года, а также подробнее рассказать о планах на будущее мы попросили заместителя председателя Госдумы третьего созыва Георгия Валентиновича Бооса.
Георгий Валентинович, Государственная Дума третьего созыва завершила работу. Насколько, на ваш взгляд, успешна была ее деятельность в сфере подготовки и принятия налоговых законов?
Сделано немало. Достаточно сказать, что принято тринадцать глав Налогового кодекса: шесть по федеральным налогам, три - по региональным и четыре - по специальным налоговым режимам. Эти главы стали основой налоговой реформы, проводимой в стране. Если конкретнее, то в числе важнейших могу назвать такие нововведения.
Введен единый социальный налог, который заменил отчисления во внебюджетные фонды. Это сделано с целью упрощения налоговой системы, поскольку платежи в четыре внебюджетных фонда были очень схожи по облагаемой базе. Причем максимальная ставка единого социального налога составляет 35,6 процента, тогда как совокупная величина взносов была 39,5 процента.
Особенностью ЕСН является регрессивная шкала налогообложения. С 1 января 2002 года работодатели вправе применять ее при условии, если средняя зарплата на одного работника равна 2500 рублям и более, вместо 4200 рублей, как это было в 2001 году. Снижение ставки ЕСН и введение регрессивной шкалы способствуют легализации зарплат. Что, в свою очередь, увеличит не только поступления в федеральный бюджет для выплаты пенсий, но и доходы Фонда социального страхования и фондов обязательного медицинского страхования.
Кардинальные изменения произошли в системе налогообложения прибыли. С 1 января 2002 года действует 25-я глава Налогового кодекса "Налог на прибыль организаций", которая имеет ряд существенных достоинств по сравнению с ранее действовавшим законом. В частности, ставка налога снижена с 35 до 24 процентов, что сократило налоговую нагрузку. Конечно, есть и недостатки - например, отмена инвестиционной льготы.
С 1 января 2004 года ставка НДС будет снижена с 20 до 18 процентов, что позволит предприятиям увеличить оборотные средства. Нам удалось упорядочить льготы по этому налогу, в том числе отменить часть неэффективных.
Изменился механизм уплаты акцизов на алкогольную продукцию. Введен налоговый режим акцизного склада. Существенные изменения претерпели и сами акцизы. Установлен новый вид подакцизной продукции - прямогонный бензин. Это связано с необходимостью усиления налогового контроля за его реализацией.
Словом, пройден большой путь в осуществлении налоговой реформы, но еще многое предстоит сделать. Ряд важных решений, к сожалению, мы принять не успели. Работать над ними будут депутаты уже нового созыва.
Речь, вероятно, идет о снижении ЕСН. Как вы считаете, какова будет судьба этих предложений?
Летом этого года Государственная Дума одобрила концепцию законопроекта о снижении максимальной ставки единого социального налога с 35,6 до 30 процентов и порога регрессии со 100 000 до 50 000 рублей. Доработать этот законопроект предстоит депутатам следующего созыва.
Кроме того, в 2004 году Госдума должна принять пакет законопроектов о внесении изменений в два Кодекса - Налоговый и Бюджетный. Для создания четкой финансовой базы необходимо за каждым уровнем власти закрепить на долгосрочной основе стабильные налоговые источники. При этом желательно, чтобы выполнялся принцип "один бюджет - один налог". Что это означает? Каждый налог должен зачисляться или только в федеральный бюджет, или в региональные, или в местные бюджеты. Такое правило должно действовать на постоянной основе. Только тогда у всех уровней власти будет стимул развивать собственную налоговую базу. Регулирующих же налогов*(1) должно быть один или два.
Правительство уже подготовило и внесло в Госдуму пакет законопроектов по этой теме. Планируется, что депутаты рассмотрят эти законопроекты в ноябре нынешнего года. Вносить уточнения будет уже Государственная Дума следующего созыва.
Насколько нам известно, вы не в восторге от единой 13-процентной ставки налога на доходы физических лиц. Почему?
Снижение ставки налога на доходы физических лиц до 13 процентов, безусловно, имеет свои положительные стороны. Это способствовало выведению доходов из тени и, как следствие, увеличению налоговых поступлений в бюджет.
Однако снижение ставки налога привело к уменьшению налоговой нагрузки только для 8 процентов налогоплательщиков. Для большинства же граждан, причем не самых обеспеченных, снижения налогового бремени не произошло.
"Снижение ставки налога на доходы физических лиц привело к уменьшению налоговой нагрузки только для 8 процентов налогоплательщиков"
Вы не раз говорили о том, что нецелесообразно было убирать инвестиционную льготу по налогу на прибыль. Скажите, есть ли у законодателей предложения ее вернуть, и если да, то когда можно было бы ожидать этого?
Действительно, отмена с 1 января 2002 года 50-процентной льготы по капвложениям стала одной из главных причин сокращения предприятиями объема инвестиций в основные фонды. Ведь эта льгота позволяла не платить налог на прибыль с инвестиций, направляемых в производственную сферу. В условиях масштабного износа оборудования, что характерно для многих предприятий, нельзя было лишать их дополнительного стимула для инвестирования в собственное производство.
Для восстановления инвестиционного стимула мы вместе с некоторыми коллегами-депутатами подготовили соответствующий законопроект. Он был внесен в Госдуму в апреле этого года, однако до настоящего времени не рассмотрен палатой. Надеюсь, это будет сделано депутатами следующего созыва, поскольку этот вопрос очень важен для развития отечественной промышленности. Кстати, летом этого года три законодательных органа власти субъектов федерации - Новгородской, Томской и Челябинской областей - также внесли законопроекты на данную тему.
Известно, что развитие малого бизнеса - одна из близких вам тем. Что мешает развиваться малым предприятиям? Есть ли конкретные предложения, направленные на поддержку малого предпринимательства, которые будет обсуждать Госдума нового созыва?
На мой взгляд, малый бизнес может стать основным партнером в обеспечении потребительского рынка товарами и услугами: он гибкий, мобильный и быстро ориентируется в потребностях рынка. Малый бизнес должен обеспечивать устойчивость российской экономики, однако этому мешает отсутствие должного внимания со стороны властей.
Так, существенной проблемой для малых предприятий являются инвестиции в собственное производство, поскольку такие предприятия ограничены в источниках финансирования. В силу хотя бы того, что коммерческие банки не готовы предоставлять кредиты малому бизнесу без залога. Решением этой проблемы может быть предоставление правительственных гарантий банкам, которые кредитуют малые предприятия. В проекте федерального бюджета на 2004 год впервые предусмотрена норма, в соответствии с которой правительству дано право принятия решений о предоставлении государственных гарантий для привлечения на внутреннем рынке кредитных ресурсов в целях финансирования поддержки малого бизнеса. Однако размер этих средств - 3 миллиарда рублей - невелик. Но все-таки это лучше, чем ничего.
А что вы думаете по поводу налогообложения малого бизнеса?
Вступившая в силу с 1 января 2003 года глава Налогового кодекса 26.2 "Упрощенная система налогообложения" однозначно требует внесения поправок. Как вы знаете, сегодня "упрощенкой" могут воспользоваться лишь те предприятия, которые соответствуют двум критериям. А именно: годовой доход не может превышать 15 миллионов рублей, а количество сотрудников - 100 человек. Только немногие субъекты малого бизнеса отвечают этим критериям и, следовательно, для многих из них переход на упрощенную систему налогообложения невозможен.
В этой связи предполагается внести изменения в главу 26.2 в части увеличения пороговой величины дохода. Вообще же, я считаю, что поддержка малого предпринимательства должна быть комплексной. Помимо недостатка средств для инвестирования, несовершенства налогового законодательства развитию малого бизнеса препятствуют различные административные барьеры, изъяны в уголовном законодательстве. Ведь у малых предприятий нет возможности содержать юристов, чтобы разрешать возникающие проблемы. Необходимо также сократить сроки судебных разбирательств. Ведь не секрет, что длительные судебные тяжбы нередко влекут за собой разорение малых предприятий.
В 1998 году вы были руководителем Министерства по налогам и сборам. Как вы полагаете, каких результатов удалось достичь налоговым органам с тех пор? Какие проблемы, напротив, до сих пор не решены?
Всегда считал - и будучи предпринимателем, и депутатом, и министром, а потом снова депутатом, - и продолжаю считать, что налоги должны быть разумными. Только в этом случае можно добиться того, чтобы предприниматели платили налоги, а не скрывались от них.
В период работы правительства Евгения Примакова я выступил с идеей подготовки законопроектов по снижению налогов. Это была не авантюра, а искреннее убеждение, что именно так надо делать. В результате снижения налоговой нагрузки наблюдался рост экономики. Что приводило к увеличению поступления налогов. Причем не только в абсолютных цифрах, которые зависят от инфляции. Мы получили существенный рост доходов в процентах от валового внутреннего продукта. В сентябре 1998 года поступления в федеральный бюджет были порядка 2,4 процента от ВВП. Спустя три месяца мы вышли на уровень уже 11-13 процентов. Причем это без учета поступлений во внебюджетные социальные и дорожные фонды.
Что касается проблем, то в современном мире наблюдаются процессы углубления информатизации общества. Вместе с тем из-за нехватки средств система налоговых органов в России пока не в достаточной степени развивается в направлении информатизации. Назрела необходимость перехода к массовому представлению налоговой отчетности в электронном виде. Уже принят Федеральный закон "Об электронной цифровой подписи". В этой связи налоговые органы нуждаются не просто в эффективном программном обеспечении по обработке налоговой отчетности. Программное обеспечение должно обеспечивать возможность для всестороннего анализа налоговой отчетности.
Сверхбольшая нагрузка, недостаточный уровень заработной платы, слабое техническое оснащение рабочих мест - все это сегодня является причинами текучести кадров в налоговых органах. Но это общая беда всей системы государственной службы в России. Позитивные сдвиги в решении проблемы текучести кадров и повышения заработной платы государственным служащим могут произойти лишь после проведения административной реформы в России.
Благодарим вас за то, что ответили на наши вопросы.
"Российский налоговый курьер", N 23, декабрь 2003 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Налоги, которые поступают в разные бюджеты. - Примеч. ред.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99