• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 7 февраля 2025 г. N Ф08-113/25 по делу N А25-2677/2023

 

г. Краснодар

 

07 февраля 2025 г.

Дело N А25-2677/2023

 

Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2025 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 07 февраля 2025 года.

 

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Герасименко А.Н. и Гиданкиной А.В., при участии в судебном заседании от заявителя - акционерного общества "Агро Комбинат "Южный"" (ИНН 7703760791 ОГРН 1127746003835) - Кобозева С.И. (доверенность от 16.01.2025), в отсутствие в судебном заседании заинтересованного лица - Управления Федеральной налоговой службы по Карачаево - Черкесской Республике (ИНН 0914000677 ОГРН 1040900966930), рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Агрокомбинат "Южный"" на решение Арбитражного суда Карачаево - Черкесской Республики от 07.08.2024 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2024 по делу N А25-2677/2023, установил следующее.

Акционерное общество "АгроКомбинат "Южный"" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Карачаево - Черкесской Республики с заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Карачаево-Черкесской Республике (далее - управление) о признании недействительным решения от 07.04.2023 N 78 о начислении 15 690 857 рублей налога на добавленную стоимость (далее - НДС), 7 862 716 рублей единого сельскохозяйственного налога (далее - ЕСХН) за 2019, 2020 годы, пеней и штрафа по пункту 3 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) за умышленную неуплату НДС (о незаконности начисления ЕСХН, пеней штрафа за его неполную уплаты доводы в кассационной жалобе отсутствуют, с учетом статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации состоявшиеся по делу судебные акты в этой части проверке в кассационном порядке не подвергаются).

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции, в удовлетворении требования отказано по мотивам создания обществом формального документооборота и нереального характера хозяйственных отношений с контрагентами, по сделкам с которыми заявлены налоговые вычеты по НДС. Также необоснованным признано исключение из налоговой базы авансового платежа по замененной в книге продаж счете-фактуре, восстановленному покупателем в ином налоговом периоде. Признана соблюденной процедура назначения, проведения и рассмотрения материалов налоговой проверки.

В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой обратилось общество, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Ссылается на несоответствие выводов суда материалам дела и неправильную оценку им доказательств, реальность спорных хозяйственных операций, по которым заявлены налоговые вычеты, наличие оснований для замены авансового счета-фактуры.

В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя общества, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Суд установил и материалами дела подтверждается, что управление провело выездную налоговую проверку правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налогов обществом за 2019, 2020 годы. По результатам рассмотрения акта, материалов выездной налоговой проверки вынесено решение от 07.04.2023 о начислении 15 690 857 рублей НДС, пеней, взыскании 306 871 рублей 99 копеек штрафа по пункту 3 статьи 122 Кодекса за умышленную неполную уплату налога в связи с нереальным характером хозяйственных операций по сделкам с ООО "Сервис Стафф", ООО "Урбан групп", ЗАО "Родник М" и ООО "Содружество+Валс". Установлены обстоятельства, свидетельствующие об искажении сведений о фактах хозяйственной жизни и неправомерное принятие обществом налоговых вычетов по НД за 2019, 2020 годы. Решением Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по Северо-Кавказскому федеральному округу от 17.07.2023 N 06-27/1507@ отменено решение управления от 07.04.2023 N 78 в части начисления НДС за 2 квартал 2019 в сумме 490 131 рублей 71 копеек по сделке с ООО "Газпром Межрегионгаз Черкесск" отменено (кассационной проверке не подвергается), в остальной части апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения. Общество обжаловало решение управления в арбитражный суд.

Отказывая обществу в удовлетворении требования, суд установил и материалами дела подтверждается наличие следующих обстоятельств.

По взаимоотношениям общества с ООО "Сервис Стафф" (ИНН 7719425502) установлено, что по данному контрагенту (первое звено) обществом включены в налоговую декларацию по НДС и отражены в книге покупок налоговые вычеты по НДС и расходы по ЕСХН в отсутствие реальных, но отраженных в учете, хозяйственных операций. ООО "Сервис Стафф" зарегистрировано 28.09.2015 и до момента слияния (06.05.2020). ООО "СтаффЛайн" (ИНН 9718084878) находилось по адресу: город Москва, Можайское ш, д. 13, эт. 1, пом. I, ком. 15. Основной вид деятельности 52.24 транспортная обработка грузов. Генеральным директором и единственным участником юридического лица с 25.12.2015 по 06.05.2020 (до слияния) являлся Емсенко Дмитрий Николаевич (ИНН 772141075662), который относится к категории "массовых" вследствие участия в уставном капитале в девяти и руководства в семи юридических лицах. Объекты недвижимого имущества и транспортные средства на праве собственности у ООО "Сервис Стафф" отсутствуют. В штате сотрудников числилось 10 человек. Справки по форме 2-НДФЛ за 2020 год не представлены. Уставный капитал ООО "Сервис Стафф" заявлен в размере 1 200 тыс. рублей и оплачен в основном неденежными средствами (движимым имуществом).

В соответствии с договором возмездного оказания услуг от 01.01.2018 N СКР-37 ООО "Сервис Стафф" (исполнитель) оказывает услуги обществу (заказчик) по управлению работами по погрузке/разгрузке продукции при переборке, фасовке и квантовке; управлению автопогрузчиком; переборке, фасовке и квантовке на производственном участке (складское помещение) расположенном по адресу: Московская область, Ленинский район, городское поселение Ленинские Горки, дом вблизи Горки. Срок оказания услуг по договору действует до тех пор, пока одна из сторон не заявит о его прекращении. Фактически договор прекращен 31.01.2020. В подтверждение оказанных услуг по требованиям налогового органа представлены акты, счета-фактуры, универсально-передаточные документы, со статусом 1 (далее - УПД).

По результатам осмотра объекта недвижимости (протокол осмотра от 08.07.2019 N 08/002) установлено, что по вышеуказанному адресу находится нежилое здание, собственником которого является ООО "Можайка Сити". Согласно объяснениям представителя собственника, с организацией ООО "Сервис Стафф" договорные отношения не заключались, юридический адрес не предоставлялся. Исполнительные органы ООО "Сервис Стафф" не располагаются по заявленному адресу регистрации, финансово-хозяйственная деятельность не осуществляется. 06.05.2020 ООО "Сервис Стафф" ликвидировано путем реорганизации в форме присоединения к ООО "СтаффЛайн".

В ответ на поручение управления ООО "СтаффЛайн" представлены следующие документы: договор возмездного оказания услуг от 01.01.2018 N СКР-37; счета-фактуры (УПД), датированные с 01.01.2019 по 31.12.2019; акты с указанием выполненных услуг за аналогичный период. Во исполнение повторного поручения об истребовании документов (информации) направленного в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля, вновь представлены вышеназванные документы и карточка счета 62 по контрагенту за январь 2016 года - декабрь 2019 года. Не представлены ведомости начисления и выплаты зарплаты; договор аренды помещений, основных средств и иного имущества; приказы о приеме, увольнении за период с 01.01.2019 по 31.12.2020, акты сверки расчетов с поставщиками и подрядчиками по договору от 01.01.2018 N СКР-37, штатное расписание за период с 01.01.2019 по 31.12.2020. Также отсутствуют документы за январь 2020 года.

Из содержания представленного договора возмездного оказания услуг от 01.01.2018 N СКР-37 следует, что он подписан со стороны общества Узденовым У.Х., со стороны ООО "Сервис Стафф" Емсенко Д.Н.

Директор ООО "Сервис Стафф" Емсенко Д.Н. по повестке о вызове свидетеля от 01.10.2021 N 6936 на допрос не явился.

Из пояснений бывшего руководителя общества Узденова У.Х. следует, что с мая 2016 года до 29.04.2020 являлся руководителям общества, подписывал договор с ООО "Сервис Стафф". На вопрос: "Кто выступает инициатором заключения договора с поставщиками, от кого исходил предложение о работе с конкретными поставщиками? Узденов У.Х. пояснил: "Заявки подают специалисты АО "Агрокомбинат "Южный", затем эти заявки передают в департамент ООО "Агрохолдинг Степь". ООО "Агрохолдинг Степь" проводит тендеры (аукционы), заявки размещаются на сайте департамента ООО "Агрохолдинг Степь" и от поставщиков принимаются заявки на участие в тендере, обрабатываются специалистами департамента, предоставляются комиссии, комиссия производит отбор поставщиков (отбор производится по ценам, стажу работы на рынке и отзывам о компании и т д). Составляются протоколы и подписываются членами комиссии, после этого заключаются договоры с поставщиками". На вопрос: "Можете ли вы указать или представить список сотрудников ООО "Сервис Стафф", которые непосредственно оказывали услуги на объектах подразделение АО "Агрокомбинат "Южный" Узденов ответил: "ООО "Сервис Стафф" оказывал аутсорсинговые услуги, 30 человек работали фасовщиками (работали иностранцы)".

С целью подтверждения взаимоотношений общества с ООО "Сервис Стафф" направлено поручение от 18.04.2022 N 1368 в Инспекцию ФНС по Ленинскому району г. Ростова-на-Дону об истребовании документов. В ответ на требование общество представило следующие пояснения и документы: общество в период с 01.01.2019 по 31.12.2019 при выборе поставщиков и подрядчиков пользовался информацией из открытого запроса предложений, размещенных на закупочной (тендерной) площадке АО "Агрохолдинга "Степь" www.ahstep.ru/tender. АО "Агрохолдинг Степь" размешает тендеры на указанной площадке по электронным заявкам от дочерних компаний холдинга".

Пунктом 7.1 договора от 01.01.2018 N СКР-37 предусмотрено, что стоимость оказываемых услуг формируется на основании почасовой ставки и составляет 210 рублей (без НДС) - для работ по погрузке/разгрузке, а также для работ по управлению работами по погрузке /разгрузке продукции, 275 рублей (без НДС) для работ по управлению автопогрузчиком. В представленных актах и счетах-фактурах (УПД), стоимость оказываемых услуг указана с учетом НДС и составляет 214 рублей и 280 рублей соответственно, при этом каких-либо дополнительных соглашений не представлено.

В представленных обществом, в подтверждение оказания услуг учетно-расчетных документах (табель учета рабочего времени, расчета выработки) по которым производился расчет с работниками и осуществлялись выплаты с 01.02.2019, указаны тарифы (стоимость оказанных услуг) отличные как от закрепленных пунктом 7.1 договора от 01.01.2018 N СКР-37, так и указанных в актах ООО "Сервис Стафф", счетах-фактурах (УПД), предъявленных обществом, при этом размер тарифов, совпадает с информацией, содержащейся в электронной переписке от 14.10.2019. Исходя из установленных обстоятельств, представленная переписка не подтверждает причастность ООО "Сервис Стафф" к оказанию услуг, так как ставки, установленные пунктом 7.1 договора от 01.01.2018 N СКР-37, с учетом НДС значительно выше (252 и 330 рублей), а фактические расходы неустановленных лиц по найму персонала (исходя из текста сообщения и данных, указанных в представленных расчетах отработанного времени и выплаченным суммам), ниже тех, что указаны в актах и счетах-фактурах.

Проведение переговоров 14.10.2019 (электронная переписка с руководителем отдела "SLG - Агентство эффективного управления персоналом"), то есть по истечении более девяти месяцев после "исполнения" договорных обязательств, позволяет сделать вывод о согласовании данных для составления первичных документов, в целях увеличения суммы расходов и необоснованного получения права на применение налоговых вычетов по НДС.

Вывод управления о том, что первичные документы составлялись не по факту выполнения условий договора от 01.01.2018 N СКР-37, подтверждаются и представленными УПД. Так, в счет-фактуре за январь 2019 указано количество отработанных человеко-часов, не соответствующее табелю учета. В представленном УПД от 31.03.2019 N 58, выставленным спорным контрагентом с 16.03.2019 по 31.03.2019, указаны единицы и тарифы, полностью не соответствующие вышеназванному пункту договора от 01.01.2018 N СКР-37. Табель учета рабочего времени за аналогичное время, не содержит информации указанной в УПД от 31.03.2019 N 58.

Представленные в материалы дела рабочие расчетные таблицы не содержат сведения о работодателе и составителе, подписей и должностей лиц, составивших и проверивших данные расчеты (табели). В табеле учета рабочего времени за январь 2019 года отсутствуют сведения о наименовании организации, указано структурное подразделение "склад". Начиная с марта 2019 года в расчетные таблицы лишь добавлена колонка "выплаты ООО "Сервис Стафф"", при этом подпись лиц, указанных в расчетах как исполнители работ и получатели дохода, отсутствуют.

Анализ представленных ООО "Сервис Стафф" справок о доходах физических лиц, удержанном и перечисленном НДФЛ за 2019 и 2020 годы, показал отсутствие сведений на работников, указанных в представленных Обществом расчетах и списках смен.

Согласно данным банковских выписок ООО "Сервис Стафф" за 2019 год, по расчетному счету отсутствует перечисление заработной платы работникам, указанным в представленных от имени ООО "Сервис Стафф" расчетах, которые, по доводам общества, оказывали услуги по фасовке, квантовке, а также карщиками на территории обособленного подразделения.

В то же время общество за 2019 год представило в управление соответствующие сведения о доходах работников обособленного подразделения по форме 2-НДФЛ в количестве 59 единиц.

В представленных обществом пояснениях по факту установленного материального ущерба, причиненного работниками ООО "Сервис Стафф" (приложение N 16), указан акт оценки ущерба причиненного имуществу обособленного подразделения общества, составленный в присутствии его сотрудников, представителей арендодателей и представителей ООО "Сервис Стафф". Фактически уполномоченные представители ООО "Сервис Стафф" не присутствовали, обеспечили явку рабочий Одинов М.С. и водитель автокара Каршиев Н.Н. В представленных в данном пакете документах имеются: объяснения Одинова М.С. (рабочий на складе), составленные по форме "Приложение N 1 к процедуре проведения корпоративных проверок" (как правило, утверждаемых в акционерных обществах, коим и является заявитель), на имя руководителя службы безопасности обособленного подразделения общества; объяснительная, составленная на имя заместителя генерального директора заявителя Попова Ф.В., от Каршиева Н.Н., с указанием "водитель электрокары общества".

Лица, выполняющие работы в складском помещении обособленного подразделения общества, фактически состояли в трудовых отношениях с самим обществом, а не с ООО "Сервис Стафф". Факт возмещения обществу (путем проведения взаимозачета) незначительной суммы ущерба, предъявленной собственником имущества (ООО УК "Горки"), не может являться доказательствами исполнения ООО "Сервис Стафф" услуг по предоставлению аутсорсиновых услуг, а лишь подтверждает довод управления о согласованности действия общества с лицами, предоставившими ему документы от лица ООО "Сервис Стафф". Возмещение ущерба, причиненного имуществу, используемого обществом по условиям аренды, условиями договора от 01.01.2018 N СКР37 с ООО "Сервис Стафф" и приложением N 1 к нему, не предусмотрено, и, соответственно, обращение к этому контрагенту по неустановленным договором ситуациям и, тем более исполнение им, не соответствуют условиям делового общения.

Также установлено, что ООО "Сервис Стафф" не имеет оборудования, технических средств.

Договоры возмездного оказания услуг от 01.01.2018 N СКР-37 от 01.01.2020 N О40/01-20, заключенные с ООО "Сервис Стафф" и ООО "Урбан групп" идентичны по своему содержанию.

Табели учета рабочего времени" с 01.01.2019 по 31.12.2019, с 01.01.2020 по 31.01.2020 не подтверждают оказание услуг ООО "Сервис Стафф" на территории обособленного подразделения общества, поскольку из них невозможно определить место оказания услуг, перечень и объем работ, которые относятся к возмездному оказанию услуг. Протоколы заочных заседаний закупочной комиссии по выбору поставщика услуг по аутсорсингу персонала для обособленного подразделения общества от 29.04.2019 N О-71/19 и от 27.08.2019 N О138/19 также не могут быть признаны надлежащими доказательствами заключения договора с ООО "Сервис Стафф" и проявления должной осмотрительности при выборе контрагента, так как договор и приложения к нему датированы 01.01.2018.

Совокупность этих обстоятельств признана подтверждающей довод управления о том, что фактически услуги не выполнялись ООО "Сервис Стафф", представленные документы составлены для создания формального документооборота с целью принятия НДС и затрат к вычету (расходам), в том числе с учетом признания с 01.01.2019 плательщиков ЕСХН налогоплательщиками НДС, для чего общество необоснованно минимизировало исчисленный с реализации НДС по ставке 10% на сумму налоговых вычетов, в том числе по аутсорсинговым услугам по ставке 20%. Фактически услуги по договору заключенному с ООО "Сервис Стафф" им не выполнялись, что в силу пункта 2 статьи 54.1 Кодекса свидетельствует об искажении сведений указанных в налоговых декларациях и, как следствие, лишает права заявителя на уменьшение налоговой базы.

По сходным причинам суд признал неправомерным уменьшение обществом налоговой базы по сделкам с ООО "Урбан групп" (ИНН 9729210130) (первое звено), которое зарегистрировано в качестве юридического лица 26.12.2017, с 15.11.2020 находится по адресу г. Москва, Хлебозаводский пр-д, д. 7, стр. 9, эт/пом 8/XV, ком./офис 10А/27, основной вид деятельности 81.21 "Деятельность по общей уборке зданий", генеральным директором и единственным участником юридического лица является Семенова Кристина Николаевна (ИНН 680702577004), которая относится к категории "массовых" вследствие участия в уставном капитале и руководстве в трех организациях.

В результате проведенного 16.11.2020 управлением осмотра помещения по месту регистрации ООО "Урбан Групп" выявлено отсутствие его исполнительного органа, признаки хозяйственной деятельности не обнаружены. Адрес регистрации ООО "Урбан Групп" относится к адресам массовой регистрации. В ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности сведений о юридическом лице. Объекты недвижимого имущества и транспортные средства на праве собственности отсутствуют. Организация находится на общем режиме налогообложения. С момента постановки на налоговый учет налоговые декларации по общей системе с минимальным исчислением сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет.

Из представленных в материалы дела документов следует, что общество и ООО "Урбан групп" (Исполнителем) заключили договор от 01.01.2020 N О-040/01-20 оказания услуг (управление работами по погрузке/разгрузке продукции при переборке, фасовке и квантовке; управлению автопогрузчиком; переборке, фасовке и квантовке) на производственном участке (складское помещение), расположенного по адресу: Московская область, Ленинский муниципальный район, городское поселение Ленинские Горки, дом вблизи Горки. Договор возмездного оказания услуг от 01.01.2020 N О-040/01-20 и приложение к договору от 01.01.2020 N 1 подписаны со стороны общества Узденовым У.Х., со стороны ООО "Урбан групп" Семеновой К.Н. Договоры возмездного оказания услуг от 01.01.2018 N СКР-37 и от 01.01.2020 N О-40/01-20, заключенные обществом с ООО "Сервис Стафф" и ООО "Урбан Групп" по своему содержанию идентичны.

В подтверждение оказанных ООО "Урбан групп" услуг обществом представлены акты, счета-фактуры, универсально-передаточные документы, со статусом 1, табели учета рабочего времени, информация о работниках (в разрезе смен), ведомости фиксации отработанного времени, разработочные таблицы учета отработанного времени и произведенных выплат.

Межрайонной ИФНС России N 9 по Тамбовской области представлено уведомление о невозможности проведения допроса Семеновой К.Н. в связи с неявкой лица по повестке. Не представлены документы и информация в отношении сотрудников, которые выполняли услуги на объекте обособленного подразделения общества, предусмотренные договором: удостоверения машиниста-тракториста, медицинские справки для водителей, разрешение на работу, миграционные карты, медицинские книжки и др.

ООО "Урбан групп" по требованию налогового органа представлены копия договора от 01.01.2020 N О-040/01-20, приложения N 1 к нему, счета-фактуры (УПД). Данные документы идентичны по своему содержанию, стилю изложения информации, способу их изготовления по отношению к документам, представленным от имени ООО "Сервис Стафф". Отличаются стоимость услуг, которая пунктом 7.1 договора от 01.01.2020 N О-040/01-20 определена как почасовая ставка в размере 280 рублей (с НДС) по работам "управление работами по погрузке/разгрузке продукции при переборке, фасовке и квантовке" и "управлению автопогрузчиком" и 214 рублей (с НДС) по переборке, фасовке и квантовке. Вместе с тем, в документах, представленных обществом в подтверждение оказания услуг в учетно-расчетных документах (табель учета рабочего времени, расчеты выработки и оплаты), в которых произведен расчет отработанного времени, выполненных работ и выплат с 01.02.2020, указаны тарифы (стоимость оказанных услуг) отличные от закрепленных пунктом 7.1 договора от 01.01.2020 N О-040/01-20 и указанных в актах ООО "Урбан групп", счетах-фактурах (УПД), предъявленных обществом. Представленные документы также не содержат сведения о работодателе и организации составителе; не содержат подписей и должностей лиц, составивших и проверивших данные расчеты (табели), отсутствуют подписи лиц, указанных в расчетах как исполнители работ и получатели дохода. Рабочие расчетные таблицы, абсолютно аналогичные по содержанию, формату, шрифту, тексту, ранее представленных от имени ООО "Сервис Стафф", а также содержат одни и те же фамилии и имена (в большей степени иностранные граждане), что свидетельствует о едином центре оказания услуг по подбору персонала.

Заключенный 01.01.2020 договор N О-040/01-20 фактически начал исполняться с 01.02.2020, то есть после прекращения выполнения аналогичного договора с ООО "Сервис Стафф" и подачей последним 26.12.2019 заявления о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица. Данное обстоятельство позволяет сделать вывод о согласованности действий общества и его контрагентов.

В отношении ООО "Сервис Стафф" и ООО "Урбан Групп", контрагентов второго, третьего звена, указанных в книгах покупок к налоговым декларациям по НДС, выявлены обстоятельства, свидетельствующие об их номинальности как "технических" с критериями "транзитных", которые не могли исполнить договорные обязательства в пользу общества ввиду отсутствия необходимых материальных и трудовых ресурсов.

Установлены также совпадение IP-адресов, с которых осуществлялось отправление налоговых деклараций по НДС за 2019 - 2020 годы, из чего усматривается принадлежность данных адресов одному провайдеру и соответственно единому учетному центру. От кредитных учреждений, в которых открыты расчетные счета ООО "Сервис Стафф" и ООО "Урбан Групп", получена информация об использовании системы удаленного доступа, согласно которой у обоих контрагентов установлен один IP-адрес и уполномоченным лицом для работы в системе "Интернет-банк Light" является руководитель ООО "Урбан Групп" Семенова К.Н.

Как следует из содержания справок ООО "Урбан Групп" о доходах физических лиц, удержанном и перечисленном НДФЛ за 2020 год, сведения в отношении работников, указанных обществом в расчетах и списках смен отсутствуют. По данным банковской выписки ООО "Урбан Групп" за 2020 год следует, что по расчетному счету отсутствует перечисление заработной платы работникам, указанным в представленных от имени данного контрагента расчетах, которые, по доводам общества, оказывали услуги по фасовке, квантовке, а также услуги карщиков, на территории обособленного подразделения. Согласно сведениям, указанным в справках о доходах работников по форме 2-НДФЛ, численность работников ООО "Урбан групп" за 2020 год составила 17 человек. Между тем, общество за 2020 год представило соответствующие сведения о доходах работников обособленного подразделения на 47 сотрудников.

По условиям заключенных договоров с ООО "Сервис Стафф" и ООО "Урбан Групп", предоставляемые работники обязаны были иметь медицинские книжки. При сопоставлении списков полученных от медицинских учреждений и списков, предоставленных обществом табелей учета рабочего времени, не установлено совпадение лиц.

Таким образом, контрагентами ООО "Сервис Стафф" и ООО "Урбан групп" выполнение работ для общества не осуществлялось, создан формальный документооборот с указанными организациями с целью минимизации налоговых обязательств и получения необоснованной налоговой экономии, что является нарушением положений статьи 54.1 Налогового кодекса.

Материалами налоговой проверки установлены обстоятельства подконтрольности спорных контрагентов, их согласованности, доказана нереальность операций по оказанию услуг по предоставлению персонала в соответствии с условиями заключенных договоров от 01.01.2018 N СКР-37 и от 01.01.2020 N О-40/01-20.

В части взаимоотношений с ЗАО "Родник М" (ИНН 0901047371) обществом в книге покупок за 1 квартал 2020 года отражен счет-фактура от 27.03.2020 N 46 в сумме 900 тыс. рублей (НДС - 150 тыс. рублей) за поставку товара "тележки по вывозу рассады". ЗАО "Родник М" зарегистрировано 16.10.2002, по адресу г. Черкесск, ул. Доватора, д. 67. Основной вид деятельности: 43.12.3 "Производство земляных работ". С 05.02.2018 учредитель и руководитель - Северянов В.П. 13.08.2020 внесена запись о недостоверности сведений о юридическом лице. 03.03.2021 регистрирующим органом принято решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ и 26.04.2022 ЗАО "Родник М" исключено из ЕГРЮЛ. В отношении Северянова В.П. принято решение о дисквалификации лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица.

В целях подтверждения вычетов по НДС обществом представлены копии счета-фактуры, договора от 02.10.2019 N 48, налоговый регистр "движение товара за 2020 год", где отражено поступление на склад (указан от 27.03.2020 УПД N 46) и перемещение (отражение по бухгалтерскому счету 10.9) с указанием даты - 06.04.2020, карточка счета 10 за 2 квартал 2020 года, обороты по счету 60 за 1 и 2 квартал 2020 года. Свидетель Северянов В.П. для дачи показаний в налоговый орган по направленной в его адрес повестке о вызове на допрос не явился. Отделение МВД по Малокарачаевскому району Карачаево - Черкесской Республики сообщило, что Северянов В.П. в с. Первомайское, ул. Заводская, д. 26 не проживает и не проживал.

В ответ на требование налогового органа от 22.06.2020 N 124 ЗАО "Родник М" представлены копии договора от 02.10.2019 N 48, платежные поручения, универсально-передаточные документы от 27.03.2020 N 46, акты взаимных расчетов. Товарно-транспортные накладные не представлены, поскольку товар поставлялся на условиях самовывоза. Оплата за поставленные тележки производилась по договору: 540 тыс. рублей платежным поручением от 24.10.2019 с назначением платежа "предоплата 60% за тележки по вывозу рассады, согласно договору поставки от 02.10.2019 N 48" и 360 тыс. рублей платежным поручение от 06.04.2020 "окончательная оплата".

Анализ банковской выписки по расчетному счету ЗАО "Родник М" за 2019 и 2020 годы показал отсутствие факта приобретения товара с наименованием "тележки по вывозу рассады". Списание денежных средств с расчетного счета осуществлялось за приобретение строительных материалов, ГСМ, металлоконструкций, а также значительное снятие наличных денежных средств с банкоматов по корпоративной карте.

ЗАО "Родник М" не обладало каким-либо имуществом производственного назначения и не имело квалифицированного штата сотрудников для осуществления финансово-хозяйственной деятельности; операции по счетам носят транзитный характер; высокий удельный вес налоговых вычетов в налоговых декларациях по НДС - 99,9% и отражение минимальных размеров к уплате налога в бюджет, последняя отчетность представлена за 1 квартал 2020 года.

Доставка груза "тележки по вывозу рассады" от ЗАО "Родник М" не подтверждается первичными бухгалтерскими документами, так как не представлены товарно-транспортные накладные, путевые листы.

Допрошенная в ходе проведения дополнительных мероприятий налогового контроля (протокол допроса от 15.12.2022 г N б/н) в качестве свидетеля заведующий складом Общества - Хасанов А.А. показал, что 30.03.2020 не принимал товар "Тележки по вызову рассады" в количестве 50 штук по УПД от 27.03.2020 N 46 и подпись в документе ему не принадлежит.

В части взаимоотношений с ООО "Содружество+Валс" общество в книге покупок за 2 квартал 2020 года отразило счета-фактуры от 16.04.2020 N 3 в сумме 299 999 рублей 70 копеек (НДС - 49 999 рублей 95 копеек); за 4 квартал 2020 года от 17.12.2020 N 17 в сумме 300 тыс. рублей (НДС - 50 тыс. рублей). При этом в книге продаж за 2 квартал 2020 года счет-фактура ООО "Содружество+Валс" не отражена, то есть сумма НДС, принятая к вычету, не сформирована. Указанная в книге покупок за 4 квартал 2020 года счет-фактура от 17.12.2020 N 17 отражена ООО "Содружество+Валс" в уточненной налоговой декларации представленной 22.04.2021 (в первичной налоговой декларации счет-фактура отсутствует).

ООО "Содружество+Валс" зарегистрировано 13.04.2011 по адресу: Ставропольский край, г. Минеральные воды ул. Московская д. 27. 29.09.2020 в ЕГРЮЛ были внесены сведения о недостоверности сведений о юридическом лице и 01.08.2022 ООО "Содружество+Валс" исключено из ЕГРЮЛ как недействующее юридическое лицо. Учредителем и руководителем ООО "Содружество+Валс" являлся Дубынин Александр Николаевич (ИНН 263005865590). ООО "Содружество+Валс" собственными транспортными средствами, земельными участками и недвижимым имуществом не владеет. Справки по форме 2-НДФЛ с момента регистрации организацией не представлялись.

В целях подтверждения вычетов по НДС общество представило счета-фактуры, товарно-транспортные накладные, договора поставки товара, сертификаты соответствия на "Соль техническая (концентрат минеральный Галит), акты сверки с поставщиком.

ООО "Содружество+Валс" также представлены аналогичные документы. Анализ представленных документов, показал, что погрузка ТМЦ осуществлялась по месту регистрации поставщика. Пункт разгрузки в ТТН указан как "г. Усть-Джегута" (без улицы и номера дома). При этом адресом грузополучателя, указанный на счет-фактуре, указана Карачаево - Черкесская Республика, Абазинский район, южнее а. Кубины. В ходе допроса Хасанова А.А. (протокол допроса от 15.12.2022 N б/н), подпись которого стоит на товарной накладной, как лица принявшего груз, показал, что подпись не его.

На момент проведения осмотра территории и помещений, расположенных по адресу Ставропольский край, г. Минеральные воды ул. Московская, д. 27 (протокол осмотра объекта недвижимости от 21.01.2022 N б/н) исполнительные органы, сотрудники, документы ООО "Содружество+Валс" не обнаружены.

По сообщению МИ ФНС N 9 по Ставропольскому краю ООО "Содружество+Валс" является транзитной организацией, не осуществляющей реальной финансово-хозяйственной деятельности: в состав налоговых вычетов ООО "Содружество+Валс" включены фиктивные операции, в том числе с подконтрольными лицами; не представление документов по требованиям налогового органа; неявка на допросы; 29.09.2020 внесены сведения о недостоверности адреса регистрации; отсутствие производственных, материальных и трудовых ресурсов, необходимых для осуществления деятельности; транзитный характер движения денежных средств по расчетным счетам и снятие наличности; отсутствие арендных, коммунальных платежей, заработной платы сотрудникам; расходы максимально приближены к доходам; анализ отчётности свидетельствует о высоком уровне риска ликвидности, о низком показателе рентабельности продаж, о низкой налоговой нагрузке при существенных оборотах; руководитель и учредитель ООО "Содружество+Валс" является "массовым" руководителем и учредителем организаций; отсутствие организации по заявленному юридическому адресу.

Не подтверждена перевозка товара, указанного в счете-фактуре транспортным средством КамАЗ 6460 государственный номерной знак в685кс126; прицеп 8499, государственный номерной знак ев761526. По эксплуатационным характеристикам указанного автомобиля с прицепом, суммарный вес перевозимого груза не может составлять свыше 52 тонн, тогда как согласно товарному разделу масса груза составила 70 тонн.

В адрес лица, указанного на сертификате соответствия приобретаемого товара, налоговым органом направлено поручение об истребовании документов (информации). В полученном сопроводительном письме продавец сообщил, что с 01.01.2020 по 31.12.2020 взаимоотношений с ООО "Содружество+Валс" не имел. В ответ по направленному поручению в адрес лица, которому ООО "Содружество+Валс" перечисляло денежные средства с назначением "за техническую соль", получен ответ о невозможности представить запрашиваемые документы ввиду их отсутствия.

Эти обстоятельства признаны судом свидетельствующими о неправомерном заявлении обществом налоговых вычетов по НДС в сумме 99 999 рублей 95 копеек по взаимоотношениям с ООО "Содружество+Валс".

Сведения, содержащиеся в представленных обществом документах, являются недостоверными, а контрагенты обладают признаками "номинальных" структур, не способны осуществлять реальной хозяйственной деятельности.

Проверяя наличие у общества обязанности по уплате НДС с полученных авансов, суд установил, что в нарушение части 12 статьи 171, части 9 статьи 172 Кодекса общество неправомерно включило вычеты по счетам-фактурам в книгу покупок за 2 квартал 2019 года, в котором не выполнены условия об их применении с авансов, перечисленных поставщикам в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), установленные пунктом 21 Правил ведения книги покупок, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 N 1137, Письмом Минфина России от 12.04.2013 N 07-01-06/12203). Общество в уточненной налоговой декларации (корректировка N 4) по НДС за 1 квартал 2019 года заявило к вычету 16 903 рублей 76 копеек НДС по авансовым счетам-фактурам в книге покупок (код операции 22) без внесения корреспондирующей записи в книге продаж. В уточненной налоговой декларации (корректировка N 2) по НДС за 2 квартала 2019 года неправомерно принята к вычету суммы налога в размере 732 846 рублей 55 копеек в связи с отражением авансовых счетов-фактур в книге покупок без их отражения в книге продаж. В уточненной налоговой декларации (корректировка N 4) по НДС за 3 квартал 2019 года (рег. N 1156024362) приняты к вычету суммы налога в размере 7 264 рублей 28 копеек в связи с отражением авансовых счетов-фактур в книге покупок с кодом вида операции 22 без отражения в книге продаж. Всего обществом принято к вычету в завышенном размере по НДС на сумму 757 016 рублей.

Правильно установив фактические обстоятельства дела, выводы о наличии которых соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам, суд сделал не подлежащий переоценке судом кассационной инстанции вывод о направленности действий общества при заявлении налоговых вычетов по НДС со спорными контрагентами на получение необоснованной налоговой выгоды в виде завышения их размера (к возмещению из бюджета), и обоснованно применил к ним статьи 54.1, 166, 169, 171, 172 Кодекса. Основаны на правильном применении статей 146, 166, 170, 172 Кодекса и выводы суда о размере подлежащего уплате обществом НДС (в том числе с учетом приводимых в кассационной жалобе доводов). Суд исчерпывающе проверил и дал надлежащую правовую оценку правильности определения управлений величины налоговой базы по НДС, учел все многочисленные корректировки общества за спорные периоды, проанализировал книги покупок и продаж за спорные периоды и хозяйственные операции, влияющие на правильность определения налоговой базы по НДС и величину налоговых вычетов, и правомерно счел как основанным на законе, так и арифметически верным, размер подлежащего уплате за спорные периоды НДС. Доводы жалобы в этой части не соответствуют тексту решения суда первой инстанции (страницы 30 - 33) и материалам дела, в том числе пояснениям управления от 12.03.2024).

Правильно установив фактические обстоятельства дела, выводы о наличии которых соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам, суд применил к ним нормы права. Выводы суда основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам, соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Доводы жалобы фактически сводятся к переоценке исследованных судом доказательств, что в полномочия суда кассационной инстанции не входит. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.

Руководствуясь статьями 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 07.08.2024 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2024 по делу N А25-2677/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Верховный Суд Российской Федерации в порядке статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председательствующий

Л.А. Черных

 

Судьи

А.Н. Герасименко
А.В. Гиданкина

 

По мнению инспекции, общество неправомерно применило вычеты НДС по сделкам с "техническим" контрагентом.

Суд, исследовав обстоятельства дела, согласился с позицией налогового органа.

В отношении контрагента выявлены обстоятельства, свидетельствующие о его номинальности с критериями "транзитной" организации. Он не мог исполнить договорные обязательства в пользу налогоплательщика ввиду отсутствия необходимых материальных и трудовых ресурсов.

В результате проведенного налоговым органом осмотра помещения по месту регистрации спорного контрагента выявлено отсутствие его исполнительного органа, признаки хозяйственной деятельности не обнаружены. Адрес регистрации спорного контрагента относится к адресам "массовой" регистрации. В ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности сведений о юридическом лице. Объекты недвижимого имущества и транспортные средства на праве собственности отсутствуют. С момента постановки на налоговый учет налоговые декларации по общей системе подавались с минимальным исчислением сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет.

Руководителем и единственным участником юридического лица - спорного контрагента является физическое лицо, которое относится к категории "массовых" вследствие участия в уставном капитале и руководстве трех организаций.