"Конституция позволила России избежать угрозы распада и новых политических потрясений"
(интервью с В.И. Лафитским)
Владимир Ильич, в идеале Конституция должна быть важнейшей составляющей жизни страны. Как Вы относитесь к распространенному мнению, что российская Конституция не имеет ничего общего с реальностью?
Я крайне отрицательно отношусь к подобному суждению, хотя следует признать, что до сих пор в сознании многих россиян Конституция предстает не более чем декларацией. В данном случае мы имеем дело с устойчивым стереотипом, который был унаследован от прежней советской эпохи и сохраняет свою силу не только на "бытовом" уровне, но и в деятельности многих органов государственной власти. Чтобы убедиться в этом, достаточно обратиться к текстам федеральных законов, большинство из которых, как правило, принимается без должного уважения к требованиям Конституции. Как и прежде, господствует политический, а в отдельных случаях - и корыстный расчет.
Думаю, для большинства россиян Конституция - документ абстрактного свойства. К сожалению, о ней вспоминают обычно лишь в связи с государственным праздником - 12 декабря. Впрочем, в истории России так было всегда. И именно в этом, на мой взгляд, таится основная опасность для существующей конституционной системы. Необходимо переломить такое восприятие Конституции, или ей будет уготована незавидная участь.
Конституция любой страны одновременно является юридическим, политическим и идеологическим документом. Какое из этих качеств, на Ваш взгляд, преобладает в российской Конституции?
Вряд ли возможно оценить удельный вес юридических, политических и идеологических компонентов конституции. Такая цель недостижима, поскольку конституции неразрывно сочетают в себе свойства юридических текстов, политических документов и идеологических установок. Другое дело, что в практике их применения далеко не всегда удается сохранить это органическое единство права, политики и идеологии. А ведь именно в нем - залог жизненной силы конституций. Если утрачивается (ослабевает) хотя бы один из трех компонентов, конституционная система становится менее устойчивой и в конечном счете разрушается под действием скоротечных либо случайных обстоятельств. Об этом свидетельствует исторический опыт многих стран, которые меняли одну конституцию за другой без каких бы то ни было революций, политических переворотов и социальных потрясений.
Конституция - это основной закон государства или общества? Закладывает ли Конституция основы правосознания в обществе?
Конституция - это, безусловно, основной закон и государства, и общества. Соответственно, в ней должны быть отражены основы как государственного, так и общественного устройства. К сожалению, о последней функции авторы конституций нередко забывают, ограничиваясь в основном вопросами организации политической власти. В результате конституционные тексты все чаще напоминают своды технической документации, обращенные в основном к органам власти и их представителям. Этот дефект характерен и для ныне действующей Конституции России, что, естественно, снижает ее роль в деле формирования правосознания общества.
Известно, что Конституция принималась весьма поспешно и не в самый лучший период политической истории новой России. Как это отразилось на ее содержании?
В 1993 г. я был одним из самых жестких оппонентов президентского проекта Конституции. Но даже тогда - в непримиримой полемической борьбе я не мог упрекнуть его авторов в какой-либо спешке. Чтобы убедиться в том, насколько основательно обсуждались и общая концепция, и содержание многих норм Конституции 1993 г., уместно обратиться к стенограмме Конституционного совещания (опубликована в 18 томах). Результатом этой работы стал в целом приемлемый конституционный текст. Его подробный анализ с разбором позитивных и негативных сторон вряд ли возможен. Поэтому я выскажу только отдельные соображения. Авторы Конституции 1993 г. учли многие уроки предшествующего конституционного противостояния. В текст Конституции вошло значительное число норм проекта Конституционной комиссии Российской Федерации. Наиболее заметно влияние этого проекта в разделах об основах конституционного строя, о правах и свободах личности, федерализме. Есть в Конституции 1993 г. и серьезные изъяны, например нарушение баланса властей. Средоточием всей власти стал один человек Президент, что в условиях острых социальных и политических столкновений может поставить под удар конституционное здание в целом. Система "сдержек и противовесов" была направлена в основном на ограничение законодательной власти, как будто угроза демократии может исходить только от нее. В результате Россия осталась без действенного парламента. Одной из ошибок стал отказ от разработанных Конституционной комиссией разделов о гражданском обществе и экономической системе, которые закрепляли обширный перечень обязательств государства в основных сферах общественной жизни. Такой вакуум текущее законодательство, по определению, заполнить не может. Этот вывод подтверждает конституционное развитие не только России, но и многих зарубежных стран. Прямое следствие такого положения дел - отсутствие четкой системы координат, которые должны определять политику государства в социальной и экономической жизни.
Вместе с тем следует отметить, что при всех ее недостатках Конституция 1993 г. обладает значительным демократическим потенциалом. В должной мере он еще не раскрыт, что во многом определяет содержание дальнейшей работы российских конституционалистов.
Следует ли понимать Ваши слова о потенциале Конституции в том смысле, что Вы против конституционной реформы?
Я крайне резко выступал против принятия ныне действующей Конституции и столь же резко против попыток ее пересмотра. При том положении дел, которое сложилось в политике, экономике и социальной жизни, возникает реальная угроза возрождения тоталитарной системы. Такому развитию событий Конституция 1993 г., при всех ее недостатках, несомненно, препятствует. На данном историческом этапе Конституция России играет важную роль сдерживания тоталитарных тенденций, которые, к сожалению, набирают все большую силу. Этим и объясняется мое неприятие любых предложений о внесении поправок и дополнений в ныне действующую Конституцию. Положения Конституции обладают высокой степенью эластичности, что позволяет вкладывать в них различное содержание. Кроме того, не следует забывать о такой форме корректировки, как конституционное толкование, которое осуществляет Конституционный Суд Российской Федерации.
В последние годы было принято много федеральных законов, которые существенно изменили контуры политической системы России. Однако вывод о том, что такие изменения служат предпосылкой последующего конституционного пересмотра, необоснован. Реформы системы государственного управления, федеративных отношений, парламентаризма были осуществлены в рамках ныне действующей Конституции. Этим реформам (как, впрочем, и другим) Конституция не препятствовала. Следовательно, не было и нет каких-либо объективных причин для ее пересмотра.
Что на Ваш взгляд препятствует реализации нормы ст.2 Конституции, согласно которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства?
Статья 2 является одной из самых ярких статей Конституции 1993 г. Она действительно была выстрадана Россией, но, увы, так и остается на бумаге. Большая часть населения России бесправна, причем в какой-то мере народ стал более бесправным, нежели в советское время. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на пенсионеров, бездомных, нищих учителей, врачей, шахтеров. О каких правах и свободах можно говорить, если человек сломлен не только экономически, но и духовно, если у него нет сил, чтобы вырваться из пропасти, в которой он оказался не по своей вине. Для меня неоспоримо, что Правительство России должно нести ответственность за судьбы всех, кто стал жертвой экономических реформ. При этом я хотел бы подчеркнуть, что речь идет не о покаянии (оно не поможет), а о социально активной роли государства. Только создав необходимые экономические условия, государство сможет исполнить свой конституционный долг по признанию, соблюдению и защите прав и свобод каждого человека и гражданина.
Что нужно сделать для создания эффективного конституционного механизма защиты прав человека?
Экономическое благополучие является основной предпосылкой эффективного конституционного механизма защиты прав человека. Помимо этого, следует указать следующие факторы: укрепление судебной власти как хранителя прав и свобод; жесткие, установленные законом рамки деятельности органов государственной власти; активная роль средств массовой информации в борьбе против бюрократического произвола; готовность граждан защищать свои права и свободы. Таковы в самых общих чертах основные компоненты эффективности конституционного механизма защиты прав человека.
Владимир Ильич, на Ваш взгляд, что дала Конституция российскому обществу, чем стала для страны?
Конституция позволила России избежать угрозы распада и новых политических потрясений. В этом - ее несомненная заслуга. Поэтому как бы ни сложилась дальнейшая судьба Конституции, необходимо помнить о той роли, которую она сыграла в истории.
"Законодательство и экономика", N 12, декабрь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Конституция позволила России избежать угрозы распада и новых политических потрясений" (интервью с В.И. Лафитским)
"Законодательство и экономика", 2003, N 12