Ответственность за нарушение лесного законодательства
Россия мировая лесная держава. Более половины ее территории покрыто лесом, который играет значимую роль в жизни людей. Лесное законодательство, устанавливая правила использования, воспроизводства и охраны лесов и земель лесного фонда, одновременно предусматривает юридическую ответственность за их нарушение.
Юридическая ответственность - важнейшее средство борьбы с бесхозяйственностью, нарушениями правил использования, средство охраны прав и законных интересов лесопользователей, граждан и юридических лиц. Она преследует задачу не только наказать нарушителя, но и предупредить правонарушение.
Статья 9 Конституции РФ закрепляет, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Нарушением лесного законодательства, т.е. лесонарушением, следует считать противоправное, виновное действие или бездействие, наносящее вред лесам как природному объекту, ущерб лесному хозяйству или нарушающее установленный порядок использования защиты, охраны и воспроизводства лесов.
При наличии юридического факта - лесонарушения - включается механизм санкции правовой нормы, и санкция из потенциальной возможности применения наказания преобразуется в действительное наказание.
По статье 110 Лесного кодекса РФ нарушение лесного законодательства может повлечь за собой административную и уголовную ответственность в соответствии с российским законодательством. Однако статья не содержит перечня правонарушений, вследствие которых наступает та или иная ответственность. Определено лишь условие, что лицо, привлеченное к уголовной или административной ответственности за самовольный захват участка лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов, обязано освободить указанный участок. Таким образом, норма статьи не может дать представление о возможных нарушениях лесного законодательства.
Перечень правонарушений, за которые применяется административная ответственность, дан в Кодексе об административных правонарушениях РФ. Среди них:
- самовольное занятие участка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд (ст.7.9);
- самовольная переуступка права пользования участком лесного фонда, участком леса, не входящего в лесной фонд (ст.7.10);
- порча земель (ст.8.6);
- невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (ст.8.7);
- использование земель не по целевому назначению, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв (ст.8.8);
- нарушение порядка предоставления в пользование и режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов (ст.8.12);
- нарушение порядка отвода лесосек, освидетельствования мест рубок в лесах, не входящих в лесной фонд (ст.8.24);
- нарушение правил лесопользования, заготовки живицы или второстепенных лесных ресурсов; правил рубок главного и промежуточного пользования, а также лесоводственных требований к технологическим процессам рубок; правил отпуска древесины на корню; осуществление лесопользования не в соответствии с предусмотренными документами (ст.8.25);
- нарушение правил осуществления побочного лесопользования: сенокошение, выпас скота без лесного билета, самовольный сбор, порча либо уничтожение лесной подстилки, мха, лишайников или покрова болот, незаконное размещение ульев и пасек, заготовка древесных соков и т.д. (ст.8.26);
- нарушение правил в области воспроизводства, улучшения состояния и породного состава лесов, повышения их продуктивности, семеноводства лесных растений (ст.8.27);
- незаконная порубка, повреждение либо выкапывание деревьев, кустарников или лиан (ст.8.28);
- уничтожение мест обитания животных (ст.8.29);
- уничтожение либо повреждение сенокосов и пастбищных угодий, мелиоративных систем, дорог на землях лесного фонда или в лесах, не ходящих в лесной фонд (ст.8.30);
- нарушение требований к охране лесов (ст.8.31);
- нарушение правил пожарной безопасности в лесах (ст.8.32).
Административную ответственность характеризует особый процессуальный порядок ее реализации. Своей относительной простотой, оперативностью и экономичностью он отличается от уголовного и гражданского порядка рассмотрения соответствующих дел и принятия по ним тех или иных решений. Для применения административной ответственности в случае установления названного в законе экологического правонарушения уполномоченному государственному органу достаточно составить соответствующий протокол.
В соответствии со ст.110 ЛК РФ штраф за любое правонарушение в сфере лесного законодательства налагается должностным лицом федерального органа управления лесным хозяйством. Привлечение виновного к административной ответственности не исключает возможности привлечения его к ответственности дисциплинарной в соответствии с трудовым законодательством (может быть подвергнуто только физическое лицо) и возложения на него обязанности возместить причиненный ущерб в случае ненадлежащего выполнения работником своих обязанностей.
Уголовная ответственность характеризуется большей степенью общественной опасности совершенного деяния, и этим она отличается от административной ответственности. Лица, виновные в совершении общественно опасных, противоправных действий, нарушающих нормы лесного законодательства, привлекаются к уголовной ответственности, если их действия содержат признаки, предусмотренные уголовным законодательством.
Уголовная ответственность за нарушение лесного законодательства наступает в следующих случаях:
регистрация заведомо незаконных сделок с землей, искажение учетных данных Государственного земельного кадастра, а равно умышленное занижение размеров платежей за землю, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности должностным лицом с использованием своего служебного положения (ст.170 УК РФ).
отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде (ст.254 УК РФ);
незаконная охота, если это деяние совершено с причинением крупного ущерба, с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей, в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена, на территории заповедника, заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, а также если это деяние совершено лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (ст.258 УК РФ);
уничтожение критических мест обитания для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, повлекшее гибель популяции этих организмов (ст.259 УК РФ);
незаконная порубка деревьев; повреждение до степени прекращения роста деревьев, кустарников и лиан, не входящих в лесной фонд или запрещенных к порубке, если эти деяния совершены в значительном размере (ст.260 УК РФ). Значительным размером в статье признается исчисленный по установленным таксам ущерб, в 20 раз превышающий МРОТ, установленный законодательством на момент совершения преступления, крупным размером - в 200 раз. Незаконная порубка искусственно выращенных деревьев в лесопитомниках с целью завладения их плодами рассматривается уже как хищение;
уничтожение или повреждение лесов, насаждений, не входящих в лесной фонд, в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности, либо путем поджога, иным общеопасным способом, либо в результате загрязнения вредными веществами, отходами, выбросами или отбросами (ст.261 УК РФ);
- нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст.262 УК РФ);
Следует отметить, что в Уголовном кодексе и Кодексе об административных правонарушениях не всегда содержится прямое указание на земли лесного фонда. Так, ст.8.6 КоАП РФ предусматривает ответственность в случае самовольного снятия или перемещения плодородного слоя почвы либо его уничтожения. Между тем вполне очевидно, что лесная растительность и земля неразрывно связаны. Лес не может расти на участке без плодородного слоя почвы. Поэтому уничтожение, загрязнение плодородного слоя почвы может повлечь гибель лесной растительности, а также массу неблагоприятных последствий для лесной флоры и фауны.
Одной из эффективных мер воздействия на лицо виновное в совершении правонарушения, является штраф, размер которого устанавливается в зависимости от тяжести совершенного деяния.
Можно выделить два вида материальной ответственности:
за нарушение лесохозяйственных требований при отпуске древесины на корню в лесах в виде неустоек с лесопользователей. В данном случае лесопользователь осуществляет заготовку древесины, живицы, второстепенных лесных материалов и т.п. на законных основаниях по соответствующим разрешительным документам, но допускает при этом нарушения лесохозяйственных требований;
за нарушение лесного законодательства, т.е. за осуществление в лесу деятельности без разрешительных документов (самовольные рубки деревьев и кустарников, сенокошение и т.д.).
Однако было бы неправильным считать, что наложение штрафа или определенных ограничений полностью возместит нанесенный вред. Данные меры служат лишь для наказания виновного. Поэтому в силу ст.111 ЛК РФ граждане и юридические лица обязаны возместить вред, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам, в порядке, установленном законодательством. Обязанность предприятий, учреждений, организаций и граждан по возмещению вреда, причиненного нарушением лесного законодательства, определяется нормами гражданского и лесного законодательства. Сложность и своеобразие возмещения указанного вреда, в частности трудность в исчислении неполученных доходов, вызвали необходимость решить эти вопросы путем установления специальных такс для исчисления размеров убытков.
Поскольку участки земли, входящие в лесной фонд России, могут быть объектом аренды, безвозмездного пользования, концессии и краткосрочного пользования, не исключены нарушения и в этой сфере. Данная область регулируется как Лесным, так и Гражданским (ст.168) кодексом. В соответствии со ст.112 ЛК РФ сделки, совершенные с нарушением лесного законодательства, являются недействительными. Все имущество, полученное по незаконной сделке, заключенной умышленно обеими сторонами, взыскивается в доход государства.
Д.Н. Конокотин,
аспирант Института законодательства и
сравнительного правоведения при Правительстве
Российской Федерации
"Законодательство и экономика", N 12, декабрь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Ответственность за нарушение лесного законодательства
Автор
Д.Н. Конокотин - аспирант Института законодательства и сравнительного правоведения при ПравительствеРоссийской Федерации
"Законодательство и экономика", 2003, N 12