Ошибок можно избежать...
Правовое регулирование
Возможные санкции за нарушение законодательства
Что делать, если нарушение состоялось
Правовое регулирование
Возможные санкции за нарушение законодательства
Что делать, если нарушение состоялось
Правовое регулирование
Возможные санкции за нарушение законодательства
Что делать, если нарушение состоялось
Ситуация 1. Организация, занимающаяся оказанием услуг и применяющая освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со ст.145 НК РФ, арендует у Комитета по управлению имуществом объект муниципальной собственности. Сумма арендной платы относилась на затраты. Бухгалтер организации, считая, что она не является плательщиком НДС, не уплачивал и не отражал суммы НДС, необходимые к уплате за Комитет по управлению имуществом, в налоговой декларации.
В бухгалтерском учете указанная операция была отражена следующим образом:
Дебет 26, Кредит 51 - произведена оплата аренды государственной собственности.
Правовое регулирование
В соответствии с п.5 положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 6.05.99 г. N 33н, плата за аренду отдельных объектов основных производственных фондов является для организации расходами по обычным видам деятельности.
Плата за аренду помещения под офис отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 26 "Общехозяйственные расходы" в корреспонденции с кредитом счетов учета расчетов и включается в себестоимость продукции (работ, услуг) того отчетного периода, к которому она относится, независимо от времени оплаты. При начислении задолженности по арендной плате на сумму начисленной арендной платы в бухгалтерском учете организации производится запись по дебету счета 26 и кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", субсчет "Расчеты по арендной плате за аренду государственного имущества".
Главой 21 НК РФ арендная плата в случае аренды государственного и муниципального имущества не освобождена от обложения НДС. Согласно п.3 ст.161 НК РФ арендатор указанного имущества признается налоговым агентом, на которого возложена обязанность исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога. В связи с этим сумма НДС по арендной плате отражается в учете организации по дебету счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" и кредиту счета 68, субсчет "Расчеты по НДС". Сумма НДС по арендной плате может быть принята организацией к вычету на основании ст.171 НК РФ после фактической уплаты исчисленного налога в бюджет. Согласно п.1 ст.172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур. Письмом Госналогслужбы России от 20.03.97 г. N ВЗ-2-03/260 "О применении счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость при аренде государственного и муниципального имущества" установлено, что арендатор, являясь плательщиком НДС по арендной плате, составляет счет-фактуру в одном экземпляре с пометкой "Аренда государственного (или муниципального) имущества". Составленный счет-фактура регистрируется им в книге продаж в момент фактического перечисления в бюджет арендной платы и НДС. В книге покупок счет-фактура регистрируется только в той части арендного платежа, который подлежит списанию в данном отчетном периоде на издержки производства и обращения и в соответствующей доле - НДС.
Вместе с тем следует отметить, что, так как организация пользуется освобождением от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со ст.145 НК РФ, сумма НДС, уплаченная им как налоговым агентом, относится вместе с суммой арендной платы на текущие расходы.
Возможные санкции за нарушение законодательства
При обнаружении в ходе налоговой проверки необоснованного занижения налоговой базы по налогу на прибыль и неотражении указанной суммы в налоговой декларации по НДС к организации могут быть предъявлены требования о взыскании:
неуплаченной суммы налога на прибыль;
штрафа в размере 20% неуплаченных сумм налога как с налогового агента;
пени за каждый день просрочки в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Банка России от неуплаченной суммы налога (ст.75 НК РФ);
штрафа в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб.
Что делать, если нарушение состоялось
В бухгалтерском учете необходимо внести следующие исправления:
Дебет 26, Кредит 68 - доначислена сумма НДС за счет текущих затрат, уплачиваемая предприятием в качестве налогового агента.
Кроме того, необходимо сдать новый расчет по НДС за периоды совершения ошибки.
Ситуация 2. В ходе аудиторской проверки ООО "Астра" было выявлено, что сумма, уплаченная по расходам будущих периодов (программное обеспечение со сроком службы 2 года согласно лицензионному соглашению с разработчиком) в январе 2003 г., на конец ноября 2003 г. не отражена на счете 97 "Расходы будущих периодов", а числится на счете 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". В результате были занижены сумма налога на имущество и расходы.
Правовое регулирование
В соответствии с п.55 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 г. N 34н, расходы организаций по приобретению лицензий, программ на осуществление отдельных видов деятельности к нематериальным активам не относятся. Данные расходы учитываются на счете 97, а затем равномерно списываются на затраты в течение срока действия лицензионного соглашения.
Поэтому в данном случае организации следует стоимость программного обеспечения, полученного по лицензионному соглашению с разработчиком в части, приходящейся на оставшийся срок ее действия, отразить на счетах бухгалтерского учета следующим образом:
Дебет 97, Кредит 60 - отражена в составе расходов будущих периодов стоимость программного обеспечения,
Дебет 20 (26, 44 и др.), Кредит 97 - стоимость программного обеспечения включена в себестоимость продукции, работ, услуг (списание производится ежемесячно равными долями в течение оставшегося срока действия лицензии).
Расходы, связанные с приобретением программного продукта в части, приходящейся на прошедший срок ее действия, должны быть досписаны единовременно в следующем порядке:
Дебет 20 (26, 44 и др.), Кредит 60 - списана стоимость программного обеспечения в части, приходящейся на период с момента его приобретения до момента обнаружения ошибки.
Если бы программное обеспечение было приобретено в 2002 г., а ошибка была обнаружена только в ноябре 2003 г., то часть стоимости программного обеспечения, приходящегося на расходы 2002 г., в бухгалтерском и налоговом учете была бы отражена в составе внереализационных расходов (счет 91 "Прочие доходы и расходы") как убытки прошлых лет, выявленных в отчетном периоде:
Дебет 91-2, Кредит 60 - отражены расходы прошлых отчетных периодов, выявленные в текущем году.
Возможные санкции за нарушение законодательства
При обнаружении в ходе налоговой проверки необоснованного занижения налоговой базы по налогу на имущество и занижения указанной суммы в налоговой декларации к организации могут быть предъявлены требования о взыскании:
неуплаченной суммы налога на прибыль;
штрафа в размере 20% неуплаченных сумм налога;
пени за каждый день просрочки в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Банка России от неуплаченной суммы налога (ст.75 НК РФ).
Что делать, если нарушение состоялось
Согласно п.1 ст.54 части первой Налогового кодекса Российской Федерации от 31.07.98 г. N 146-ФЗ (ред. от 2.01.2000 г.) при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, перерасчет налога, подлежащего уплате в бюджет, производится в периоде совершения ошибки. Кроме того, ст.81 НК РФ определено, что при обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию. При этом налогоплательщик освобождается от ответственности в случае, если подача заявления о дополнении и изменении налоговой декларации сделана до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом данной ошибки либо о назначении выездной налоговой проверки, и при условии, что до подачи такого заявления налогоплательщик уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.
Поэтому организации необходимо представить в налоговую инспекцию уточненные расчеты по налогу на имущество за предшествующие налоговые периоды, а также произвести уплату доначисленного налога и пени.
В бухгалтерском учете в отчетном периоде, в котором происходит исправление ошибки, доначисление налога на имущество за предшествующие налоговые периоды (с момента возникновения занижения налогооблагаемой базы) отражается следующим образом:
Дебет 91-2, Кредит 68, субсчет "Расчеты по налогу на имущество" - доначислен налог на имущество за прошлые периоды (данная сумма не учитывается при заполнении налоговой декларации по налогу на имущество в отчетном периоде, в котором происходит исправление ошибки),
Дебет 99, Кредит 68, субсчет "Расчеты по налогу на имущество" - начислены пени за неуплату налога на имущество,
Дебет 68, субсчет "Расчеты по налогу на имущество", Кредит 51 - произведена уплата в бюджет суммы доначисленных налога и пени.
Ситуация 3. Заступивший на работу в ноябре 2003 г. новый главный бухгалтер обнаружил, что предыдущий бухгалтер по итогам 2002 г. не включил в налогооблагаемую базу по налогу на пользователей автомобильных дорог сумму дебиторской задолженности, числящейся по отгруженной, но неоплаченной продукции. Учетная политика в 2002 г. была "по оплате".
В бухгалтерском учете операция по начислению должна была быть отражена на 31 декабря 2002 г. следующим образом:
Дебет 26, Кредит 68, субсчет "Расчеты по налогу на пользователей автомобильных дорог" - отражено начисление налога на пользователей автомобильных дорог.
Правовое регулирование
Статьей 4 Федерального закона от 24.07.02 г. N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" установлены сроки уплаты налога на пользователей автомобильных дорог за 2002 г. Налогоплательщики, определявшие в 2002 г. выручку от реализации продукции (товаров, работ, услуг) по мере ее оплаты за товары (продукцию, работы, услуги), отгруженные (поставленную, выполненные, оказанные) и оплаченные по состоянию на 1 января 2003 г., обязаны исчислить и уплатить налог на пользователей автомобильных дорог в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации исходя из ставки налога, действовавшей в 2002 г., до 15 января 2003 г. (часть 2 ст.4 Закона N 110-ФЗ).
Возможные санкции за нарушение законодательства
При обнаружении в ходе налоговой проверки необоснованного занижения налоговой базы по налогу на пользователей автомобильных дорог и занижения указанной суммы в налоговой декларации к организации могут быть предъявлены требования о взыскании:
неуплаченной суммы налога на прибыль;
штрафа в размере 20% неуплаченных сумм налога;
пени за каждый день просрочки в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Банка России от неуплаченной суммы налога (ст.75 НК РФ).
Что делать, если нарушение состоялось
В бухгалтерском учете необходимо внести следующие исправления:
Дебет 91-2, Кредит 68, субсчет "Расчеты по налогу на пользователей автомобильных дорог" - отражено доначисление налога на пользователей автомобильных дорог как расходы прошлых периодов.
На основании п.1 ст.81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию. В соответствии с п.2 ст.80 НК РФ налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации, представленной по установленной форме, и обязан по просьбе налогоплательщика проставить отметку на копии налоговой декларации о принятии и дату ее представления.
М. Спицин,
к.э.н.
"Финансовая газета", N 3, январь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"
Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.
Регистрационное свидетельство N 48
Издается с июля 1991 г.
Индексы 50146, 32232
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71