"Нам предстоит большая работа"
(интервью с Г.И. Букаевым, Министром Российской Федерации по налогам и сборам)
В конце года принято подводить итоги и строить планы на будущее. Этому был посвящен наш разговор с Министром Российской Федерации по налогам и сборам Геннадием Ивановичем Букаевым.
Геннадий Иванович, со следующего года ставка НДС снижается с 20 до 18 процентов. Отменяется налог с продаж. В то же время бюджетные задания растут. Получается, что задача, стоящая перед Министерством по налогам и сборам, год от года становится все сложнее...
Уменьшение налогового бремени - это одно из направлений проводимой в настоящее время в России налоговой реформы. Идет последовательное сокращение количества взимаемых налогов. Снижаются их ставки. С 1 января 2001 года вместо трехуровневой шкалы ставок подоходного налога действует 13-процентная ставка налога на доходы физических лиц. Применяются регрессивные ставки по единому социальному налогу.
Однако, как показывает практика, снижение налогового бремени сказывается на собираемости налогов скорее положительно. Например, за 2002 год в консолидированный бюджет страны мобилизовано свыше 2,3 триллиона рублей налогов и сборов, что на четверть больше, чем в 2001 году.
Разумеется, только за счет снижения налогового бремени увеличить собираемость нельзя. Уровень налоговых поступлений в определенной степени связан и с общеэкономическими факторами. Но немаловажное значение имеет качество налогового администрирования - те меры, которые принимают налоговые органы по обеспечению налоговых поступлений в бюджетную систему.
С 2002 года и по настоящее время осуществляется утвержденная Правительством РФ Федеральная целевая программа "Развитие налоговых органов (2002-2004 годы)". В рамках Программы реализован целый ряд функций и процедур налогового администрирования.
Во-первых, создана система государственной регистрации юридических лиц и принципиально новый информационный ресурс - Единый государственный реестр юридических лиц. В инспекциях внедряются современные информационные технологии и электронный документооборот.
Во-вторых, в практику входит углубленная камеральная проверка, включающая анализ финансово-хозяйственной деятельности с учетом косвенной информации, оценки достоверности показателей налоговой отчетности. Получила развитие система автоматизированного отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок.
В-третьих, проведена модернизация структуры налоговых органов.
На нынешнем этапе для закрепления достигнутых положительных результатов в налоговом администрировании и дальнейшего его совершенствования требуется принятие соответствующей федеральной целевой программы на 2005-2008 годы. Нам нужно построить такую систему администрирования, которая за счет использования автоматизированных баз данных о налогоплательщике, его операциях и динамике начислений налогов сведет к минимуму возможности уклонения от уплаты налогов.
Признаться, вы предвосхитили наши дальнейшие вопросы. Первый из них - о функции государственной регистрации юридических лиц, переданной МНС России в прошлом году. Удовлетворены ли вы достигнутыми результатами?
Думаю, лучше всего на ваш вопрос ответят цифры. Судите сами: количество юридических лиц, зарегистрированных налоговыми органами в 2003 году, превышает число юридических лиц, созданных годом ранее, на 34 тысячи. Этот факт свидетельствует о функционировании новой системы государственной регистрации юридических лиц. Не будет преувеличением сказать, что с введением в действие Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" процедура государственной регистрации юридических лиц намного упростилась.
Впрочем, говорить, что проблем нет, было бы неверно. Безусловно, на этапе становления новой процедуры государственной регистрации юридических лиц МНС России столкнулось с определенными трудностями. Не секрет, что на первых порах очередей при регистрации в крупных городах России избежать не удалось. Например, в Москве с ее высокой предпринимательской активностью.
Дальнейшее совершенствование системы государственной регистрации юридических лиц связано с реализацией принципа "одного окна". МНС России разработало проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации. Он принят Государственной Думой.
Год назад вы говорили, что министерство готовит предложения по передаче функций государственной регистрации индивидуальных предпринимателей налоговым органам. Теперь этот вопрос решен: с 1 января регистрировать предпринимателей будут налоговые инспекции. Выделены ли необходимые ресурсы, чтобы работа началась без сбоев?
Действительно, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.09.2003 M 577 уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей, с 1 января 2004 года является МНС России. Что же касается готовности к выполнению этой функции, то до конца года будут утверждены ряд приказов МНС России, касающихся обеспечения деятельности по регистрации, а также проведены все необходимые подготовительные мероприятия.
Летом этого года была ликвидирована Федеральная служба налоговой полиции. Ее место заняла новая структура в составе Министерства внутренних дел. Расскажите, пожалуйста, как складывается совместная работа налоговых органов и МВД России?
Начну с того, что мы направили нашим управлениям по субъектам Российской Федерации письмо по вопросу взаимодействия с МВД России. В нем сказано, что при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения налогового законодательства, содержащего признаки преступления, налоговые органы обязаны в десятидневный срок направить соответствующие материалы в органы внутренних дел. То есть продолжает действовать порядок, установленный приказом, регламентировавшим передачу таких материалов в органы налоговой полиции.
Кроме того, в настоящее время мы совместно с МВД России разрабатываем нормативную и методологическую базу межведомственного взаимодействия. В частности, рамочное соглашение о взаимодействии МВД России с МНС России, регламентирующее основные направления совместной деятельности наших ведомств.
Еще одна важная задача, стоящая перед МНС России, - переход к приему отчетности в электронном виде. Не секрет, что пока этот процесс идет не так быстро, как вам хотелось бы. Планирует ли министерство предпринять какие-либо кардинальные шаги в данном направлении?
Вы правы. Из-за отсутствия развитой телекоммуникационной инфраструктуры и непонимания налогоплательщиками преимуществ представления отчетности по электронным каналам возникают большие трудности с переходом на электронную отчетность. По состоянию на 1 октября текущего года на систему представления отчетности в электронном виде перешли около 10 тысяч юридических лиц. Это далеко от наших планов.
Развитие системы представления отчетности в электронном виде является стратегическим направлением работы нашего министерства. Мы активно продолжаем работу по внедрению системы представления информации в электронном виде. Мы расширяем круг регионов, в которых будут осуществлять свою деятельность специализированные операторы связи. Способствуем созданию конкурентной среды между ними. Кроме того, ведется индивидуальная работа с налогоплательщиками. Мы думаем, как заинтересовать налогоплательщиков, чтобы они перешли на эту новую форму передачи информации в инспекции. Что для этого надо сделать? В первую очередь, наладить "двухсторонний" обмен информацией в электронном виде между инспекцией и налогоплательщиком. То есть предоставить налогоплательщикам возможность доступа со своего рабочего места к информации о состоянии расчетов с бюджетом и иным собственным сведениям, возможность проведения сверки расчетов с бюджетом не приходя в инспекцию. Кроме того, налогоплательщики смогут направлять "электронные" письма в инспекции для получения необходимых им документов, в том числе и в бумажном виде.
Геннадий Иванович, беседуя с вами, мы просто не можем не спросить об НДС-счетах. Их грядущее введение - пожалуй, одна из главных новостей последних месяцев. Насколько мы понимаем, в МНС России связывают с системой НДС-счетов большие надежды.
Введение НДС-счетов позволит создать систему, при которой обеспечивается прозрачность движения сумм НДС, заявленных к вычету. Данный механизм позволит отслеживать проведение операций в режиме, близком к режиму реального времени. Это, в свою очередь, будет способствовать сокращению сроков проведения контрольных мероприятий и, как следствие, упрощению порядка возмещения НДС.
Однако, как показывает практика, завышение предъявленных в вычету сумм "входного" НДС - это часть проблемы, а другая - занижение налогооблагаемого оборота. Следовательно, одновременно с созданием механизма контроля за вычетами необходимо решить задачу обеспечения более эффективного контроля за полнотой и своевременностью отражения налогоплательщиками налоговой базы по НДС. На наш взгляд, этого можно будет достичь посредством ведения электронного учета информации о счетах-фактурах с использованием компьютерных технологий.
Реализация перечисленных мероприятий сведет к минимуму заинтересованность недобросовестных налогоплательщиков в фирмах"однодневках", используемых в схемах по неправомерному возмещению НДС, в которых происходит концентрация основной задолженности по налогам. Таким образом, работа налоговых органов будет переориентирована на предотвращение налоговых правонарушений, что приведет к большей экономической эффективности и прозрачности работы.
Геннадий Иванович, за время, прошедшее с начала реализации федеральной целевой программы налоговых органов, прошло уже более двух лет. Как вы оцениваете достигнутые результаты?
К приоритетным направлениям реализации федеральной целевой программы "Развитие налоговых органов (2002-2004 годы)" относятся мероприятия, связанные с повышением эффективности контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, совершенствованием процедур налогового администрирования, повышением эффективности функционирования налоговой системы в целом.
Кроме тех мер, о которых я сказал выше, для повышения эффективности контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах автоматизируется процедура камеральных налоговых проверок и отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.
Кроме того, мы создаем систему администрирования крупнейших налогоплательщиков, на долю которых приходится свыше 50 процентов доходной части консолидированного бюджета. На основе финансово-экономических критериев определен перечень крупнейших налогоплательщиков базовых отраслей экономики. Планомерно осуществляется их постановка на налоговый учет в межрегиональные инспекции.
Выделяется новая категория налогоплательщиков - основные, оказывающие значительное влияние на формирование бюджетов всех уровней, определяются особенности их налогового администрирования.
С целью улучшения работы с налогоплательщиками, решения задач по повышению правовой грамотности, информированности налогоплательщиков информационно-разъяснительная работа в течение 2002-2003 годов направлена на разъяснение действующего налогового законодательства, новых глав Налогового кодекса, активную поддержку проводимых в стране информационно-разъяснительных кампаний.
Создаются специализированные залы для работы с налогоплательщиками, например в 23 регионах созданы и введены в эксплуатацию 98 залов с общим количеством рабочих мест, равным 817. Это позволяет сделать контакты налогоплательщика и инспектора максимально прозрачными и удобными, обеспечивает комфортные условия как для налогоплательщиков, так и для сотрудников налоговых органов.
Одним из важнейших направлений развития системы обслуживания налогоплательщиков стало создание на всех уровнях управления организационных структур по работе с налогоплательщиками, что позволит предоставлять услуги, основанные на унифицированной методологии, расширить их спектр и повысить качество на всей территории Российской Федерации.
Министерством в рамках реализации Программы проводится работа, направленная на совершенствование организационных структур налоговых органов России, укрупнение инспекций, создание автоматизированных рабочих мест, создание специализированных инспекций по централизованной обработке данных.
В течение 2002 - 2003 годов созданы пять межрайонных инспекций по централизованной обработке данных в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Волгограде, Екатеринбурге. К настоящему времени они приступают к формированию и ведению региональных информационных ресурсов, в том числе ЕГРН и ЕГРЮЛ, обмену информацией с внешними источниками, к обработке с целью использования в контрольных мероприятиях, обработке деклараций и другой отчетности, представляемой как организациями, так и физическими лицами, массовой печати, а также выполнению других функций.
Важным направлением является продолжение работы по созданию единой телекоммуникационной сети и обеспечению налоговых органов новыми системными программными средствами и оборудованием, что будет способствовать совершенствованию налогового администрирования на всех уровнях управления.
В течение 2002-2003 годов МНС России осуществляет реорганизацию инспекций по функциональному принципу. Министерством были разработаны типовые функциональные структуры и инструкции на рабочие места, позволяющие оптимально организовать работу в налоговых инспекциях, ввести принцип четкой специализации, избежать дублирования функций разными структурными подразделениями. Ведется разработка типовых структур региональных управлений.
Словом, сделано немало, но нам предстоит большая работа.
Особо хотел бы отметить, что Правительство РФ оценило достигнутые результаты в совершенствовании налогового администрирования. Оно дало поручение соответствующим министерствам, и прежде всего МНС России, о подготовке новой программы развития налоговых органов на 2005-2008 годы.
Ожидаемыми результатами реализации новой программы в 2005-2008 годах станет обеспечение стабильного поступления налогов и сборов. Будет создана эффективно функционирующая система налоговых органов, базирующаяся на современных информационных технологиях, обладающая мощным централизованным информационно-аналитическим аппаратом, позволяющим выполнять функции планирования, анализа, мониторинга и контроля на более высоком уровне. Обеспечен разумный баланс прав налогоплательщиков и полномочий налоговых органов, что будет способствовать улучшению условий для развития бизнеса и инвестиционного климата в стране.
Благодарим вас за ответы на наши вопросы.
"Российский налоговый курьер", N 24, декабрь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99