Агитация или подкуп
Федеральными законами "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ" (далее - Закон о выборах депутатов) и "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" (далее - Закон об основных гарантиях) в законодательство о выборах введен ряд новелл, в частности в определение предвыборной агитации. Однако практика применения этих норм вызывает целый ряд вопросов.
Прошедшие 7 декабря 2003 года выборы депутатов Государственной Думы РФ четвертого созыва впервые проверили измененное законодательство о выборах на практике. Наиболее острым вопросом как на выборах 1999 года, так и на выборах 2003 года остаются случаи отмены регистрации кандидатов в депутаты. Здесь следует отметить, что законодательно существенно изменены основания и процедура отмены регистрации кандидата. Так, указанное действие в настоящее время может быть осуществлено только судом по заявлению заинтересованных лиц, названных в Законе о выборах депутатов, а именно: кандидатов, зарегистрированных по тому же избирательному округу, политических партий, выдвинувших федеральный список кандидатов, избирательных комиссий, зарегистрировавших кандидатов.
Более подробно хотелось бы остановиться на наиболее сложном основании отмены регистрации кандидата. В соответствии с подп.3 п.6 ст.95 Закона о выборах депутатов регистрация кандидата, федерального списка кандидатов может быть отменена в случае установления фактов подкупа избирателей. Под подкупом избирателей в силу п.2 ст.64 названного Закона понимается вручение избирателям денежных средств, подарков, иных материальных ценностей иначе как за выполнение работ, оказание услуг, льготная распродажа товаров, бесплатное распространение любых товаров, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании, оказание услуг безвозмездно или на льготных условиях.
Прошедшие выборы показали, что краеугольным камнем для многих кандидатов, чья регистрация была отменена судом в силу совершения подкупа избирателей, стало безвозмездное оказание услуг избирателям в ходе проведения предвыборных организационно-массовых мероприятий, в частности так называемых агитационных концертов с участием звезд эстрады и профессиональных исполнителей. Действительно, в случае участия в указанных мероприятиях лиц, профессионально занимающихся оказанием услуг в сфере шоу-бизнеса (артистов), такая деятельность, осуществляемая для избирателей, является безвозмездным оказанием услуг. В то же время необходимо учитывать, что названной является и организация данных мероприятий для избирателей на возмездной основе, так как законодательством не предусмотрена возможность занятия кандидатами, политическими партиями подобной деятельностью.
Однако изложенное не означает, что любое привлечение к агитационной деятельности профессиональных артистов или организационно-массовое мероприятие, имеющее музыкальную составляющую, является подкупом избирателей. По нашему мнению, в случае осуществления профессиональными артистами в ходе агитационных мероприятий таких выступлений, которые и в обычных условиях являются безвозмездными, не может характеризоваться как подкуп избирателей. Однако для целей защиты интересов кандидатов в случаях подачи заявлений в суд об отмене их регистрации необходимо фиксировать ход агитационного мероприятия, не носящего характера "коммерческого" концерта, в частности, путем составления (выпуска и распространения) программы мероприятия, записи мероприятия. При этом на агитационном мероприятии допустимо исполнение гимнов политических партий, специальных агитационных предвыборных произведений, бесед с избирателями и недопустимо исполнение обычных музыкальных произведений, которое может быть расценено как подкуп избирателей.
И. Алещенко,
адвокат МГКА
"эж-ЮРИСТ", N 2, январь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Издание: Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"
Учредитель: ЗАО ИД "Экономическая газета"
Подписные индексы:
41019 - для индивидуальных подписчиков
41020 - для предприятий и организаций
Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14
Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Информация о подписке: (095) 152-0330
E-mail: lawyer@ekonomika.ru
Internet: www.akdi.ru