Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению
Администрации Томской области
от 24.04.2024 N 154а
Общая характеристика
электротранспорта и зарядной инфраструктуры
Активное развитие электротранспорта в мире стало следствием актуализации климатической повестки, в частности - политики по снижению выбросов парниковых газов в атмосферу. По данным Международного энергетического агентства, с 2010 по 2019 год выбросы СО2 от автомобильного транспорта выросли на 15,8%, а его доля в общем объеме выбросов в 2019 году составила 16,8% (+0,7 п.п. к 2010 году).
В 2021 году количество автомобилей, использующих исключительно электродвигатели, в России достигло 14,7 тыс. ед., что более чем в 100 раз превышает показатель 2015 года (145 ед.). Среднегодовые темпы прироста российского парка электромобилей с 2015 по 2021 год составили 127,9%, однако в абсолютном выражении темпы роста числа электромобилей в России значительно отстают от мировых лидеров. Например, в Германии, которая находится на третьем месте в мире по числу электромобилей (687,3 тыс. ед.), с 2015 по 2021 год.
Экспертами делается вывод, что хотя количество электромобилей и зарядных станций в России меньше, чем в Европе и США, но динамика продаж электромобилей, внимание правительства, общественности и энтузиастов к теме говорят в пользу неминуемого роста.
Ключевым фактором развития электротранспорта с точки зрения инфраструктуры является наличие и количество электрозарядных станций (далее - ЭЗС). На конец 2021 года, по данным Росстата, в России функционируют 208 ЭЗС, из которых более 55% расположены на территории Центрального и Сибирского федеральных округов. Кроме того, большая часть ЭЗС расположена на дорогах местного значения (51,9%). Таким образом, основная проблема использования электромобиля в России - отсутствие возможности зарядить транспортное средство при поездках на дальние расстояния.
В 2022 году в России было установлено 439 быстрых ЭЗС, в 2023 году, введено в эксплуатацию порядка 872 быстрых ЭЗС в 39 регионах.
В настоящее время в России зарегистрировано более 24,5 тыс. электромобилей, работает более 7,5 тыс. зарядных устройств и задействовано 35 операторов ЭЗС.
Несмотря на активную динамику роста количества ЭЗС в России, даже в масштабе российского парка электромобилей их число остается недостаточным для удовлетворения спроса. В условиях относительно быстрого расширения парка электромобилей необходимо развивать электрозаправочную инфраструктуру для поддержки спроса на электромобили.
Отсутствие свободной электрической мощности в удобном для установки зарядки электромобилей месте также является одной из стержневых проблем. Это приводит к неоправданному удорожанию монтажа за счет прокладки длинных трасс электропитания к зарядной станции. В дальнейшем с ростом парка электромобилей возникнет необходимость ставить по несколько станций на одном объекте, что уже выйдет за пределы его свободных мощностей и сделает установку станций в нужном объеме невозможной.
Для решения данной проблемы нужно еще на этапе проектирования зданий закладывать установку зарядных станций в оптимальном количестве и нужного типа в удобном месте. Это и застройщику сэкономит расходы на технологическое присоединение, и оператору зарядных станций снизит затраты на монтаж станций, а электромобилистам обеспечит большее количество зарядок. Работа с проектировщиками и девелоперами будет вестись именно над тем, чтобы будущие объекты недвижимости соответствовали требованиям электромобильности с минимальными расходами для всех сторон.
Развитие электротранспорта и в первую очередь системы ЭЗС также может стимулировать внутренний автомобильный туризм в России. Многие города могут быть заинтересованы в снижении нагрузки на экологию и привлечении туристов, использовании экологичного транспорта в курортных и заповедных зонах.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.10.2021 N 2816-р об утверждении перечня инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года Минэкономразвития России является ответственным федеральным органом исполнительной власти за реализацию инициативы (далее - Инициатива).
В рамках реализации Инициативы в 2022-2023 годах были достигнуты следующие результаты:
- произведено более 6,5 тыс. шт. электромобилей;
- введено в эксплуатацию более 800 шт. быстрых зарядных станций;
- создано более 1,2 тыс. рабочих мест;
- в отрасль привлечено более 18 млрд. рублей частных инвестиций;
- в бюджет привлечено более 12 млрд. рублей дополнительных налоговых поступлений.
Реализация Инициативы также способствует росту парка электромобилей в Российской Федерации (по данным МВД России, парк электромобилей с 2021 года увеличился более чем в 2 раза и превысил 40 тыс. штук).
По данным УГИБДД России по Томской области, на территории региона зарегистрировано более 800 транспортных средств, использующих в качестве двигателя электромотор.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.08.2021 N 2290-р была утверждена "Концепция по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в Российской Федерации на период до 2030 года", ключевыми целевыми показателями концепции являются объемы производства электромобилей и строительства новых объектов электрозаправочной инфраструктуры в России.
Концепция предусматривает, что к 2030 году каждый десятый российский автомобиль будет электрическим, а также до 2025 года в РФ будут работать около 3000 "быстрых" ЭЗС.
Кроме того, в Концепции отмечается, что в России наиболее целесообразной является установка двух ЭЗС на расстоянии, не превышающем 100 километров на дорогах общего назначения.
На федеральном уровне принят также ряд иных документов, предусматривающих развитие использования электрического автомобильного транспорта в Российской Федерации, в том числе Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.11.2021 N 3363-р (в части развития электротранспорта) и План мероприятий по реализации Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.06.2021 N 1447-р (в части развития инфраструктуры зарядных станций).
<< Назад |
Приложение >> N 2 |
|
Содержание Постановление Администрации Томской области от 24 апреля 2024 г. N 154а "О внесении изменений в постановление Администрации... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.