Решение Верховного Суда РФ от 2 апреля 2024 г. N АКПИ24-32
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова ОН.,
судей Верховного Суда Российской Федерации Кириллова B.C., Кузьмичева С.И.
при секретаре Елшиной Е.А.
с участием прокурора Русакова И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Хизвера Романа Григорьевича, Пекина Михаила Сергеевича, Кащенко Татьяны Владимировны о признании частично недействующими абзаца третьего пункта 80 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, абзаца четвертого пункта 20, абзаца седьмого пункта 136 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442,
установил:
постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее также - Правила). Нормативный правовой акт опубликован 30 мая 2011 г. в Собрании законодательства Российской Федерации, N 22, ст. 3168, 1 июня 2011 г. - в "Российской газете", N 116.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442 утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии (далее также - Основные положения). Нормативный правовой акт опубликован 4 июня 2012 г. в Собрании законодательства Российской Федерации, N 23, ст. 3008.
В соответствии с пунктом 80 1 Правил определение мест установки приборов учета, установка, поверка и ввод в эксплуатацию приборов учета, проведение контрольных снятий показаний и проверок приборов учета, установленных в отношении жилых домов (домовладений), установка и ввод в эксплуатацию и проведение проверок коллективных (общедомовых) приборов учета осуществляются сетевыми организациями и гарантирующими поставщиками в порядке, предусмотренном Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (абзац третий).
Пункт 20 Основных положений в абзаце четвертом предусматривает, что потребители коммунальной услуги по электроснабжению, которые в соответствии с Правилами не находятся на обслуживании у исполнителей коммунальных услуг в лице управляющих организаций, товариществ собственников жилья либо жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, принимаются на обслуживание гарантирующим поставщиком с даты, установленной для такого принятия уполномоченным органом субъекта Российской Федерации, и вносят плату за потребленную с этой даты электрическую энергию в адрес гарантирующего поставщика. Соответствующие договоры с указанными потребителями коммунальной услуги электроснабжения, в том числе в отсутствие их письменной формы, заключаются в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 136 Основных положений под эксплуатацией прибора учета для целей данного документа понимается выполнение действий, обеспечивающих функционирование прибора учета и (или) иного оборудования, используемых для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), в соответствии с его назначением на всех стадиях его жизненного цикла со дня допуска в эксплуатацию и до выхода из строя, включающих в том числе осмотры прибора учета и (или) иного оборудования, используемых для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), а также техническое обслуживание прибора учета и (или) иного оборудования (при необходимости) и проведение своевременной поверки (абзац седьмой).
Хизвер Р.Г., Пекин М.С., Кащенко Т.В. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании не действующими абзаца третьего пункта 80 1 Правил, абзаца четвертого пункта 20, абзаца седьмого пункта 136 Основных положений в той части, в которой они допускают, что в случаях наступления событий, предусмотренных пунктом 53 Основных положений, а именно в случае расторжения гарантирующим поставщиком договора энергоснабжения с исполнителем коммунальной услуги, гарантирующий поставщик освобождается от исполнения функций по проведению поверочных мероприятий коллективного прибора учета (включая измерительные трансформаторы тока и напряжения в случае, если прибор учета функционирует в виде измерительного комплекса) и указанные функции продолжают возлагаться на лицо, хотя и прекратившее полномочия исполнителя коммунальной услуги, но продолжающее оставаться владельцем измерительного комплекса. По мнению административных истцов, оспариваемые положения нормативных правовых актов в их взаимосвязи являются неопределенными, неясными, содержат формулировки, допускающие неоднозначное толкование, что не соответствует статье 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон о противодействии коррупции).
В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что являются владельцами земельных участков, расположенных на территории садоводческого некоммерческого товарищества (далее - СНТ), и потребителями коммунальной услуги по энергоснабжению. Объем потребления электроэнергии, используемой в целях обслуживания общего имущества СНТ, исчисляется на основании данных коллективного прибора учета, подключенного к сети посредством измерительных трансформаторов тока и напряжения, соединенных между собой по установленной схеме. С 1 марта 2021 г. гарантирующий поставщик в одностороннем порядке расторг договор энергоснабжения с СНТ и принял на обслуживание потребителей, ранее находившихся в ведении последнего. В настоящее время срок поверки измерительных трансформаторов тока и напряжения истек, однако гарантирующий поставщик уклоняется от проведения поверочных мероприятий, ссылаясь на то, что измерительный комплекс принадлежит СНТ, присоединен к сети на основании заверенного им акта разграничения балансовой принадлежности, СНТ обладает необходимой технической документацией, в связи с чем проведение комплекса мероприятий по определению мест установки измерительного комплекса, установке, вводу в эксплуатацию, проведению контрольных снятий показаний и поверок возлагается на него.
Административный ответчик - Правительство Российской Федерации - поручил представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Министерству энергетики Российской Федерации (поручение от 13 февраля 2024 г. N ДГ-П16-4327), в письменных возражениях на административный иск указавшему, что оспариваемые нормативные правовые акты изданы в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствуют законодательству Российской Федерации и не нарушают прав и законных интересов административных истцов.
Административные истцы, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
В судебном заседании представители Правительства Российской Федерации Асланова А.А., Попова О.В. поддержали правовую позицию, изложенную в письменных возражениях, просили отказать в удовлетворении административного иска.
Выслушав сообщение судьи-докладчика Нефедова О.Н., изучив доводы административных истцов, заслушав пояснения представителей административного ответчика, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., полагавшего необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать, проверив оспариваемые нормативные положения на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, а также обеспечивает их исполнение. Акты Правительства Российской Федерации, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации (статья 5 Федерального конституционного закона от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации"). Аналогичные полномочия Правительства Российской Федерации на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов содержались в статье 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".
Частью 4 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение данного кодекса, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 1 статьи 157 ЖК РФ Правительство Российской Федерации устанавливает с учетом положений части 9 данной статьи правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров.
В редакции закона, действовавшей до 24 апреля 2020 г., аналогичные полномочия Правительства Российской Федерации предусматривались частью 1 статьи 157 ЖК РФ.
Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) к полномочиям Правительства Российской Федерации относит утверждение основных положений функционирования розничных рынков, правил организации учета электрической энергии на розничных рынках (пункты 1 и 2 статьи 21).
Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 утверждены Правила, а постановлением от 4 мая 2012 г. N 442 утверждены Основные положения.
Пунктом 80 1 Правила дополнены постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2020 г. N 950, размещенным 2 июля 2020 г. на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://www.pravo.gov.ru), опубликованным 6 июля 2020 г. в Собрании законодательства Российской Федерации, N 27, ст. 4236.
Оспариваемые нормативные правовые акты изданы Правительством Российской Федерации в пределах предоставленных законом полномочий с соблюдением формы и порядка введения в действие. Порядок принятия и опубликования нормативных правовых актов соблюден. Данные обстоятельства ранее установлены вступившими в законную силу решениями Верховного Суда Российской Федерации, в том числе в отношении Правил - от 26 июля 2022 г. N АКПИ22-310, от 4 октября 2022 г. N АКПИ22-651, от 14 марта 2023 г. N АКПИ23-25, от 25 апреля 2023 г. N АКПИ23-141, от 19 сентября 2023 г. N АКПИ23-599, в отношении Основных положений - от 5 сентября 2023 г. N АКПИ23-413, и не оспариваются административными истцами.
Доводы административных истцов о неопределенности оспариваемых нормативных положений, а также их несоответствии статье 1 Закона о противодействии коррупции являются несостоятельными, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 80 Правил предусмотрено, что учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.
Под гарантирующим поставщиком электрической энергии (гарантирующим поставщиком) в абзаце двадцать девятом статьи 3 Закона об электроэнергетике понимается коммерческая организация, которой в соответствии с законодательством Российской Федерации присвоен статус гарантирующего поставщика, которая осуществляет энергосбытовую деятельность и обязана в соответствии с данным федеральным законом заключить договор энергоснабжения, договор купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от своего имени или от имени потребителя электрической энергии и в интересах указанного потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию.
Согласно абзацу первому пункта 5 статьи 37 Закона об электроэнергетике коммерческий учет электрической энергии (мощности) на розничных рынках и в целях оказания коммунальных услуг по электроснабжению обеспечивают гарантирующие поставщики и сетевые организации с применением приборов учета электрической энергии в соответствии с правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, установленными в соответствии с жилищным законодательством, правилами организации учета электрической энергии на розничных рынках, в том числе посредством интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности).
Гарантирующие поставщики в ходе обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках и для оказания коммунальных услуг по электроснабжению обязаны осуществлять приобретение, установку, замену, допуск в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, а также нематериальных активов, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), в отношении многоквартирного дома и помещений в многоквартирных домах, электроснабжение которых осуществляется с использованием общего имущества, при отсутствии, выходе из строя, истечении срока эксплуатации или истечении интервала между поверками приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, которые используются для коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе не принадлежащих гарантирующему поставщику, а также последующую их эксплуатацию (абзац третий пункта 5 статьи 37 Закона об электроэнергетике).
Абзацем четвертым пункта 5 статьи 37 Закона об электроэнергетике аналогичные обязанности возложены на сетевые организации в отношении непосредственно или опосредованно присоединенных к принадлежащим им на праве собственности или ином законном основании объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии (мощности), приобретающих электрическую энергию на розничных рынках, объектов по производству электрической энергии (мощности) на розничных рынках и объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам.
Таким образом, законодателем предусмотрено распределение обязанностей субъектов электроэнергетики в части обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках, при котором гарантирующий поставщик является лицом, ответственным за обеспечение коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе в части эксплуатации приборов учета, а сетевые организации ответственны за коммерческий учет электрической энергии (мощности) в отношении непосредственно или опосредованно присоединенных к принадлежащим им объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств.
Кроме того, абзацем десятым пункта 5 статьи 37 Закона об электроэнергетике установлено, что субъекты электроэнергетики, потребители электрической энергии (мощности) и иные владельцы приборов учета электрической энергии не вправе препятствовать обеспечению коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе использованию для этих целей данных, получаемых с использованием принадлежащих им приборов учета электрической энергии, и контролю за осуществлением коммерческого учета электрической энергии (мощности), включая проверку приборов учета электрической энергии, установленных в границах объектов, принадлежащих субъектам электроэнергетики или потребителям электрической энергии (мощности) на праве собственности или ином законном основании.
Абзац третий пункта 80 1 Правил является бланкетной нормой и отсылает к Основным положениям, абзацем четвертым пункта 20 которых установлен критерий для принятия на обслуживание потребителей коммунальной услуги в границах зоны деятельности гарантирующего поставщика - отсутствие заключенных договоров с иными исполнителями коммунальных услуг.
Вместе с тем Основные положения в пункте 53 помимо права гарантирующего поставщика на односторонний отказ от исполнения договора предусматривают также обязанность последнего по приему на обслуживание потребителей коммунальных услуг в случае расторжения договора с исполнителем коммунальных услуг.
Вопреки доводам административных истцов, абзац третий пункта 80 Правил, абзац четвертый пункта 20 и абзац седьмой пункта 136 Основных положений не регулируют порядок поверки коллективных приборов учета, находящихся в собственности исполнителя коммунальной услуги, в случае расторжения с ним гарантирующим поставщиком договора энергоснабжения.
Согласно разъяснению, данному в пункте 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо выяснять, является ли оно определенным.
Оспариваемые положения, в том числе абзац седьмой пункта 136 Основных положений, определяющий понятие эксплуатации прибора учета для целей данного нормативного правового акта, соответствуют положениям статьи 37 Закона об электроэнергетике, по своему содержанию не допускают неоднозначного толкования и какой-либо правовой неопределенности в части их применения не содержат.
Закон о противодействии коррупции, на несоответствие которому оспариваемых норм ссылаются административные истцы, устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений (преамбула). В статье 1 названного федерального закона приведены основные понятия, используемые для целей этого федерального закона, при этом указанные законоположения не регулируют правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии, имеют иной предмет правового регулирования.
Доводы административных истцов фактически сводятся к несогласию с действиями гарантирующего поставщика, что не может служить основанием для удовлетворения административного иска. Проверка таких действий не входит в предмет судебного контроля по настоящему административному делу. Действия и решения гарантирующего поставщика административные истцы вправе оспорить в общем порядке.
Поскольку нормативные правовые акты в оспариваемой части соответствуют нормативным правовым актам большей юридической силы, прав и законных интересов административных истцов в упоминаемых ими аспектах не нарушают, то в удовлетворении заявленных требований следует отказать на основании пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Хизвера Романа Григорьевича, Пекина Михаила Сергеевича, Кащенко Татьяны Владимировны о признании частично недействующими абзаца третьего пункта 80 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, абзаца четвертого пункта 20, абзаца седьмого пункта 136 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья Верховного Суда Российской Федерации |
О.Н. Нефедов |
Судьи Верховного Суда Российской Федерации |
B.C. Кириллов |
|
С.И. Кузьмичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 2 апреля 2024 г. N АКПИ24-32
Опубликование:
-
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 13 июня 2024 г. N АПЛ24-216 настоящее решение оставлено без изменения