Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 17 апреля 2024 г. N 66-ИКАД24-4-А5
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б., судей Горчаковой Е.В. и Кузьмичева С.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Регионального отделения в Иркутской области Политической партии "Российская партия свободы и справедливости" на решение Иркутского областного суда от 1 сентября 2023 года и апелляционное определение Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 7 сентября 2023 года по административному делу N За-123/2023 по административному исковому заявлению Регионального отделения в Иркутской области политической партии "Российская партия свободы и справедливости" об отмене регистрации Сарсенбаева Евгения Сейтовича, выдвинутого Иркутским областным отделением политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" в составе областного списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвёртого созыва по одномандатному избирательному округу N 8.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения представителя Регионального отделения в Иркутской области Политической партии "Российская партия свободы и справедливости" Прокофьева М.А., поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скибенко С.А., полагавшей, что судебные акты подлежат оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
7 июня 2023 года постановлением Законодательного Собрания Иркутской области на 10 сентября 2023 года назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвёртого созыва.
Постановлением избирательной комиссии Иркутской области от 27 июля 2023 года N 14/156 зарегистрирован областной список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвёртого созыва, выдвинутый Иркутским областным отделением политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации", в который в региональную группу N 8 включён Сарсенбаев Е.С. (одномандатный избирательный округ N 8).
3 августа 2023 года постановлением избирательной комиссии Иркутской области зарегистрирован областной список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвёртого созыва, выдвинутый Региональным отделением в Иркутской области Политической партии "Российская партия свободы и справедливости".
Региональное отделение в Иркутской области Политической партии "Российская партия свободы и справедливости" обратилось в суд с административным исковым заявлением об отмене регистрации Сарсенбаева Е.С., указав на то, что зарегистрированным кандидатом в нарушение норм действующего избирательного законодательства не произведено отчуждение иностранных финансовых инструментов (ценных бумаг и цифровых финансовых активов), собственником которых он является.
Решением Иркутского областного суда от 1 сентября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 7 сентября 2023 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Региональное отделение в Иркутской области политической партии "Российская партия свободы и справедливости" просит решение суда и апелляционное определение отменить.
В соответствии с частью 1 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли или могут повлиять на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на неё, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что судами такие нарушения допущены не были.
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Пунктом 3 3 статьи 33 названного закона установлено, что при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации кандидат обязан к моменту представления документов, необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов, закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов. При этом понятие "иностранные финансовые инструменты" используется в значении, определённом Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".
Аналогичные требования содержатся в части 4 статьи 39 Закона Иркутской области от 6 апреля 2011 года N 18-ОЗ "О выборах депутатов законодательного собрания Иркутской области".
Согласно пункту 1 6 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации кандидат представляет в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидатов, списков кандидатов, вместе с иными документами, необходимыми для регистрации кандидата, письменное уведомление о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами.
Из материалов дела следует, что 18 июля 2023 года уполномоченным представителем Иркутского областного отделения Политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" в избирательную комиссию Иркутской области представлены документы и сведения для регистрации областного списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвёртого созыва. В числе прочих документов приобщены сведения о размере и об источниках дохода кандидата Сарсенбаева Е.С., а также о его имуществе, принадлежащем на праве собственности (в том числе совместной собственности), включая сведения о вкладах в банках, ценных бумагах, а также подписанное Сарсенбаевым Е.С. уведомление от 14 июля 2023 года о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами.
17 июля 2023 года в избирательную комиссию Иркутской области уполномоченным представителем Иркутского областного отделения Политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" представлены сведения об изменениях в сведениях о каждом кандидате из областного списка кандидатов, в частности уточнены и дополнены сведения о кандидате Сарсенбаеве Е.С.
Так, сведения о размере и об источниках доходов кандидата Сарсенбаева Е.С., а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о счетах, вкладах в банках, ценных бумагах в разделе "иные ценные бумаги" дополнены следующей информацией: "инвестиционный пай, ООО "Управляющая компания "Альфа-Капитал", ..., город Москва, улица Садовая-Кудринская, дом 32, строение 1, ... штук, 103,89 руб.".
В силу положений статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательная комиссия обращается о проверке выполнения требований, предусмотренных пунктом 3 3 данной статьи, в соответствующие органы, учреждения и организации (пункт 6).
Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации при проведении проверки достоверности сведений, представленных кандидатами, в том числе полученных от иных избирательных комиссий, запрашивают у держателей реестра и депозитариев имеющиеся у них сведения о ценных бумагах, принадлежащих кандидатам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, сведения о ценных бумагах, принадлежащих супругам и несовершеннолетним детям кандидатов (пункт 6 3).
В соответствии с пунктом 1 Указания Центрального банка Российской Федерации от 5 мая 2016 года N 4012-У избирательные комиссии субъектов Российской Федерации при проведении проверки достоверности сведений, представленных кандидатами, в том числе полученных от иных избирательных комиссий, в целях формирования запросов о предоставлении сведений используют Государственную автоматизированную систему Российской Федерации "Выборы".
Как установлено судами и видно из материалов дела, по результатам проверки достоверности сведений о кандидатах с использованием Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" избирательная комиссия Иркутской области 31 июля 2023 года получила информацию от участников финансового рынка о том, что у Сарсенбаева Е.С. по состоянию на 1 июня 2023 года отсутствовали иностранные финансовые инструменты.
11 июля 2023 года Сарсенбаев Е.С. обратился в АО "Альфа-Банк" с заявлением о расторжении Генерального соглашения от 1 ноября 2019 года, закрытии всех счетов и счетов депо, открытых в рамках указанного соглашения.
Таким образом, на дату регистрации 27 июля 2023 года выдвинутого Иркутским областным отделением Политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области (в том числе Сарсенбаева Е.С.) избирательная комиссия не располагала сведениями о владении кандидатом иностранными финансовыми инструментами.
31 августа 2023 года на запрос суда Центральная избирательная комиссия Российской Федерации сообщила, что сведений об открытии Сарсенбаевым Е.С. или о наличии у него счетов (вкладов), хранении наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, о владении и (или) пользовании иностранными финансовыми инструментами по состоянию на 1 июня, 27 июля и 30 августа 2023 года не имеется.
Кроме того, в указанном ответе Центральная избирательная комиссия Российской Федерации обратила внимание на то, что в числе акций и ценных бумаг, имевшихся у административного ответчика по состоянию на 1 июня 2023 года, указаны 80 инвестиционных паев БПИФ рыночных финансовых инструментов "Альфа-Капитал Управляемые облигации". Данной ценной бумаге присвоен код типа ценной бумаги (вида финансового инструмента - "SHS8" (паи, акции инвестиционных фондов - резидентов), и она не относится к числу иностранных финансовых инструментов.
Согласно сведениям с официального сайта Национального расчётного депозитария (www.isin.ru) Открытый паевой инвестиционный фонд рыночных финансовых инструментов "Первая - Фонд Российских акций" (ISIN - RU000A0EQ3R3) в соответствии с кодом акций относится к российскому финансовому инструменту, управляющая компания АО УК "Первая", по информации из выписки из ЕГРЮЛ от 31 августа 2023 года, не имеет в составе учредителей иностранных лиц.
При таких данных суды сделали правильный вывод об отсутствии у Сарсенбаева Е.С. ценных бумаг, подпадающих под понятие иностранных финансовых инструментов.
В силу пункта 7 части 2 статьи 1 Федерального закона от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами" под иностранными финансовыми инструментами понимаются цифровые финансовые активы, выпущенные в информационных системах, организованных в соответствии с иностранным правом, и цифровая валюта.
Часть 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает общее правило распределения бремени доказывания по административным делам - о том, что лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, - и тем самым конкретизирует принцип состязательности и равноправия сторон, составляющий одну из основ административного судопроизводства (статья 14 данного кодекса).
Таким образом, приведённая норма возлагает на стороны по административному делу обязанность самостоятельно искать, добывать и представлять в суд доказательства, на которые они ссылаются как на основания своих требований. В то же время суд не лишён возможности при выдвижении административным истцом дополнительных оснований административного иска принять во внимание их правовую обоснованность и подтвержденность допустимыми и относимыми доказательствами и с учётом этого решить вопрос о необходимости истребования доказательств (пункт 4.3 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20 января 2021 года N 2-П).
Из материалов дела следует, что после подачи административного иска в суд административный истец дополнил заявленные требования указанием на наличие у Сарсенбаева Е.С. аккаунта и счёта на платформе цифровых активов (криптобиржа) Binance. Однако доказательства, подтверждающие данные обстоятельства, не представил.
Поскольку утверждения о наличии у административного ответчика цифровых финансовых активов и цифровых валют основаны исключительно на предположениях административного истца, судом первой инстанции отклонены его доводы о том, что такая информация может быть получена по судебному запросу в службу поддержки криптобиржи Binance после установления всех телефонных номеров, принадлежащих Сарсенбаеву Е.С.
Кроме того, судом отмечено, что допустимым доказательством по данному административному делу является представленная информация, полученная Центральной избирательной комиссией Российской Федерации с использованием комплекса средств автоматизации ГАС "Выборы", обеспечивающих достоверность получаемой информации, поскольку иные информационные ресурсы, в том числе принадлежащие иностранным финансовым институтам, в числе которых платформа цифровых активов Binance, не обеспечивают необходимое состояние защищённости информации от несанкционированного к ней доступа, не гарантируют достоверность сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и передачи такой информации, а также не исключают вмешательство в выборный процесс со стороны иностранных государств и их институтов.
С учётом изложенного, оценив доказательства, представленные сторонами по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, проверив доводы лиц, участвующих в деле, на соответствие фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права, Иркутский областной суд пришёл к верным выводам о соблюдении Сарсенбаевым Е.С. требований избирательного законодательства и об отсутствии оснований для отмены его регистрации кандидатом в депутаты.
Указание в кассационной жалобе на другое административное дело, по которому суды, исследовав в числе прочего информацию, полученную с платформы цифровых активов Binance и обозрев страницу с данного сайта, отменили регистрацию кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвёртого созыва Прокофьева М.А., установив, что он владеет иностранными финансовыми инструментами - криптовалютой, не может повлечь отмену принятых по настоящему делу судебных актов, поскольку сделанные по названному делу выводы судов основаны на конкретных обстоятельствах и представленных доказательствах, не аналогичных обстоятельствам настоящего дела.
Согласно части 1 статьи 65 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, которые признаны стороной и на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, принимаются судом в качестве фактов, не требующих дальнейшего доказывания.
В ходе рассмотрения указанного выше административного дела Прокофьев М.А. подтвердил наличие у него иностранных финансовых инструментов, в числе которых криптовалюта, подав в суд в порядке статьи 65 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации соответствующее заявление и приложив к нему сведения с платформы цифровых активов Binance.
Кассационная жалоба не содержит ссылок на предусмотренные частью 1 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Иркутского областного суда от 1 сентября 2023 года и апелляционное определение Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 7 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Регионального отделения в Иркутской области Политической партии "Российская партия свободы и справедливости" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Кузьмичев С.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 17 апреля 2024 г. N 66-ИКАД24-4-А5
Опубликование:
-