Материальные компенсации потерпевшим от террористических
актов по законодательству Франции, Италии и Испании
Проблема, которая неизбежно возникает в связи с совершением террористических преступлений, заключается в защите потерпевших от их последствий, в частности - в компенсации за причиненный им материальный вред. Этой проблеме уделяется большое внимание. Достаточно вспомнить дискуссии, развернувшиеся в российских СМИ по вопросу о том, кто и как должен возмещать ущерб потерпевшим от террористического акта, совершенного в Москве на Дубровке.
Что нужно делать в подобных ситуациях, законодатели ряда стран стали задумываться не именно в связи с совершением террористических актов, а гораздо раньше и по более общему поводу: в течение последнего десятилетия разработаны и приняты законы, определяющие способы и формы выплаты материальной компенсации лицам, пострадавшим от общеуголовных преступлений.
С развитием как экономических, так и политических связей между государствами проблемы, связанные с выплатами за нанесенный преступлениями ущерб, нередко становятся международными. В связи с этим 24 ноября 1983 г. была принята Европейская конвенция по возмещению ущерба жертвам насильственных преступлений*(1). Кроме того, вопрос о выплате компенсаций потерпевшим рассматривался и на Европейской конференции министров по вопросам борьбы с терроризмом, состоявшейся в ноябре 1986 г. в Страсбурге*(2).
Следует отметить, что принимаемые законы, непосредственно регулирующие процедуру выплаты материальной компенсации потерпевшим от действий террористов, как правило, разрабатывались на основе и с учетом опыта применения уже существующих законов. Так, во Франции Закону от 9 сентября 1986 г. N 86-1020 "О борьбе с терроризмом и с посягательствами на государственную безопасность", Декрету от 15 октября 1986 г. N 86-1111 "О возмещении потерпевшим убытков, причиненных им террористическими актами", Закону от 30 декабря 1986 г. N 86-1322 (внесшему изменения в некоторые положения УПК Франции и дополнения в Закон "О борьбе с терроризмом"*(3) предшествовали Закон от 3 января 1977 г. N 77-5 "О возмещении ущерба за телесный вред, причиненный потерпевшим преступлением", Закон N 81-82 от 2 февраля 1981 г. "Об усилении безопасности и защиты свободы личности", Закон от 8 июля 1983 г. N 83-608 "Об усилении защиты жертв преступлений". Все названные законы в той или иной мере касаются выплат компенсаций за материальный ущерб потерпевшим от террористических преступлений, включая условия и порядок таких выплат.
Регулирование вопросов выплаты материальной компенсации в таких странах, как вышеупомянутая Франция, Италия и Испания, представляет особый интерес, поскольку они уже длительное время ведут активную борьбу с терроризмом и имеют богатый законодательный и практический опыт в деле урегулирования материальной компенсации потерпевшим.
Основная роль в решении этого вопроса во Франции, по мнению ряда юристов, должна отводиться государству, так как "государство, которое запрещает личную месть и которое обязуется поддерживать общественный порядок, обязуется тем самым возмещать ущерб потерпевшему, поскольку оно не обеспечило ему надлежащей защиты от преступления"*(4). Забота государства о потерпевших от преступления вытекает не только из его обязанности защищать своих граждан от любого вида посягательств, но и из положений ст.17 Декларации прав человека и гражданина 1789 г., согласно которой "собственность есть право неприкосновенное и священное, никто не может быть лишен ее иначе, как в случае установленной законом явной общественной необходимости и при условии справедливого и предварительного возмещения"*(5).
Такие обязательства содержатся в законах, принятых во Франции за период с 1986 по 1995 гг. Рассмотрим те из них, которые, на наш взгляд, определили способы и формы материальной компенсации потерпевшим от террористических актов.
Одним из первых таких актов является Закон от 9 сентября 1986 г. N 86-1020 "О борьбе с терроризмом и посягательствами на государственную безопасность", ст.9 которого посвящена исключительно потерпевшим от террористических актов и вопросам выплаты им ущерба, причиненного терроризмом. Существенным дополнением к Закону стал Декрет N 86-1111 "О возмещении потерпевшим убытков, причиненных им террористическими актами", принятый 15 октября того же года. При анализе указанных актов нельзя не отметить усиления прав потерпевших от преступлений, в том числе и террористических; государство же в определенных случаях (при вынесении судом оправдательного приговора по делам о неосторожных убийствах или телесных повреждениях, неплатежеспособности обвиняемого и др.) выступает должником по отношению к пострадавшему от преступления лицу.
Способы возмещения причиненного вреда бывают различными. В основном это - гарантия выплаты при причинении телесного повреждения; при любых преступлениях, но только при условии, что потерпевший находится в тяжелом материальном положении и сам не спровоцировал преступление. Субъектами, которые занимаются выплатой ущерба, могут быть либо административные органы (страховые компании или агентства, предприятия, ответственные за преступление), либо суды, где создаются специальные комиссии, либо гарантийные фонды, учрежденные специально для этих целей.
Франция пошла по пути создания гарантийного фонда, целью которого является выплата компенсаций потерпевшим от террористического акта. Так, согласно ст.9-1 Закона N 86-1020, потерпевшим от террористических актов, совершенных на территории страны, а также французским гражданам, проживающим как во Франции, так и за ее пределами, но зарегистрированным во французском консульстве, возмещается ущерб за счет Гарантийного фонда. Такая выплата возможна, если преступление является террористическим и включено в перечень преступлений, который содержится в ст.1 Закона N 86-1020.
Гарантийный фонд наделен по закону гражданской правосубъектностью и пополняется за счет ежемесячных процентных отчислений страховых предприятий или агентств с суммы взносов по договорам страхования имущества (сумма, подлежащая отчислению, ежегодно пересматривается и утверждается министром экономики и финансов; например, на 1998 год она составила 20 франков с контракта)*(6), а также за счет общественных пожертвований. После выплаты потерпевшему компенсации к фонду переходят его права на взыскание в регрессном порядке с виновного причиненных убытков.
Для того чтобы эта компенсация была выплачена, потерпевший или - в случае его смерти - наследники или их законные представители должны подать в Гарантийный фонд заявление. В месячный срок с момента подачи такого заявления фонд делает разовые или неоднократные денежные отчисления в счет будущих выплат потерпевшему, наследникам или их законным представителям. Гарантийный фонд должен предоставить потерпевшему материальную компенсацию в трехмесячный срок с момента, когда фонд получил подтверждение о причиненном ущербе.
Заинтересованная в выплате материальной компенсации сторона имеет право, в случае отказа фонда в такой выплате, предъявить ему иск. Срок для подачи иска определяется положениями ст.2270-1 ГК Франции и составляет десять лет.
Если статья 9 Закона N 86-1020 только определила орган, который занимается выплатой потерпевшим от преступлений, в том числе и террористических, материальной компенсации, то Декрет N 86-1111 подробным образом регулирует вопросы организации и деятельности Гарантийного фонда. Следует отметить, что этот Декрет является первым нормативным актом, с принятием которого потерпевшие от преступлений стали менее зависимыми от хода расследования, так как до его принятия вопрос о выплате иногда рассматривался только после вынесения приговора по уголовному делу, а также от имущественного положения преступника. Поскольку государство, согласно этому Декрету, взяло на себя обязательство полной или частичной выплаты компенсации, считаем целесообразным рассмотреть его положения более подробно.
Фонд, который возмещает потерпевшим от преступлений убытки, управляется административным советом, в состав которого входят: председатель, назначаемый совместным приказом министра экономики и финансов и министром юстиции из числа работающих или почетных членов Государственного совета, имеющих звание государственного советника, или из числа почетных членов Кассационного суда; шесть членов, представляющих предприятия по страхованию от убытков и назначаемых приказом министра экономики и финансов; трое членов, выражающих интересы потерпевших от террористических преступлений, совершенных во Франции или за границей, и назначаемых приказом министра юстиции совместно с министром иностранных дел; три члена из числа членов национального страхового совета, которые представляют страхователей и назначаются приказом министра экономики и финансов.
Декретом N 89-800 "О внесении изменений в ст.R.422-1, R.422-6 и R.422-8 Кодекса страхования, касающихся состава Гарантийного фонда по возмещению ущерба потерпевшим от террористических актов", принятым 27 октября 1989 г.*(7), был изменен состав административного совета. В состав совета, помимо перечисленных лиц, теперь входят: представитель министра экономики и финансов, представитель министра юстиции, представитель министра внутренних дел, представитель министра социального обеспечения. Членом административного совета может быть только действительный или почетный член Кассационного суда, имеющий звание советника или генерального адвоката (он является помощником генерального прокурора). Ранее в состав административного совета включались члены Кассационного суда, не являющиеся советниками генерального прокурора. Вместо трех сотрудников национального страхового совета, которые представляют страхователей, в состав совета включается специалист по страхованию, назначаемый приказом министра экономики и финансов.
Председатель и все члены административного совета назначаются на три года с последующим переизбранием. В случае открытия вакансии на освободившееся место на тех же условиях, что и предшественник, на оставшийся срок избирается новый член совета.
Заседания административного совета проводятся по предложению председателя с такой периодичностью, какую требуют интересы потерпевших, но не реже одного раза в три месяца. Решения, принятые административным советом, должны быть исполнены в двухнедельный срок с момента их принятия, если правительственный комиссар не делает по поводу этого решения никакого заявления. Однако отведенный на выполнение решения срок может быть продлен еще на пять дней в случае, если оно не содержит обязательств по финансированию Гарантийного фонда.
Как нетрудно убедиться, в руководство Гарантийным фондом вовлекается большое число представителей как государственных органов, так и частных лиц. Гарантийный фонд в ходе своей работы прибегает к помощи различных лиц и организаций. Так, в случае совершения террористического акта Гарантийный фонд информируется прокурором (если преступление совершено на территории Франции) или дипломатическими службами (если оно совершено за пределами страны) об обстоятельствах террористического акта, а также о потерпевших. Сотрудники Гарантийного фонда оказывают потерпевшим всестороннюю помощь в составлении заявления о возмещении ущерба, помогают определить его размер (ст.R.422-6 и R.422-8 Кодекса страхования).
Очевидно, что с принятием этих нормативных актов положение потерпевших от уголовных преступлений значительно улучшилось. Но не следует полагать, что выплата будет безусловно произведена в течение указанного Законом срока (три месяца) после подачи потерпевшим заявления. Согласно Декрету N 86-1111 потерпевший должен отвечать определенным критериям для того, чтобы ему был возмещен ущерб. Основанием для рассмотрения комиссией вопроса о выплате компенсации является заявление с просьбой об этом, которое потерпевшие или лица, имеющие право на компенсацию, подают в Гарантийный фонд. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что ущерб явился результатом террористического акта, совершенного на французской территории, и причинен французским гражданам, проживающим как во Франции, так и за ее пределами, но зарегистрированным во французском консульстве.
Заявитель, кроме того, должен представить в Гарантийный фонд полное подтверждение ущерба, компенсации которого он требует. В случае необходимости медицинского обследования, которое проводится по ходатайству Гарантийного фонда с целью подтверждения телесного повреждения, потерпевший должен быть о нем извещен за две недели до даты его проведения. В состав медицинской комиссии может входить также и врач, приглашенный обследуемым. Заключение о медицинском обследовании в 20-дневный срок направляется в Гарантийный фонд, потерпевшему и - в случае необходимости - присутствовавшему на медицинском обследовании врачу, который был приглашен.
Хотя законы 1986 года, затрагивающие вопросы выплаты компенсации, и содержат несколько затянутую процедуру ее выплаты (доказывание наличия вреда и его размера, проведение обследований и т.п.), тем не менее они предоставляют, на наш взгляд, потерпевшим определенную гарантию того, что государство не оставит их один на один с проблемой получения компенсации за причиненный им преступлением ущерб.
Принятый французским законодателем способ выплаты ущерба существенным образом облегчил положение потерпевшего. Принятие решения о выплате ему компенсации уже не зависит от успеха следственных органов в расследовании преступления, от материального положения преступника, которого нужно задержать и который еще должен предстать перед судом. Иными словами, обязанность выплаты ущерба с принятием этих законов, особенно Декрета от 15 октября 1986 г., перекладывается на плечи государства. Но французские юристы, в частности профессор права и общественных наук университета в г. Пуатье П. Куврат, считают, что не следует останавливаться на достигнутом: методы компенсации потерпевшим должны постоянно развиваться и вопросы ее выплаты необходимо решать вне уголовного процесса, который в конечном счете должен существовать исключительно для преследования и наказания преступника*(8).
По-видимому, способы выплаты компенсаций за причиненный преступлениями ущерб во Франции и в дальнейшем будут совершенствоваться, но существенное значение для поддержки потерпевших, в том числе и от террористических актов - это внимание к ним со стороны различных общественных организаций и других организаций, создаваемых в их защиту.
В Италии законодатель в своей законотворческой работе по борьбе с терроризмом не обходит стороной и вопрос о материальной компенсации потерпевшим. Одним из последних актов в этой области является Закон N 302/1990 "О покровительстве потерпевшим от терроризма и организованной преступности". Следует отметить, что на основании данного Закона размер денежной компенсации потерпевшим от террористического акта вырос со 100 млн лир, предусмотренных прежним Законом N 466/1980, до 150 млн лир.
Закон N 302/1990 носит процессуальный характер и предусматривает изменения некоторых норм Уголовно-процессуального кодекса Италии именно в той части, которая касается потерпевших.
Согласно ст.1 Закона право на компенсацию имеет любое лицо, не являющееся соучастником или исполнителем преступления, получившее постоянную инвалидность и утратившее трудоспособность не менее чем на четверть, вследствие совершения террористических актов на территории Италии. Степень инвалидности определяется в процентах потери общей трудоспособности. Размер денежной компенсации, согласно ст.12 УПК, теперь зависит от степени инвалидности и может доходить до 150 млн лир.
Компенсация предоставляется по письменному заявлению потерпевшего либо по устному, в случае очевидности преступления, то есть при наличии очевидцев его совершения. Гражданин Италии, получивший постоянную инвалидность с потерей трудоспособности в размере 2/3 от общей трудоспособности, имеет право выбрать вместо разовой компенсации, размер которой может составлять 150 млн лир, пожизненное обеспечение, соразмерное с полученной степенью инвалидности в размере 12 тыс. лир в месяц за каждый процент потерянной трудоспособности (ст.3 Закона N 302/1990).
Для такого случая ст.5 Закона установила следующие размеры пожизненной денежной компенсации:
- 600 тыс. лир ежемесячно, при условии, что размер каждой из выплат не должен превышать суммы денежной компенсации, предусмотренной при потере общей трудоспособности на треть;
- 375 тыс. лир ежемесячно, при этом установленный размер не должен превышать величины денежной компенсации, выплачиваемой при потере четверти или одной пятой части общей трудоспособности;
- 300 тыс. лир ежемесячно, причем данная сумма не должна превышать суммы денежной компенсации, выплачиваемой при потере более одной пятой части общей трудоспособности.
Размер компенсаций, устанавливаемый в соответствии с положениями данного Закона, не зависит от состояния итальянской экономики, но может быть пересмотрен в случае изменения денежного курса в стране в пропорции, равной проценту инфляции за отчетный год.
Срок подачи заявления заинтересованным лицом о выплате денежной компенсации равен двум годам с момента фактического причинения ущерба. В случае отказа органа, назначающего выплату денежной компенсации, заинтересованное лицо может подать в суд (самостоятельно или через адвоката) исковое заявление об удовлетворении своих требований.
При рассмотрении искового заявления суд определяет, явились ли полученные истцом травмы результатом террористического акта; степень их тяжести; является ли лицо в случае смерти жертвы ее правопреемником. Приняв во внимание все эти обстоятельства, суд выносит или положительное для истца решение или отказывает ему в удовлетворении его требований.
В случае смерти или невозможности получения денежной компенсации потерпевшим от террористического акта право на ее получение или ходатайства о ее получении переходит к родственникам, являющимся наследниками жертвы, то есть к супругу либо к лицу, находящемуся на иждивении жертвы на момент гибели не менее трех лет. Размер компенсации в этом случае составляет 150 млн лир. При получении денежной компенсации в случае потери не менее 80 процентов общей трудоспособности потерпевшие имеют право на конфиденциальность ее получения. Кроме того, за ними закрепляется право (как и в случае, предусмотренном положением ст.3 Закона N 302/1990) отказаться от разовой выплаты денежной компенсации, отдав предпочтение выплате в рассрочку пожизненной компенсации.
Одной из существенных льгот, предоставляемой указанным Законом лицу, пострадавшему от террористического акта, является право получения им бесплатного медицинского полиса (ticket sanitaria).
В Испании наряду с законами, направленными на предотвращение терроризма и борьбу с ним, а также предусматривающими уголовную ответственность виновных в совершении террористических актов лиц, законодатель принял ряд нормативных актов, направленных на защиту нарушенных такими актами прав потерпевших. В частности, в Законе от 26 декабря 1984 г. "О борьбе с вооруженными бандами и террористическими элементами" гл.4 была посвящена вопросам возмещения потерпевшим убытков, полученных в результате совершенных террористических актов. Положения этой главы были существенным образом расширены Королевским Указом от 28 октября N 1311/1998 "О регулировании возмещения убытков жертвам вооруженных бандитских формирований и террористических элементов". Данный Указ внес изменения в Органический закон от 26 декабря N 9/1984 "О борьбе с вооруженными бандитскими формированиями и террористическими элементами" в части возмещения ущерба потерпевшим. Он развивает статью п.2 55-2 Конституции Испании, реализуя мандат, предусмотренный в п.1 ст.64 Закона от 23 декабря N 33/1987 "О генеральном бюджете государства", которым правительство уполномочивается установить соответствующие нормативы для обеспечения надлежащих условий по возмещению убытков за полученные телесные повреждения в результате преступных действий вооруженных бандитских формирований или террористических элементов.
Согласно положениям ст.1 Указа материальная компенсация предусмотрена и для случайных лиц, которым были нанесены телесные повреждения в результате действий, совершенных вооруженными бандитскими формированиями или террористическими элементами. Материальная компенсация выплачивается в случае, если такое лицо получило травмы. Если в результате совершенных действий наступила смерть, право на материальную компенсацию имеют супруг(а), дети жертвы или любое иное лицо, состоящее в родстве с жертвой. Если у жертвы после смерти остались супруг(а), дети и родители, то материальная компенсация делится на две части, одна из которых передается супругу(е), другая делится между детьми и родителями жертвы. В случае отсутствия супруга, детей или родителей, компенсацию получают братья или сестры, жившие вместе с жертвой, экономически зависевшие от нее и не обладающие достаточными средствами к существованию (ст.2 Указа).
Для получения материальной компенсации Указом предусматриваются условия, при наличии которых у потерпевшего или его законных представителей возникает на нее право. Они должны доказать, что материальный ущерб, телесные повреждения, результатом которых явилась временная или полная нетрудоспособность, возникли в результате действий, совершенных вооруженными бандитскими формированиями или террористическими элементами, а также на основании медицинского освидетельствования, подтверждающего наличие вреда здоровью. Степень тяжести полученных телесных повреждений устанавливается на основании критериев, выработанных органами социального страхования. При этом общая сумма материальной компенсации соотносится с минимальной заработной платой и зависит от тяжести полученного телесного повреждения и равняется:
- 30 месячным окладам в случае кратковременной нетрудоспособности;
- 50 месячным окладам в случае длительной нетрудоспособности;
- 70 месячным окладам при абсолютной нетрудоспособности;
- 93 окладам, если преступление повлекло инвалидность жертвы.
Во всех случаях, закончившихся летальным исходом, компенсация составляет 107 месячных окладов.
Размер материальной компенсации увеличивается на 20 минимальных размеров оплаты труда, если у потерпевшего имеются несовершеннолетние или совершеннолетние, но недееспособные дети. Кроме того, с учетом особых профессиональных и семейных обстоятельств размер выплаты может быть увеличен в 30-100 раз.
В случае отказа потерпевшему или законному заинтересованному лицу в выплате материальной компенсации его можно обжаловать в течение одного года. Этот срок подлежит продлению, если потерпевшее лицо в силу своего физического состояния не смогло вовремя подать жалобу на отказ в выплате. В этом случае срок продлевается на длительность периода излечения от полученных в результате террористических действий травм.
А.А. Меньших,
старший научный сотрудник отдела
зарубежного законодательства ИЗиСП,
кандидат юридических наук
"Журнал российского права", N 12, декабрь 2003 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Сб. документов Совета Европы в области защиты прав человека и борьбы с преступностью. М.: Спарк, 1998. С.81-85.
*(2) См.: M.P. de Liege. Victimes, victimologie, la situatuion franзaise // Revue de science criminelle et de droit pеnal comparе. 1987. No.3. P.758.
*(3) См.: Recueil Dalloz Sirey. 1977, 25 jan. No.4. P.76; Recueil Dalloz Sirey. 1981, 25 fеv. No.8. P.86; Recueil Dalloz Sirey. 1983, 8 sept. No. 28. P. 351; Recueil Dalloz Sirey. 1986, 2 oct. No.32. P.468; Recueil Dalloz Sirey. 1986, 13 nov. No. 38. P. 511; Recueil Dalloz Sirey. 1987, 5 fеv. No.6. P.69.
*(4) См.: Couvrat P. La protection des victimes d'infraction: Essai d'un bilan // Revue de science criminelle et de droit pеnal comparе. 1983. No.4. P.592.
*(5) Французская Республика. Конституция и законодательные акты. М., 1989. С.29.
*(6) См.: Arretе du 28 octobre 1997 // Recueil Dalloz Sirey. 1987, 20 nov. No.41. P.365.
*(7) См.: Recueil Dalloz Sirey. 1989. 23 nov. No.39. P.350.
*(8) См.: Couvrat P. Op. cit. P.596.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Материальные компенсации потерпевшим от террористических актов по законодательству Франции, Италии и Испании
Автор
А.А. Меньших - старший научный сотрудник отдела зарубежного законодательства ИЗиСП, кандидат юридических наук
"Журнал российского права", 2003, N 12