В школах Российской Федерации за последние годы получили широкое развитие музеи, ставшие важным средством улучшения учебно-воспитательной работы с учащимися. Особенно усилилась деятельность школьных музеев в связи с подготовкой к 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции.
По своему профилю наиболее распространенными в школах стали краеведческие (истории и природы), исторические (историко-революционные, ленинские, военно-исторические), художественные/литературные, искусствоведческие/музеи. В ряде школ созданы мемориально-биографические музеи.
В музеях школ сосредоточиваются ценные материалы, характеризующие природные богатства края, историю, экономику, культуру, раскрывающие героический путь советского народа, его революционные, боевые и трудовые традиции.
Школьные музеи способствуют воспитанию в детях коммунистической убежденности, советского патриотизма и пролетарского интернационализма, гражданского долга, оказывают большое влияние на развитие общественно-политической активности учащихся. Участвуя в экспедициях и походах по изучению родного края, собирая материалы для школьных музеев и создавая музеи, учащиеся обогащаются новыми знаниями, глубже познают окружающую жизнь, вырабатывают в себе качества организаторов, навыки культуры труда.
В ряде школ на уроках истории, обществоведения, литературы, географии, биологии и других предметов активно используются материалы школьных музеев. Музеями проводится широкая пропагандистская деятельность: лектории, тематические конференции, встречи со знатными людьми, экскурсии, передвижные выставки; организуются общественно-полезные дела. Традиционным стало проведение в музеях торжественных пионерских линеек, посвященных приему в пионерскую организацию и вручение комсомольских билетов членам ВЛКСМ.
Вместе с тем в организации, содержании и руководстве деятельностью школьных музеев имеют место серьезные недостатки. Открытию музея не везде предшествует поиск, сбор, обработка материала, глубокое изучение литературы учащимися. При организации музеев недостаточно используется краеведческий материал о развитии экономики, науки, культуры своего города, села, района, области. В основных экспозициях по-настоящему не отражается трудовой героизм советского народа, поверхностно, вскользь рассказывается об индустриализации и коллективизации страны, о предвоенных пятилетках, о тружениках тыла в годы Великой Отечественной войны, о восстановлении и развитии разрушенного войной хозяйства. Слабо представлен материал о новостройках, о жизни рабочих коллективов, колхозников.
В музеях мало материала об истории школы, ее учителях и воспитанниках, недостаточно пропагандируется история Ленинского комсомола и пионерской организации, их практические дела и настоящее время.
Допускаются крупные недостатки, ошибки, субъективизм в освещении исторических событий, фактов. В экспозициях ряда школьных историко-революционных музеев жизнь и деятельность В.И. Ленина, его соратников, революционеров-коммунистов не всегда рассматривается в органическом единстве с деятельностью Коммунистической партии. Иногда встречаются случайные, малодостоверные в историческом плане материалы, воспоминания отдельных лиц.
Слабо используются художественные, хроникально-документальные фильмы о В.И. Ленине, Октябрьской революции, о нашей Родине, переданные школам для бесплатного показа, а также самодеятельные фильмы юных краеведов. Отсутствует необходимая связь музеев со школьными и массовыми библиотеками по пропаганде и использованию книг о В.И. Ленине и его соратниках, об истории революционного движения, о нашей Родине, о жизни и труде советских людей, о комсомоле, пионерской организации.
Руководители школ не проявляют должной заботы об упорядочении и целенаправленности работы музеев, о правильном их использовании в учебно-воспитательном процессе.
Все эти недостатки в значительной мере объясняются слабым руководством школьными музеями со стороны органов народного образования и культуры. Государственные музеи не оказывают необходимой методической помощи школам в организации деятельности музеев:
Приказываем:
1. Одобрить инициативу педагогических коллективов по организации на общественных началах школьных музеев, оказывающих большое влияние на всестороннее развитие и воспитание учащихся.
2. Утвердить рекомендации "О мерах по дальнейшему улучшению деятельности школьных музеев", разработанные Управлением воспитательной работы совместно с Управлением музеев Министерства культуры РСФСР.
3. Министрам просвещения АССР, заведующим краевыми, областными, Московским и Ленинградским отделами народного образования, Министрам культуры АССР, начальникам краевых, областных, Московского и Ленинградского городских управлений культуры: устранить отмеченные недостатки и наметить систему мер по улучшению руководства школьными музеями, повышению их роли в коммунистическом воспитании учащихся, активному использованию материалов музеев в учебно-воспитательной работе школы;
ознакомить педагогические коллективы школ с рекомендациями "О мерах по дальнейшему улучшению деятельности школьных музеев", утвержденные настоящим приказом.
4. Директорам школ обратить особое внимание на содержание, идейную сторону экспозиций школьных музеев, особенно историко-революционных, связанных с деятельностью В.И. Ленина, Коммунистической партии. Широко использовать музеи в массово-политической работе среди учащихся, в пропаганде тезисов ЦК КПСС в связи с празднованием 50-летия Великой Октябрьской Социалистической революции.
5. Рекомендовать школам, носящим имена государственных деятелей, руководителей Коммунистической партии, героев Советского Союза, героев Социалистического труда создавать мемориально-биографические музеи, выставки, посвященные деятельности этих замечательных людей.
6. Директорам государственных музеев оказывать систематическую всестороннюю методическую и практическую помощь школам в организации деятельности музеев, в научном освещении основных этапов жизни страны за 50 лет Советской власти.
7. Просить редакции журналов "Народное образование", "Воспитание школьников", методических журналов систематически освещать разностороннюю деятельность школьных музеев в учебно-воспитательном процессе.
Министр просвещения |
А. Данилов |
Министр культуры |
Н. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Минпроса РСФСР и Министерства культуры РСФСР от 20 сентября 1967 г. N 245 "О мерах по дальнейшему улучшению деятельности школьных музеев"
Опубликование:
-
Документ предоставлен Государственным архивом Российской Федерации (ГА РФ)