В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий о чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Законом Московской области от 26.04.2019 N 71/2019-ОЗ "О гражданской обороне на территории Московской области", Законом Московской области от 04.05.2005 N 110/2005-ОЗ "О защите населения и территории Московской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Положением о системах оповещения населения, утвержденным приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 31.07.2020 N 578 и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 N 365, Положением по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения, утвержденным приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 31.07.2020 N 579 и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 N 366, Положением о региональной автоматизированной системе централизованного оповещения Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 26.01.2022 N 24/2, Администрация городского округа Щёлково постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о муниципальной системе оповещения населения городского округа Щёлково Московской области.
2. Настоящее постановление подлежит опубликованию в общественно-политической газете городского округа Щёлково "Время" и размещению на официальном сайте Администрации городского округа Щёлково.
3. Назначить ответственным за исполнение настоящего постановления начальника Управления территориальной безопасности Администрации городского округа Щёлково Колесникова А.С.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы городского округа Щёлково Семина B.C.
Глава городского округа Щёлково |
А.А. Булгаков |
Утвержден
постановлением Администрации
городского округа Щёлково
от 24.04.2024 N 1651
Положение
о муниципальной системе оповещения населения городского округа Щёлково Московской области
I. Общие положения
1. Положение о муниципальной системе оповещения населения (далее - МСОН) городского округа Щёлково Московской области определяет назначение, состав, основные задачи и требования к МСОН городского округа Щёлково Московской области (далее - городской округ), порядок их задействования и поддержания в состоянии постоянной готовности.
2. Системы оповещения населения на территории городского округа создаются на следующих уровнях функционирования муниципального звена МОСЧС:
на муниципальном уровне - муниципальная система оповещения населения (МСОН);
на объектовом уровне - локальная система оповещения (далее - ЛСО).
3. Системы оповещения населения городского округа Щёлково Московской области включены в систему управления гражданской обороной Московской области (далее - ГО) и Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - МОСЧС).
II. Основные понятия
4. В настоящем Положении используются следующие основные понятия и их определения:
Оповещение населения - доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
Сигнал оповещения - команда органам управления и силам ГО и МОСЧС для проведения мероприятий по ГО и защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также для применения населением средств и способов защиты;
Экстренная информация - информация о фактических и прогнозируемых опасных природных явлениях и техногенных процессах, загрязнении окружающей среды, заболеваниях, которые могут угрожать жизни или здоровью граждан, а также правилах поведения и способах защиты:
Зона экстренного оповещения населения - территория городского округа Щёлково Московской области, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью находящихся на ней людей:
Системы оповещения населения - совокупность технических средств, предназначенных для приема, обработки и передачи в автоматизированном и (или) автоматических режимах сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (далее - КСЭОН) - элемент МСОН о чрезвычайных ситуациях, представляющий собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления МОСЧС и населения Московской области в автоматическом и (или) автоматизированном режимах.
III. Назначение, состав, основные задачи и требования к МСОН
5. МСОН на территории городского округа предназначена для обеспечения своевременного доведения сигналов оповещения и экстренной информации до населения, органов управления и сил ГО и МОСЧС и состоит из комбинации взаимодействующих элементов, состоящих из специальных программно-технических средств оповещения, средств комплексной системы экстренного оповещения населения, громкоговорящих средств на подвижных объектах, мобильных и носимых средств оповещения, а также обеспечивающих ее функционирование каналов, линий связи и сетей передачи данных единой сети электросвязи Российской Федерации, развернутой на территории городского округа Щёлково Московской области.
6. Основной задачей МСОН является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до:
руководящего состава ГО и муниципального звена МОСЧС;
органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при Администрации городского округа Щёлково Московской области;
единых дежурно-диспетчерских служб городского округа Щёлково Московской области (далее - ЕДДС МКУ ГОЩ "Центр ГЗ"); '
дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности;
людей, находящихся на территории городского округа Щёлково Московской области.
7. Основной задачей ЛСО является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:
руководящего состава ГО и персонала организации, эксплуатирующей потенциально-опасные объекты (далее - ПОО), производство, гидротехнические сооружения на территории городского округа, ЕДДС городского округа, муниципального звена МОСЧС;
объектовых аварийно-спасательный формирований, в том числе специализированных;
руководителей и дежурно-диспетчерских служб организаций, расположенных в границе зоны действия ЛСО;
населения, находящегося в границе зоны действия ЛСО и системы оповещения на местах массового пребывания людей.
8. МСОН и ЛСО должны программно и технически сопрягаться с региональной системой оповещения населения (далее - РСОН). При сопряжении систем оповещения населении должен использоваться единый протокол обмена информацией (стандартное устройство сопряжения).
Сопряжение МСОН и ЛСО с РСОН обеспечивает Главное управления гражданской защиты Московской области.
Сопряжение ЛСО с МСОН или РСОН осуществляется организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зоне воздействия поражающих факторов за пределами ее территории, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности.
По запросу организаций Администрация городского округа Щёлково Московской области на основании типовых технических условий выдают технические условия на сопряжение МСОН:
с ЛСО;
с системами радиовещания (проводного радиовещания, радиотрансляции) объектов, системами местного проводного вещания объектов, объектовыми системами оповещения и системами этажного оповещения жителей в жилых домах (далее - системы электросвязи), создаваемых организациями в соответствии с федеральным законодательством или законодательством Московской области.
При отсутствии МСОН на балансе Администрации городского округа Щёлково Московской области технические условия на сопряжение ЛСО с РСОН и систем электросвязи с РСОН выдает Государственное казенное учреждение Московской области "Специальный центр "Звенигород" (далее - ГКУ МО "Спеццентр "Звенигород").
Типовые технические условия разрабатываются Главным управлением гражданской защиты Московской области и утверждаются Комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Московской области (далее - КЧС и ОПБ Московской области).
IV. Порядок задействования МСОН
9. Задействование по предназначению МСОН планируется и осуществляется в соответствии с настоящим Положением, Планом гражданской обороны и защиты населения городского округа Щёлково Московской области и Планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций городского округа Щёлково Московской области.
10. Решение об оповещении населения городского округа при задействовании МСОН об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении ЧС муниципального характера принимается:
Главой городского округа Щёлково (МСОН);
руководителями организаций, эксплуатирующих ПОО (ЛСО).
11. Рассмотрение вопросов об организации оповещения населения и определении способов и сроков оповещения населения осуществляется КЧС и ОПБ городского округа Щёлково Московской области.
12. Передача сигналов оповещения и экстренной информации может осуществляться в автоматическом, автоматизированном либо ручном режимах функционирования системы оповещения населения.
В автоматическом режиме функционирования системы оповещения населения включаются (запускаются) по заранее установленным программам при получении управляющих сигналов (команд) от системы оповещения населения вышестоящего уровня или непосредственно от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов без участия соответствующих дежурных (дежурно-диспетчерских) служб, ответственных за включение (запуск) систем оповещения населения.
В автоматизированном режиме функционирования включение (запуск) систем оповещения населения осуществляется оперативным дежурным ЕДДС городского округа, дежурными (дежурно-диспетчерскими) службами органов повседневного управления организаций, эксплуатирующих ПОО, уполномоченными на включение (запуск) систем оповещения населения, с автоматизированных рабочих мест при поступлении установленных сигналов (команд) и распоряжений.
В ручном режиме функционирования:
оперативный дежурный ЕДДС городского округа, дежурные (дежурно-диспетчерские) службы органов повседневного управления организаций, эксплуатирующих ПОО осуществляют включение (запуск) оконечных средств оповещения непосредственно с мест их установки, а также направляют заявки операторами связи и (или) редакциям средств массовой информации на передачу сигналов оповещения и экстренной информации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
задействуются громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
Автоматический режим функционирования является основным для ЛСО и КСЭОН, при этом допускается функционирование данных систем оповещения в автоматизированном режиме.
Основной режим функционирования МСОН - автоматизированный.
13. Сигналы оповещения и экстренная информация передаются непосредственно с рабочих мест оперативного дежурного ЕДДС городского округа и дежурных (дежурно-диспетчерских) служб органов повседневного управления организаций, эксплуатирующих ПОО.
Передача сигналов оповещения и экстренной информации населению осуществляется подачей сигнала "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!" путем включения сетей электрических, электронных сирен и мощных акустических систем длительностью до 3 минут с последующей передачей по сетям связи, в том числе сетям связи телерадиовещания, через радиовещательные и телевизионные передающие станции операторов связи и организаций телерадиовещания с перерывом вещательных программ аудио- и (или) аудиовизуальных сообщений длительностью не более 5 минут (для сетей связи подвижной радиотелефонной связи - сообщений объемом не более 134 символов русского алфавита, включая цифры, пробелы и знаки препинания).
Допускается трехкратное повторение этих сообщений (для сетей подвижной радиотелефонной связи - повтор передачи сообщения осуществляется не ранее, чем закончится передача предыдущего сообщения).
Типовые аудио- и аудиовизуальные, а также текстовые и графические сообщения населению о фактических и прогнозируемых чрезвычайных ситуациях готовятся заблаговременно Главным управлением МЧС России по Московской области.
14. Для обеспечения своевременной передачи населению сигналов оповещения и экстренной информации комплексно используются:
сети электрических, электронных сирен и мощных акустических систем;
сети эфирного и кабельного телерадиовещания;
сети эфирного и проводного радиовещания;
сети уличной звукофикации;
сети подвижной радиотелефонной связи;
сети местной телефонной связи
сети связи операторов связи;
ресурсы средств массовой информации;
информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет";
громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
Порядок привлечения операторов связи и редакций средств массовой информации независимо от форм собственности определяется на основании договоров (соглашений) о взаимодействии по обеспечению передачи сигналов оповещения и (или) экстренной информации, заключаемых Главным управлением гражданской защиты Московской области.
15. В населенных пунктах, не охваченных РСОН, МСОН и ЛСО, сигналы оповещения и экстренная информация до населения доводятся с помощью специальных транспортных средств с установленными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов (с помощью мобильных комплексов информирования и оповещения населения, сигнальных громкоговорящих установок, размещенных на подвижных транспортных средствах), ручных механических сирен, рынд и электромегафонов.
16. Рассмотрение вопросов об организации оповещения, определении способов и сроков оповещения населения городского округа осуществляется Комиссией по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности городского округа Щёлково Московской области (далее - КЧС и ОПБ городского округа).
17. Администрация городского округа Щёлково и организации, осуществляющие свою деятельность на территории городского округа, в ведении которых находятся системы оповещения населения, а также ЕДДС городского округа, орган повседневного управления, операторы связи и редакции средств массовой информации проводят комплекс организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированной передачи сигналов оповещения и экстренной информации.
V. Поддержание в готовности МСОН
18. Поддержание МСОН и ЛСО в готовности осуществляется:
Администрацией городского округа Щёлково (МСОН);
организациями, эксплуатирующие ПОО (ЛСО).
19. Эксплуатационно-техническое обслуживание МСОН осуществляется в соответствии с Положением по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения, утвержденным приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 31.07.2020 N 579 и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 N 366.
20. С целью контроля за поддержанием в готовности систем оповещения населения организуются и проводятся следующие виды проверок:
комплексные проверки готовности систем оповещения населения с включением оконечных средств оповещения и доведением проверочных сигналов и информации до населения - 2 раза в год в первую среду марта и октября;
технические проверки готовности к задействованию систем оповещения населения без включения оконечных средств оповещения населения - ежедневно.
По решению КЧС и ОПБ городского округа Щёлково Московской области могут проводиться дополнительные комплексные проверки готовности систем оповещения населения, при этом перерыв трансляции телеканалов (радиоканалов) возможен только по согласованию с вещателями.
Замещение сигнала телеканала (радиоканала) вещателя в ходе комплексной проверки системы оповещения населения возможно только проверочным сигналом "Техническая проверка".
В ходе работы комиссий проверяется выполнение всех требований настоящего Положения, Положения о системах оповещения населения, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 N 578/365 и Положений о локальных системах оповещения населения.
По результатам комплексной проверки готовности систем оповещения населения оформляется акт, в котором отражаются проверенные вопросы, выявленные недостатки, предложения по их своевременному устранению и оценка готовности системы оповещения населения, определяемая в соответствии с приложением N 3 к Положению о системах оповещения населения, утвержденному приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 N 578/365.
Технические проверки готовности к задействованию систем оповещения проводятся без включения оконечных средств оповещения и замещения сигналов телеканалов (радиоканалов) вещателей оперативными дежурными ЕДДС городского округа и дежурно-диспетчерскими службами организаций, путем передачи проверочного сигнала и речевого сообщения "Техническая проверка" с периодичностью не реже одного раза в сутки, при этом передача пользователям услугами связи (на пользовательское оборудование (оконечное оборудование), а также выпуск в эфир (публикация) редакциями средств массовой информации проверочного сигнала "Техническая проверка" не производится.
21. Перед проведением всех проверок в обязательном порядке проводится комплекс организационно-технических мероприятий с целью исключения несанкционированного запуска систем оповещения населения.
22. Перерыв вещательных программ при выступлении высших должностных лиц страны, передаче сообщений о важных государственных событиях, экстренных сообщениях в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в ходе проведения проверок систем оповещения населения не допускается.
23. Вывод из эксплуатации, действующей системы оповещения населения осуществляется по окончании эксплуатационного ресурса ее технических средств, завершения ее модернизации (реконструкции) и ввода в эксплуатацию новой системы оповещения населения.
VI. Порядок создания (совершенствования) МСОН
24. Порядок создания (совершенствования) систем оповещения населения определяется федеральным законодательством и законодательством Московской области.
25. Мероприятия по созданию (совершенствованию) МСОН планируются в рамках государственных программ Московской области на соответствующих период.
При проведении мероприятий по созданию (совершенствованию) МСОН и КСЭОН необходимо руководствоваться Правилами создания, реконструкции и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2023 N 769 "О порядке создания, реконструкции и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения", и Требованиями, изложенными в Положении о системах оповещения населения, утвержденному приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 31.07.2020 N 578 и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 N 365.
VII. Финансовое обеспечение деятельности МСОН
26. Финансовое обеспечение создания, совершенствования и поддержания в состоянии постоянной готовности МСОН, КСЭОН И ЛСО осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федеральным законом от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне". Законом Московской области N 71/2019-ОЗ "О гражданской обороне на территории Московской области" и Законом Московской области N 110/2005-ОЗ "О защите населения и территории Московской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации городского округа Щёлково Московской области от 24 апреля 2024 г. N 1651 "Об утверждении Положения о муниципальной системе оповещения населения городского округа Щёлково Московской области"
Вступает в силу с 25 апреля 2024 г.
Опубликование:
сайт Администрации городского округа Щелково Московской области (shhyolkovo.ru) 24 апреля 2024 г.