В целях исполнения части 4 статьи 47 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", пункта 27 положения о региональном государственном экологическом контроле (надзоре) на территории Смоленской области, утвержденного постановлением Администрации Смоленской области от 27.09.2021 N 627 приказываю:
1. Утвердить прилагаемый доклад о результатах правоприменительной практики Министерства природных ресурсов и экологии Смоленской области по итогам осуществления регионального государственного экологического контроля (надзора) на территории Смоленской области в 2023 году.
2. Отделу финансового и организационного обеспечения (О.А. Шадрина) разместить настоящий приказ на сайте Министерства природных ресурсов и экологии Смоленской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Министр |
В.В. Грунин |
УТВЕРЖДЕН
Приказом Министерства
природных ресурсов и экологии
Смоленской области
от 26.03.2024 N 0080/0103
Доклад
о результатах правоприменительной практики Министерства природных ресурсов и экологии Смоленской области по итогам осуществления регионального государственного экологического контроля (надзора) на территории Смоленской области в 2023 году
Настоящий доклад о результатах правоприменительной практики Министерства природных ресурсов и экологии Смоленской области по итогам осуществления регионального государственного экологического контроля (надзора) на территории Смоленской области в 2023 году подготовлен во исполнение части 2 статьи 47 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", пунктов 24 - 27 положения о региональном государственном экологическом контроле (надзоре) на территории Смоленской области, утвержденного постановлением Администрации Смоленской области от 27.09.2021 N 627 и включает в себя следующие разделы:
1) о проведенных в отношении подконтрольных лиц проверках и иных мероприятиях по контролю (надзору);
2) о типовых и массовых нарушениях обязательных требований с возможными мероприятиями по их устранению;
3) о результатах административного и судебного оспаривания решений, действий (бездействия) Министерства природных ресурсов и экологии Смоленской области и его должностных лиц.
I. О проведенных в отношении подконтрольных лиц проверках и иных мероприятиях по контролю (надзору)
В соответствии с пунктом 11 (3) постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" плановые выездные проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в рамках осуществления регионального государственного экологического контроля (надзора) на территории Смоленской области в 2023 году не проводились.
По результатам проведения в 2023 году в рамках осуществления экологического контроля (надзора) на территории Смоленской области четырех внеплановых выездных проверок, согласованных с прокуратурой Смоленской области, наложено 13 административных штрафов на общую сумму 730 тыс. рублей, в том числе в отношении:
- юридических лиц - 6 административных штрафов на общую сумму 600 тыс. рублей;
- должностных лиц - 7 административных штрафов на общую сумму 130 тыс. рублей.
В 2023 году одно юридическое лицо, в отношении которого проведена внеплановая выездная проверка, согласованная с прокуратурой Смоленской области, подало в адрес Министерства ходатайства об отмене вынесенных постановлений по делам об административных правонарушениях в отношении юридического лица и должностного лица по части 9 статьи 8.2 КоАП РФ, по части 10 статьи 8.2 КоАП РФ. Министерство приняло решение по результатам рассмотрения ходатайств об отмене названных постановлений и прекращении производств по делу, объявило устные замечания, освободив от административной ответственности и должностное и юридическое лицо по основаниям статьи 2.9 КоАП РФ.
По итогам проведения внеплановых проверок выдано 4 предписания об устранении выявленных нарушений.
По итогам проведения внеплановых проверок выявлено 20 нарушений, выдано 4 предписания об устранении выявленных нарушений.
В 2023 году по результату проведенных совместно с Прокуратурой Смоленской области, межрайонных и районных прокуратур Смоленской области проверках в части соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями природоохранного законодательства привлечены к административной ответственности в виде предупреждений:
- по статье 8.1 КоАП РФ одно должностное лицо;
- по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ шестнадцать должностных лиц;
- по статье 8.5 КоАП РФ одно юридическое лицо и одно должностное лицо;
- по статье 8.46 КоАП РФ одно юридическое лицо.
В 2023 году по результату проведенных совместно с Прокуратурой Смоленской области, межрайонных и районных прокуратур Смоленской области проверках в части соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями природоохранного законодательства привлечены к административной ответственности в виде наложения административных штрафов на общую сумму 380 тыс. руб.:
- по статье 7.6 КоАП РФ одно юридическое лицо на сумму 50 тыс. руб.;
- по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ одно должностное лицо на сумму 10 тыс. руб.;
- по части 9 статьи 8.2 КоАП РФ одно должностное лицо на сумму 20 тыс. руб., и одно юридическое лицо на сумму 200 тыс. руб.;
- по части 10 статьи 8.2 КоАП РФ одно должностное лицо на сумму 20 тыс. руб.;
- по части 1 статьи 8.13 КоАП РФ одно юридическое лицо на сумму 80 тыс. руб.
В 2023 году экологический контроль (надзор) на территории Смоленской области в большей мере имел профилактическую направленность, что соответствовало общей тенденции политики Правительства Российской Федерации, выразившейся в объявлении моратория на проведение проверок до 2030 года в целях снижение административного давления на бизнес.
Так, в 2023 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям было выдано 70 предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований в рамках осуществления экологического контроля (надзора) на территории Смоленской области.
Посредством подсистемы досудебного обжалования, которое реализовано на базе государственной информационной системы "Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности" рассмотрено 11 жалоб, поступивших от юридического лица в рамках проведения внеплановой выездной проверки, согласованной с прокуратурой Смоленской области.
Категорирование объектов негативного воздействия на окружающую среду осуществляется в едином реестре видов контроля, так как реестр объектов контроля переведен на реестровую модель, приказы о категорировании более не применяются.
По ходатайству (заявлению) одного юридического лица срок исполнения предписания продлен до 04.08.2024 года.
По ходатайству (заявлению) одного индивидуального предпринимателя срок исполнения предписания продлен до 31.01.2024 года.
Данные о продленных предписаниях внесены в федеральную государственную информационную систему "Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий".
II. О типовых и массовых нарушениях обязательных требований с возможными мероприятиями по их устранению
К "типовым" нарушениям можно отнести следующие нарушения обязательных требований:
- в части отсутствия договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления;
- в части накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения ТКО в соответствии с правилами обращения с ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации;
- в части превышения предельно допустимых выбросов, предельно допустимых нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух;
- в части нарушения запрета на хранение, захоронение и обезвреживание на территориях организаций и населенных пунктов загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления, в том числе дурнопахнущих веществ, а также запрета на сжигание таких отходов без специальных установок, предусмотренных правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды;
- в части нарушения порядка представления деклараций о плате за негативное воздействие на окружающую среду;
- в части сбора, накопления, утилизации, обезвреживания, транспортировки, хранения и захоронения отходов производства и потребления, условиями и способами, которые должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации;
- в части постановки на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду в исполнительной органе власти субъекта Российской Федерации в соответствии с его компетенцией;
- в части необходимости использования водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных вод с соблюдением требований, предусмотренных Водным Кодексом Российской Федерации и законодательством в области охраны окружающей среды;
- в части запрета при эксплуатации водохозяйственной системы сброса в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
III. О результатах административного и судебного оспаривания решений, действий (бездействия) Министерства природных ресурсов и экологии Смоленской области и его должностных лиц
В адрес Министерства в 2023 году поступили на рассмотрение постановления о возбуждении дел об административных правонарушениях от заместителя прокурора Заднепровского района города Смоленска по части 9 и части 10 статьи 8.2 КоАП РФ в отношении должностного лица за нарушение обязательных требований природоохранного законодательства об отходах производства и потребления при сносе объекта капитального строительства.
24.05.2023 Министерство вынесло в отношении вышеуказанного должностного лица постановление по делу об административном правонарушении по части 9 КоАП РФ с наложением административного штрафа в размере 20 тыс. руб., по части 10 КоАП РФ с наложением административного штрафа в размере 20 тыс. руб.
Должностное лицо подало на вышеуказанные постановления жалобы в Заднепровский районный суд.
Заднепровский районный суд вынес решения об оставлении вышеуказанных постановлений без изменения, а жалобы должностного лица без удовлетворения.
Административные штрафы должностным лицом уплачены в 2023 году.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Смоленской области от 26 марта 2024 г. N 0080/0103 "Об утверждении Доклада о результатах правоприменительной практики Министерства природных ресурсов и экологии Смоленской области по итогам осуществления регионального государственного экологического контроля (надзора) на территории Смоленской области в 2023 году"
Вступает в силу с 26 марта 2024 г.
Опубликование:
-