В соответствии с частью 4 статьи 47 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", пунктом 41 Положения о лицензировании производства маркшейдерских работ, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1467, пунктом 42 Положения о лицензировании деятельности, связанной с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 г. N 1435, пунктом 39 Положения о лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1477, приказываю:
утвердить прилагаемый доклад о правоприменительной практике контрольной (надзорной) деятельности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору при осуществлении федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за производством маркшейдерских работ, федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью, связанной с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения, федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью по проведению экспертизы промышленной безопасности за 2023 год.
Руководитель |
А.В. Трембицкий |
УТВЕРЖДЁН
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 22 февраля 2024 г. N 68
Доклад
о правоприменительной практике контрольной (надзорной) деятельности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору при осуществлении федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за производством маркшейдерских работ, федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью, связанной с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения, федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью по проведению экспертизы промышленной безопасности за 2023 год
Общие положения
Настоящий доклад о правоприменительной практике при осуществлении федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за производством маркшейдерских работ, федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью, связанной с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения, федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью по проведению экспертизы промышленной безопасности за 2023 год подготовлен в целях реализации положений Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле", постановления Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 г. N 1435 "О лицензировании деятельности, связанной с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения", постановления Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1467 "О лицензировании производства маркшейдерских работ", постановления Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1477 "О лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности" в соответствии с приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 23 августа 2023 г. N 307 "Об утверждении Порядка организации работы по обобщению правоприменительной практики контрольной (надзорной) деятельности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору".
Обобщение правоприменительной практики является одним из видов профилактических мероприятий, проводимых Ростехнадзором, и проводится для решения следующих задач:
обеспечение единообразных подходов к применению контрольным (надзорным) органом и его должностными лицами обязательных требований законодательства Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле;
выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений;
анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба);
подготовка предложений об актуализации обязательных требований;
подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле.
Федеральный государственный лицензионный контроль (надзор) за производством маркшейдерских работ
При осуществлении федерального государственного лицензионного контроля (надзора) применяются следующие основные нормативные правовые акты:
Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";
постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1467 "О лицензировании производства маркшейдерских работ".
В 2023 году общее количество объектов лицензионного контроля составляет 1 985.
В 2023 году случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в результате деятельности лицензиата не зафиксировано.
В 2023 году в рамках осуществления контрольной (надзорной) деятельности Ростехнадзором проведено 147 контрольных (надзорных) мероприятий (в 2022 году - 60), из них плановых - 126 (в 2022 году - 26), внеплановых - 21 (в 2022 году - 33).
В ходе проведения контрольных (надзорных) мероприятий выявлено 455 правонарушений обязательных требований. По результатам контрольных (надзорных) мероприятий назначено 49 административных наказаний. Приостановление деятельности лицензии не применялось.
На нарушителей обязательных требований в области федерального государственного лицензионного контроля (надзора) наложено 33 административных штрафа. Общая сумма наложенных административных штрафов составила 3 332 тыс. рублей.
Случаев административного и судебного оспаривания решений, действий (бездействия) Ростехнадзора и его должностных лиц не зарегистрировано.
Права юридических лиц при организации и проведении контрольных (надзорных) мероприятий в 2023 году соблюдены.
К типичным нарушениям обязательных требований в рамках федерального государственного лицензионного контроля (надзора) следует отнести:
необеспечение своевременной аттестация в области промышленной безопасности главного маркшейдера;
необеспечение своевременного повышения квалификации работников юридического лица, индивидуального предпринимателя, осуществляющих лицензируемую деятельность в области промышленной безопасности, по типовой дополнительной программе повышения квалификации в области маркшейдерского обеспечения горных работ не реже одного раза в 3 года.
В 2023 году работа по актуализации обязательных требований в области федерального государственного лицензионного контроля (надзора) не проводилась.
Изданы:
приказ Ростехнадзора от 19 мая 2023 г. N 186 "Об утверждении Правил осуществления маркшейдерской деятельности";
приказ Ростехнадзора от 13 июля 2023 г. N 252 "Об утверждении перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемых для осуществления федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за производством маркшейдерских работ";
приказ Ростехнадзора от 9 октября 2023 г. N 363 "Об утверждении форм оценочных листов, в соответствии с которыми проводится оценка соответствия соискателя лицензии или лицензиата лицензионным требованиям".
В ходе анализа правоприменительной практики контрольной (надзорной) деятельности устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований в области федерального государственного лицензионного контроля (надзора) не выявлено.
При осуществлении лицензионного контроля в 2023 году Ростехнадзором на постоянной основе проводились следующие профилактические мероприятия:
в отношении 108 объектов лицензионного контроля было объявлено 110 предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований в области федерального государственного лицензионного контроля (надзора);
в отношении 134 объектов лицензионного контроля было осуществлено 134 профилактических визита (обязательных профилактических визитов);
консультирование в отношении 194 объектов.
Обращения граждан и юридических лиц с целью разъяснения законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также толкования норм, терминов и понятий, не поступали.
Федеральный государственный лицензионный контроль (надзор) за деятельностью, связанной с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения
При осуществлении федерального государственного лицензионного контроля (надзора) применяются следующие основные нормативные правовые акты:
Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";
постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 г. N 1435 "О лицензировании деятельности, связанной с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения".
В 2023 году общее количество объектов лицензионного контроля составляет 879.
В 2023 году случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в результате деятельности лицензиата не зафиксировано (в 2022 году - не зафиксировано).
В 2023 году в рамках осуществления контрольной (надзорной) деятельности Ростехнадзором проведено 87 проверок, из них плановых - 72, внеплановых - 15.
В ходе проведения проверок выявлено 117 правонарушений обязательных требований. По результатам проверок назначено 26 административных наказаний. Приостановление деятельности лицензии не применялось.
На нарушителей обязательных требований в области федерального государственного лицензионного контроля (надзора) наложено 18 административных штрафов. Общая сумма наложенных административных штрафов составила 3 595 тыс. рублей.
Случаев административного и судебного оспаривания решений, действий (бездействия) Ростехнадзора и его должностных лиц не зарегистрировано.
Права юридических лиц при организации и проведении проверок в 2023 году соблюдены.
К типичным нарушениям обязательных требований в рамках федерального государственного лицензионного контроля (надзора) следует отнести:
отсутствие технических устройств, оборудования и приборов, предназначенных для выполнения работ, входящих в лицензируемый вид деятельности;
отсутствие по заявленному адресу места осуществления лицензируемого вида деятельности зданий, сооружений, помещений, предназначенных для осуществления заявленных видов работ, входящих в состав лицензируемого вида деятельности;
отсутствие необходимого стажа у лица, ответственного за лицензируемый вид деятельности;
отсутствие заключения экспертизы в области промышленной безопасности на применяемые технические устройства;
отсутствие аттестации у назначенных лиц, ответственных за безопасное проведение работ при производстве, хранении и применении взрывчатых материалов промышленного назначения;
нарушение требований промышленной безопасности при производстве, хранении и применении взрывчатых материалов промышленного назначения.
В 2023 году работа по актуализации обязательных требований в области федерального государственного лицензионного контроля (надзора) не проводилась.
Изданы:
приказ Ростехнадзора от 20 июня 2023 г. N 227 "Об утверждении перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемых для осуществления федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью, связанной с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения";
приказ Ростехнадзора от 9 октября 2023 г. N 363 "Об утверждении форм оценочных листов, в соответствии с которыми проводится оценка соответствия соискателя лицензии или лицензиата лицензионным требованиям".
В ходе анализа правоприменительной практики контрольной (надзорной) деятельности устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований в области федерального государственного лицензионного контроля (надзора) не выявлено.
При осуществлении лицензионного контроля в 2023 году Ростехнадзором на постоянной основе проводились следующие профилактические мероприятия:
в отношении 12 объектов лицензионного контроля было объявлено 12 предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований в области федерального государственного лицензионного контроля (надзора);
в отношении 52 объектов лицензионного контроля было осуществлено 52 профилактических визита (обязательных профилактических визита).
Также с целью разъяснения законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также толкования норм, терминов и понятий проводилась разъяснительная работа по поступившим обращениям граждан и юридических лиц, в том числе в порядке, установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", посредством направления ответов в письменном или электронном виде, тематика которых касалась:
хранения взрывчатых веществ;
получения книжки взрывника;
получения лицензии на хранение пороха;
проведения взрывных работ.
Анализ правоприменительной практики показывает, что основной причиной несоблюдения лицензионных требований лицензиатом является:
отсутствие подписи руководителей взрывных работ на документах, регламентирующих порядок ведения взрывных работ;
отсутствие необходимой аттестации и стажа работы ответственных за руководство взрывными работами;
отсутствие подписи ответственных лиц в документах учёта взрывчатых материалов;
отсутствие технических устройств, оборудования и приборов, предназначенных для выполнения работ, входящих в лицензируемый вид деятельности;
нарушение условий хранения взрывчатых материалов промышленного назначения.
Дополнительные рекомендации подконтрольным субъектам по соблюдению требований в области федерального государственного лицензионного контроля (надзора):
обеспечить выполнение нормативных требований в области федерального государственного лицензионного контроля (надзора);
обратить особое внимание на принимаемые нормативные правовые акты, актуализирующие обязательные требования в области федерального государственного лицензионного контроля (надзора).
Федеральный государственный лицензионный контроль (надзор) за деятельностью по проведению экспертизы промышленной безопасности
При осуществлении федерального государственного лицензионного контроля (надзора) применяются следующие основные нормативные правовые акты:
Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";
постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1477 "О лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности".
В 2023 году общее количество объектов лицензионного контроля составляет 1443.
В 2023 году случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в результате деятельности лицензиата не зафиксировано.
В 2023 году в рамках осуществления контрольной (надзорной) деятельности Ростехнадзором проведено 134 проверки, из них плановых - 117, внеплановых - 17.
В ходе проведения проверок выявлено 2 244 правонарушения обязательных требований. По результатам проверок назначено 89 административных наказаний. Приостановление деятельности лицензии не применялось.
Общая сумма наложенных административных штрафов составила 5 995 тыс. рублей.
Случаев административного и судебного оспаривания решений, действий (бездействия) Ростехнадзора и его должностных лиц не зарегистрировано.
Права юридических лиц при организации и проведении проверок в 2023 году соблюдены.
К типичным нарушениям обязательных требований в рамках федерального государственного лицензионного контроля (надзора) следует отнести:
отсутствие технических устройств, оборудования и приборов, предназначенных для выполнения работ, входящих в лицензируемый вид деятельности;
отсутствие по заявленному адресу места осуществления лицензируемого вида деятельности зданий, сооружений, помещений, предназначенных для осуществления заявленных видов работ, входящих в состав лицензируемого вида деятельности.
В 2023 году работа по актуализации обязательных требований в области федерального государственного лицензионного контроля (надзора) не проводилась.
Изданы:
приказ Ростехнадзора от 17 мая 2023 г. N 185 "Об утверждении перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемых для осуществления федерального государственного лицензионного контроля за деятельностью по проведению экспертизы промышленной безопасности";
приказ Ростехнадзора от 9 октября 2023 г. N 363 "Об утверждении форм оценочных листов, в соответствии с которыми проводится оценка соответствия соискателя лицензии или лицензиата лицензионным требованиям".
В ходе анализа правоприменительной практики контрольной (надзорной) деятельности устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований в области федерального государственного лицензионного контроля (надзора) не выявлено.
При осуществлении лицензионного контроля в 2023 году Ростехнадзором проводились следующие профилактические мероприятия:
в отношении объектов лицензионного контроля было объявлено 7 предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований в области федерального государственного лицензионного контроля (надзора);
в отношении объектов лицензионного контроля было осуществлено 10 профилактических визитов (обязательных профилактических визитов);
осуществлено 49 консультирований;
осуществлено 21 информирование.
Обращения граждан и юридических лиц с целью разъяснения законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также толкования норм, терминов и понятий, не поступали.
Анализ правоприменительной практики показывает, что основной причиной несоблюдения лицензионных требований лицензиатом является отсутствие технических устройств, оборудования и приборов, предназначенных для выполнения работ, входящих в лицензируемый вид деятельности.
Дополнительные рекомендации подконтрольным субъектам по соблюдению требований в области федерального государственного лицензионного контроля (надзора):
обеспечить выполнение нормативных требований в области федерального государственного лицензионного контроля (надзора);
обратить особое внимание на принимаемые нормативные правовые акты, актуализирующие обязательные требования в области федерального государственного лицензионного контроля (надзора).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Ростехнадзор осуществляет лицензионный контроль (надзор):
- за производством маркшейдерских работ;
- за деятельностью, связанной с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения;
- за проведением экспертизы промышленной безопасности.
Подведены итоги контроля за 2023 г. Обозначены типичные нарушения.
Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 22 февраля 2024 г. N 68 "Об утверждении доклада о правоприменительной практике контрольной (надзорной) деятельности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору при осуществлении федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за производством маркшейдерских работ, федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью, связанной с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения, федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью по проведению экспертизы промышленной безопасности за 2023 год"
Опубликование:
-