Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 9 марта 2022 г. N 03-05-06-01/16918
В Департаменте налоговой политики рассмотрено обращение и по вопросу о налоге на имущество физических лиц сообщается следующее.
Согласно Конституции Российской Федерации (часть 2 статьи 8, часть 2 статьи 35, части 1 и 3 статьи 36) в Российской Федерации признается и защищается равным образом частная, государственная и муниципальная формы собственности; каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (в частности, постановление от 31 мая 2005 г. N 6-П, определение от 16 апреля 2009 г. N 495-О-О), право собственности предполагает не только возможность реализации собственником составляющих это право правомочий владения, пользования и распоряжения имуществом, но и несение бремени содержания принадлежащего ему имущества.
В развитие указанных выше конституционных норм статьями 210 и 249 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено правило о несении собственником бремени содержания имущества, которое включает в себя, в том числе уплату установленных законодательством о налогах и сборах налогов (в частности, постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 13 марта 2008 г. N 5-П, определение Верховного Суда Российской Федерации от 9 декабря 2008 г. N КАС08-648, решение Верховного Суда Российской Федерации от 2 октября 2008 г. N ГКПИ08-1495).
Предусмотренное статьями 210 и 249 Гражданского кодекса Российской Федерации правило является базовым для дальнейшего законодательного и договорного регулирования обязанностей собственника.
В соответствии со статьей 400 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) налогоплательщиками по налогу на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на недвижимое имущество, являющееся объектом налогообложения.
Налог на имущество физических лиц входит в систему имущественных налогов, взимаемых вне зависимости от факта использования соответствующего имущества.
Учитывая изложенное, физические лица, признаваемые налогоплательщиками налога на имущество физических лиц, обязаны платить законно установленные налоги в отношении соответствующего имущества.
Одновременно сообщается, что согласно статье 408 Налогового кодекса сумма налога на имущество физических лиц исчисляется налоговыми органами по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Таким образом, величина налога на имущество физических лиц зависит от двух показателей: налоговой базы и налоговой ставки.
Налоговой базой по налогу на имущество физических лиц является кадастровая стоимость имущества. При определении налоговой базы применяются действующие на всей территории Российской Федерации налоговые вычеты в отношении жилых помещений, в частности, в отношении квартиры налоговый вычет составляет 20 кв. метров, в отношении жилого дома - 50 кв. метров.
Налоговые ставки устанавливаются представительными органами муниципальных образований в пределах, определенных Налоговым кодексом. Так, например, налоговые ставки по налогу на имущество физических лиц в отношении жилых помещений (в том числе квартиры, жилого дома) устанавливаются в пределах до 0,3 процентов их кадастровой стоимости.
В целях расширения полномочий органов местного самоуправления по регулированию налоговой нагрузки на территории муниципального образования на федеральном уровне установлены лишь предельные значения налоговых ставок по налогу на имущество физических лиц.
При этом представительным органам муниципальных образований предоставлены широкие полномочия по регулированию налоговой нагрузки на соответствующей территории, выражающиеся в их праве дифференцировать налоговые ставки, а также устанавливать дополнительные налоговые льготы.
В целях недопущения резкого роста налоговой нагрузки у налогоплательщиков налога на имущество физических лиц на федеральном уровне предусмотрен коэффициент, ограничивающий ежегодный рост налога не более чем на 10 процентов ежегодно.
Таким образом, сумма налога на имущество физических лиц за 2022 год может быть увеличена не более чем на 10 процентов по сравнению с суммой налога за налоговый период 2021 года независимо от темпов роста кадастровой стоимости объекта недвижимости и (или) налоговых ставок.
Одновременно сообщается, что вопросы дополнительного снижения налоговой нагрузки по налогу на имущество физических лиц путем снижения налоговых ставок или предоставления налоговых льгот могут быть решены органами местного самоуправления.
Заместитель директора Департамента |
В.В. Сашичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 9 марта 2022 г. N 03-05-06-01/16918
Опубликование:
-