Решение Самарского областного суда от 21 марта 2024 г. N 3а-950/2024
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-950/2024 по административному исковому заявлению Волжского закрытого акционерного общества "Г." о признании недействующими нормативных правовых актов в части, установил:
Волжское закрытое акционерное общество "Г." обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующими со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2024 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области N 2365 от 3 ноября 2023 года, в части включения в него под пунктом в части включения в него под пунктом 22551 нежилого здания с кадастровым номером N, под пунктом 23526 нежилого здания с кадастровым номером N.
Требования обоснованы тем, что включение в Перечень принадлежащих административному истцу на праве собственности нежилых зданий не отвечает критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, так как в них нет и не предусмотрено размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, исходя из территориального расположения и конструктивных характеристик здания являются объектами производственного назначения. Волжское закрытое акционерное общество "Г." является производственным предприятием, каких-либо услуг населению не оказывает, объекты недвижимости используются самим административным истцом и задействованы в производственной деятельности, коммерческая деятельность учредительными документами не предусмотрена. Включение зданий в Перечень влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество юридического лица, нарушая его права и законные интересы.
Представитель административного истца ФИО3 просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Министерство имущественных отношений Самарской области не направили в суд своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Относительно заявленных требований Министерство имущественных отношений Самарской области представило письменные возражения, в которых указало, что спорные объекты имеют наименования, предполагающие размещение объекта бытового обслуживания и здания административного назначения, министерство правомерно включило спорные объекты в Перечень в соответствии с п. 3, 4 ст. 378.2 НК РФ.
Исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий Министерством имущественных отношений Самарской области издан приказ от 3 ноября 2023 года N 2365, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2024 год.
Приказ министерства от 3 ноября 2023 года N 2365 опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 03.11.2023, на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 07.11.2023.
В Перечень на 2024 год под пунктом 22551 включено нежилое здание с кадастровым номером N, под пунктом 23526 - нежилое здание с кадастровым номером N.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что Волжскому закрытому акционерному обществу "Г." на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости: нежилое здание с кадастровым номером N площадью 181 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>; нежилое здание с кадастровым номером N площадью 668,9 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>.
Согласно выписок из Единого государственного реестра недвижимости нежилое здание с кадастровым номером N имеет назначение - нежилое, наименование - производственная мастерская.
Нежилое здание с кадастровым номером N имеет назначение - нежилое, наименование - административное здание.
В представленном административным истцом техническом паспорте, выполненном муниципальным предприятием городского округа Тольятти "Инвентаризатор" по состоянию на 18.06.2010 года, указано, что в здании производственной мастерской по адресу: <адрес>, на площади 181 кв. м располагаются мастерские, зал, санузел, бытовое помещение, тамбуры, проходная, склад, кабинеты.
Согласно предоставленного административным истцом технического паспорта по состоянию на 1 апреля 2000 года в нежилом здании (административное здание - <адрес>) на площади 668,9 кв. м. располагаются кабинеты, тамбур, актовый зал, лестничные клетки, архив, санузлы, коридор.
В порядке электронного взаимодействия из ППК Роскадастр по Самарской области и из МП г. Тольятти "Инвентаризатор" поступили аналогичные технические паспорта на указанные здания.
Наименования помещений "кабинет", "архив", "актовый зал" не тождественны наименованию "офис", помещения с названием "мастерские" не являются объектами бытового обслуживания ввиду отсутствия сведений об оказании услуг населению, остальные помещения в перечисленных зданиях являются производственными, складскими, подсобными или вспомогательными и не подразумевают расположение в них офисных, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.
Помещения под названием "склад" не относится к торговым объектам, поскольку не отвечают критериям торгового объекта, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" N 381-ФЗ от 28 декабря 2009 года.
Наименования здания - административное здание не допускает отнесение его к офисным, административным объектам, наименование здания - производственная мастерская - свидетельствует о том, что указанный объект является производственным объектам и не позволяет отнести его к объектам бытового обслуживания.
Нежилые здания с кадастровыми номерами N, N располагаются на земельном участке с кадастровым номером N, собственником которого является административный истец. Вид разрешенного использования - для дальнейшей эксплуатации под территорию базы "Г." - не подразумевает размещение на нем офисных или торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.
Мероприятия по определению фактического использования нежилых зданий на даты утверждения Перечня на 2024 год административным ответчиком не производились.
Волжское закрытое акционерное общество "Г." согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц имеет основной вид деятельности разборка и снос зданий.
ООО ЧОО "Г." взяло на охрану объекты недвижимости, расположенные по адресу: <адрес>, что свидетельствует об ограничении свободного доступа на территорию расположения нежилых зданий.
Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что ни сведения ЕГРН и технического учета, ни сведения о видах разрешенного использования земельного участка, на котором расположены здания, не позволяли министерству прийти к выводу о том, что нежилые здания предназначены или фактически используются в качестве офисных или торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.
В связи с изложенным суд полагает, что нежилые здания необоснованно включены в Перечня на 2024 год, что привело к нарушению прав и законных интересов административного истца.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемой нормы (2024 год), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемой нормы недействующей со дня принятия.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Требования Волжского ЗАО "Г." удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2024 год, утвержденный приказом министерством имущественных отношений Самарской области N 2365 от 3 ноября 2023 года в части включения в него под пунктом 22551 нежилого здания с кадастровым номером N, под пунктом 23526 нежилого здания с кадастровым номером N.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 25 марта 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 21 марта 2024 г. N 3а-950/2024
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника