Администрация Еткульского муниципального района постановляет:
1. Утвердить прилагаемые методические рекомендации о применении нормативов и норм оптимального размещения организаций культуры Еткульского муниципального района и обеспеченности населения услугами организаций культуры Еткульского муниципального района (далее - методические рекомендации).
2. Руководителям структурных и подведомственных подразделений управления культуры и молодёжной политики администрации Еткульского муниципального района руководствоваться в работе методическими рекомендациями, утверждёнными настоящим постановлением.
3. Рекомендовать главам сельских поселений Еткульского муниципального района разработать методические рекомендации нормативов и норм оптимального размещения организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры, расположенных на соответствующих территориях сельских поселений Еткульского муниципального района, с учётом методических рекомендаций, утверждённых настоящим постановлением администрации Еткульского муниципального района.
4. Отделу информационных технологий разместить настоящее постановление на официальном сайте администрации Еткульского муниципального района.
5. Организацию выполнения настоящего постановления возложить на начальника управления культуры и молодёжной политики администрации Еткульского муниципального района В.С. Агаяна.
6. Признать утратившим силу постановление администрации Еткульского района от 07.11.2017 N 687.
7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы Еткульского муниципального района Ямгурову Г.С.
Глава Еткульского муниципального района |
Ю.В. Кузьменков |
УТВЕРЖДЕНЫ
Постановлением администрации
Еткульского муниципального района
от 06.02.2024 г. N 82
Методические рекомендации
о применении нормативов и норм оптимального размещения организаций культуры Еткульского муниципального района и обеспеченности населения услугами организаций культуры Еткульского муниципального района
I. Общие положения
1. Настоящие методические рекомендации о применении нормативов и норм оптимального размещения организаций культуры Еткульского муниципального района и обеспеченности населения услугами организаций культуры Еткульского муниципального района (далее - методические рекомендации) разработаны в соответствии с распоряжением Министерства культуры Российской Федерации от 23 октября 2023 года N Р-2879 "Об утверждении методических рекомендаций органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного управления о применении нормативов и норм оптимального размещения организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры" и в целях обеспечения доступности организаций культуры путем оптимального размещения организаций культуры Еткульского муниципального района, оказывающих услуги в пределах одного здания (помещения), а также их филиалов либо отделов, оказывающих услуги в отдельно стоящих зданиях, в том числе иных населенных пунктах, либо в помещениях учреждений культуры иных функциональных видов (далее соответственно - сетевая единица, организации культуры) и обеспеченности населения услугами организаций культуры в привязке к численности населения и с учетом местной специфики.
2. Условия оптимального размещения видов организаций культуры Еткульского муниципального района устанавливаются органом местного самоуправления в сфере культуры в пределах собственных средств с учетом рекомендуемой нормативной потребности.
3. Расчет нормативной потребности Еткульского муниципального района в объектах культуры может предусматривать учет:
- вида объекта исходя из его функционального значения, специализации, профиля;
- нормативного значения (количества) сетевых единиц различных функциональных видов организаций культуры, обеспечивающих комплекс услуг в соответствии с полномочиями в сфере культуры Еткульского муниципального района;
- численности населения, которое должно быть обеспечено услугами организаций культуры;
- показателя территориальной доступности (время в пути до объекта культуры).
4. Расчет нормативной потребности в строительстве объектов культуры дополнительно учитывает мощность объектов культуры (количество мест на 1 000 человек).
5. Расчет нормативного значения численности населения на сетевую единицу дополнительно использует метод математического округления к ближайшему целому числу: если первая из отделяемых запятой цифр больше или равна числу 5 вне зависимости от наличия за ней значащих цифр, то последняя из оставляемых цифр увеличивается на единицу. В случае если первая из убираемых цифр меньше, чем 5, то увеличение не производится.
6. Условия оптимального размещения объектов культуры могут учитывать:
- существующая обеспеченность населения объектами культуры;
- функциональное многообразие организаций культуры;
- специфика территории, в том числе культурно-исторические;
- особенности, численность, плотность и демографический состав населения, природно-климатические условия, транспортная инфраструктура и социально-экономические особенности развития Еткульского муниципального района;
- прогноз изменения демографического состава населения и бюджетной обеспеченности Еткульского муниципального района;
- критерии доступности услуг организаций культуры.
7. Критерии доступности услуг организаций культуры включают:
- возможность выбора организаций культуры;
- развитие выездных, электронных, дистанционных и других форм предоставления услуг;
- возможность получения гражданами услуг организаций культуры исходя из уровня их доходов и с учетом установленных льгот;
сохранение бесплатности для населения основных услуг общедоступных библиотек и занятий любительским искусством;
- полнота, актуальность и достоверность информации о порядке предоставления услуг организациями культуры;
- наличие организаций культуры для детей;
- наличие в организациях культуры условий предоставления услуг людям с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
8. Доступность услуг муниципальных организаций культуры обеспечивается за счет шаговой и транспортной доступности, а также путем информационно-коммуникационных технологий доступа к электронным ресурсам (виртуальным экскурсиям, спектаклям, концертам) и путем организации гастролей.
Порядок обеспечения условий доступности организаций культуры для инвалидов устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.
II. Нормы и нормативы размещения библиотек
9. В соответствии с законодательством Российской Федерации в основе государственной политики в области библиотечного дела лежит принцип создания условий для всеобщей доступности информации и культурных ценностей, собираемых и предоставляемых в пользование библиотеками.
Государство ответственно перед гражданами за обеспечение условий для общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ, а также сохранение бесплатности для населения основных услуг общедоступных библиотек.
Органы местного самоуправления сельских поселений Еткульского муниципального района обеспечивают:
- финансирование комплектования и обеспечения сохранности фондов муниципальных библиотек;
- реализацию прав граждан на библиотечное обслуживание;
- условия доступности для инвалидов муниципальных библиотек. Рекомендуемые нормы и нормативы размещения библиотек приведены в таблице N 1.
Административно-территориальные уровни обеспечения услуг |
Наименование организации, осуществляющей услуги/Тип объекта |
Обеспеченность тыс. человек на населенный пункт |
Единица измерения (сетевая единица) |
Доступность |
Еткульский муниципальный район |
Общедоступная библиотека с детским отделением |
Административный центр района |
1 |
Транспортная доступность от 30 минут до 1 часа |
Сельское поселение |
Общедоступная библиотека с детским отделением |
Административный центр сельского поселения |
1 |
Шаговая доступность 15 -30 минут/ Транспортная |
Органы местного самоуправления сельских поселений Еткульского муниципального района не вправе принимать решения и осуществлять действия, которые влекут ухудшение материально-технического обеспечения действующих библиотек, находящихся на бюджетном финансировании, их перевод в помещения, не соответствующие требованиям охраны труда, хранения библиотечных фондов и библиотечного обслуживания.
10. Нормы размещения общедоступных муниципальных библиотек осуществляются в рамках полномочий органов местного самоуправления сельских поселений Еткульского муниципального района по организации библиотечного обслуживания населения, комплектованию и обеспечению сохранности библиотечных фондов.
Минимально необходимое количество библиотек определяется по следующей формуле:
БС = Н : Нн, где:
БС - библиотечная сеть;
Н - численность населения;
Нн - норматив численности жителей на 1 библиотеку.
11. Нормы размещения библиотек в сельских поселениях.
Для обслуживания жителей сельских поселений библиотека может создаваться исходя из расчета 1 сетевая единица на 1 тысячу жителей, независимо от количества населенных пунктов, входящих в состав сельского поселения.
Организационная структура библиотечного обслуживания сельских населенных пунктов может предусматривать в административном центре сельского поселения общедоступную библиотеку с детским отделением либо при условии передачи полномочий по библиотечному обслуживанию на уровень муниципального района филиал межпоселенческой библиотеки с детским отделением.
Центральная библиотека сельского поселения (либо межпоселенческая библиотека) может организовывать работу филиала на базе специализированного помещения или библиотечный пункт выдачи на базе приспособленного помещения, в котором могут проводиться мероприятия по популяризации книги и чтения.
Филиалы общедоступной библиотеки либо библиотечные пункты выдачи могут размещаться в сельских населенных пунктах, входящих в состав сельского поселения. Филиалы или структурные подразделения центральной библиотеки могут размещаться как в отдельно стоящих зданиях, так и во встроенных помещениях либо в помещениях иных учреждений культуры, находящихся на территории жилого района, и приниматься к расчету в качестве сетевых единиц.
Органы местного самоуправления сельских поселений могут дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для организации библиотечного обслуживания в порядке, предусмотренном решением представительного органа муниципального образования.
Решение о реорганизации или ликвидации муниципальной библиотеки, расположенной в сельском поселении, принимается с учетом результатов опроса жителей данного сельского поселения.
12. Условия доступности для инвалидов библиотек и библиотечного обслуживания обеспечиваются в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.
Слепые, слабовидящие имеют право на библиотечное обслуживание и получение экземпляров документов в специальных доступных форматах на различных носителях информации в специальных государственных библиотеках и других общедоступных библиотеках.
В целях обеспечения доступности библиотечных услуг для инвалидов по зрению целесообразно предусматривать зоны обслуживания в учреждениях и
на предприятиях, где учатся и работают инвалиды по зрению, лечебных и реабилитационных учреждениях.
13. Пользователям библиотек независимо от места проживания следует обеспечить доступ к культурным ценностям на основе цифровых коммуникационных технологий, для чего рекомендуется на всех административно-территориальных уровнях, независимо от количества жителей, размещение точки доступа к полнотекстовым информационным ресурсам.
Для организации точки доступа к полнотекстовым информационным ресурсам в библиотеке оборудуется место с выходом в информационно-коммуникационную сеть "Интернет" и предоставлением доступа к оцифрованным полнотекстовым информационным ресурсам, на право пользования которыми, библиотека заключает договоры (соглашения) с собственниками этих ресурсов.
К полнотекстовым информационным ресурсам, доступ к которым библиотека получает бесплатно, могут относиться:
- фонды Национальной электронной библиотеки (далее - НЭБ), которая объединяет фонды публичных библиотек России федерального, регионального, муниципального уровня, библиотек научных и образовательных учреждений, а также правообладателей. НЭБ включает каталог всех хранящихся в фондах российских библиотек изданий, централизованный, ежедневно пополняемый архив оцифрованных изданий, как открытого доступа, так и ограниченных авторским правом;
- фонды Президентской библиотеки.
Точки доступа к полнотекстовым информационным ресурсам рекомендуется оборудовать адаптивными программными и аппаратными средствами для инвалидов по зрению в соответствии с ГОСТ Р 51645-2017 "Национальный стандарт Российской Федерации. Рабочее место для инвалида по зрению типовое специальное компьютерное. Технические требования к оборудованию и производственной среде", утвержденным и введенным в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 ноября 2017 г. N 1773-ст.
14. На всех административно-территориальных уровнях рекомендуется использовать внестационарные комплексы библиотечного обслуживания населения с применением библиомобилей, библиобусов и мобильных комплексов информационно-библиотечного обслуживания (КИБО), библиотечные пункты.
III. Нормы и нормативы размещения музеев
15. Рекомендуемые нормы и нормативы оптимального размещения музеев приведены в таблице N 2.
Административно-территориальные уровни обеспечения услуг |
Наименование организации, осуществляющей услуги/Тип объекта |
Обеспеченность тыс. человек на населенный пункт |
Единица измерения (сетевая единица) |
Доступность |
Муниципальный район |
Краеведческий музей |
независимо от количества населения |
1 |
Транспортная доступность от 30 минут до 1 часа |
16. За сетевую единицу принимаются музеи, являющиеся некоммерческими учреждениями культуры, а также их филиалы без образования юридического лица и территориально обособленные экспозиционные отделы музеев при условии, если их фонды вошли в государственную или негосударственную часть Музейного фонда Российской Федерации.
Объектом деятельности краеведческого музея является документация и презентация исторического, природного и культурного развития определённого населённого пункта или географического региона. Основными фондами такого музея являются связанные с историей региона экспонаты, в числе которых могут быть, например, археологические находки; произведения искусства или ремесла; документы и изобразительные материалы, фиксирующие исторические события местности; предметы быта; мемориальные предметы, связанные со знаменитыми земляками; материалы, отражающие экономическое и техническое развитие региона.
В Еткульском муниципальном районе музеи создаются при наличии музейных предметов и коллекций, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации независимо от количества населения.
В Еткульском муниципальном районе, в целях оптимизации затрат на содержание административно-управленческого аппарата и персонала научных работников могут быть созданы филиалы или структурные подразделения государственных музеев, оказывающие услуги в отдельно стоящих зданиях либо в помещениях учреждений культуры иных функциональных видов, либо в помещениях иных населенных пунктов, и учитываются в качестве сетевой единицы, так как они обслуживают местное население.
В Еткульском муниципальном районе может быть организовано несколько музеев в зависимости от состава и объёма фондов. Районные музеи могут иметь филиалы или структурные подразделения в населённых пунктах сельских поселений. Филиалы районного музея в сельских поселениях принимаются к расчету в качество сетевой единицы.
17. Органы местного самоуправления сельских поселений могут дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для создания музеев в порядке, предусмотренном решением представительного органа муниципального образования. При условии наличия музейного фонда и достаточности местного бюджета по решению органа местного самоуправления может быть создан краеведческий музей, а также тематические музеи, посвященные памятным историческим событиям, мемориальные музеи, технические музеи, музеи народной культуры. Художественные коллекции могут входить в состав краеведческого музея или на их основе может быть создан художественный музей (галерея).
18. Художественные музеи муниципальных образований принимаются к учету как сетевая единица тематического музея.
19. Определение оптимальных антропогенных нагрузок на объекты культурного наследия, в которых размещены музеи, осуществляется исходя из принципов повышения эффективности работы по обеспечению сохранения и презентации культурного и природного наследия.
IV. Нормы и нормативы размещения учреждений культуры клубного типа
20. Учреждения клубного типа могут создаваться в соответствии с полномочиями Челябинской области и органов местного самоуправления Еткульского муниципального района.
При подсчете нормативной обеспеченности в качестве 1 сетевой единицы может приниматься учреждение, расположенное в специализированном помещении и способное оказывать весь перечень услуг, предусмотренный Примерным положением о государственном и муниципальном учреждении культуры клубного типа, одобренного решением Коллегии Минкультуры России от 29 мая 2002 г. N 10 "О некоторых мерах по стимулированию деятельности муниципальных учреждений культуры" (далее - Примерное положение).
Минимально необходимое количество учреждений клубного типа для Еткульского муниципального района определяется по следующей формуле:
К = Н : Кн, где:
К - минимально необходимое количество учреждений клубного типа;
Н - численность населения;
Кн - норматив численности жителей на 1 учреждение клубного типа.
Соответствие фактического числа учреждений клубного типа нормативу может быть скорректировано на коэффициент 0,5 в случае, если культурно-досуговое учреждение расположено в приспособленном помещении без специализированного зрительного зала, то есть это учреждение следует учитывать, как 0,5 сетевой единицы.
Рекомендуемые нормы и нормативы оптимального размещения учреждений культуры клубного типа установлены в таблице 3.
Административно-территориальные уровни обеспечения услуг |
Наименование организации, осуществляющей услуги/Тип объекта |
Обеспеченность тыс. человек на населенный пункт |
Единица измерения (сетевая единица) |
Доступность |
Муниципальный район |
Районный Дом культуры |
Независимо от количества населения |
1 |
|
Автоклуб |
Транспортная единица |
1 |
|
|
Сельское поселение |
Учреждение клубного типа |
Административный центр сельского поселения |
1 |
Шаговая доступность 15-30 минут/ |
Филиал сельского дома культуры |
на 1 тыс. жителей |
1 |
Транспортная доступность 15-30 минут |
Учреждения клубного типа могут действовать на основании Примерного положения.
21. Нормы и нормативы размещения учреждений клубного типа в сельских поселениях могут предусматривать наличие 1 учреждения клубного типа в административном центре сельского поселения и наличие 1 учреждения клубного типа на 1 тысячу человек независимо от количества населенных пунктов в сельском поселении. Органы местного самоуправления сельских поселений могут дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для создания учреждений клубного типа в порядке предусмотренном решением представительного органа муниципального образования.
Минимально необходимое количество учреждений клубного типа в сельском поселении может определяться по следующей формуле:
К = ((H) : Нн.ф.) + Нн.адм.ц, где:
К - минимально необходимое количество учреждений клубного типа;
Н - численность населения сельского поселения;
Нн.ф. - норматив численности жителей на 1 филиал дома культуры;
Нн.адм.ц - норматив числа домов культуры для административного центра сельского поселения.
22. В целях обеспечения межпоселенческих функций по обеспечению досуга населения и создания условий для развития народного художественного творчества, на уровне муниципального района создается районный Дом культуры, обеспечивающий методическое руководство и творческую координацию развития самодеятельного искусства и народного творчества на территории муниципального района.
V. Нормы размещения многофункциональных передвижных культурных центров
24. Для Еткульского муниципального района устанавливается норма обеспеченности передвижными многофункциональными культурными центрами - 1 транспортная единица на муниципальный район для обслуживания населенных пунктов, входящих в состав Еткульского муниципального района и не имеющих стационарных учреждений культуры.
Автоклуб функционирует при районном Доме культуры, создан для предоставления нестационарных культурно-досуговых услуг, а также для проведения массовых мероприятий патриотической, образовательной и досуговой направленности. Автоклуб представляет собой передвижную площадку для обслуживания населения и проведения массовых мероприятий на открытой местности.
25. В соответствии с законом Челябинской области на территориях с низкой плотностью сельского населения, а также в отдаленных и труднодоступных местностях количество специализированных транспортных средств может быть увеличено, в том числе могут быть предусмотрены транспортные средства со специфической функциональной направленностью (библиомобили, библиобусы, киномобили, автоклубы и т.п.).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление администрации Еткульского муниципального района Челябинской области от 6 февраля 2024 г. N 82 "Об утверждении методических рекомендаций о применении нормативов и норм оптимального размещения организаций культуры Еткульского муниципального района и обеспеченности населения услугами организаций культуры Еткульского муниципального района"
Вступает в силу с 6 февраля 2024 г.
Опубликование:
-