Досье на проект федерального закона
Комитет по государственному строительству и законодательству, рассмотрев представленную законодательную инициативу, отмечает следующее.
Законопроект направлен на приведение в соответствие норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), а именно статей 14.9.1 и 28.1, с содержанием отраслевого законодательства, а именно, Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
Статьей 14.9.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства.
Состав правонарушения образуют такие действия (бездействие) должностных лиц соответствующих органов (организаций), которые:
- могут быть обжалованы в соответствии с российским антимонопольным законодательством,
- выражаются в нарушении установленных сроков осуществления процедур либо в предъявлении требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень.
В силу части 1.2-1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.9.1 КоАП РФ, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения порядка осуществления процедуры, включенной в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства, утвержденный Правительством РФ.
С 1 сентября 2021 года утратили силу нормы ГрК РФ, касающиеся исчерпывающих перечней процедур в сферах строительства (отдельные положения статьи 6 ГрК РФ). В связи с этим утратили силу Постановления Правительства РФ, утверждающие такие перечни (N 403 от 30.04.2014, N 1138 от 07.11.2016, N 1504 от 27.12.2016 соответственно в сферах жилищного строительства, строительства объектов водоснабжения и водоотведения, строительства объектов электросетевого хозяйства и ряд других постановлений).
Одновременно с этим статьей 5.2 ГрК РФ установлен закрытый перечень этапов реализации проекта по строительству объекта капитального строительства, каждый из которых состоит из закрытого перечня мероприятий, которые может в себя включать. В соответствии с частью 9 данной статьи документы и иные материалы, необходимые для выполнения указанных мероприятий подлежат включению в соответствующий реестр документов.
Во исполнение этих норм принято постановление Правительства N 2490 от 25.12.2021, которым утвержден исчерпывающий перечень документов, сведений, материалов, согласований, предусмотренных нормативными правовыми актами РФ и необходимых для выполнения предусмотренных ГрК РФ мероприятий при реализации проекта по строительству объекта капитального строительства. Данное постановление действует в настоящее время, при этом с 01 сентября 2024 года вместо него вступит в силу постановление Правительства N 1180 от 27.07.2023, утверждающее Правила формирования и ведения реестра вышеуказанных документов, сведений, материалов, согласований.
Помимо изложенного ранее были внесены изменения в статью 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции", которые в части носят корреспондирующий характер, а в части расширяют перечень действий (бездействий) соответствующих органов (организаций), которые могут быть обжалованы в антимонопольный орган (пункт 2 части 1 статьи 18.1).
В связи с изложенным, законопроектом предлагается:
скорректировать терминологию статьи 14.9.1 КоАП РФ в целях приведения в соответствие с терминологией ГрК РФ;
внести изменения в диспозицию части 1 статьи 14.9.1 КоАП РФ, расширяющие перечень действий (бездействия) должностных лиц соответствующих органов (организаций), за которые может наступить ответственность;
внести изменения в часть 1.2-1 статьи 28.1 КоАП РФ в части корректировки терминологии.
Срок вступления в силу предлагается синхронизировать со вступлением силу вышеуказанного постановления Правительства N 1180 от 27.07.2023 с 01 сентября 2024 года.
Комитет поддерживает концепцию данной законодательной инициативы, полагая, что предложенные изменения являются обоснованными.
К законопроекту N 509211-8 имеются отдельные замечания в соответствии с Методическими рекомендациями по юридико-техническому оформлению законопроектов (редакция 2021 года), которые могут быть устранены в ходе подготовки законопроекта к рассмотрению Государственной Думой во втором чтении.
Учитывая изложенное, Комитет по государственному строительству и законодательству рекомендует Государственной Думе проект федерального закона N 509211-8 "О внесении изменений в статьи 14.9.1 и 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" принять в первом чтении.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.