Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рассмотрел указанный проект федерального закона, внесенный депутатами Государственной Думы Л.Э. Слуцким, С.Д. Леоновым, Я.Е. Ниловым, Б.А. Чернышовым, В.А. Кошелевым, С.А. Наумовым, К.М. Панешем, А.Н. Свистуновым, В.В. Сипягиным, И.К. Сухаревым, и отмечает следующее.
Рассматриваемым законопроектом предлагается внести в часть 6 статьи 4.5 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон) изменение, согласно которому лица добровольно вступившие в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - лица, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному социальному страхованию), приобретают право на получение страхового обеспечения при условии уплаты ими страховых взносов в установленном Федеральным законом размере за календарный год, в котором наступил страховой случай.
В настоящее время указанные лица приобретают право на получение страхового обеспечения при условии уплаты страховых взносов за календарный год, предшествующий календарному году, в котором наступил страховой случай. Данные условия обусловлены особым правовым статусом указанных лиц, отличным от правового статуса лиц, работающих по трудовому договору.
В соответствии с частью 4 статьи 4.5 Федерального закона, уплата страховых взносов лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию, производится не позднее 31 декабря текущего года начиная с года подачи заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному социальному страхованию, и в соответствии с частью 7 той же статьи, в случае, если лицо, добровольно вступившее в правоотношения по обязательному социальному страхованию, не уплатило страховые взносы за соответствующий календарный год в срок до 31 декабря текущего года, имевшиеся между ним и страховщиком правоотношения по обязательному социальному страхованию считаются прекратившимися с 1 января следующего года.
Рассматриваемым законопроектом предусматривается предоставление гражданину права на получение страхового обеспечения независимо от уплаты страховых взносов в определенный Федеральным законом период.
Однако, как справедливо отмечается в заключении Счетной палаты Российской Федерации "такое правовое решение противоречило бы самой сути страховых правоотношений, основанных на заблаговременной (предварительной) организации защиты от риска наступления события, в рассматриваемом случае - риска временной утраты застрахованным лицом заработка и иных выплат, вознаграждений в связи с наступлением страхового случая либо дополнительных расходов застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая (то есть страхования такого риска)".
Согласно финансово-экономическому обоснованию реализация законопроекта не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
В то же время, согласно статье 3 Федерального закона пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованным лицам, добровольно вступившим в правоотношения по обязательному социальному страхованию, за счет бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Таким образом, предусматриваемая законопроектом возможность авансирования выплаты страхового обеспечения при наступлении страхового случая в течении текущего года за счет средств обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с последующей уплатой страховых взносов до конца текущего года, может привести к дополнительным расходам бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Учитывая, что бюджет Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на протяжении последних лет формируется с дефицитом, реализация законодательной инициативы может потребовать дополнительных расходов из федерального бюджета.
Комитет-соисполнитель по рассматриваемому законопроекту - Комитет Государственной Думы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства полагает, что "предлагаемое законопроектом изменение не только противоречит действующей концепции Федерального закона от 26 декабря 2006 года N 255-ФЗ, но и предлагает оплачивать страховые случаи указанных лиц за счет иных добросовестных страховщиков".
Правовое Управление Аппарата Государственной Думы высказало замечания к законопроекту.
Комитет Совета Федерации по социальной политике, Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, Комитет Совета Федерации по финансовым рынкам не поддерживают концепцию законопроекта.
Правительство Российской Федерации законопроект не поддерживает.
Счетная палата Российской Федерации законопроект не поддерживает.
На основании изложенного, Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов рекомендует Государственной Думе отклонить рассматриваемый проект федерального закона в первом чтении.
Председатель комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.