Апелляционное определение Самарского областного суда от 26 марта 2024 г. N 33а-4924/2024
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "А." (далее ООО "А.") на решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 18.01.2024, заслушав доклад судьи Самарского областного суда М.Н.В., пояснения представителя административного истца ФИО4, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя административного ответчика ФИО5 на апелляционную жалобу, заключение прокурора ФИО6, судебная коллегия установила:
ООО "А." обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительными приложения N 1, N 2 к постановлению администрации городского округа Тольятти Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ N
В обоснование заявленных требований указано, что приложением N 1, 2 Постановления администрации городского округа Тольятти от 09.11.2022 N-п/ установлены нормативы сточных вод для объектов абонентов всех организаций, осуществляющих водоотведение с использованием технологических зон водоотведения N 1.1 и N 1.2 Автозаводского района городского округа Тольятти. Ранее действующее Постановление администрации г.о. Тольятти от 28.07.2020 N-п/1 утратило силу.
Административный истец не согласен с утвержденными Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ N-п/1 нормативами, считает их незаконными и подлежащими отмене.
Постановлением администрации г.о. Тольятти от 23.12.2021 N-п/1 "Об утверждении актуализированной схемы водоснабжения и водоотведения г.о. Тольятти на период с 2014 до 2028 года", внесены изменения в схему водоотведения Автозаводского района г. Тольятти с выделением из ЦСВ N 1 двух ТЗ: Технологическая зона 1.1, часть ЦСВ N 1, предназначенная для приема, транспортировки и очистки бытовых и производственных сточных вод (условно-грязных) с отведением очищенных сточных вод через самостоятельный выпуск в Саратовское водохранилище. В состав ТЗ N 1.1 входят сети и очистные сооружения бытовой и производственной канализации, эксплуатируемые ООО "А."; Технологическая зона 1.2, часть ЦСВ N 1, предназначенная для приема, транспортировки и очистки поверхностных сточных вод (дождевые и производственные условно - чистые) с отведением очищенных сточных вод через самостоятельный выпуск в Куйбышевское водохранилище. В состав ТЗ N 1.2. входят сети и очистные сооружения дождевой и производственной канализации, эксплуатируемые <данные изъяты>
ООО "А." считает, что внесение изменений в схемы водоотведения в части выделения технологических зон в соответствии не является основанием для корректировки нормативов состава сточных вод (от ДД.ММ.ГГГГ N; от ДД.ММ.ГГГГ N; от ДД.ММ.ГГГГ N; от ДД.ММ.ГГГГ N; от ДД.ММ.ГГГГ N).
Кроме того, в нарушение требований раздела XIII Правил N 644 Приложения N 1 к Постановлению от ДД.ММ.ГГГГ N-п/1 для технологической зоны N.1 централизованной системы водоотведения N 1 Автозаводского района г. Тольятти по показателям "БПКполн." и "аммоний - ион" установлены нормативы состава сточных вод больше максимально допустимого значения показателей и концентраций по соответствующим загрязняющим веществам (показателям), указанным в приложении N Постановлению Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Определением от 09.08.2023 Арбитражный суд Самарской области передал дело, возбужденное на основании вышеуказанного заявления, для рассмотрения по подсудности суду общей юрисдикции, указав, что ООО "А." фактически обжалует нормативно-правовой акт.
Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, с учетом уточненных административных исковых требований ООО "А." просил суд признать недействующими со дня принятия как несоответствующие законодательству Российской Федерации Постановление администрации городского округа Тольятти "Об утверждении нормативов состава сточных вод для объектов абонентов всех организаций, осуществляющих водоотведение с использованием конкретной технологической зоны водоотведения централизованных систем водоотведения городского округа Тольятти N 1 и N 2, а также централизованной системы водоотведения N (ливневой) городского округа Тольятти" от ДД.ММ.ГГГГ N-п/1, Постановление администрации городского округа Тольятти "О внесении изменений в постановление администрации городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ N-п/1" от N-п/1 в части:
- пункты 1 (1.1), 2 (2.1) Постановления администрации городского округа Тольятти "Об утверждении нормативов состава сточных вод для объектов абонентов всех организаций, осуществляющих водоотведение с использованием конкретной технологической зоны водоотведения городского округа Тольятти N и N , а также централизованной системы водоотведения N (ливневой) городского округа Тольятти" от ДД.ММ.ГГГГ N-п/1";
- пункт 7 (7.1) в части признания утратившим силу пункта 1, приложения N Постановления администрации городского округа Тольятти Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ N-п/1 "Об утверждении нормативов состава сточных вод для объектов абонентов, сбрасывающих сточные воды в централизованную систему водоотведения (канализации) городского округа Тольятти" - Приложение N нормативы состава сточных вод для объектов абонентов, сбрасывающих сточные воды в централизованную систему водоотведения (канализации) Автозаводского района городского округа Тольятти;
- приложения N, N Постановления администрации городского округа Тольятти "Об утверждении нормативов состава сточных вод для объектов абонентов всех организаций, осуществляющих водоотведение с использованием конкретной технологической зоны водоотведения городского округа Тольятти N и N, а также централизованной системы водоотведения N (ливневой) городского округа Тольятти" от ДД.ММ.ГГГГ N-п/1;
- Постановление администрации городского округа Тольятти "О внесении изменений в постановление администрации городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ N-п/1" от ДД.ММ.ГГГГ N-п/1.
Решением Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ отказано в удовлетворении административного искового заявления (том 3 л.д. 168-187)
В апелляционной жалобе ООО "А." просит решение отменить и принять по делу новое решение, которым административные исковые требования удовлетворить (том 4 л.д.1-7).
В заседании судебной коллегии представитель административного истца ООО "А." ФИО4 доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика ФИО5 возражала против доводов апелляционной жалобы, с решением суда первой инстанции согласна, считает его законным и обоснованным.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор ФИО6 полагала необходимым решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся участников процесса, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Статьей 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, установлено, что определяющей обязанности суда при разрешении административных дел об оспаривании нормативных правовых актов, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 названной статьи, в полном объеме (часть 7).
В силу части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (часть 9).
В пункте 1 части 2 статьи 215 поименованного Кодекса указано, что основанием для признания нормативного правового акта не действующим полностью или в части является его несоответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Частями 1, 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ; Закон о местном самоуправлении) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и их должностными лицами принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному и другим федеральным законам, иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, в силу пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ относится к вопросам местного значения.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении").
Согласно подпункту 4 и пункту 9.1 части 1 статьи 6 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных округов, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится, в том числе, утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, муниципальных округов, городских округов; установление нормативов состава сточных вод отнесено к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях.
Положениями пунктов 8.1 и 8.2 части 11 статьи 7 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" предусмотрено, что горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и водоотведение осуществляются в соответствии с правилами горячего водоснабжения и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации и определяющими соответственно: порядок установления органами местного самоуправления нормативов состава сточных вод и порядок исчисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и взимания указанной платы с абонентов, порядок уменьшения для абонентов платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в случае реализации абонентами планов снижения сбросов.
Частью 1 статьи 30.1 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" установлено, что в целях охраны водных объектов от загрязнения для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, за исключением жилых домов, многоквартирных домов (кроме нежилых помещений в многоквартирных домах, имеющих отдельные канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения (канализации), иных объектов, определенных правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативы состава сточных вод.
Нормативы состава сточных вод устанавливаются органами местного самоуправления в соответствии с порядком, установленным правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, на основании нормативов допустимых сбросов, установленных для объектов организаций, осуществляющих водоотведение, с учетом эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение. Показатели эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение, рассчитываются в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30.1 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении").
Особенности установления нормативов состава сточных вод в отношении технологически нормируемых веществ устанавливаются правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 утверждены Правила холодного водоснабжения и водоотведения, регулирующие отношения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления поселений, городских округов (далее - органы местного самоуправления), организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение (далее - организации водопроводно-канализационного хозяйства), заявителей, организаций, осуществляющих транспортировку воды, сточных вод, другие регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, абонентов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения по предоставлению холодной (питьевой и (или) технической) воды из централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения и по отводу сточных вод в централизованную систему водоотведения (далее соответственно - абоненты, водоотведение).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в целях охраны водных объектов от загрязнений для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение на территории г.о. Тольятти, в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", постановлением Правительства от 22.05.2020 N 728 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменения и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", постановлением администрации г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ N-п/1 "Об утверждении актуализированной схемы водоснабжения и водоотведения г.о. Тольятти на период с 2014 до 2028 года", Уставом городского округа Тольятти, постановлением администрации городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ N-п/1 утверждены нормативы состава сточных вод для объектов абонентов всех организаций, осуществляющих водоотведение с использованием конкретной технологической зоны водоотведения централизованных систем водоотведения городского округа Тольятти N и N, а также централизованной системы водоотведения N (ливневой) городского округа Тольятти", в том числе, Приложений N, N к указанному постановлению (том 1 л.д. 12-17).
Постановлением администрации городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ N-п/1 внесены изменения в постановление администрации городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ N-п/1, а именно: пункт 18 Приложения N изложен в новой редакции (том 3 л.д. 65).
Постановлением администрации городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ N-п/1 внесены изменения в постановление администрации городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ N-п/1, а именно: Приложение N изложено в новой редакции (том 3 л.д. 66-67)
Разрешая административный спор и принимая решение об отказе удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции, дав оценку всем представленным по делу доказательствам, пришел к выводу о том, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом в пределах компетенции и соответствует всем требованиям, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Оснований не согласиться с такими выводами суда первой инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется, поскольку выводы суда являются верными, подробно мотивированы со ссылками на установленные обстоятельства, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции административных истцов в суде первой инстанции, не подтверждают нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, основаны на неверном толковании норм материального права и фактически сводятся к несогласию с оценкой доказательств и выводами суда первой инстанции по обстоятельствам дела.
В соответствии с пунктом 13.1 статьи 2 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" нормативы состава сточных вод - устанавливаемые в целях охраны водных объектов от загрязнения показатели концентрации загрязняющих веществ в составе сточных вод абонента, сбрасываемых в централизованную систему водоотведения (канализации).
Согласно подпункту 9.1 части 1 статьи 6 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" установление нормативов состава сточных вод отнесено к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях.
Подпунктом "б" пункта 113 Правил холодного водоснабжения (раздел VI. Предотвращение негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения) значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать максимальные допустимые значения показателей и концентраций по перечню согласно приложению N 5.
В приложении N 5 Правил холодного водоснабжения установлен перечень максимальных допустимых значений нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения.
Нормативы состава сточных вод рассчитываются в порядке, определенном разделом XIII. "Порядок установления нормативов состава сточных вод, в том числе порядок расчета показателей эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение, и особенности установления нормативов состава сточных вод в отношении технологически нормируемых веществ" Правил холодного водоснабжения.
Пунктом 167 Правил холодного водоснабжения предусмотрено, что нормативы состава сточных вод устанавливаются для объектов абонентов организации, осуществляющей водоотведение.
В силу пункта 170 Правил холодного водоснабжения нормативы состава сточных вод устанавливаются для загрязняющих веществ, в отношении которых объектам соответствующей централизованной системы водоотведения или технологической зоны водоотведения (если централизованная система водоотведения состоит из 2 и более технологических зон водоотведения) в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды, установлены (рассчитаны, представлены) нормативы допустимых сбросов, а также установлены технологические нормативы (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 180 и 181 данных Правил).
Основаниями для установления или корректировки нормативов состава сточных вод являются установление (расчет, представление), корректировка (перерасчет) нормативов допустимых сбросов или установление (корректировка) технологических нормативов для объектов централизованных систем водоотведения организации, осуществляющей водоотведение (пункт 171 Правил холодного водоснабжения).
Согласно пункту 173 Правил холодного водоснабжения и водоотведения орган, уполномоченный на установление нормативов состава сточных вод, обязан в течение 30 календарных дней со дня представления рассчитанных значений нормативов состава сточных вод организацией, осуществляющей водоотведение, установить нормативным правовым актом нормативы состава сточных вод или уведомить организацию, осуществляющую водоотведение, об отказе в установлении нормативов состава сточных вод (для загрязняющих веществ, в отношении которых имеются основания для принятия решения об отказе в установлении органом, уполномоченным на установление нормативов состава сточных вод, нормативов состава сточных вод) с указанием оснований для такого отказа (любым способом, позволяющим подтвердить факт и дату получения уведомления организацией, осуществляющей водоотведение).
В силу пункта 174 Правил холодного водоснабжения и водоотведения основаниями для принятия решения об отказе в установлении нормативов состава сточных вод органом, уполномоченным на установление нормативов состава сточных вод, являются: отсутствие установленных (рассчитанных, представленных) нормативов допустимых сбросов или установленных технологических нормативов в отношении загрязняющих веществ, для которых были представлены рассчитанные значения нормативов состава сточных вод; рассчитанные значения нормативов состава сточных вод меньше установленных (рассчитанных, представленных) значений нормативов допустимых сбросов или установленных технологических нормативов по соответствующим загрязняющим веществам; рассчитанные значения нормативов состава сточных вод не соответствуют требованиям пунктов 176-181 настоящих Правил; отсутствие предусмотренных пунктом 171 настоящих Правил оснований для корректировки нормативов состава сточных вод (при представлении для корректировки нормативов состава сточных вод).
В случае если организация, осуществляющая водоотведение, в срок, указанный в пункте 172 настоящих Правил, не представила в орган, уполномоченный на установление нормативов состава сточных вод, рассчитанные значения нормативов состава сточных вод, орган, уполномоченный на установление нормативов состава сточных вод, при наличии соответствующих оснований, предусмотренных пунктом 171 настоящих Правил, утверждает нормативы состава сточных вод без представления организацией, осуществляющей водоотведение, рассчитанных значений нормативов состава сточных вод. При этом организация, осуществляющая водоотведение, обязана представить в орган, уполномоченный на установление нормативов состава сточных вод, по его письменному запросу в течение 5 рабочих дней имеющиеся у этой организации документы и материалы, необходимые для установления нормативов состава сточных вод, указанные в запросе (пункт 175 Правил холодного водоснабжения и водоотведения).
Нормативы состава сточных вод рассчитываются в порядке, определенном разделом XIII Правил холодного водоснабжения и водоотведения.
Приложение N 5 к Правилам холодного водоснабжения содержит перечень максимальных допустимых значений нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, которые установлены в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения.
В то время как оспариваемым постановлением установлены нормативы состава сточных вод для защиты водного объекта от загрязнения.
При этом, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 469 нормативы допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей утверждаются Федеральным агентством водных ресурсов.
Как установлено судом Постановлением администрации г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ N-п/1 утверждена схема водоснабжения и водоотведения городского округа Тольятти на период с 2014 до 2028, в которую неоднократно вносились изменения (постановление администрации г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ N-п/1, постановление администрации г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ N-п/1), в результате чего из централизованной сплавной системы водоотведения Автозаводского района ЦСВ N были выделены две технологические зоны водоотведения 1.1 и 1.2.
В соответствии с пунктами 8.1 и 8.2 часть 11 статьи 7 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" дополнена согласно которым горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и водоотведение осуществляются в соответствии с правилами горячего водоснабжения и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации и определяющими порядок установления органами местного самоуправления нормативов состава сточных вод, порядок начисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и взимания указанной платы с абонентов, порядок уменьшения для абонентов платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в случае реализации абонентами планов снижения сбросов.
Постановлением правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" в постановление правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" внесены изменения, в соответствии с которыми Правила N 644 дополнены разделом XIII, определяющим порядок установления нормативов состава сточных вод, в том числе порядок расчета показателей эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение, и особенности установления нормативов состава сточных вод в отношении технологически нормируемых веществ.
Соответственно, в связи с внесенными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728 изменениями в Правила холодного водоснабжения, органам местного самоуправления было рекомендовано установить нормативы состава сточных вод со сроком начала их действия не позднее 01.07.2020 (пункт 2 постановления).
Постановлением администрации г.о. Тольятти от 28.07.2020 N 2264 в соответствии с порядком установления нормативов состава сточных вод, определенным в разделе XIII Правил N 644, утверждены нормативы состава сточных вод для объектов абонентов, сбрасывающих сточные воды в централизованную систему водоотведения (канализации) городского округа Тольятти.
Вместе с тем согласно пункту 168 Правил N 644 нормативы состава сточных вод устанавливаются едиными для объектов всех абонентов централизованной системы водоотведения или конкретной технологической зоны водоотведения (если централизованная система водоотведения состоит из 2 и более технологических зон водоотведения).
Таким образом, при общесплавной системе водоотведения нормативы состава сточных вод устанавливаются едиными для объектов абонентов централизованной системы водоотведения. Если централизованная система водоотведения состоит из двух или более технологических зон водоотведения, нормативы состава сточных вод рассчитываются отдельно для каждой технологической зоны водоотведения.
Постановлением администрации г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ N-п/1 утверждена актуализированная схема водоснабжения и водоотведения городского округа Тольятти на период с 2014 год до 2028 год, согласно которой централизованная система водоотведения включает: централизованную систему водоотведения N (ЦСВ N), состоящую из технологических зон водоотведения N.1, 1.2; централизованную систему водоснабжения N (ЦСВ N), состоящую из технологических зон водоотведения N.1, 2.2. 2.3; централизованную систему водоотведения N, предназначенную для приема и транспортировки поверхностных вод.
Учитывая, что централизованная система водоотведения состоит из двух и более технологических зон водоотведения, нормативы состава сточных вод рассчитываются отдельно для каждой технологической зоны водоотведения.
Порядок установления нормативов состава сточных вод, в том числе порядок расчета показателей эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение, и особенности установления нормативов состава сточных вод в отношении технологически нормируемых веществ установлены в разделе XIII Правил 644.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что во исполнение требований пункта 172 Правил N 644 у ООО "А.", как организации, осуществляющей водоотведение, были истребованы расчеты значений нормативов для объектов абонентов, сбрасывающих сточные воды в централизованные системы водоотведения, которые Обществом в орган местного самоуправления представлены не были.
Проанализировав представленные доказательства, суд первой инстанции, обоснованно пришел к выводу, что нормативы состава сточных вод для объектов абонентов всех организаций, осуществляющих водоотведение с использованием конкретной технологической зоны водоотведения централизованных систем водоотведения городского округа Тольятти N и N, а также централизованной системы водоотведения N (ливневой) городского округа Тольятти были утверждены Постановлением администрации городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ N-п/1, в том числе Приложения N, N к указанному постановлению, что не противоречит положениям п. 175 Правил холодного водоснабжения и водоотведения.
В последующем в постановление N-п/1 от ДД.ММ.ГГГГ были внесены изменения постановлением администрации городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ N-п/1 (пункт 18 Приложения N изложен в новой редакции), постановлением от ДД.ММ.ГГГГ N-п/1 (Приложение N изложено в новой редакции).
Доводы апелляционной жалобы о том, что внесение изменений в схемы водоотведения в части выделения технологических зон в соответствии с Положениями Правил N не является снованием для корректировки нормативов состава сточных вод, основаны на неверном толковании закона и отклоняются судебной коллегией.
В связи с актуализацией схем водоснабжения и водоотведения, у органа местного самоуправления возникла обязанность по установлению нормативов состава сточных вод для объектов конкретной технологической зоны водоотведения, что потребовало необходимость признания утратившими силу Постановления N и всех изменений в него, которым нормативы были установлены с учетом общесплавной системы водоотведения.
При этом непредставление административным истцом в орган, уполномоченный на установление нормативов состава сточных вод, рассчитанных значений нормативов состава сточных вод, в силу пункта 175 Правил N орган, не является препятствием к установлению указанных нормативов органом.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении административным ответчиком при расчетах состава сточных вод требований пункта 176 Правил N по технологической зоне N.1 по показателю БПК полн., аммоний - ион, поскольку установленные значения больше максимальной допустимых значений показателей и концентрации по соответствующему показателю, указанному в Приложении N Правил N, не принимаются судебной коллегией во внимание, поскольку указанные показатели оспариваемым постановлением не устанавливались.
Кроме того, в оспариваемом Приложении N, 2 установлены нормативы для 19 загрязняющих веществ, при этом административным истцом заявляется о превышении только по двум нормативам веществ, о несоответствии других семнадцати административным истцом не заявляется.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, учитывая приведенные обстоятельств, пришел к обоснованному выводу, что постановление администрации г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ N 2810-п/1, равно как и постановление администрации городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ N-п/1 о внесений изменений в постановление от ДД.ММ.ГГГГ, не противоречат требованиям закона, приняты в соответствии с Правилами N.
Кроме того, суд первой инстанции при рассмотрении дела установил, что Приложение N к постановлению от ДД.ММ.ГГГГ N-п/1, утратило силу в связи с принятием администрацией г.о. Тольятти постановления от ДД.ММ.ГГГГ N-п/1, которым: Приложение N изложено в новой редакции.
Учитывая фактические обстоятельства, приведенные выше требования законодательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемых нормативно-правовых актов незаконными, не противоречат действующему законодательству, регулирующему возникшие правоотношения, и права административного истца не нарушают.
Иные доводы апелляционной жалобы основаны на субъективном толковании норм права и оценке установленных по делу обстоятельств.
При рассмотрении дела судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права не допущено, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.
Само по себе несогласие административных истцов с данной судом оценкой обстоятельств дела не дает оснований считать решение суда неправильным. Доводы жалобы направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, исследованных судом и получивших надлежащую правовую оценку. Таким образом судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия определила:
решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 18.01.2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "А." - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение Самарского областного суда от 26 марта 2024 г. N 33а-4924/2024
Текст определения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника