Решение Калининградского областного суда от 28 марта 2024 г. N 3а-25/2024 (3а-301/2023)
Калининградский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО "К." к Министерству градостроительной политики Калининградской области, заинтересованные лица: администрация МО "Гурьевский муниципальный округ", ЗАО "И.", Ф.В.С. о признании недействующим в части приказ Министерства градостроительной политики Калининградской области от 05 октября 2023 года N 417 "Об утверждении проекта межевания территории в границах улицы Дзержинского поселка Дружный муниципального образования "Гурьевский муниципальный округ" Калининградской области", установил:
приказом Министерства градостроительной политики Калининградской области от 05 октября 2023 года N 417 утвержден проект межевания территории в границах улицы Дзержинского поселка Дружный муниципального образования "Гурьевский муниципальный округ" Калининградской области".
ООО "К.", являясь собственником земельного участка с кадастровым номером N, обратилось в суд с административным иском (т. 1 л.д. 7-14), в котором с учетом уточнения требований (т. 2 л.д. 164) просит признать недействующим со дня издания данный проект межевания территории в части образования земельного участка с условным номером земельного участка :2:ЗУ1 с видом разрешенного использования "склады (6.9)" путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером N (48 000 кв. м), части ЗУ N (243 кв. м), части ЗУ N (24 кв. м) и земель неразграниченной государственной собственности, а также в части установления сервитута с условным номером земельного участка :2:чзу1, площадью 1 214 кв. м, для организации проезда на земельном участке с кадастровым номером N, находящемся по адресу: <адрес>.
Административный истец считает в оспариваемой части проект межевания территории не соответствующим статьям 11.2, 39.28, 39.29 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), которыми установлен порядок образования земельных участков, в том числе путем перераспределения земель и земельных участков, а также основания для их перераспределения, указав, что в нарушение требований названных норм, в отсутствие оснований и письменного заявления ООО "К." как правообладателя с 1986 года земельного участка с кадастровым номером N, границы которого с указанного времени неизменны, а в 2004 году отражены в ЕГРН на основании землеустроительного дела, подготовленного ООО "Г.", проект межевания под видом перераспределения земельных участков фактически предусматривает изъятие части производственной территории земельного участка с кадастровым номером N с предоставлением части территории, по которой протекает ручей, и её использование для целей предпринимательской деятельности административного истца невозможно.
Кроме того, в части предусмотренного проектом межевания установления на земельном участке с кадастровым номером N публичного сервитута для организации проезда оспариваемый нормативный акт не соответствует статьям 23, 39.37, 39.39-39.41 ЗК РФ, которыми регламентированы цели и порядок установления публичного сервитута. В нарушение приведенных норм проект межевания предусматривает установление публичного сервитута фактически в интересах одного частного лица - собственника земельного участка с кадастровым номером N Ф.В.С. и не преследует в указанной части публично значимые цели, при этом нарушает права ООО "К.", предусматривая доступ неограниченного круга лиц на закрытую территорию коммерческой организации.
В судебном заседании представитель ООО "К." В.А.Б. уточненный административный иск поддержала по изложенным в нем основаниям, указала, что на рассмотрении Арбитражного суда Калининградской области находится иск Ф.В.С. к ООО "К." об установлении на земельном участке с кадастровым номером N частного сервитута в границах, соответствующих границам публичного сервитута, предусмотренного оспариваемым проектом межевания территории. В рамках рассмотрения арбитражного спора ООО "К." представило заключение кадастрового инженера (т. 2 л.д. 38-54) о двух других вариантах установления частного сервитута, предусматривающих для организации проезда к земельному участку Ф.В.С. наименьшее использование территории чужих земельных участков (119 кв. м и 264 кв. м), а не площадью 1 214 кв. м, как предусмотрено проектом межевания в отношении земельного участка с кадастровым номером N. По мнению представителя ООО "К." В.А.Б., установление публичного сервитута в соответствии с проектом межевания территории для Ф.В.С., которая намерена построить на своем земельном участке частную ветеринарную клинику, представляет интерес исключительно по причине нахождения на земельном участке с кадастровым номером N асфальтированной дороги, которая как часть данного земельного участка является собственностью ООО "К.". В части оспаривания проекта межевания, предусматривающего образование земельных участков путем перераспределения земельного участка ООО "К.", В.А.Б. указала, что границы земельного участка с кадастровым номером N установлены в соответствии результатами межевания, земельный участок огорожен, изъятие его части с предоставлением взамен земельного участка с находящемся на нем водным объектом - ручьем Лесным без согласия собственника и в отсутствие его письменного заявления не соответствует земельному законодательству и нарушает права ООО "К.".
Представитель административного ответчика - Министерства градостроительной политики Калининградской области И.В.С., поддержав письменные возражения (т. 2 л.д. 1-9), просила в удовлетворении административного иска отказать, указав, что о публичных целях установления сервитута ничего пояснить не может, поскольку его установление отнесено к компетенции органа местного самоуправления - администрации МО "Гурьевский муниципальный округ" Калининградской области, которым такое решение не принято и, согласно объяснениям представителя администрации М.С.А., приниматься не планируется, т.е. проект межевания в указанной части останется нереализованным, а, соответственно, не нарушает права ООО "К.". Образование земельного участка с условным номером земельного участка :2:ЗУ1 путем перераспределения земельного участка административного истца и части ЗУ N, части ЗУ N, а также земель неразграниченной государственной собственности направлено на устранение существующей чересполосицы. Кроме того, по сведениям ЕГРН, границы земельного участка с кадастровым номером N не были установлены в соответствии с законом, граница земельного участка, согласно данным публичной кадастровой карты, проходила по середине расположенного на этом участке здания, что устранено проектом межевания территории.
Представитель заинтересованного лица - администрации МО "Гурьевский муниципальный округ" Калининградской области М.С.А. оставил разрешение административного спора на усмотрение суда, пояснил, что в администрацию МО "Гурьевский муниципальный округ" обращений об установлении публичного сервитута не поступало, муниципалитет устанавливать публичный сервитут на части земельного участка административного истца не планирует, публичные цели для его установления отсутствуют, отображение в проекте межевания территории спорного публичного сервитута не инициировано органом местного самоуправления (т.1 л.д. 225).
Представитель заинтересованного лица ЗАО "И." Е.А.Д. пояснил, что ЗАО "И." являлся заказчиком подготовки проекта межевания территории, однако, в оспариваемой административным истцом части проект им не заказывался, в остальной (не оспоренной) части данный проект разработан по инициативе ЗАО "И." и уже реализован в отношении принадлежащего ЗАО "И." земельного участка, не являющегося смежным по отношению к земельному участку административного истца. Ни образование земельного участка ООО К." в других границах, ни установление на его части публичного сервитута не инициировано ЗАО "И.", заинтересованность в этом у данного юридического лица отсутствует (т. 1 л.д. 114-115).
Представитель заинтересованного лица Ф.В.С. - М.В.А. просил в удовлетворении административного иска отказать, указав, что Ф.В.С. является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>:5, на котором осуществляет строительство ветеринарной клиники; проезд к земельному участку Ф.В.С. отсутствует, также не имеется проезда к трансформаторной подстанции, расположенной за границами земельного участка административного истца, проезд к которой возможен по части земельного участка административного истца, в связи с чем необходимо установление публичного сервитута.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Б.Л.В., полагавшей административный иск не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции (часть 1 статьи 4 Градостроительного кодекса РФ) и находится в силу комплексного характера регулируемых отношений в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (статья 72 Конституции Российской Федерации и часть 3 статьи 4 Градостроительного кодекса РФ).
Статьей 3 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности включает Кодекс, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу РФ.
Согласно частям 1, 4 статьи 7, пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования муниципальных округов документации по планировке территории относится к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Органы местного самоуправления муниципального образования уполномочены утверждать документацию по планировке территории в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ (пункт 4 части 3 статьи 8), а именно: согласно части 5 статьи 45 названного Кодекса они принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи, и утверждают документацию по планировке территории в границах поселения, городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2-4.2, 5.2 настоящей статьи, с учетом особенностей, указанных в части 5.1 настоящей статьи.
В силу статьи 8.2 Градостроительного кодекса РФ полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области градостроительной деятельности, установленные настоящим Кодексом, могут быть перераспределены между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации в области градостроительной деятельности в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ.
Законом Калининградской области от 30 ноября 2016 года N 19 "О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Калининградской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области" полномочия по принятию решения о подготовке документации по планировке территории применительно к территории муниципальных образований Калининградской области, обеспечение подготовки по планировке территории, принятие решения об утверждении документации по планировке территории для размещения объектов, указанных в частях 4, 4.1 и 5-5.2 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ, подготовленной в том числе лицами, указанными в пунктах 3 и 4 части 1.1 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ, о внесении изменений в такую документацию, об отмене такой документации или ее отдельных частей, о признании отдельных частей такой документации не подлежащими применению перераспределены уполномоченному Правительством Калининградской области органу государственной власти Калининградской области, которым в соответствии с постановлением Правительства Калининградской области от 25 января 2017 года N 14 являлось Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области, а с 16 марта 2022 года - Министерство градостроительной политики Калининградской области.
ЗАО "И." 22 января 2022 года обратилось в Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области с заявлением о подготовке проекта межевания применительно к территории, расположенной в границах пос. Дружный МО "Гурьевский городской округ" Калининградской области в целях определения местоположения границ изменяемых земельных участков; установления, изменения красных линий. В заявлении указаны земельные участки, границы которых планируется уточнить, среди которых не указан земельный участок с кадастровым номером N (т. 1 л.д. 138).
Приказом Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области от 10.02.2022 N 81 "О подготовке проекта межевания территории в границах улицы Дзержинского поселка Дружный муниципального образования "Гурьевский муниципальный округ" Калининградской области" предписано подготовить проект межевания указанной территории в соответствии со схемой границ территории, в отношении которой осуществляется подготовка проекта межевания территории, заказчиком по подготовке проекта определено ЗАО "И." (т. 1 л.д. 145-147).
Данный приказ размещен на интернет-странице Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области в информационно-коммуникационной сети "Интернет".
ЗАО "И." направлено задание от 14.02.2022 N 972-ААГ на подготовку Проекта (т. 1 л.д. 148).
Разработчиком проекта межевания являлась ИП А.Т.С.
22 мая 2023 года администрация Гурьевского муниципального округа согласовала в пределах компетенции указанный проект межевания (т. 1 л.д. 169).
22 мая 2023 года проект межевания территории поступил для рассмотрения в Министерство градостроительной политики Калининградской области (т. 1 л.д. 152).
В соответствии с заключением Министерства градостроительной политики Калининградской области от 02.06.2023 N 3687-МГП проект межевания территории в границах улицы Дзержинского в поселке Дружный муниципального образования "Гурьевский муниципальный округ" Калининградской области" соответствует требованиям, установленным частью 10 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ, а также требованиям задания работку проекта межевания территории.
Постановлением администрации МО "Гурьевский муниципальный округ" от 19.06.2023 N 3723, опубликованным в газете "Наше время" N 24 (10907) от 23.06.2023 назначены общественные обсуждения по Проекту, постановление опубликовано в газете время" N 24 (10907) от 23.06.2023.
По итогам проведения общественных обсуждений подготовлен протокол от 18.07.2023 и заключение от 18.07.2023 N 06/8887.
Министерством градостроительной политики Калининградской области выявлены нарушения градостроительного законодательства при организации и проведении общественных обсуждений по проекту межевания территории, выразившиеся в неверном указании в постановлении администрации муниципального образования об организации и проведении общественных обсуждений, в протоколе и заключении от 18.07.2023 по результатам проведенных общественных обсуждений вида документации по планировке территории - указано "проект планировки территории с проектом межевания в его составе" (т.1 л.д. 60, 62).
По этой причине проект межевания территории повторно направлен для проведения общественных обсуждений.
Повторные общественные обсуждения назначены постановлением администрации МО "Гурьевский муниципальный округ" от 15.08.2023 N 5231, которое опубликовано в газете "Наше время" 10915) от 18.08.2023.
Срок проведения общественных обсуждений установлен в период с 18 августа 2023 года до 15 сентября 2023 года.
Срок проведения экспозиции проекта межевания территории установлен в период с 25 августа 2023 года до 08 сентября 2023 года.
Прием предложений и замечаний осуществлялся в период с 25 августа 2023 года до 08 сентября 2023 года.
ООО "К." участие в общественных обсуждениях не принимало.
По результатам общественных обсуждений составлен протокол общественных обсуждений от 15 сентября 2023 года, подготовлено заключение по итогам проведения повторных общественных обсуждений по проекту от 15.092023 171, которое опубликовано в газете "Наше время" N 36 (10919) от 15.09.2023.
Приказом Министерства градостроительной политики Калининградской области от 05.10.2023 N 417 "Об утверждении проекта межевания территории в границах улицы Дзержинского в поселке Дружный муниципального образования "Гурьевский муниципальный округ Калининградской области" (заказчик - ЗАО "И.", условный номер документации по планировке тории - 04-22 ПМ) указанный Проект утвержден (т. 1 л.д. 186-210).
Приказ подписан Министром градостроительной политики Калининградской области, опубликован 06 октября 2023 года на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) (номер 3901202310060001).
Форма оспариваемого нормативного правового акта соответствует положениям статей 42, 48 Устава Калининградской области (Закон Калининградской области от 18 января 1996 года N 30 "О вступлении в действие Устава (Основного Закона) Калининградской области) и части 1 статьи 18 Уставного Закона Калининградской области от 12 октября 2011 года N 42 "О Правительстве Калининградской области".
Порядок опубликования нормативных правовых актов, определенный Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2014 года N 198 "О порядке опубликования законов и иных правовых актов субъектов Российской Федерации на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и Законом Калининградской области от 15 июля 2014 года N 339, соблюден.
Приведенные выше установленные судом обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что приказ Министерства градостроительной политики Калининградской области от 05.10.2023 N 417 "Об утверждении проекта межевания территории в границах улицы Дзержинского в поселке Дружный муниципального образования "Гурьевский муниципальный округ Калининградской области" принят уполномоченным органом в установленной форме с соблюдением процедуры принятия и официально опубликован.
В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Утвержденный приказом Министерства градостроительной политики Калининградской области от 05 октября 2023 года N 417 проект межевания территории предусматривает, кроме прочего, образование земельного участка с условным номером земельного участка :2:ЗУ1 с видом разрешенного использования "склады (6.9)" путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером N (48 000 кв. м), части ЗУ N (243 кв. м), части ЗУ N (24 кв. м) и земель неразграниченной государственной собственности, а также установление сервитута с условным номером земельного участка :2:чзу1, площадью 1 214 кв. м, для организации проезда на земельном участке с кадастровым номером N, находящемся по адресу: <адрес>.
ООО "К.", образованное 16 декабря 2008 года путем реорганизации в форме преобразования (т. 1 л.д. 98), является с 03 сентября 2009 года собственником земельного участка с кадастровым номером N, площадью 48 000 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для обслуживания и эксплуатации производственной базы. На территории земельного участка расположены 9 объектов капитального строительства с кадастровыми номерами N, N, N, N, N, N, N, N, N (т. 2 л.д. 56-77).
Ранее правообладателем земельного участка являлось государственное предприятие Производственная база "А.", реорганизованное в 1993 году в форме преобразования в АО "К.", а затем в ООО "К.".
Производственная база "А." владела вышеуказанным земельным участком, площадью 48 000 кв. м, на праве постоянного бессрочного пользования, земельный участок был предоставлен на основании решения исполкома Калининградского областного Совета народных депутатов от 01 августа 1972 N 209 для строительства производственной базы (т. 1 л.д. 25).
Работы по межеванию земельного участка с кадастровым номером N выполнены в 2003 году ООО "Г." в системе координат 63 года (т. 1 л.д. 15-39).
Земельный участок с кадастровым номером N поставлен на кадастровый учет 20 апреля 2007 года.
Таким образом, ООО "К." является субъектом правоотношений, возникающих вследствие утверждения приказом Министерства градостроительной политики Калининградской области от 05 октября 2023 года N 417 проекта межевания территории, и вправе его оспорить, в той части, в которой затронуты права данного юридического лица.
Подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории (часть 1 статьи 42 Градостроительного кодекса РФ).
Судом установлено, что проект планировки спорной территории не разрабатывался.
Подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах, определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны, и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны. Подготовка проекта межевания территории осуществляется для определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков; установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования (части 1 и 2 статьи 43 Градостроительного кодекса РФ).
В соответствии со статьей 43 Градостроительного кодекса РФ
Проект межевания территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по обоснованию этого проекта.
Основная часть проекта межевания территории включает в себя текстовую часть и чертежи межевания территории.
На чертежах межевания территории отображаются:
1) границы планируемых (в случае, если подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории) и существующих элементов планировочной структуры;
2) красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 настоящей статьи;
3) линии отступа от красных линий в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений;
4) границы образуемых и (или) изменяемых земельных участков, условные номера образуемых земельных участков, в том числе в отношении которых предполагаются их резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд;
5) границы зон действия публичных сервитутов.
В оспариваемой административным истцом части проект межевания территории предусматривает образование земельного участка с условным номером земельного участка :2:ЗУ1 с видом разрешенного использования "склады (6.9)" путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером N (48 000 кв. м), части ЗУ N (243 кв. м), части ЗУ N (24 кв. м) и земель неразграниченной государственной собственности (т. 1 л.д. 211: зеленый контур - границы существующего земельного участка с кадастровым номером N; синий контур - границы земельного участка :2:ЗУ1, образованного путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером N, части ЗУ N (243 кв. м), части ЗУ N (24 кв. м) и земель неразграниченной государственной собственности).
Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу пункта 4 статьи 11.2 Земельного кодекса РФ образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков.
Предусмотренные данным пунктом случаи, когда такое согласие не требуется, не предусматривают образование земельных участков путем перераспределения земельных участков, находящихся в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Случаи и основания перераспределения земельных участков установлены пунктом 1 статьи 39.28 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Для осуществления перераспределения необходимо наличие одновременно трех условий:
1) в результате перераспределения границы земельных участков должны приводиться в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;
2) целью перераспределения должно служить исключение вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы;
3) размер увеличившегося земельного участка не должен превышать установленные пределы.
Согласно пункту 2 статьи 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков.
В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган (пункт 1 статьи 39.29 Кодекса).
Таким образом, из анализа приведенных выше норм земельного законодательства следует, что утверждение проекта межевания территории, предусматривающего перераспределение земельных участков, само по себе не влечет их перераспределение, поскольку реализуется путем заключения соглашения между уполномоченным органом, осуществляющим полномочия в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и собственником земельного участка, находящегося в частной собственности, причем исключительно по инициативе последнего путем обращения с письменным заявлением.
Соответственно, при отсутствии волеизъявления ООО "К." останется нереализованным проект межевания территории в части образования земельного участка с условным номером земельного участка :2:ЗУ1 с видом разрешенного использования "склады (6.9)" путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером N (48 000 кв. м), части ЗУ N (243 кв. м), части ЗУ N (24 кв. м) и земель неразграниченной государственной собственности.
При изложенных обстоятельствах приказ Министерства градостроительной политики Калининградской области от 05 октября 2023 года N 417, которым утвержден проект межевания территории в указанной выше части, не нарушает права ООО "К.". Административные требования о признании данного приказа недействующим в приведенной части подлежат оставлению без удовлетворения.
Пункт 1 статьи 274 ГК РФ предусматривает право собственника недвижимого имущества требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).
Пункты 1, 3, 4 статьи 23 и статья 39.23 Земельного кодекса РФ предусматривают цели и порядок установления сервитута, в том числе публичного сервитута.
В силу пункта 1 статьи 23 Земельного кодекса РФ сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.
Судом установлено, что в Арбитражном суде Калининградской области Ф.В.С. инициировала спор об установлении частного сервитута на земельном участке административного истца для прохода, проезда к принадлежащему ей на праве собственности земельному участку с кадастровым номером <данные изъяты> 5.
В силу пункта 8 статьи 23 ЗК РФ сервитут, публичный сервитут должны устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.
В Арбитражный суд Калининградской области сторонами - Ф.В.С. и "К." - представлены в общей сложности три варианта установления частного сервитута, подготовленные кадастровыми инженерами.
В соответствии с пунктом 3 статьи 23 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается в соответствии с настоящим Кодексом. К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 настоящего Кодекса не применяются.
Публичный сервитут может устанавливаться для прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе, за исключением случаев, если свободный доступ к такому объекту ограничен в соответствии с федеральным законом (подпункт 1 пункта 4 статьи 23 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Земельного кодекса РФ публичный сервитут может быть установлен только в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения.
Установление публичного сервитута для организации проезда на земельном участке с кадастровым номером N такие цели не преследует.
В утвержденном проекте межевания территории публичный сервитут предусмотрен в интересах одного лица - Ф.В.С., которая заказчиком проекта межевания не являлась.
При этом в задание на разработку проекта межевания установление публичного сервитута на земельном участке с кадастровым номером N не включено, ни заказчик проекта ООО "И.", ни администрация МО "Гурьевский муниципальный округ" в установлении публичного сервитута на земельном участке административного истца не заинтересованы, о чем пояснили в судебном заседании.
По смыслу закона публичный сервитут не может быть установлен в интересах одного частного лица, исключение составляют случаи установления публичного сервитута в отдельных целях, предусмотренных в главе V.7 ЗК РФ, к которым данный случай не относится.
Суд отклоняет доводы представителя заинтересованного лица Ф.В.С. - М.В.А. о том, что установление публичного сервитута необходимо для обслуживания трансформаторной подстанции.
Установление публичного сервитута для указанных целей осуществляется в ином порядке, предусмотренном главой V.7 ЗК РФ, поскольку трансформаторная подстанция в соответствии с абзацем 11 статьи 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" является частью линейного объекта электросетевого хозяйства, однако, собственник данного объекта об установлении публичного сервитута не обращался, имея возможность обслуживания данной подстанции без установления сервитута.
Несостоятельны и доводы представителя заинтересованного лица Ф.В.С. - М.В.А. о необходимости установления публичного сервитута для проезда к пожарному водоему ООО "И.", опровергнутые представителем данного юридического лица с указанием о наличии иных подъездных путей к водоему.
Таким образом, утвержденный приказом Министерства градостроительной политики Калининградской области от 05 октября 2023 года N 417 проект межевания территории в той части, в которой им предусмотрено установление сервитута с условным номером земельного участка :2:чзу1, площадью 1 214 кв. м, для организации проезда на земельном участке с кадастровым номером N не соответствует положениям статьи 23 Земельного кодекса РФ, поскольку предусматривает его установление не в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, нужд местного населения, а в частных интересах.
В соответствии с частью 6 статьи 41 Градостроительного кодекса РФ проект планировки территории является основой для подготовки проекта межевания территории, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, к которым рассматриваемый случай не относится.
Согласно части 1 статьи 41.1 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении выделяемых проектом планировки территории одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, определенных правилами землепользования и застройки территориальных зон и (или) установленных схемами территориального планирования муниципальных районов, генеральными планами поселений, муниципальных округов, городских округов функциональных зон, территории, в отношении которой предусматривается осуществление комплексного развития территории.
В силу подпункта 2 части 4 статьи 41 проект межевания территории является одним из видов документации по планировке территории.
Таким образом, в отсутствие разработанного в отношении данной территории проекта планировки территории, предусматривающей установление сервитута для организации проезда на земельном участке с кадастровым номером N, его отображение в проекте межевания этой территории не соответствует требованиям части 6 статьи 41, части 1 статьи 41.1 ГРК РФ.
Суд отклоняет доводы представителя административного ответчика - Министерства градостроительной политики Калининградской области И.В.С. о том, что отображение в проекте межевания территории границ зоны действия публичного сервитута для организации проезда на земельном участке с кадастровым номером N не нарушает прав административного истца, поскольку решение об установлении публичного сервитута органом местного самоуправления не принято.
Проект межевания территории не имеет срока реализации, то есть действует бессрочно, соответственно, предусмотренный им публичный сервитут с условным номером земельного участка :2:чзу1, площадью 1 214 кв. м, для организации проезда на земельном участке с кадастровым номером N, может быть установлен в любое время, что создает для административного истца правовую неопределенность.
Публичный сервитут является вещным правом и, являясь ограничением права собственника на объект недвижимости, подлежит государственной регистрации в ЕГРН в силу части 6 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Таким образом, потенциальная возможность в отсутствие законных оснований ограничения права собственности ООО "К." в отношении земельного участка с кадастровым номером N нарушает права административного истца.
Суд отклоняет доводы стороны административного ответчика о том, что в случае установления публичного сервитута ООО "К." не лишен возможности защитить свои права в суде, оспорив соответствующее решение органа местного самоуправления.
Необходимость несения сопряженных с судебным разбирательством временных и финансовых расходов не отвечает интересам сторон такого спора.
Кроме того, наличие утвержденного проекта межевания территории, предусматривающего границы действия публичного сервитута для организации проезда, может предопределить рассмотрение арбитражного спора об установлении частного сервитута, один из вариантов установления которого соответствует границам публичного сервитута, утвержденного оспариваемым нормативным правовым актом органа государственной власти субъекта РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
По изложенным выше мотивам суд пришел к выводу о несоответствии оспариваемого приказа в части утверждения проекта межевания территории, предусматривающего установление сервитута с условным номером земельного участка :2:чзу1, площадью 1 214 кв. м, для организации проезда на земельном участке с кадастровым номером N, находящемся по адресу: <адрес>, в связи с чем административный иск в указанной части подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд решил:
административное исковое заявление ООО "К." удовлетворить частично.
Признать недействующим со дня издания приказ Министерства градостроительной политики Калининградской области от 05 октября 2023 года N 417 "Об утверждении проекта межевания территории в границах улицы Дзержинского поселка Дружный муниципального образования "Гурьевский муниципальный округ" Калининградской области" в части утверждения проекта межевания территории в части установления сервитута с условным номером земельного участка :2:чзу1, площадью 1 214 кв. м, для организации проезда на земельном участке с кадастровым номером N, находящемся по адресу: <адрес>.
В остальной части в удовлетворении административного искового заявления отказать.
Решение подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа власти.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца с даты составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 11 апреля 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Калининградского областного суда от 28 марта 2024 г. N 3а-25/2024 (3а-301/2023)
Текст решения предоставлен Калининградским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании