Досье на проект федерального закона
Счетная палата Российской Федерации на основании статьи 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" рассмотрела проект федерального закона N 372151-8 "О внесении изменений в статью 148 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект), внесенный депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Законопроектом предлагается внести в статью 148 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации изменение, предусматривающее расширение перечня лиц, которым в обязательном порядке направляется копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.
По результатам рассмотрения законопроекта и дополнительных материалов к нему необходимо отметить следующее.
Как следует из пояснительной записки к законопроекту, его разработка обусловлена необходимостью установления обязанности руководителя следственного органа, следователя, органа дознания или дознавателя направлять копию постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента его вынесения пострадавшему и лицу, в отношении которого проводилась проверка сообщения о преступлении, с одновременным разъяснением им права на обжалование указанного постановления и порядка его обжалования. Установление данной обязанности необходимо для своевременной реализации права граждан на обжалование процессуальных действий и решений, принятых указанными должностными лицами.
В качестве обоснования предлагаемых законопроектом изменений приводится правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, в соответствии с которой органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими их права и свободы.
Необходимо обратить внимание, что Конституционный Суд Российской Федерации при этом отмечает, что часть четвертая статьи 148 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации не содержит каких-либо указаний на ограничения права граждан на доступ к информации в отношении лиц, чьи права и свободы затрагиваются постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела. Следовательно, указанная норма не может рассматриваться как препятствующая гражданам защищать свои права и свободы в соответствии с Конституцией Российской Федерации, в том числе использовать право на доступ к информации и правосудию при обжаловании в суд решений органов предварительного расследования (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 5 июня 2014 г. N 1309-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Майоровой Светланы Владимировны на нарушение ее конституционных прав пунктом 3 части первой статьи 24 и частью четвертой статьи 148 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации").
Реализация решений, предлагаемых законопроектом, приведет к дополнительной нагрузке на руководителя следственного органа, следователя, орган дознания или дознавателя по направлению копии постановления об отказе в возбуждении уголовного дела соответствующим лицам.
Кроме того, реализация федерального закона потребует дополнительных расходов федерального бюджета на изготовление и отправку уведомлений, при этом необходимая информация в финансово-экономическом обосновании к законопроекту отсутствует.
Так, согласно данным, представленным в единой межведомственной информационно-статистической системе, количество принятых по сообщениям о преступлении решений об отказе в возбуждении уголовного дела в 2020 - 2022 годах имеет тенденцию к увеличению (в 2020 году принято 6 097,8 тыс. решений, в 2021 году - 6 242,7 тыс. решений, в 2022 году - 6 468,6 тыс. решений). Аналогичная тенденция складывается и по количеству принятых по сообщениям о преступлении решений об отказе в возбуждении уголовного дела за отсутствием события или состава преступления (в 2020 году принято 6 021,8 тыс. решений, в 2021 году - 6 178,8 тыс. решений, в 2022 году - 6 412,0 тыс. решений).
Согласно дифференцированным тарифам на услуги общедоступной почтовой связи по пересылке простых писем в больших объемах стоимость одного отправления составляет 24 рубля.
Таким образом, только ежегодные расходы на пересылку уведомлений пострадавшему и лицу, в отношении которого проводилась проверка сообщения о преступлении, могут составить 297,8 млн. рублей (расчетно).
Вместе с тем в соответствии с пунктом 2 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.
В связи с изложенным законопроект не поддерживается.
Аудитор |
С.Ю. Орлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.